Как посмотреть разделы андроид

Разделы внутренней памяти ROM Android — проясним наболевшее о разметке системной памяти

На просторах Рунета сложно найти конструктивную и грамотно-поданную информацию об устройстве операционной системы Android. В большинстве своем, информация имеет раздробленный и неполных характер, отсутствует вводная часть с базовыми понятиями, что делает ее трудной для восприятия и понимания новичкам. При отсутствии базовых знаний устройства и алгоритма работы операционной системы Android невозможно производить отладку или кастомизацию прошивок, заниматься разработкой под ОС Android. Именно это и натолкнуло меня на написание данной статьи, в которой я попытаюсь, обычным и понятным языком, донести «сложные» вещи.

Материал направлен, в первую очередь, на изучение обычными пользователями и представлен в качестве вводного экскурса в мир операционных систем Android. Поэтому здесь будет представлена сжатая и поверхностная информация без технических углублений и нюансов. Данный материал будет полезен всем, кто занимается перепрошивкой и кастомизацией прошивок, разработкой под ОС Android, ремонтом мобильных компьютерных систем и обычному пользователю, для лучшего понимания принципов работы и возможностей своего Android’а.

Разделы внутренней памяти Android

Внутренняя память устройства на андроиде разбита на несколько логических дисков (разделов). Приведем классическую разметку памяти:

Bootloader – здесь находится программа (загрузчик), позволяющая запускать операционную систему Android, Recovery и другие сервисные режимы.

Recovery – как видно из названия, тут установлено инженерное меню восстановления или просто Рекавери.

Boot – сердце Андроид ОС, тут находится ядро, драйвера и настройки управления процессором и памятью.

System – системный раздел, в котором находятся все, необходимые для работы Android ОС, файлы, это как папка Windows на вашем диске С:\ (здесь и далее будev проводить ассоциацию с ОС Windows)

Data – раздел для установки приложений и хранения их данных. (Program files)

User – это всем известная sdcard или, проще говоря, место под пользовательские файлы (Мои документы).Здесь мы вынуждены сделать отступление, т.к. размещение данного раздела имеет несколько вариантов:

  • Раздел отсутствует во внутренней памяти, а вместо него используется внешний накопитель — самый популярный вариант. (рис.1)
  • В устройствах со встроенной памятью большого размера, данный раздел видится как sdcard, а внешняя карта памяти видится как sdcard2 или extsd (могут быть и другие варианты названия). Обычно, встречается на устройствах с Android 3.2. (Рис.2 Вариант 1)
  • Данный вариант пришел на смену предыдущему варианту, вместе с Андроид 4.0. Раздел User заменили папкой media на разделе Data, что позволило использовать всю доступную пользователю память для установки программ и хранения данных, а не то количество, что выделил нам производитель. Иными словами sdcard и data являются одним целым. (Рис.2 Вариант 2)

Bootloader, Recovery, adb и fastboot

Теперь, когда мы знаем, что и где находится, давайте разберемся для чего оно там и как эта информация может быть нам полезна.

Начнем с Bootloader. Это загрузчик, который запускает Андроид, рекавери и т.п. Когда мы нажимаем кнопку включения, запускается загрузчик и, если нет дополнительных команд (зажатых клавиш), запускает загрузку boot. Если же была зажата комбинация клавиш (у каждого устройства она своя) то запускает, в зависимости от команды, recovery, fastboot или apx. На рисунке ниже наглядно показано, что запускает Bootloader и как взаимосвязаны разделы.

Как видно из рисунка №3, раздел Recovery не влияет на загрузку Андроид ОС, но зачем же он тогда нужен? Давайте попробуем разобраться.

Recovery (рекавери) по сути является маленькой утилитой на ядре Linux и загружается не зависимо от Андроид. Его штатный функционал не богат: можно сбросить аппарат до заводских настроек или же обновить прошивку(заранее скачанную на sdcard). Но, благодаря народным умельцам, у нас есть модифицированные рекавери, через которые можно устанавливать модифицированные (кастомные) прошивки, настраивать андроид, создавать резервные копии и многое другое. Наличие или отсутствие рекавери, а также его версия не влияют на работоспособность Андроид ОС (очень частый вопрос на форумах).

Особо внимательные читатели могли заметить на Рис.3 некий Fastboot. Это интерфейс для работы напрямую с разделами внутренней памяти, при помощи командной строки. Через него можно прошить рекавери, ядро или новую версию прошивки, или же форматировать (удалить всю информацию) тот или иной раздел.

