Производство iPhone и iPad остановлено впервые за 10 лет
Apple столкнулась с полной остановкой производства своих смартфонов и планшетов в Китае. Она вызвана нехваткой недорогих компонентов – модулей связи, сенсоров камер и др., без которых устройство будет неполноценным. Остановка может привести к падению продаж iPhone и iPad в праздничный сезон. В аналогичной ситуации оказались и другие крупные производители мобильной электроники и компьютеров.
Производство iPhone под ударом
Производство смартфонов Apple iPhone и планшетов Apple iPad в Китае впервые за 10 лет полностью остановилось, пишет Nikkei Asian Review. Эксперты издания связывают это с нехваткой компонентов, вызванной пандемией коронавируса COVID-19.
Производство мобильных гаджетов Apple в КНР встало на несколько дней в октябре 2021 г. Помимо проблем с поставкой комплектующих, на это повлияли и власти КНР, ограничившие потребление электроэнергии по всей стране.
Для компаний, выпускающих устройства Apple, это значительные убытки, поскольку ограничения пришлись как раз на так называемую «золотую неделю» китайских праздников в октябре 2021 г. В эти дни фабрики работают в режиме 24/7, чтобы удовлетворить спрос на гаджеты в праздничный сезон.
«Из-за ограниченного количества компонентов и микросхем не имело смысла работать сверхурочно в праздничные дни и доплачивать рядовым работникам», — сказал Nikkei Asia менеджер цепочки поставок. «Такого никогда не было. В прошлом китайская “золотая неделя” всегда была самым оживленным временем, в этот период все сборщики наращивали производство», – добавил он.
Apple начала сокращать свои прогнозы по выпуску новейших iPhone 13 еще в октябре 2021 г. Спустя месяц компания была вынуждена снизить производство планшетов iPad. В декабре 2021 г. прогнозы Apple по выпуску iPhone 13 до конца 2021 г. упали до 83-85 млн шт. с первоначальных 95 млн шт.
Общая картина
Эксперты издания опросили более чем 20 руководителей отрасли по производству техники и составили картину ситуации, в которой оказалась Apple из-за общемирового дефицита комплектующих. В сентябре и октябре 2021 г. производство iPhone 13 упало на 20% по сравнению с предыдущими планами компании.
Это произошло даже после того, как Apple поставила в приоритет все необходимые компоненты для последнего флагманского смартфона в ущерб другим своим продуктам – iPad, iPhone 12, iPhone SE и др.
За тот же период перераспределение общих компонентов привело к еще сильному сокращению объемов производства планшетов iPad – приблизительно на 50% от предыдущих планов Apple. Прогнозируемые объемы производства старых поколений iPhone упали примерно на 25%. К ноябрю 2021 г. ситуация с iPad и старыми iPhone не сильно улучшилась.
В результате Apple была вынуждена сократить суммарные прогнозы на 2021 г. по выпуску iPhone 13 с первоначальных 95 млн до 83-85 млн. Это случилось впервые после начала пандемии коронавируса, пришедшегося на декабрь 2019 г.
Даже несмотря на наращивание объемов производства в ноябре, Apple по-прежнему отставала примерно на 15 млн устройств от поставленной цели по производству 230 млн iPhone в за весь 2021 г. Эту амбициозную цель, как назвали ее источники Nikkei Asia Review, Apple поставила перед собой в самом начале 2021 г.
Где кроется проблема
Apple испытывает проблемы вовсе не с поставками крупных и дорогостоящих компонентов iPhone 13. У компании есть доступ к нужному количеству OLED-дисплеев и процессоров А15. Все усложняют очень дешевые комплектующие стоимостью «всего лишь в несколько центов», пишет Nikkei.
В качестве примера издание привело контроллеры управления производства Texas Instruments, трансиверы Nexperia, а также модули беспроводной связи Broadcom. Эти компоненты используются не только в iPhone – их можно найти даже в бытовой электронике, что говорит о наличии спроса на них со стороны других компаний.
