- Как стать Android-разработчиком
- Плюсы Android-разработки
- С чего начать изучение Android-разработки
- С чего начать карьеру
- Частые вопросы новичков
- Выводы
- Как я бросил всё и стал Android-разработчиком
- Как я сфокусировался на месяц
- Как я обучался: шкатулка с инструментами
- Начинайте решать практические задачи как можно раньше
- Ресурсы, которыми я пользовался
- Итоги марафона
Как стать Android-разработчиком
Разработчик Дмитрий Гордин провел открытое занятие для Нетологии и рассказал, с чего начинать изучение Android-разработки и как найти первую работу.
Для создания все новых и новых мобильных приложений компаниям нужны талантливые разработчики: профессия востребована, и специалистам готовы платить. По статистике зарплатного сервиса «Мой Круг», разработчики с опытом от 2 лет получают 50 000 − 100 000 рублей в регионах, 90 000 − 160 000 в Москве. Для сравнения, веб-разработчикам платят 50 000 − 110 000 рублей. Программисты, которые работают на иностранные компании, получают больше.
Плюсы Android-разработки
- Распространенность. В сентябре 2018 Android занимает 75% рынка смартфонов, iOS — 24%:
Статистика распространенности операционных систем мобильных устройств
- Разнообразие устройств. Можно писать приложения для смартфонов, планшетов, умных часов, музыкальных систем и телевизоров.
- Дешевле оплата аккаунта. Чтобы публиковать мобильные приложения в Google Play, разработчик платит $25 один раз. Аккаунт Apple Developer стоит $99 в год.
- Android — OpenSource проект. Исходный код системы доступен для всех. Можно посмотреть как сделана та или иная функция. Документация встроена прямо в код в комментариях, ее можно посмотреть прямо в IDE.
С чего начать изучение Android-разработки
План обучения может отличаться, в зависимости от задач и бэкграунда начинающего разработчика. Дальше опишем базовые знания и навыки, которые понадобятся в любом случае.
Изучите основы программирования
Базовые знания HTML и CSS. Выучите синтаксис языков и терминологию, чтобы грамотно формулировать вопросы и быстрее искать на них ответы. Например, эффективнее искать в Google не скругление углов у кнопки, а cornerRadius — поисковик выдаст больше релевантных ответов.
Основы XML. Это язык разметки, который не содержит логики работы или алгоритмов и предназначен для удобного хранения данных. Его стоит выучить, чтобы размечать пользовательский интерфейс, задавать расположение кнопок и текстовых полей, других элементов приложения. XML позволяет использовать мультиязычность, в XML-файлы записывают строки в разных языках.
Принципы работы HTTP и REST. Это протоколы взаимодействия приложений с окружающим миром — другими приложениями и сервисами, например, серверами в интернете. Их нужно осваивать, чтобы понимать, как приложение взаимодействует с другими сервисами и получает информацию из них.
Разница между языками программирования. Компьютер не различает, в чем была написана программа — он выполняет машинные коды. Языки программирования были созданы для разработчиков. У них много общего — почти во всех есть функции, переменные, классы, массивы. Если вы знаете, как использовать их в одном языке, при необходимости сможете перейти на другой. Язык нужно выбирать под решение конкретной задачи, например, для мобильной разработки стандарт — Java.
Общие принципы разработки. Чтобы писать понятный код, который смогут читать коллеги в крупных общих проектах, нужно выучить:
- как называть функции и переменные;
- разделять текст программы на файлы;
- расставлять переносы и пробелы.
Освоить все сразу при обучении не получится, навыки придут с практикой и будут постоянно совершенствоваться.
Основы объектно-ориентированного программирования. Одна из основных идей Java-разработки, которая заключается в следующем. Все предметы или явления реального мира можно представить в программе в виде совокупности их свойств и выполняемых действий. Разрабатывать программу проще, когда вы понимаете: приложение — объект, любое окно в нем — объект, свойства — высота, ширина и цвет фона, методы — рисование изображения, добавление элементов.
Git и Github. Git позволяет просматривать историю проекта, все изменения, кто и когда их вносил. В системе можно обнаружить ошибку и сделать откат. Github нужен для сложных проектов, над которыми работают несколько разработчиков одновременно. Когда один из разработчиков выкладывает код, ознакомиться с ним и редактировать может вся команда. При этом есть возможность работать даже над одним и тем же участком кода параллельно, не мешая работе другого разработчика.