Раз уж зашла речь об интерфейсах, хочу рассказать о еще одном, довольно известном,- adb (android debugbridge). Это, так называемый, режим отладки и назван он так неспроста – через него можно отслеживать работу, как системы в целом, так и отдельных приложений. Но это еще не все, при помощи adb можно получить полный доступ к файловой системе устройства и изменять системные файлы или же вытянуть важную информацию, когда ваш девайс завис на загрузке. Все функции режима отладки описывать не буду т.к. моя цель донести общую информацию, а не подробный обзор о функциях того или иного режима.

Читайте также:  How to install android ndk

Архитектура файлов и папок системы ОС Android

Разобравшись с теорией, давайте запустим Андроид ОС.

Нажимаем кнопку питания — запускается Bootloader, который загружает Ядро (boot), оно, в свою очередь, запускает систему (System), ну, а она уже подгружает программы (data) и пользовательское пространство (user). (Рис.3)

А теперь перейдем в корневой каталог и посмотрим на внутренности самой Android OS:

В этой схеме мы привели, только необходимые для ознакомления, директории. На самом деле их гораздо больше и на обзор только одной папки System понадобится целая статья.

И так, папка data. Как можно догадаться из названия, она как-то связана с данными, но с какими? Да практически со всеми, это и данные о синхронизации и аккаунтах, пароли к точкам доступа wifi и настройки vpn, и так далее. Среди всего прочего тут можно обнаружить папки app, data и dalvik-cache – рассмотрим их назначение:

  • app – сюда устанавливаются программы и игры.
  • data – здесь хранятся данные приложений, их настройки, сэйвы игр и прочая информация.
  • dalvik-cache — программная область кэш-памяти для программы Dalvik. Dalvik это Java-виртуальная машина, которая является основой для работы программ, имеющих *.apk расширение.
  • Для того, чтобы сделать запуск программ быстрее — создается их кэш.

Папка System хранит в себе системные данные и все необходимое для работы ОС. Давайте рассмотрим некоторые из этих папок:

  • app – здесь находятся системные приложения (смс, телефон, календарь, настройки и т.п.), а так же приложения установленные производителем устройства (фирменные виджеты, живые обои и т.д.).
  • fonts – системные шрифты
  • media – содержит стандартные мелодии звонков, уведомлений, будильников и звуков интерфейса, а так же загрузочную анимацию (bootanimation)
  • build.prop – Этот файл упоминается, чуть ли не первым, в разговорах и статьях о тонкой настройке системы. В нем содержится огромное количество настроек, таких как плотность экрана, время задержки сенсора приближения, управление wifi, имя и производитель устройства и многие другие параметры.

Права суперпользователя Root в ОС Android

Как и в любой Linux-подобной системе, в операционной системе Android доступ к системным файлам и директориям осуществляется при наличии прав суперпользователя Root. В даном разделе мы решили рассмотреть принцип работы прав суперпользователя ОС Android, возможность редактирования системных файлов или логических разделов файлового пространства при наличии прав суперпользователя Root.

— Знать что в какой папке это хорошо, но можно ли что-то с этим сделать?

— Да! Но нужны права суперпользователя (root) или, если проводить аналогию с Windows, права Администратора. Изначально все устройства на Андроид идут без root прав для конечного пользователя, т.е. покупая девайс, мы не являемся в нем полноценными хозяевами. Это сделано как для защиты от вредоносных программ, так и от самого пользователя – ведь, в неумелых руках, полный доступ к системе может привести к «смерти» операционной системы и последующей необходимости в перепрошивке устройства.

«Ну и в чем польза такой опасной штуки?» — спросите Вы.

  • Возможность делать резервные копии данных и восстанавливать их после прошивки или случайного удаления.
  • Тонкая настройка системы вручную или при помощи специальных программ.
  • Удаление системных приложений, мелодий, обоев и т.п.
  • Изменение внешнего вида ОС (например, отображение заряда батареи в процентах)
  • Добавление функционала (поддержка ad-hoc сетей, к примеру)

Данный список можно продолжать еще долго, но, думаю, данных примеров будет достаточно для представления о возможностях и широте применения root привилегий.

— Это все здорово, но теперь любая программа сможет получить доступ к «сердцу» операционки и моим данным?