«Вся полупроводниковая промышленность не в состоянии удовлетворить этот критический спрос, в том числе из-за увеличения сроков поставки сырья. Это приводит к нехватке и для Nexperia», — сказал Nikkei представитель Nexperia.
Apple и ее поставщики столкнулись с целым рядом проблем. К примеру, локдаун во Вьетнаме, растянувшийся на месяц, повлиял на производство модулей камер Sharp для iPhone. Сбои, связанные с COVID-19 в Малайзии, повлияли на производство многих электронных компонентов и микросхем. Кроме того, Малайзия играет ключевую роль в упаковке и тестировании чипов – заключительном этапе их производства. Ну а неожиданные ограничения властей Китая на использование электроэнергии в промышленности лишь усугубили положение.
«Даже если у вас есть 99% готовых комплектующих, если вам не хватает одного, двух или трех компонентов, невозможно приступить к окончательной сборке продукта», — сказал один из источников Nikkei.
Показательный пример
Ситуация, в которой оказалась Apple, является показательной в том плане, что она одной из последних ощутила на себе влияние нехватки комплектующих для устройств. Для поставщиков компонентов Apple всегда была приоритетным клиентом. К тому же эта компания, даже несмотря на пандемию ежегодно выпускает более 200 млн iPhone, 20 млн MacBook, 50 млн iPad и свыше 70 млн пар AirPods.
«Это яркий пример широкомасштабного бедствия, вызванного проблемами в цепочке поставок, для компаний по производству потребительских товаров по всему миру. Регулярное закрытие различных заводов на фоне пандемии, проблемы с логистикой и нехватка энергии нанесла удар по модели глобального производства, которая долгое время использовалась в современном мире», – пишет Nikkei Asia Review.
Происходящее касается всех
От беспрецедентной суматохи в цепочке поставок компонентов страдает не только Apple. Со схожими трудностями столкнулись и другие производители электроники, начиная от ведущих брендов смартфонов (Samsung, Xiaomi, Oppo и др.) и заканчивая крупными вендорами ПК (HP, Dell, Acer и т. д.).
В аналогичной ситуации оказались также производителям бытовой техники и игровых консолей. Например, компания Nintendo на 20% отстает от первоначального плана производства своей игровой консоли Switch. Производители смартфонов высказывают опасения, что спрос на их продукцию может упасть из-за падения производства, пришедшегося именно на сезон продаж в предпраздничные и праздничные дни.
Для тех, кто не обладает огромным мастерством закупок и не поставляет тысячи и миллионы гаджетов, как Apple и Samsung, нехватка микросхем создает еще более серьезные проблемы. При возникшем дефиците на компоненты многие небольшие компании сталкиваются с тем, что они оказываются в конце очереди на получение своих заказов.
Нехватка чипов посеяла беспорядок во всех сферах мирового производства, перевернув с ног на голову даже известную своей стабильностью цепочку поставок для автомобильной промышленности и поставив под угрозу поставки оборонного оборудования до такой степени, что это стало проблемой национальной безопасности. Дефицит производства повлиял на экономический рост, в то время как нехватка продукции привела к резкому росту инфляции во многих странах, пишет Nikkei.
Нужно было делать запасы
Дефицит компонентов, который иногда связывают исключительно с пандемией COVID-19, на самом деле имеет более раннее происхождение, считают эксперты Nikkei Asia Review. Они связывают его отчасти напряженными отношениями между США и Китаем. В торговой войне между этими странами, начавшейся по воле экс-Президента США Дональда Трампа (Donald Trump) в 2018 г. ощутимо пострадала компания Huawei. Став рычагом давления на китайские власти, Huawei еще до введения первых ограничительных мер в отношении нее начала запасаться компонентами, необходимыми для производства своей техники.
Этот страх оказаться отрезанным от жизненно важных компонентов и поставок оборудования быстро распространился по китайской технологической индустрии и вызвал общенациональную кампанию по накоплению запасов, чтобы пережить любые вероятные трудности с поставками.