Изучите среду Android
Графические элементы приложений. При создании интерфейса приложения не нужно писать код с нуля, достаточно использовать готовые блоки — View. Существуют разные виды блоков:
- для отображения текста;
- для отображения изображений;
- для размещения на экране других элементов.
Для первых приложений вам будет достаточно готовых блоков, в дальнейшем вы научитесь разрабатывать свои.
Файловая система Android. Ее нужно освоить, чтобы оптимизировать работу приложения и научить его запускаться каждый раз не с чистого листа, а сохранять свое состояние между перезапусками. Также файловая система позволяет обмениваться данными с другими приложениями, например, загружать фотографии из галереи.
Жизненный цикл Android-приложения. Когда пользователь будет работать с вашим приложением, может поступить звонок, прийти СМС или другое приложение выведет уведомление поверх окна. Для таких случаев нужно прописать поведение программы, например, сворачивание окна, паузу, сохранение текущего состояния или уменьшение громкости звука. Если не настроить жизненный цикл приложения, использовать его будет неудобно.
Технологические решения Android. Многие приложения выполняют одинаковые действия, например, запрашивают информацию в интернете, выполняют поиск или сохраняют массивы данных. Чтобы не писать код для этих действий с нуля, научитесь использовать библиотеки — типовые решения. Это части кода, которые хорошо работают и их можно вставлять в свое приложение.
Навигация между экранами. В большинстве приложений предусмотрено несколько экранов. Чтобы пользователь мог переходить между ними, сворачивать или закрывать, вам нужно разработать систему навигации и прописать алгоритм действий для каждого способа навигации.
Работа с сенсорами и тачем. Освойте класс SensorManager, чтобы научить приложение взаимодействовать с датчиками в смартфоне — акселерометром, гироскопом, датчиками расстояния и освещения.
Производительность приложений. Чтобы ваше приложение не потребляло много ресурсов и не заставляло смартфон зависать, научитесь тестировать и дорабатывать производительность.
Все перечисленное — только основы Android-разработки. Также придется освоить библиотеки кода, научиться работать с разными версиями OC Android. Когда будете писать первое приложение — понять суть этапов разработки от изучения документации до тестирования и дебаггинга, релиза, техподдержки и обновления.
Обучение в онлайн-университете: курс «Android-разработчик с нуля»
Освойте инструменты разработки
Основной инструмент разработки приложений — Android Studio. Программа состоит из двух частей:
- Визуального редактора. Здесь можно задавать расположение графических элементов будущего приложения вручную, например, перетаскивать кнопки.
- Редактора кода. В нем пишут, что нужно сделать при нажатии кнопки, увеличении или уменьшении экрана, скроллинге. Писать код можно на любом языке, например, Java или Kotlin.
Подробную видео-инструкцию по скачиванию и установке смотрите здесь: developer.android.com/studio/install
С чего начать карьеру
- Решайте задачи по Java. Найти их можно на тематическом сайте Javarush, в квестах Java Syntax, Java Collections, Java Core и других. Работайте над задачами ежедневно, чтобы освоить язык.
- Переходите на более сложные проекты — разрабатывайте лабиринты, змейку, словари и публикуйте на GitHub. Так вы будете собирать портфолио и сможете показать его работодателю.
- Выкладывайте приложения из GitHub на Google Play. Даже если у программ не будет тысяч скачиваний, ссылки на них можно указать в резюме.
- Изучите вакансии и посмотрите, какие библиотеки используют в компаниях. Освойте Glide, Retrofit, Room, Fabric — с ними работают многие работодатели.
- Выберите потенциального работодателя и идите на собеседование как Junior. Если вас не возьмут на работу сразу, порекомендуют, что изучить и какие пробелы в знаниях и навыках заполнить.
Пример вакансии для junior-уровня
Частые вопросы новичков
Нужно ли знать английский, чтобы стать Android-разработчиком
Разговорный английский для разработки не нужен, но придется освоить технический. Сначала обучающие материалы можно читать на русском, технические термины в них будут созвучны с английскими.