— Нет. Вы сами решаете разрешить, тому или иному приложению, получить root доступ, или нет. Для этого существует программа Superuser или ее продвинутая сестра SuperSU. Без этой или подобной программы воспользоваться root не возможно.

Как видите, Андроид не такая уж и сложная операционная система для понимания пользователя. Если вы ранее имели опыт работы с Linux-подобными операционными системами, вы найдете много схожего с Android системами и это сходство обосновано. Android система является производной и построенной на базе ядра Linux. Надеюсь, после прочтения статьи, вы узнали что-то новое или получили ответ на давно интересовавший вопрос.

Источник

Как посмотреть разделы андроид

Разметка памяти мобильных устройств. Теория и практика

В этой теме будут затронуты следующие вопросы:

  • строение файлов разметки памяти, таких как scatter, MBR, EBR, GPT, EFI, parameter и др.;
  • предложены средства (приложения) для изменения разметки памяти;
  • даны практические рекомендации по осуществлению операций по переразбивке (переразметке) памяти мобильных устройств.

Для начала стоит начать с материала под спойлером «Полезная информация«, а затем, наполнившись знаниями, приступить и к практике, используя приложения, представленные ниже:

Читайте также:  Не отображается загрузка файлов андроид

Требования:

  • операционная система Windows 7 или выше;
  • установленный пакет .NET 4.0.

Возможности:

  • позволяет изменять размер ЛЮБОГО раздела памяти с автоматическим пересчетом параметров всех разделов;
  • позволяет удалять любой раздел полностью;
  • восстанавливать PMT-файл по имеющемуся scatter-файлу;
  • восстанавливать scatter-файл по имеющемуся PMT-файлу;
  • автоматически формирует файлы разметки памяти (scatter, MBR+EBR);
  • устанавливает верхнюю границу памяти 3 способами ;
  • размеры памяти привязаны к размеру блока, размер которого можно выбрать ;
  • работает с нестандартными scatter-файлами;
  • мультиязычность. Поддерживается два языка: русский и английский.

Свежая версия
Архив содержит папку с ресурсами русского языка, распаковать ВСЮ структуру вместе.
ScatterEditor_v1.06.zip ( 43.32 КБ )

Инструкция
Инструкция пользователя ScatterEditor_v1.06.zip ( 1.36 МБ )

Требования:

  • операционная система Windows 7 или выше;
  • установленный пакет .NET 4.0.

Возможности:

  • поддерживает файлы новой структуры;
  • позволяет изменять размер ЛЮБОГО раздела памяти с автоматическим пересчетом параметров всех разделов;
  • позволяет удалять разделы;
  • автоматически формирует файлы разметки памяти (scatter, MBR+EBR);
  • правильно устанавливает верхнюю границу памяти, которая просматривается через свойства аппарата;
  • мультиязычность. Поддерживается два языка: русский и английский.

Свежая версия
Архив содержит папку с ресурсами русского языка, распаковать ВСЮ структуру вместе.
Scatter2Editor_v207.7z ( 34.77 КБ )

Инструкция в pdf формате
Инструкция пользователя Scatter2Editor_v2.03.zip ( 1011.1 КБ )

Требования

  • операционная система Windows 7 или выше;
  • установленный пакет .NET 4.0.

Возможности

  • позволяет редактировать размер и флаг ЛЮБОГО раздела;
  • позволяет изменять параметры командной строки запуска;
  • мультиязычная версия;

Свежая версия
RK_ParamEd_v1.01.rar ( 20.43 КБ )

Инструкция пользователя
RK_ParamEd_1.01. Users manual.rar ( 990.79 КБ )

  • PartitionsA23 — разметка разделов на процессорах AllWinner — для чипов А23 и А33, A31s (возможно подойдёт и для других чипов)

Приложение для обработки файлов разметки схем DOS (MBR+EBR, partition.bin и т.п.) и GUID (файл GPT, EFI и т.п.).
Требования

  • операционная система Windows 7 или выше;
  • установленный пакет .NET 4.0.

Свежая версия
PartitionsEditor_1.02.rar ( 122.15 КБ )

Инструкция пользователя
Скоро будет.

В теме нет куратора. По вопросам наполнения шапки обращайтесь к модераторам раздела через кнопку под сообщениями, на которые необходимо добавить ссылки.
Если в теме есть пользователь, желающий стать Куратором и соответствующий Требованиям для кандидатов, он может подать заявку в теме Хочу стать Куратором (предварительно изучив шапку темы и все материалы для кураторов).