Например, запасы двух крупнейших китайских производителей микросхем, SMIC и Hua Hong Semiconductor, по итогам III квартала 2021 г. увеличились на 58% и 292%, соответственно по сравнению с мартом 2018 г. Обе компании тоже находятся в «черном списке» США.
Источник
Почему iPhone производится в Китае, а не в США, часть 3
В восьми часах езды от стекольного завода есть комплекс, неофициально называемый Foxconn City (город Foxconn), там собираются iPhone. Для руководителей Apple Foxconn City является наглядным свидетельством того, что Китай может поставлять работников, своим трудолюбием далеко опередивших своих американских коллег.
Все дело в том, что ничего похожего на Foxconn City нет в США.
На предприятии работает 230 000 работников, многие из которых проводят на заводе по шесть дней в неделю по 12 часов в день. Четверть рабочей силы Foxconn живет в бараках компании, а очень многие работники получают меньше $17 в день. Когда один из руководителей Apple приехал на завод, его автомобиль застрял в потоке рабочих. «Масштаб неописуемый», — сказал представитель Apple.
Около 300 работников Foxconn выполняют роль охранников, следящих за прямым потоком рабочих, чтобы они не задавили друг друга в узких проходах. Центральная кухня готовит в среднем 3 тонны свинины и 13 тонн риса в день. И хотя завод безупречен, воздух в ближайших чайных насыщен смрадом и дымом сигарет.
У Foxconn Technology есть десятки объектов в Азии и Восточной Европе, а также в Мексике и Бразилии. Эта компания собирает приблизительно 40% всей мировой пользовательской электроники для компаний вроде Amazon, Dell, Hewlett-Packard, Motorola, Nintendo, Nokia, Samsung and Sony.
«Они могли бы нанять 3 000 человек за одну ночь», — говорит Дженнифер Ригони, работающая менеджером по мировым поставкам Apple до 2010 года и отказавшаяся уточнять специфику своей работы. — «Какой американский завод сможет найти 3 000 человек за одну ночь и уговорить их пожить в общежитиях?».
В середине 2007 года после месяца экспериментов инженеры Apple наконец усовершенствовали метод резки стекла, которое могло бы использоваться в экранах iPhone. Первые грузовики со стеклом приехали в Foxconn City глубокой ночью, как рассказал один из бывших руководителей Apple. Именно в тот момент менеджеры подняли тысячи рабочих, которые тут же напялили свои униформы — белые и черные рубашки для мужчин, красные для женщин — и быстро взялись за сборку телефонов. За три месяца Apple продала один миллион iPhone. А с тех пор Foxconn собрал более 200 миллионов.
В своих заявлениях Foxconn отказался упоминать конкретных клиентов.
«Любой работник, нанятый нашей компанией, подписал контракт с условиями и соглашениями, а китайское правительство защищает его права», — пишет компания. — «[Foxconn] берет на себя ответственность за своих работников и усиленно работает над тем, чтобы предоставить более чем миллиону наших сотрудников безопасные и благоприятные условия».
Компания обсуждала некоторые спорные моменты с бывшим руководителем Apple и написала, что полуночный подъем, описанный выше, был невозможен, «поскольку у нас есть строгие правила, касающиеся рабочих часов наших рабочих, обуславливающие смены наших рабочих, а каждый работник имеет компьютеризованную карту, которая запретила бы ему работать на любом заводе помимо времени, отведенного ему на смену». Компания заявила, что все смены начинались в 7 утра или 7 вечера, а сотрудники получали уведомления о сдвигах в расписании как минимум за 12 часов.
В интервью работники Foxconn оспорили вышесказанные утверждения.
