- Какие буквы обозначают два звука в русском языке?
- Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука
- Оставьте свой комментарий
- Какие буквы дают два звука: правила и примеры употребления
- Какие гласные буквы обозначают 2 звука?
- Позиции в словах гласных букв, дающих 2 звука (таблица)
- Примеры фонетического разбора слов
- Видеоурок по теме: «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я
- делится ли буква И на два звука?
- Урок обучения грамоте по теме «Буква Е. Звуки буквы Е»
- Ход урока
- 1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
- 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
- 3. Постановка учебной задачи.
- 4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
- Физкультминутка.
- 5. Первичное закрепление.
- 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
- 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- 8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Какие буквы обозначают два звука в русском языке?
Буквы «е», «ё», «ю», «я» обозначают два звука в зависимости от их фонетической позиции: в абсолютном начале слова, после разделительных «ь» и «ъ», после других гласных звуков.
Чтобы правильно выполнить звуко-буквенный разбор слова, иногда нужно учитывать, что в буквах «е», «ё», «ю», «я» прячется сонорный непарный мягкий непарный согласный [й’.] И тогда
- буква «е» — это звуки [й’э];
- букве «ё» соответствуют звуки [й’ о];
- буква «ю» обозначает звуки [й’у];
- буква «я» — это звуки [й’ а].
Значит, орфографическая запись слова и его фонетическое звучание могут не совпадать, когда в словах имеются указанные буквы, которые находятся в определенных позициях:
1. в абсолютном начале слова
- е да — [й’э]да
- ё лка — [й’о]лка
- ю ркий — [й’у]ркий
- я блоко — [й’а]блоко
- пь е са — пь[й’э]са
- съ е хать — съ[й’э]хать
- вь ё тся — вь[й’о]тся
- съ ё мный — съ[й’о]мный
- ночь ю — ночь[й’у]
- предъ ю билейный — предъ[й’у]билейный
- ладь я — ладь[й’а]
- съязвить — съ[й’а]звить
3. после других гласных
- пени е — пени[й’э]
- тво ё — тво[й’о]
- и ю ль — и[й’у]ль
- но я брь — но[й’а]брь.
Будем иметь в виду, что из-за того что буквы «е», «ё», «ю», «я» обозначают в указанных позициях два звука, при фонетическом разборе слов количество букв и звуков не совпадает, например:
- ерала́ш [й’ и р а л а ш] — 6 букв, 7 звуков;
- ёрш [й’ о р ш] — 3 буквы, 4 звука;
- я́блоня [й’ а б л a н’ а] — 6 букв, 7 звуков;
- каса́ние [к а с а н’ и й’ э] — 7 букв, 8 звуков;
- мумиё [м у м’ и й’ о] — 5 букв, 6 звуков;
- балу́ю [б а л у й’ у] — 5 букв, 6 звуков;
- ста́нция [с т а н ц ы й’ а] — 7 букв, 8 звуков.
Источник
Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука
Гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука в том случае, когда:
— стоят после гласной, например: маяк – [я] обозначает два звука, так как стоит
после гласногоА, значит вслове маяк – 4 буквы, 5 звуков
—стоят в начале слова, например: ёлка – [ё] обозначает два звука, так как стоит в
начале слова,значит в слове ёлка – 4 буквы, 5 звуков
—стоят после Ь или Ъ знака, например: вьюга – [ю] обозначает два звука, так как
после него стоит Ь.
Буква Е обозначает звуки [Й] [Э].
Буква Ё обозначает звуки [Й] [О].
Буква Ю обозначает звуки [Й] [У].
Буква Я обозначает звуки [Й] [А].
Обозначает 1 звук:
После мягких согласных (люк)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Автор в друзьях: 3
У автора в друзьях: 11
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Какие буквы дают два звука: правила и примеры употребления
Какие буквы дают 2 звука в русском языке, определяет их фонетическая позиция – совокупность факторов, влияющих на их использование в потоке речи. Иногда орфографическая запись слова и фонетическое звучание не совпадают.
Какие гласные буквы обозначают 2 звука?
Всем известно, что согласные буквы могут быть твердыми и мягкими. Если после согласных букв стоят гласные Е, Ë, Ю, Я, то они указывают на мягкость предшествующей.
Например: дети, лед, брюки, дятел.
Если медленно произносить эти слова, отчетливо слышатся звуки Э, О, У, А.
Не менее интересен пример, когда буквы Е, Ë, Ю, Я стоят первыми.
