- Что такое корпоративное волонтерство и почему оно набирает популярность даже в пандемию
- Почему компании увлеклись корпоративным волонтерством
- Улучшают отношения
- Небыстрая карьера добровольца
- Волонтерство в рабочее время
- Подходящие люди
- Пиар или желание сделать мир лучше? 8 плюсов корпоративного волонтерства
- 1. Корпоративное волонтерство повышает лояльность к работодателю
- 2. Налаживает связи между сотрудниками
- 3. Дает менеджерский опыт
- 4. Развивает уникальные навыки
- 5. Привлекает сотрудников-альтруистов
- 6. Укрепляет корпоративную культуру
- 7. Улучшает позиции компании на рынке труда
- 8. Укрепляет партнерские связи
Что такое корпоративное волонтерство и почему оно набирает популярность даже в пандемию
Сегодня как малый, так и средний бизнес занимается внедрением корпоративного волонтерства. Этот сектор не остановился в развитии даже в период пандемии: он довольно легко перешел в онлайн и сегодня стремится к профессионализации. О корпоративном волонтерстве рассказывает создатель приложения по поиску добрых дел «Дари время», эксперт в сфере социального предпринимательства, благотворительности и корпоративного волонтерства Александр Господинов.
Например, Сбер системно подходит к вопросу, стараясь улучшить качество жизни людей. В первую очередь речь идет об открытии благотворительного фонда «Вклад в будущее». Он реализует инициативы в сфере образования, а также занимается развитием инклюзивной среды. Кроме того, у банка появился благотворительный сервис «СберВместе». На платформе представлены проверенные НКО, которым можно перечислить средства и получить отчет об их использовании. За время существования проекта было собрано более 70 миллионов рублей. В период пандемии Сбер также продолжал решать глобальные проблемы: вместе с фондом «Вклад в будущее» банк запустил программу «Остановим коронавирус вместе». Благодаря ей в фонд поступило более 89 миллионов рублей, а Сбер удвоил сумму собственными средствами.
Корпоративное волонтерство не требует серьезных вложений. Здесь на первое место всегда выходят стратегия, идея и готовность команды ее поддержать. Например, в компании «Компасс Групп Рус» нет отдельного подразделения по корпоративной социальной ответственности или корпоративному волонтерству. Но команде и без особого бюджета удается проводить простые и полезные акции.
Компания занимается корпоративным питанием формата B2B — обслуживает бизнес-кафе, корпоративную столовую и рестораны. Корпоративная социальная ответственность Компасс Групп началась с простого принципа «экономьте бумагу». Ящики для макулатуры разместили в каждом офисе, а сотрудники активно привлекаются к сдаче бумаги.
В самих кафе и ресторанах установлены напоминания о том, что «чем меньше салфеток вы берете, тем больше деревьев сохраняете».
Кроме того, сотрудники компании сами сажают деревья: первую акцию они провели совместно с Центром сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева, а потом присоединились к большой общегородской акции в парке Жулебино.
Так что корпоративное волонтерство не требует больших финансовых вложений. Важнее стратегия внедрения и поддержка команды.
С началом пандемии и локальных локдаунов большая часть социальных учреждений закрылась для посетителей, волонтеров туда не пускали. Сегодня некоторые учреждения постепенно открываются с соблюдением ограничений, другие же до сих пор остаются закрытыми для посещения. Поэтому мы в Дари Время собрали добрые дела, которые можно делать онлайн: например, записать 45-секундное видео для пожилых людей. Такие мини-ролики собирали в один и отправляли в дома престарелых. Они стали сильной поддержкой бабушек и дедушек, которые давно не видели близких. Также в пандемию стали актуальны задания по сдаче крови, установке боксов для сбора батареек и одежды.
Например, компания Лукойл уже более десяти лет проводит ежегодный День донора. За эти годы только в центральном аппарате ПАО «ЛУКОЙЛ» в акции приняли участие более двух тысяч сотрудников. Для компании это не только способ укрепить корпоративную культуру, но и неотъемлемый элемент ответственности перед обществом.
С началом пандемии корпоративному волонтерству, как и другим отраслям, пришлось перестроиться и выйти в онлайн. Это открыло новые возможности.