Другим важным преимуществом для Apple было то, что Китай смог предоставить то количество инженеров, которое в США можно было и не найти. Руководителям Apple требовалось около 8 700 промышленных инженеров для того, чтобы обеспечить двухсоттысячную армию работников конвейера, которые занимаются сборкой iPhone. Аналитик компании прогнозировал, что на поиск нужного количества квалифицированных инженеров в США могло уйти до девяти месяцев.
В Китае это заняло 15 дней.
Компании вроде Apple «говорят, что в США будет огромной проблемой найти техническую рабочую силу», — сказал Мартин Шмидт, заместитель проректора в Массачусетстском технологическом институте. В частности, компании говорят о том, что им нужны инженеры с образованием выше средней школы, но не обязательно бакалавры. Американцев с таким уровнем образования сложно найти. «Это хорошая работа, но страна не может обеспечить должный спрос».
Некоторые аспекты iPhone являются исключительно американскими. Программное обеспечение, например, а также инновационные маркетинговые кампании были созданы по большей части в США. Apple недавно построила дата-центр за $500 миллионов в Северной Каролине. Полупроводники для iPhone 4 и 4S собираются в Остине, штат Техас, на заводе южнокорейской компании Samsung.
Но даже на этих объектах нет средоточия огромного количества рабочих мест. В дата-центре, например, задействовано всего 100 штатных сотрудников. На заводе Samsung вкалывает всего 2 400 рабочих.
«На самом деле, если вы хотите выпустить от миллиона до тридцати миллионов телефонов, вам не нужно много программистов», — сказал Жан-Луи Гасси (Jean-Louis Gassée), куратор разработки продуктов и маркетинга Apple до 1990 года. — «Все эти новые компании —Facebook, Google, Twitter — извлекают из этого пользу. Они растут, но им на самом деле не нужно много работников».
Сложно оценить стоимость производства iPhone в США. Тем не менее, различные ученые и производственные аналитики полагают, что труд мало стоит в производстве технологий в целом, а выплата зарплат американцам добавит $65 к стоимости каждого из iPhone. И поскольку прибыль Apple составляет сотни долларов за телефон, сборка смартфонов «дома», теоретически, оставит компании приличный доход.
Но такие расчеты во многом бессмысленны, поскольку сборка iPhone в США потребует гораздо большего, чем просто прием на работу американцев — она потребует трансформации национальной и общемировой экономики. Руководители Apple уверены в том, что в США просто нет рабочих с необходимыми навыками для работы на быстрых и эффективных заводах. Другие компании, работающие с Apple, вроде Corning, также говорят, что им необходимо уехать за границу.
Производство стекла для iPhone было возрождено на фабрике Corning в Кентукки, и сегодня большая часть стекол iPhone по-прежнему производится там. После того, как iPhone пришел к успеху, Corning получила заказы и от других компаний, стремящихся скопировать конструкцию устройств Apple. Продажи укрепленного стекла выросли более чем на $700 миллионов за год, и компания наняла около 1 000 американцев для поддержки развития рынка.
Но наряду с расширением рынка, основные производственные мощности Corning сосредоточились на заводах в Японии и Тайване.
«Наши клиенты располагаются в Тайване, Корее, Японии и Китае», — сказал Джеймс Б. Флоуз (James B. Flaws), зампред и финдиректор Corning. — «Мы могли бы собрать стекло здесь и отправить его судном, но это займет 35 дней. Или же мы могли бы отправить его по воздуху, но это будет в 10 раз дороже. Поэтому лучшим решением было бы построить заводы по соседству с заграничными сборочными заводами».
Corning была основана в Америке 161 год назад, и ее штаб-квартира до сих пор находится в северной части Нью-Йорка. Теоретически, компания может производить все свое стекло дома, в Америке. Но на практике «потребуется капитальный ремонт и реструктуризация промышленности в целом». Флоуз также сообщил:
«Бизнес пользовательской электроники стал азиатским бизнесом. Как американец, я беспокоюсь об этом, но ничего не могу сделать, чтобы остановить это. Азия стала тем, чем были США последние 40 лет».
Далее: Отсутствие работ для среднего класса
Источник