- енот — буква Е дает два звука [ЙЭ];
- ëжик — начинается на Ë, дающую 2 звука [ЙО];
- юрта — Ю дает 2 звука [ЙУ];
- яма — также два звука [ЙА].
Можно заметить, что в указанных словах первым слышится Й (йот), поэтому такие гласные принято называть йотированными.
Если буквы Е, Ë, Ю, Я стоят после гласных, они также дают два звука. Вот яркий пример такой фонетической позиции:
- гигиена — гиги[ЙЭ]на;
- поëт — по[ЙО]т;
- каюта — ка[ЙУ]та;
- заяц — за[ЙА]ц.
Существует третий вариант, когда гласные буквы обозначают два звука. Обратите внимание, что буквы Е, Ë, Ю, Я, стоящие после разъединительных Ъ и Ь знаков, дают два звука.
Убедиться в этом можно, рассматривая примеры:
- лЬет — л[ЙО]т;
- разЪезд — раз[ЙЭ]зд;
- серЬёзный — сер[ЙО]зный;
- сЪёжиться — с[ЙО]житься;
- пЬют — п[ЙУ]т;
- адЪютант — ад[ЙУ]тант;
- бурЬян — бур[ЙА]н;
- обЪявление — об[ЙА]вление.
Позиции в словах гласных букв, дающих 2 звука (таблица)
Позиции гласных букв, дающих два звука, требуют выполнения определенных условий. Их мы рассмотрели выше.
Чтобы легче запомнить правило, можно воспользоваться таблицей обозначения.
Йотированные гласные Е, Ë, Ю, Я дают 2 звука, если стоят: | ||
---|---|---|
В начале слова | После гласной буквы | После разъединительного Ь или Ъ знака |
Якорь | змеЯ | курьЕробъЕзд |
Примеры фонетического разбора слов
Чтобы закрепить пройденный материал, обратимся к звуко-буквенному анализу слов:
- яркий [йарк´ий] – 5 б., 6 зв.;
- ëжик [йож´ик] – 4 б., 5 зв.;
- юнга [йунга] – 4 б., 5 зв.;
- земля [з´емл´а] – 5 б., 5 зв.;
- поют [пойут] – 4 б., 5 зв.;
- вьюнок [в´йунок] – 6 б., 6 зв.;
- деревья [д´эр´эев´йа] – 7 б., 8 зв.;
- въезд [в´йэзд] – 5 б., 5 зв.
Еще раз убедимся в том, что буквы Е, Ë, Ю, Я могут давать мягкость предыдущей согласной или два звука. Для удобства восприятия разделим слова на два столбца:
- пЕнь – греЕт;
- мЯта – Яхта;
- отвЕртка – Ëрш;
- плЮс – Юбка.
Выучив правило позиции гласных букв во втором классе, можно грамотно писать в старшей школе. Регулярное чтение книг вслух, переписывание и заучивание наизусть текстов, использование орфографического словаря предотвращает появление ошибок.
Видеоурок по теме: «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я
Источник
делится ли буква И на два звука?
буква И обозначает два звука после мягкого знака (это для школьной программы) :
1) «Буквы Е, Я, Ё, Ю, И, если стоят после мягкого или твердого знаков обозначают два звука, например:
слово СОЛОВЬИ в нем 7 букв и 7 звуков (Ь звука не обозначает, буква И обозначает два звука )»
2) «После разделительного мягкого знака буква и также обозначает сочетание двух звуков [jn]: соловьи, воробьи, ничьи»
(Источник: Борисоглебская Э. И. , Гурченкова В. П. , Курбыко А. Е. и др. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы: http://www.pedlib.ru/Books/4/0038/4_0038-25.shtml )
3) «Буква «И» обозначает два звука [Й`И] после мягкого знака: ВОРОБЬИ, СОЛОВЬИ, МУРАВЬИ, СУДЬИ»
4) «В «Нач. шк. 21 века», по которой у меня учится ребенок, буква И обозначает два звука»
5) В том месте, где рассматривается тема «Звуковое значение букв е, ё, ю, я» написано:
«Кроме того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и : соловьи — соловь [йи] »
6) «Буква И дает два звука в позиции после мягкого знака «
7) Вот здесь есть план фонетического разбора – при котором как раз и нужно знать, какие буквы обознвчают 2 звука: [ссылка заблокирована по решению администрации проекта] :
«Еще интересное про отношения «ь» и гласных: если после мягкого знака в слове стоит буква « и », она произносится как два звука : ручьи [руч’й’и] »
(в институте проходили еще другую позицию, когда буква И обозначает 2 звука, но в школе этого не требуют)
буква И обозначает два звука после мягкого знака (это для школьной программы) :
1) «Буквы Е, Я, Ё, Ю, И, если стоят после мягкого или твердого знаков обозначают два звука, например:
слово СОЛОВЬИ в нем 7 букв и 7 звуков (Ь звука не обозначает, буква И обозначает два звука )»
2) «После разделительного мягкого знака буква и также обозначает сочетание двух звуков [jn]: соловьи, воробьи, ничьи»
(Источник: Борисоглебская Э. И. , Гурченкова В. П. , Курбыко А. Е. и др. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы: http://www.pedlib.ru/Books/4/0038/4_0038-25.shtml )
3) «Буква «И» обозначает два звука [Й`И] после мягкого знака: ВОРОБЬИ, СОЛОВЬИ, МУРАВЬИ, СУДЬИ»
4) «В «Нач. шк. 21 века», по которой у меня учится ребенок, буква И обозначает два звука»
5) В том месте, где рассматривается тема «Звуковое значение букв е, ё, ю, я» написано:
«Кроме того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и : соловьи — соловь [йи] »
6) «Буква И дает два звука в позиции после мягкого знака «
(Источник: [ссылка заблокирована по решению администрации проекта] )
7) Вот здесь есть план фонетического разбора – при котором как раз и нужно знать, какие буквы обознвчают 2 звука: [ссылка заблокирована по решению администрации проекта] :
«Еще интересное про отношения «ь» и гласных: если после мягкого знака в слове стоит буква « и », она произносится как два звука : ручьи [руч’й’и] »
(в институте проходили еще другую позицию, когда буква И обозначает 2 звука, но в школе этого не требуют)
Источник
Урок обучения грамоте по теме «Буква Е. Звуки буквы Е»
Цель урока: подвести детей к открытию знаний о букве е и её звуках.
Задачи урока:
- создать условия для осознания детьми того, что гласная буква е обозначает два звука [йэ] в начале слова и после гласного и звук [э] в слиянии с мягким согласным; формировать навык чтения слов с буквой е;
- развивать фонематический слух: упражнять в слогозвуковом анализе слов, в выделении изучаемых звуков в словах, их артикулировании и характеристиках; развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся;
- расширять коммуникативные способности детей, воспитывать культуру учебного труда.
Учебник “Букварь” (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева); схемы; карточки с вопросительными знаками; картинки; карточки с изображениями мимики человека; картина В.Д.Поленова “Заросший пруд”.
Ход урока
1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
– Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение.
– Вижу, что настроение у вас радостное, деловое.
Мы пришли учиться в школу,
Чтобы знать всё назубок.
Сядем мы за парту дружно,
Будем думать, рассуждать.
И читать нам тоже нужно,
Чтобы грамотными стать.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
– Начинаем урок обучения грамоте. А начнём его сегодня с игры “Дополни предложение”:
а) Звуки бывают… (гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие).
б) Звуки… (слышим), буквы… (пишем).
в) В слове столько слогов, сколько… (гласных).
г) Гласные, которые обозначают твёрдость предыдущего согласного… (а, о, у, ы).
д) Гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного… (и).
– Как отличить согласный звук от гласного? (Гласный можно пропеть, тянется, струя воздуха не встречает во рту преграды…).
(Чтение учителем стихотворения В.Берестова о гласных и согласных)
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
– Соотнесите рисунки и схемы. (На доске оса и ели, ниже схемы слов)
(Дети выполняют задание: 1 чел. у доски, остальные – на месте).
– Какая схема соответствует слову оса? (Вторая, т.к. в слове оса 3 звука, 3 буквы…).
– У кого по-другому? (У всех должны быть одинаковые ответы).
– Какая схема соответствует слову ели? (Первая, т.к. в слове ели 3 звука, 3 буквы…).
– Другие мнения в классе есть? (4 звука, 3 буквы; 3 звука, 3 буквы).
3. Постановка учебной задачи.
– Почему задание мы выполняли одно и то же, а ответы разные? (Мы ещё не знакомились с буквой, с которой начинается слово ели).
– Произнесите слово ели по слогам. (Е -ли)
– Сколько слогов в слове ели?
– Произнесите с ударением. Какой слог ударный?