Корпоративное волонтерство можно разделить на несколько типов:
- Индивидуальная помощь. Компании знакомят своих сотрудников с возможностью делать добрые дела. Потом собирают у них обратную связь и рассказывают другим сотрудникам об опыте коллег.
- Коллективная помощь. Мы уточняем, сколько сотрудников компании хотели бы принять участие в добром деле. Они выбирают приоритетную категорию помощи (помощь детям, пожилым людям, экологии и так далее). Затем мы уточняем, какие учреждения можно посетить, согласовываем дату и организуем само мероприятие.
- Онлайн-волонтерство. По сути это доброе дело, которое совершается сотрудниками компании прямо из дома или офиса. Затем этот опыт можно объединить, как, например, это делаем мы для домов престарелых.
Корпоративное волонтерство важно как для сотрудников, так и для компании. Оно обеспечивает:
- Укрепление репутации и HR-бренда компании.
- Улучшение качества найма.
- Развитие корпоративной культуры.
- Повышение вовлеченности сотрудников.
- Повышение удовлетворенности сотрудников.
- Удержание персонала.
- Улучшение общих показателей работы сотрудников.
А сотрудникам оно дает:
- Новый жизненный опыт.
- Развитие новых навыков и экспертизы.
- Возможность работать в новой среде.
- Укрепление отношений с коллегами из разных подразделений.
- Возможность внести свой вклад в решение социальной проблемы.
- Самореализация.
Например, волонтеры компании Ростелеком принимали участие в проведении учебно-воспитательной игры в детских домах. Волонтеры участвовали в игре вместе с детьми и играли красочные роли. По сюжету игры дети, играющие представителей трех университетов, отправлялись на поиски загадочной пещеры в Азию. Игра подарила как детям, так и сотрудникам компании уникальный опыт выстраивания непростой коммуникации. Такие игры находят хороший отклик и чаще всего дети просят приехать и повторить.
Источник
Почему компании увлеклись корпоративным волонтерством
Компания KFC недавно инициировала исследование, как корпоративное волонтерство влияет на развитие персонала компании и его эффективность. Опрос 1060 сотрудников KFC и 41 компании-франчайзи (общее количество сотрудников – 25 000 человек) в России и других странах СНГ дал любопытные результаты. 59% респондентов считают, что волонтерство помогает удерживать сотрудников. Лояльность волонтеров работодателю выше, чем сотрудников, не участвующих в добровольческих инициативах. Среди волонтеров на 8 п. п. больше тех, кто удовлетворен работой, и на 5 п. п. меньше недовольных, нежели среди не волонтеров.
Почему же российские компании так увлеклись волонтерством? Компании часто используют волонтерские программы для решения HR-задач, например для удержания сотрудников и фомирования коллектива единомышленников, говорит гендиректор консалтинговой компании «ЛюдиPeople» Виктория Петрова.
Улучшают отношения
В 2018 г. компания «Еврохим» вкупе с местными властями запустила в городе Ковдоре Мурманской области туристический проект «Ковдор – столица Гипербореи». В этом городе находится Ковдорский ГОК, который входит в «Еврохим». Как рассказал представитель «Еврохима» Владимир Торин, волонтеры – сотрудники «Еврохима» придумывают для туристов экскурсии по окрестностям Ковдора, вместе ходят в горы и лес и ищут там остатки древней Гипербореи. По словам Торина, совместные экскурсии и походы сплачивают сотрудников, эти отношения они потом переносят на производство, где так же эффективно решают производственные задачи. Кроме того, для многих волонтеров совместные походы – дополнительный стимул оставаться работать на Ковдорском ГОКе, что опосредованно сокращает текучесть кадров на заводе, говорит Торин.
А в «Ростелекоме» в 2018 г. стартовал благотворительный проект «Бегу и помогаю», в котором приняли участие руководители компании, корпоративные волонтеры и спортсмены-любители – всего около 3000 человек, рассказывает представитель компании. По его словам, люди из разных подразделений активно общались в чате, коллективы на местах стали более сплоченными, наладились межрегиональные связи. А ежегодное анкетирование сотрудников «Ростелекома» показывает, что сотрудники-волонтеры более лояльны компании, чем остальные работники, сообщил представитель «Ростелекома».