Сообщение отредактировал derak1129 — 12.10.21, 06:08

Проверить успешность процесса переразмеки, можно только одним способом : посмотреть каким стал размер того раздела, манипуляции с которым Вы проводили в программе ScatterEditor .
Посмотреть размеры разделов телефона можно, например, через программку MTK Droid Tools Для этого подключите тел. к ПК, на котором уже установлены все необходимые драйвера, и запускаем прогу (через эту же прогу получаем временный Root-Shell , если его нет) затем жмем на кнопку «Карта блоков» . Появляется новое окошко, в котором и смотрим размеры разделов телефона.

Сообщение отредактировал SevenMaxs — 15.09.14, 17:14

ps: Могу помочь в создании топиков (в стиле Android update-script, лучшую инфу с форума собрал в одном месте).

Prince_Saint
Спасибо за информацию, но Вы не поняли замысел. Я не буду собирать в ОДНО место известные ссылки по тематике разметки, а ПРЕДЛАГАЮ готовые решения для работы. И все это буду подкреплять легкой теорией.
Беда многих перечисленных Вами ссылок в том, что они описывают решение КОНКРЕТНОЙ задачи, не описывая основ. Это приводит к тому, что при бездумном повторении этих решений, большая часть пользователей получает «кирпич» из своего любимца.
Чтобы не быть голословным начнем с описания файла MBR

Что такое MBR-файл.

Введение.
Для работы операционной системы (ОС) необходимо создать таблицу размещения ее частей. Эта таблица находится в MBR (Master Boot Record — главная загрузочная запись), которая физически располагается в начале памяти.
MBR содержит саму таблицу размещения разделов, сигнатуру файла (т.е. признак Boot Record) и исполнимый код, используемый некоторыми ОС для загрузки.

Структура MBR и EBR файлов.

MBR имеет размер 512 байт, т.е. один физический сектор и имеет следующую структуру:

Каждая запись таблицы разделов имеет длину 16 байт, а содержимое зависит от используемой ОС. Для мобильных устройств формат записи таблицы разделов имеет следующий вид:

Структура записи таблицы разделов
——————————————
Смещение Длина Описание
——————————————
00h-03h 4 Неиспользуется (всегда 0х0)
04h 1 Код типа раздела
05h-07h 3 Неиспользуется (всегда 0х0)
08h 4 Смещение раздела (в секторах по 512 байт)
0Ch 4 Количество секторов раздела (длина раздела)
——————————————

Смещение раздела указывается от первого сектора описываемой этой таблицей области памяти. Т.е. если в поле смещения раздела указано значение 0х400, а сама таблица (MBR) расположена в памяти, начиная с адреса 0х00600000 (это указывается в scatter-файле), то этот раздел физически будет расположен в памяти с адреса

0х00600000
+ 0х00080000 (0х400*0х200=0х00080000)
—————
0х00680000

Код типа раздела описывает его содержимое. Так, если раздел не содержит информации, т.е. пуст, то его код устанавливается в 0х00.
Если разделов больше 4 и в одну таблицу MBR они не помещаются, то заводится дополнительная таблица — расширительная. Она называется EBR1 (Extended Boot Record). Код такого раздела 0х05. Коды часто используемых разделов приведены в таблице.
Раздел, содержащий EBR1 имеет точно такую же структуру, только отсутствует исполнимый код. Если количество разделов не помещается и в дополнительную таблицу, то одна из записей будет содержать описание следующей таблицы, имеющей название EBR2. И так далее по мере надобности.

Работа с MBR и EBR файлами.
В файлы, содержащие таблицы MBR и EBR, вносятся изменения после корректировки scatter-файла. Зная первоначальные размер и смещение раздела, его можно найти в таблице BR.
Затем новые значения этих параметров переводятся из байт в сектора, разделив на 512 (0х200), и вписываются в соответствующие поля таблицы.

В связи с большим объемом материала примеры я решил вынести в отдельный пост.

Сообщение отредактировал vin2809 — 12.02.14, 20:39

Введение.
Разметка памяти, т.е. разбивка на разделы, в устройствах на чипах МТК производится при помощи файла, который называется «scatter file».
Он используется программами-прошивальщиками, т.н. флешерами (от английского «flasher») при прошивке полного образа памяти или отдельных ее частей, называемых разделами.
Структура scatter file содержит описание всех существующих разделов памяти, независимо от того, что они будут содержать в работающем устройстве.