– Произнесите первый слог протяжно.
– Сколько слышим звуков? (Два)
– Какие? ([й’]и [э], дают им характеристику).
(Дети выставляют схему 1 слога, один учащийся у доски).
– Произнесите 2 слог. Из каких звуков он состоит?
(Дети выставляют схему 2 слога, один учащийся у доски).
– Обозначьте звуки в нашей схеме буквами.
– Что мы поставим под первым слогом? (Дети не могут ответить на вопрос).
– Два звука [й’] [э] на письме принято обозначать одной гласной буквой е. Мы слышим 2 звука [й’] [э], а пишем одну букву е.
4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
– Сформулируйте тему нашего урока. (Буква е).
– Учитывая тему урока, поставьте перед собой цель нашей работы. (На доске опорная запись в виде предложений с пропущенными словами и с условными обозначениями вместо некоторых слов).
– Познакомиться с… звуком и с новой …;
– Учиться отличать новые … и …от других звуков и букв;
– Учиться читать _____ , _________ и ____ ____ ____. с новой буквой.
– Для чего мы изучаем букву е? (Чтобы уметь читать, писать слова с этими буквами).
– А ещё мы узнаем 3 работы, которые умеет выполнять буква е.
? | Три вопроса – это три работы буквы е. |
? | |
? |
– Посмотрите на букву е и скажите, на что она похожа? (Предположения детей, учитель читает стихи).
1. На дворе – такая жалость! –
Наша лесенка сломалась,
Наша лесенка сломалась,
Буква е зато осталась.
2. Ева гребнем причесалась –
В нём три зубчика осталось.
3. Е на грядке пригодилась –
Вместо грабель потрудилась.
– Составьте букву е из пуговичек. Кто выложил, напечатайте её в тетради.
– Найдите букву е в кассе букв и слогов.
– Теперь мы можем написать первый слог? (Да)
– Где стоит буква е? (Вначале слова)
– Вернёмся к схеме этого слова. Сколько звуков и букв в слове ели? (4 звука, 3 буквы)
– Исправьте ошибку, если вы её допустили.
– На с. 102 Букваря есть схема – человечек буквы е. Давайте её завершим.
– Что будем делать? Рассуждаем. (Буква е гласная, закрасим красным цветом. Эта буква может обозначать 2 звука: [й’] – согласный, мягкий, звонкий; [э] – гласный. Обозначим это на схеме: “туфли” закрасим в зелёный и красный цвет).
Физкультминутка.
Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели,
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом,
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите,
Раз, два, раз, два!
Вот и кончилась игра!
– Вернёмся к поставленной вами цели урока. Что мы уже сделали? (Познакомились с буквой е и её звуками).
– А что ещё предстоит сделать? (Будем учиться читать с буквой е слоги).
– На с.102 учебника прочитайте слоги с буквой е в 1 строчке.
– Какие слоги одновременно являются и словами? (ел, ем)
– Сделайте звуко-буквенный анализ слов (1 вариант – слова ел, 2 вариант – слова ем).
– Рассмотрите картинку и назовите действие, которое видите (воет).
– Произнесите протяжно слово воет. Сколько звуков слышите в этом слове? (5)
– А сколько в нём букв? (4)
– Почему так? (Буква е обозначает два звука)
– После какого звука следует е? (После гласного).
– Сделайте вывод. (Буква е обозначает два звука, если стоит в начале слова или после гласного).
(Аналогично проводится работа со словом роет)
– Составьте предложение с этими словами.
– О какой работе буквы е мы узнали? (Буква е обозначает два звука, если стоит в начале слова или после гласной).
– Прочитайте слоги, записанные в 3 строчке. На что вы обратили внимание? (Перед е согласные мягкие, только звук [ш]– твёрдый).
– Какой вывод можно сделать? (Буква е обозначает мягкость предыдущего согласного).
– Это и есть вторая работа буквы е. (Открываю 2 карточку, где написано: е- показатель мягкости согласного на письме).
– Какой гласный звук слышится в данных слияниях? (Звук [э]).
– Звук [э] гласный или согласный? (Гласный)
– Какой сделаем вывод? (Если буква е стоит после согласного, то она обозначает звук [э]).
– Мы узнали 3 работу, которую выполняет буква е. (Переворачиваю карточку, где написано: буква е обозначает звук [э] после согласного).
– Назовите 3 работы, которые выполняет буква е.
– Можно ли назвать букву е особой, хитрой? Почему? (Может обозначать один или два звука).