По данным исследования, 95% волонтеров уверены, что корпоративные добровольческие инициативы повышают сплоченность команды. 93% респондентов-волонтеров также считают, что участие сотрудников в корпоративном волонтерстве помогает налаживать взаимодействие внутри компании между разными подразделениями, ресторанами и организациями.
Волонтерство снижает текучесть, убеждены 59% респондентов исследования KFC.
Однако в организациях с высокой текучестью кадров, например в розничных сетях, корпоративное волонтерство вряд ли поможет снижению текучести, замечает Григорий Финкельштейн, партнер «Экопси консалтинга». В России, говорит он, социально ответственных работников и работодателей пока немного, поэтому связывать уменьшение или рост текучести персонала в крупных организациях с корпоративным волонтерством невозможно.
Программы корпоративного волонтерства помогают снизить текучесть, соглашается с выводами исследования Рустам Закиев, руководитель департамента коммуникационных и социальных проектов UC Rusal. Но эти программы должны быть частью программ нематериальной мотивации, корпоративной культуры и системы профессионального развития, говорит он.
Небыстрая карьера добровольца
В ОМК сотрудники-волонтеры берут на себя ответственность за новые проекты, получают целевое финансирование от компании и пробуют себя в новой проектной деятельности, рассказывает Ольга Миронова, руководитель направления спонсорских и благотворительных проектов компании. По ее словам, сотрудники при этом развивают навыки управления проектами и закупками, координации, контроля и планирования.
Корпоративное волонтерство – современный способ работы с молодыми сотрудниками, говорит Вера Витальева, директор департамента консалтинга Deloitte. По ее словам, начинающим специалистам волонтерство помогает продемонстрировать дополнительные навыки, например азы проектного менеджмента, или раскрыть новые способности.
Почти 60% респондентов исследования KFC полагают, что участие в волонтерских проектах помогает продвинуться по службе.
В моногороде волонтерская деятельность может стать для сотрудника социальным лифтом, уверяет Миронова. Она знает случаи, когда сотрудники, сделавшие свой социальный проект, становились местными депутатами или руководителями общественного движения в городе. Закиев вспоминает, как пару лет назад сотрудник-волонтер UC Rusal вырос из участника молодежного совета предприятия в руководителя ассоциации рабочей молодежи одного из сибирских городов.
Как показало исследование, работники даже слишком уповают на то, что, записавшись в добровольцы по приглашению компании, они будут замечены и продвинутся по службе. 49% рядовых сотрудников считают, что волонтерство ускоряет карьерный рост. Но менеджеры настроены более реалистично. Только 34% руководителей согласны, что участие в волонтерских проектах помогает в карьере.
В организациях, ориентированных на социальную активность, руководство может при прочих равных продвинуть именно социально активного работника, но в целом исследования показывают, что в России сотрудники делятся на две категории – они либо социально активны, либо ставят себе высокие цели в бизнесе, говорит Финкельштейн. Работодатель в большинстве случаев выбирает того, кто нацелен на достижение рабочих показателей, поясняет он.
Волонтерство в рабочее время
По данным исследования, 85% респондентов – сотрудников KFC полагают, что корпоративное волонтерство повышает скорость выполнения операционных задач в команде. Кроме того, производительность труда у волонтеров выше. Высокий индекс производительности, по расчетам KFC, имеет 59% сотрудников-волонтеров и 19% сотрудников, не участвующих в добровольческих проектах.
Однако другие компании не смогли подтвердить зависимость между участием в корпоративных волонтерских инициативах и производительностью труда. Делать такие замеры, по мнению Закиева, мало полезно, так как в среднем в российских компаниях доля сотрудников, участвующих в волонтерских проектах, не превышает 2–5%. О позитивном влиянии волонтерской активности работников на бизнес можно судить только по косвенным показателям: активности волонтеров в производственных проектах, их карьерному росту, присутствию в кадровом резерве и активности как наставников, говорит он.