Можно ли научиться разрабатывать мобильные приложения самостоятельно
В интернете доступно много обучающих материалов на русском и английском, их можно освоить самостоятельно. Но для понимания нужно изучить основы, и это лучше делать на курсах под руководством профессионалов. Преподаватели помогут освоить материал с нуля быстрее, ответят на вопросы, дадут рекомендации, проведут ревью кода. Полученные знания лучше сразу отработать на практике — после каждого занятия нужны практические задачи.
Нужно ли знать математику и получить профильное образование
Чтобы начать программировать, диплом университета не нужен. Профильные знания понадобятся, если вы будете работать над соответствующим проектом.
Нужно ли знать все об Android наизусть
Не нужно, но важно уметь задавать вопросы в поисковике и искать на них ответы в документации, на профильных сайтах и форумах. У разработчиков большое сообщество, опытные программисты помогают новичкам. Документация есть в Android Studio, получить полезную информацию можно там.
Что общего у Android с HTML, CSS, Javascript
Мобильная и веб-разработка — разные отрасли. Но если вы знаете языки HTML, CSS, Javascript и понимаете принципы программирования, перейти в Android будет проще.
Можно использовать не Java, а другие языки
Использовать Javascript, Python, C# и другие альтернативные языки стоит, только если решение оправдано, поможет сэкономить время и деньги. Большинство сложных приложений, где нужно взаимодействие с аппаратной платформой телефона, лучше писать на Java или Kotlin. Именно с Java начинают обучение на курсах, так как язык самый распространенный.
Выводы
Android-разработка — перспективное направление. Программисты нужны работодателям, и им готовы платить. Новичкам доступно много обучающих материалов, сильное сообщество опытных коллег всегда поможет советами. Обучаться можно самостоятельно, но чтобы упростить и ускорить процесс, лучше обратиться за помощью к преподавателям и начать с курсов.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Источник
Как я бросил всё и стал Android-разработчиком
Статья для тех, кто хочет найти новое призвание, но никак не может решиться.
Несколько лет я хотел стать программистом и каждый раз отказывался от этой идеи. Гуманитарию, который уже пошёл по другой дороге, не силен в математике, в 24 года менять направление развития казалось опасным начинанием, лишённым смысла. Ведь кто-то взялся за программирование ещё до школы!
С такими мыслями я просматривал ленту новостей, и моё внимание привлекла статья «Как сотрудник банка с гуманитарным образованием стал разработчиком мобильных игр». К заголовку я бы еще добавил «и спал по 3-5 часов, продолжая работать в банке, а, возвращаясь домой, сидел с ребёнком».
Если раньше моими кумирами были Шерлок Холмс и Тирион Ланистер из «Игры престолов», то теперь я решил равняться на этого супермена с гуманитарным образованием. Шутки шутками, но статья произвела на меня сильное впечатление, и я решил попробовать.
Посоветовавшись с друзьями-разработчиками, я выбрал язык Java. Первую неделю программировал в метро, в автобусе и часок перед сном — больше не получалось, задерживался на работе. На вторую неделю я понял, что такими темпами буду топтаться на месте, и принял ряд крайних мер.
Чтобы дать представление о том, что я считаю «крайними мерами», приведу пример одного небольшого лайфхака. Начал я с того, что объединил два дела в одно: спорт и дорогу от метро до дома. Какой смысл ходить пешком, а потом бегать на беговой дорожке? Я перестал заниматься спортом, а вместо этого надевал на работу кроссовки… Ведь многие современные офисные работники уже пересели на велосипеды и самокаты — наверное, в будущем люди будут чаще возвращаться с работы бегом.
Я согласен, что такой лайфхак — это скорее лёгкое проявление фанатизма, чем приём, который легко может взять на вооружение каждый. Но браться за новое дело нужно именно с фанатизмом, иначе, наверное, лучше не браться вообще.
Под конец второй недели я заболел и заметил, что дома, с температурой, я изучил раза в три больше материала, чем за тот же час в метро.