Строение scatter file.
Существует две версии структуры scatter-файла. Рассмотрим первую версию, используемую в большинстве мобильных устройств на чипах MTхх.
Полное описание раздела памяти представляет собой набор строк вида:

[__NODL_]name offset [length]
<
>, где

  • __NODL_ — «No download» признак того, что раздел будет пропущен флешером, и для его работы не требуется файл для прошивки. Такой раздел можно вообще исключить из scatter file;
  • name — название раздела;
  • offset — смещение раздела от начала памяти в 16-ричном виде, байт;
  • length — длина раздела в 16-ричном виде, байт.

Квадратные скобки означают необязательный параметр.
Чаще всего используется сокращенная запись вида:

  • — partition_index — индексный номер раздела, например, SYS1;
  • — partition_name — имя раздела, например, MBR;
  • — file_name — имя файла, содержащего образ раздела, или NONE;
  • — is_download — признак загружаемости раздела (что-то типа __NODL_);
  • — type — тип раздела. Указывает на содержимое раздела. Может принимать следующие значения:

EXT4_IMG — раздел содержит часть файловой системы EXT4;
NORMAL_ROM — раздел содержит сохраненный образ или отдельный файл;
SV5_BL_BIN — раздел содержит «сырой код» (Raw Code), т.е. исполнимый код;

  • — linear_start_addr — начальный адрес размещения раздела в файле прошивки, байт;
  • — physical_start_addr — начальный адрес размещения раздела в памяти устройства (физический адрес), байт;
  • — partition_size — размер раздела, байт;
  • — region — размещение раздела. Может принимать следующие значения:

EMMC_BOOT_1 —
EMMC_USER —

  • — storage — HW_STORAGE_EMMC
  • — boundary_check — признак необходимости отметки границы раздела (во внутренней БД или PMT);
  • — is_reserved — признак необходимости резервного копирования;
  • — operation_type — тип операции. Может принимать следующие значения:

BINREGION — область «сырого кода»;
BOOTLOADERS — загрузчик;
INVISIBLE — невидимый раздел;
PROTECTED — защищенный раздел;
RESERVED — зарезервирован;
UPDATE — обновляемый раздел.

  • — reserve

Пример полного scatter-файла второй версии, приведен в файле «Scatter_v2.txt».

Работа со scatter file.
Любой флешер использует scatter file только для ПОЛНОЙ разметки памяти.
Если Вы прошиваете один или несколько разделов, то флешер размещение разделов берет из внутренней «базы данных» — файла PMT (Partitions Map Table). Он считывает значение смещения для раздела (физический адрес) и копирует,т.е. «прошивает» образ раздела в память, начиная с этого физического адреса.
Т.к. scatter file содержит перечень и физические адреса размещения всех разделов памяти, то изменив его можно произвести переразметку этой памяти. Для этого необходимо изменить значения смещений необходимых разделов.
Например, в разделе USRDATA располагаются данные программ пользователя: логи работы и ошибок, данные о рекордах игр и т.д. Поэтому этот раздел чаще других переполняется, что приводит к появлению сообщений вида «Память переполнена».
В типовом scatter file он имеет смещение 0x34f80000 и размер 0x74f80000-0x34f80000=0х40000000(или 1073741824=1Гб). Увеличим его, например, на 256Мб(268435456). Тогда размер раздела станет 1073741824+268435456=1342177280(или 0х50000000 в hex). Т.е. мы добавили в раздел еще 0х10000000 байт. Тогда смещение следующего раздела передвинется на эту же величину:
было — 0х74f80000
стало — 0х84f80000
Если сделать так со смещениями ВСЕХ последующих разделов, то они ВСЕ передвинутся и на эту величину увеличится ОБЩИЙ размер памяти, занимаемой прошивкой. А это недопустимо. Поэтому нужно уменьшить размер какого-либо последующего раздела. У нас это раздел пользователя (FAT).
Изменить его размер мы не можем, т.к. он расположен до конца существующей памяти. Он просто автоматически укоротится.
Казалось бы и все, но укорачивать разделы можно до определенного предела (до «нуля»). Поэтому, если смещение последнего раздела переходит верхнюю границу памяти, то придется откатывать назад все изменения или уменьшать размер «прибавки» раздела.

Пример scatter-файла
Scatter_v2.rar ( 1 КБ )

Сообщение отредактировал vin2809 — 27.02.14, 15:26

Источник

Читайте также:  Плеер для проигрывания flac для андроид
Оцените статью