Если сотрудники слишком много времени уделяют филантропии, они, скорее всего, завалят основное дело, ради которого вместе трудятся, поясняет Виктория Петрова. Более того, отмечается в исследовании KFC, сотрудники иногда используют добровольческую деятельность как предлог, чтобы не выполнять основную работу, и занимаются волонтерством в рабочее время. Бывает и так, что перспективные и инициативные сотрудники настолько увлекаются общественной деятельностью, что увольняются из компании ради собственных благотворительных проектов.
Подходящие люди
Волонтерство не требует значительных инвестиций от компании: затраты надо планировать в основном на продвижение волонтерской идеи и контроль исполнения, объясняет Витальева. Важно только, чтобы руководил добровольческой деятельностью подходящий человек, способный правильно распределить время сотрудников и скоординировать их усилия, говорит Алевтина Борисова, руководитель управления по работе с персоналом КПМГ. Чаще всего менеджерами волонтерских проектов работают выходцы из HR- или PR-отделов, говорит Витальева.
Например, «Русгидро» ведет множество волонтерских проектов, но специальных директоров или менеджеров, которые занимались бы волонтерскими программами, в компании нет, рассказывает представитель «Русгидро». По его словам, работу с волонтерами ведут сотрудники департамента корпоративных коммуникаций и департамента управления персоналом.
Отдельных сотрудников для руководства добровольческой деятельностью компании нанимают редко. По данным HeadHunter, на портале представлено лишь 50 вакансий для менеджеров волонтерских проектов. Требования к ним: навыки проектного менеджмента, ведения переговоров, организации мероприятий, знания сектора НКО. Медианная зарплата составляет 41 000 руб. в месяц, по данным HeadHunter.
Источник
Пиар или желание сделать мир лучше? 8 плюсов корпоративного волонтерства
Корпоративное волонтерство полезно для всех вовлеченных сторон: нуждающиеся получают помощь, волонтеры — бесценный опыт и удовлетворение от проделанной работы, а компания — пиар и кое-что еще. На примере компании Yum! Brands, управляющей сетями ресторанов KFC и Pizza Hut и поддерживающей волонтерское движение по всему миру, мы попытались разобраться, что именно получает компания взамен волонтерской активности и как организовать благотворительную деятельность в своей компании.
1. Корпоративное волонтерство повышает лояльность к работодателю
Если верить внутренним исследованиям KFC, волонтерские проекты положительно влияют на оценку деятельности компании со стороны сотрудников. Лояльные сотрудники дольше задерживаются в организации — это касается и офисного персонала, и работников ресторанов.
Зарубежные исследования подтверждают эти тезисы. По разным оценкам, от 40 до 60% людей трудоспособного возраста признают, что им важно работать в компании с высоким уровнем социальной ответственности. Для одних этот факт влияет на выбор работодателя, для других это просто повод для гордости, третьи готовы на чуть меньший компенсационный пакет в компании, которая заботится об окружающих.
2. Налаживает связи между сотрудниками
Волонтерское взаимодействие заменяет привычные тренинги и игры для сплочения команды. При этом участие в благотворительности — мероприятиях, которые общество, безусловно, одобряет, — формирует не только корпоративную, но и гражданскую идентичность у сотрудников.
Большую роль играет участие руководителей: они притягивают новых добровольцев и на своем примере доказывают, что участие в проектах важно для компании и общества. Общение на мероприятиях сокращает дистанцию между руководителями и подчиненными, помогает находить общий язык.
3. Дает менеджерский опыт
Одна из стратегий корпоративного волонтерства заключается в поддержке самостоятельных инициатив сотрудников. Такой формат привлекает больше людей и дает больший выбор проектов, ведь проявить организационные способности может любой участник.
У многих подразделений KFC есть истории о том, как волонтерская деятельность ускорила продвижение сотрудника. Руководители замечают тех, кто сумел организовать успешный проект: у таких людей обычно развито проектное мышление, они умеют выстраивать коммуникации и стремятся добиться результата. Поэтому лидеры попадают в кадровый резерв.
4. Развивает уникальные навыки
Волонтерская деятельность требует определенных качеств. Сотрудники учатся лучше взаимодействовать между собой и с теми, кому нужна помощь, выстраивают командную работу, проявляют лидерские качества. Во многих компаниях проводят обучение волонтеров. Их учат общаться с чиновниками и НКО, не поддаваться эмоциональному выгоранию — навык, который пригодится на любой работе. Добровольцам приходится выходить из зоны комфорта, и это ускоряет развитие и обучение.