Как я сфокусировался на месяц
Я принял решение уйти с работы и начал изучать программирование с утра до вечера. То, что я успел за первые две недели до увольнения, можно пройти за два дня, если тебя ничего не отвлекает. А меня теперь ничего не отвлекало: я отказывался от всех предложений, которые получал (написать рецензию, сходить в кино, встретиться обсудить новый проект, занять кому-то денег) и старался проводить за занятиями всё свободное время. То есть абсолютно все (ну ладно, часок в день я всё-таки занимался какой-нибудь ерундой, но не больше).
Чтобы сидеть целый месяц и изучать код с утра до вечера, не нужна сила воли. Вообще. Вспомните все статьи, книги, фильмы, лекции о борьбе с ленью и прокрастинацией, которые вам представлялось услышать, увидеть, прочесть. Всё это ерунда! Потому что вопрос поставлен неправильно.
Мне попадалось сообщение на форуме от студента, который ходил на курсы по программированию, в духе: «программистам приходится много работать, они должны работать ещё и дома… очень тяжелая профессия…» Сейчас я могу сказать, что этому человеку вряд ли нужно идти в разработчикиии. Потому что программист не ДОЛЖЕН, и ему не ТЯЖЕЛО — он ХОЧЕТ и ему ИНТЕРЕСНО. Конечно, я не могу назвать себя программистом, но рискну сказать, что если программист ДОЛЖЕН и ему НЕ ИНТЕРЕСНО, то либо он не в том проекте, либо не в той профессии. Когда я писал свои первые приложения, я как будто играл в игру — постоянно возникают новые задачи, и я должен их решать. Решения могут быть разными, простор для фантазии безграничен. Это поинтереснее Skyrim или GTA.
Как я обучался: шкатулка с инструментами
Как человек, который последние 2 года занимался вопросами памяти и запоминания, я знаю о некоторых минусах интенсивного обучения. Мной же написанные статьи (Горячее время в обучении: часть 1, часть 2) почти полностью противоречат тому, что я сделал.
Чтобы нивелировать отрицательные эффекты интенсивного обучения, я вдвойне сосредоточился на сохранении опыта. По старой привычке, которую поддерживаю уже второй год, я начал заносить новую информацию в программу Anki, которая позволяет повторять материал через увеличивающиеся промежутки времени (если вы не знакомы с принципами интервального повторения, можете посмотреть статьи Интервальное повторение на Википедии, Помнить все, Не забудьте повторить).
Но всё пошло не так гладко, как раньше! Если обычно на повторение 50 карточек у меня уходило минут 5, то теперь на 5 карточек могло уйти минут 10. Первое время я мучился, стараясь запоминать всё чуть ли не дословно, но потом понял, что это бессмысленно. Программисту важно уметь быстро находить решения, а не помнить их буквально. Поэтому я начал делать карточки более объёмными и перестал запоминать их дословно. То есть я знаю, какие записи у меня есть, и быстро могу найти нужное по ключевым словам.
Приведу пример типичной карточки средних размеров:
Есть и другой тип — на понимание принципов. Здесь я отвечаю, не подглядывая в ответ.
Это намного удобнее обычного конспекта, потому что с программой для интервального повторения вроде Anki вы следите, чтобы ничего не потерялось. Если мне попадётся вопрос, который я почти забыл или не уверен в ответе, я просто отправлю его на небольшой интервал (через 3 дня в примере ниже).
На первых порах важно нестись вперёд семимильными шагами, иначе увязнешь и остановишься. Как только появляются трудности, нужно переходить на другой курс.
Например, я начал книгу Android Development и очень легко прошёл 200 страниц, а потом вообще перестал что-либо понимать. Тогда я отложил книгу и взял обычный учебник по программированию на Java, там застрял на 300-й странице. Затем перешёл на онлайн-курс по разработке под Android и проработал все уроки, кроме последнего — с ним я не справился. Когда вернулся к первой книге, прежние проблемы показались мне пустяком. Помимо этого я параллельно читал бумажный учебник по Java перед сном, а во время еды смотрел видеоуроки на телефоне.
Вообще я заметил, что все курсы по программированию построены так. Сперва тебе часами объясняют простейшие вещи:
А затем за несколько минут пытаются дать остальное:
— Хорошо, с = a + b, но зачем вам писать это каждый раз? Если вы перенесёте это в метод, то избавите себя от лишней работы. А вообще, вы могли бы реализовать абстрактный класс или интерфейс и через них уже решать подобные задачи. Попробуйте.