5. Первичное закрепление.
– С какой буквой мы будем читать сегодня слова?
– Прочитайте 1-й столбик слов. Что общего у этих слов? (Эти слова состоят из одного слога, буква е обозначает звук [э] и мягкость предшествующего согласного).
– Прочитайте 2-ой, 3-ий, 4-ый столбики слов. Что у них общего? (Эти слова, кроме слова мел, состоят из двух слогов. Буква е обозначает звук [э] и мягкость предшествующего согласного).
– Какие слова различаются одним слогом? (Дева-дети).
– Прочитайте слова, которые состоят из 4 букв; из 5 букв.
– Прочитайте 5-ый и 6-ой столбики слов про себя. На что обратили внимание? (Буква е обозначает звук [э]. Согласный звук [ш] твёрдый).
– Прочитайте однокоренные слова. (Шест, шесток).
– А шествие? Одинаковое ли значение у корня? (Нет разное).
– Назовите звуки в этом слове. Что заметили? (Буква е обозначает два звука [й’] [э], когда стоит после гласного).
– Прочитайте 7-ой столбик слов, найдите ошибку и попробуйте объяснить её. (Чтение вслух). (Лишнее слово леска (тонкая нить на удочке). Это слово не является однокоренным).
– Найдите в словах суффиксы. Выделите их.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
а) Работа с текстом до чтения.
– Прочитайте название текста, сделайте предположение, о чём будет текст.
– Рассмотрите иллюстрацию. Что ещё можно добавить к сказанному?
б) Работа с текстом во время чтения.
(После чтения 1-го предложения).
– В какой деревне есть пруд?
(После чтения 2-го предложения).
– Какое слово подсказывает нам, что пруд был небольшим? (Прудик, суффикс -ик придаёт слову уменьшительно-ласкательное значение).
(После чтения 3-го предложения).
– Что автор говорит нам о воде в пруду?
(После чтения 4-го предложения).
– Что растёт у пруда?
(После чтения 5-го предложения).
– Что растёт в пруду?
(После чтения 6-го предложения).
– Благодаря чему видны водоросли?
(После чтения 7-го предложения).
– Почему у рассказчика возникают такие чувства?
в) Работа с текстом после чтения.
– Можно ли сказать, что перед нами весь текст? (Нет начала текста).
– Как вы думаете, когда и кому это могло присниться?
– Зачем автор рассказал нам о своём сне?
– Соответствует ли заглавие тексту?
– Как озаглавили бы вы этот текст? (Работа с вариантами заглавий).
– Какое заглавие не подходит?
– Какое заглавие передаёт настроение автора?
– Давайте рассмотрим картину известного русского художника В.Д.Поленова “Заросший пруд”. Что общего в этих двух произведениях? (Зелёный берег весь в цветах, лилии и кувшинки в пруду…)
– Какое у вас создалось настроение при виде картины?
– Если бы вы оказались в этих местах, что бы вам захотелось сделать? (Побегать по траве, посидеть, опустить ноги в воду…)
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
– Найдите и прочитайте в тексте слова с буквой е, где буква е обозначает звук [э] и мягкость предшествующего согласного.
– Найдите и прочитайте в тексте слова с буквой е, где буква е обозначает два звука [й’] [э], когда стоит после гласного.
– Сейчас поиграем в игру “Узнайте звук” (Хлопаем в ладоши 1 раз, если услышим звук [э] и 2 раза, если услышим два звука – [й’] [э]).
- Самая низкая школьная отметка. (Единица) Зимой и летом одним цветом. (Ель) Небольшой зверёк с ценным мехом. (Енот) Как называется по-другому пища или её приём? (Еда) Кто ездил на печи? (Емеля) Эту сказку ты прочтёшь тихо, тихо, тихо…
Жили-были серый ёж и его… (Ежиха) Сизо-чёрная ягода, похожая на малину. (Ежевика)
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
– Что вы дома расскажите своим родителям о новой букве?
– Где можно применить новые знания?
– Что на уроке у вас хорошо получилось?
– Над чем ещё надо поработать?
– Какую самооценку своему труду на уроке вы бы дали? На доске изображены ступеньки лестницы знаний. Поместите свои фигурки человека на ту ступеньку знаний, на которой вы сейчас находитесь.
- 1 ступенька – пока испытываю трудности.
- 2 ступенька – всё понятно.
- 3 ступенька – хочу знать больше.
Источник