Помощь другим поднимает самооценку, как и символическое поощрение от работодателя. Волонтеров награждают грамотами или значками, рассказывают об их деятельности на внутреннем портале и в социальных сетях. Внимание работодателя для корпоративных волонтеров важно не меньше, чем собственное желание делать мир лучше.
5. Привлекает сотрудников-альтруистов
Волонтер — человек с определенным набором качеств. В первую очередь это выраженные потребности в самоутверждении и ориентация на успех — такие выводы сделал в своем исследовании российский Национальный совет по корпоративному волонтерству. У волонтеров сильно выражена забота о социальной среде и ниже, чем в среднем по стране, потребность в конформизме. Такие люди больше других склонны к альтруистическому поведению и дольше задерживаются в компании.
Если волонтерская деятельность продолжается в компании достаточно долго, доля альтруистов среди персонала возрастает, а в коллективе закрепляется культура взаимопомощи, которая положительно влияет на работу.
6. Укрепляет корпоративную культуру
Сотрудники охотнее вовлекаются в корпоративное волонтерство, если его направление сочетается с деятельностью компании. Направлений много — помощь сиротам, пожилым, людям с ОВЗ, животным, поддержка экологии или восстановление исторических памятников, интеллектуальное волонтерство, пропаганда здорового образа жизни и так далее. Главное, чтобы сотрудники четко видели связь между направлением волонтерской деятельности и корпоративными ценностями.
Это утверждение легко проверить, если вспомнить, как по-разному проявляют социальную ответственность разные бренды. Производители энергетических напитков поддерживают развитие искусства и творчества, табачные компании концентрируются на помощи взрослым, технологические компании развивают направления, связанные с образованием, — социальные проекты логично встраиваются в платформу бренда.
7. Улучшает позиции компании на рынке труда
Волонтерская деятельность влияет на HR-бренд компании разными способами: через лояльность действующих работников, общую репутацию компании («раз они заботятся об окружающих, значит, думают и о своих сотрудниках») или образ в социальных сетях. Волонтерство само по себе может стать способом привлечения сотрудников.
Благодаря лояльности и вовлеченности сотрудников растет качество обслуживания клиентов.
8. Укрепляет партнерские связи
Благотворительность — это поле, на котором действуют самые разные компании: не только фастфуд-гиганты или ресурсные корпорации. Корпоративное волонтерство доступно даже малому бизнесу, так как не требует больших денежных вложений. Но самостоятельно, без привлечения экспертов и сотрудничества с другими организациями, сложно с нуля создать успешную программу корпоративного волонтерства.
За советом можно обратиться в партнерские организации, сторонние благотворительные фонды или НКО. Они помогут найти действительно важную социальную задачу для реализации волонтерского проекта. А совместные усилия дадут больший социальный и корпоративный эффект для всех: благополучателей проекта, сотрудников-волонтеров и самой компании.
Партнеров и волонтеров сейчас ищет фонд «Открывая горизонты», совместно с которым мы написали эту статью. Он был учрежден Yum! Brands Russia в 2015 году. Цель фонда — помощь подросткам в профессиональном самоопределении и подготовка к успешной профессиональной деятельности во взрослой жизни. Без профориентационной поддержки выбор часто осуществляется по принципам «где проще» или «за компанию»: особенно это относится к подросткам, оставшимся без попечения родителей, которым некому помочь или дать совет. Поэтому лишь немногие из них строят успешную карьеру.
«Мы помогаем подросткам определить свои профессиональные предпочтения, а также знакомим их с опытом реальных компаний и сотрудников, — добавляет Анна Орлова. — KFC и фонд «Открывая горизонты» ищет партнеров, готовых рассказать детям-сиротам о своей профессиональной жизни. Если вы представитель организации или волонтер и хотели бы стать партнером фонда, принять участие в одной из программ или организовать экскурсию на свое предприятие, то оставить заявку и ознакомиться с деятельностью фонда подробнее можно здесь».
Материал подготовлен совместно с компанией Yum! Brands.
Источник