— Что?! Какой ещё абстрактный класс? Зачем использовать функцию? Зачем нужны интерфейсы и абстрактные классы. Похоже, программирование не для меня…
Примерно так это всё происходит.
Я, конечно, преувеличиваю, но совсем немного. Сначала создаётся впечатление, что это невероятно легко, а потом ты чувствуешь себя идиотом. Дело не в вас, а в программе обучения. Просто надо отложить её на время, и приниматься за другие материалы.
Начинайте решать практические задачи как можно раньше
Этот принцип заслуживает заголовка. Если вы решаете реальные проблемы, вам будет интересно. Вы научитесь именно тому, что нужно вам. На четвертый или пятый день, когда я ещё занимался в метро, я начал писать программу, которая считала интервалы для Anki. Меня интересовало, сколько карточек нужно будет повторять в день через полгода, если всего ты решишь выучить 500 штук.
Графические интерфейсы я делать не умел, но смог ответить на интересовавший меня вопрос. Это было и интересно, и полезно, и вообще круто! Если вы программируете неделю, вы уже можете решать практические задачи!
Другой пример: позавчера я зашёл на КиноПоиск и обнаружил совсем другой сайт. Но мне нужен старый КиноПоиск. Вы видите тут возможность для обучения? Я увидел ии написал приложение Kinopoisk vote. Потому что проходить уроки и выполнять задания — скучно. Интересно делать проект. Пусть приложение получилось так себе, скачает его человек 20 и денег я с него не получу. Сейчас главное, что я многому научился, пока его писал, а писать его было интересно.
Основной проект, над которым я работал — это галерея с фактами. Я хотел пройти весь путь от начала до конца и написать полноценное приложение. Чтобы не повторяться, я решил пойти от обратного — если обычно пользователям нужно что-то «лайкнуть», то здесь им нужно определить, насколько им тот или иной факт не нравится. И если вдруг у меня заведутся пользователи, то будет забавно посмотреть на ТОП-список фактов, которые ненавидят. Сразу скажу, что я не рассчитывал сделать что-то серьёзное — я хотел просто научиться программировать.
Ресурсы, которыми я пользовался
Новичкам я бы посоветовал что-то очень простое и удобное. Такими мне показались книги серии Head first. Написаны они так, чтобы реализовать все возможные принципы эффективного обучения: постоянное повторение, использование эмоций, объяснение сложных концепций через обыденные примеры, инфографика и тому подобное.
Очень удобно читать комментарии рядом с кодом, а не перелистывать страницу, чтобы прочесть, что делает та или иная строчка.
Их можно найти на русском, но вообще я бы советовал изучать программирование сразу на английском — проще будет потом гуглить, а гуглить придется очень много.
Удобны курсы на Treehouse — тебя ведут за ручку с самого начала, всё подробно объясняют и дают промежуточные задания (я их, кстати, никогда не выполнял). Также можете посмотреть codecademy, codecombat, codebabes.
На мобильном прошел до середины: Изучаем java, Learn java. Ежедневно заходил повторять пройденное в Anki.
Когда приступил к написанию своего приложения, проходил туториалы по тем задачам, которые возникали.
Итоги марафона
Я нахватался обрывочных знаний, могу находить и копировать чужой код, могу использовать чужие библиотеки и собирать приложения по туториалам. Нельзя стать программистом за месяц или два. Понимаю, что я в самом начале пути. Но даже сейчас я могу написать практически любую программу — все ответы есть в интернете, дело за временем.
Но главное в другом: я нашел дело, которым хочется заниматься, обнаружил вселенную, которая кажется безграничной.
Если бы можно было вернуться на месяц назад, я бы сделал всё точно так же: нет идеального пути, придётся наступать на грабли, допускать ошибки и на них учиться. Поэтому мне было бы интересно пофантазировать над другим вопросом — что если вернуться на два или три месяца назад? А если на год?
Почему мы не можем решиться на важный шаг сразу? Зачем нам ждать по несколько лет, прежде чем что-то предпринять? Именно поэтому хочу пожелать всем, кто рискнёт заняться новым в следующем месяце или в следующем году: ребят, начинайте сегодня.
12 октября 2015, 15:00
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Источник