- Художник, написавший iPhone: почему Джонатан Айв был так важен для Apple
- Дизайн первого iPhone был «позаимствован» у Sony
- Вся правда о том, как создавался iPhone. Одна большая тайна
- Проект iPhone называли скороваркой с невыполнимой миссией
- Вместо фотоаппарата и автомобиля в Apple выбрали смартфон
- Стив Джобс положил в основу iPhone успех плееров iPod
- Сотрудничество с Motorola было самым ужасным опытом Apple
- До iPhone все телефоны на рынке были просто ужасными
- До iPhone Apple уже работала над сенсорным прообразом iPad
- Мы могли увидеть нечто абсолютно не похожее на iOS
- Первый iPhone менялся десятки раз. И все следующие тоже
Художник, написавший iPhone: почему Джонатан Айв был так важен для Apple
«Чтобы достичь простоты, необходимо прорыть туннель в недрах сложности. Чтобы быть по-настоящему простым, нужно добраться до самой глубины», — говорил директор по дизайну компании Apple Джонатан Айв. Новость о его уходе со своего поста стоила компании $9 млрд капитализации. Это почти равно капитализации банка ВТБ и в два с лишним раза больше стоимости Tinkoff.
Это неудивительно. Apple не придумала ни первый персональный компьютер, ни первый смартфон, ни даже первый магазин приложений, без которого iPhone не смог бы стать основой доходов компании. Но после возвращения Стива Джобса его компания смогла показать, как надо делать эти продукты, чтобы на них равнялась отрасль. И без дизайна Джонатана Айва это было невозможно.
В нашей галерее удачные, неудачные и просто оригинальные ходы Apple, которые компании удалось воплотить благодаря Айву.
Первая версия персонального компьютера после возвращения Джобса была представлена в 1998 году. Лидером рынка тогда были компьютеры на основе Windows, конкуренты пробовали поиграть с дизайном, но у них не получалось — пользователи предпочитали мощность и производительность красивому виду. У Apple получилось выгодно выделиться на фоне конкурентов благодаря собственной операционной системе и дизайну Джонатана Айва — уже к началу 1999 года акции компании стоили $1,47 против $0,65 в январе 1998-го.
Мышь для iMac G3
Apple iMac G33 практически вернул Apple на массовый потребительский рынок, но в погоне за новыми формами Айв сделал для нового компьютера неудобную мышку: всего одна кнопка, круглая шайба, которая не ложится в руку. Пользователям устройство не понравилось, и через два года его продажи были остановлены. Только через двадцать с лишним лет он сделает мышку, которую будут копировать конкуренты, — Apple Magic Mouse, совсем без кнопок.
Power Mac G4 Cube
Серия Power Mac осталась в линейке Apple как раз для дизайнеров, которым кроме внешнего вида нужна была высокая производительность. Если внешний вид Джонатану Айву удался — параллелепипед с закругленными кромками из акрила и серебристым кубом в верхней части, который с определенного ракурса выглядел как висящий в воздухе, то инженеры не справились. Дефекты прозрачного корпуса, неудобство апгрейда, высокая цена — модель не пошла.
В начале 2000-х на рынке аудиопроигрывателей происходила революция: аналоговые устройства сменялись цифровыми. Но пользователям предстоял тяжелый выбор: флеш-память была дорогая, поэтому первые МР3-плееры не могли вместить много песен в хорошем качестве. Альтернативой были громоздкие CD-плееры или дорогие устройства Sony на MiniDisc.
Apple решила проблему, использовав миниатюрные жесткие диски Toshiba. Это позволило выпустить в 2001 году плеер iPod Classic, способный хранить тысячу композиций. Колесико под экраном позволяло быстро найти нужный трек.
Впоследствии вышло множество плееров, подражающих iPod, а сам продукт Apple перешел на флеш-память, когда она подешевела. К концу 2004 года компания продала 10 млн плееров iPod.
Популярность фирменных плееров позволила Apple запустить в 2003 году iTunes Store — еще один источник дохода Apple и инструмент, кардинальным образом изменивший индустрию звукозаписи: загрузка музыки через интернет убила продажи CD и кратно снизила общие доходы продавцов музыки. В 2003 году выручка от продажи музыки в США составляла около $12 млрд, а через 10 лет, на пике продаж композиций через интернет — только $3 млрд.
Первый iPhone сразу стал образцом для подражания, хотя до положения одного из драйверов прибыли Apple ему нужно было еще несколько лет.
Смелый эксперимент: iPhone 4
Изменение дизайна популярного продукта — это всегда риск. Пользователям может не понравиться новый вид привычного устройства, поэтому, решив изменить дизайн iPhone в четвертом поколении, компания подстраховалась, «потеряв» прототип в баре. Его «нашел» редактор технологического ресурса Gizmodo и протестировал. Так компания подготовила пользователей к смене дизайна и получила фидбек.
За первые три дня продаж было продано 1,7 млн iPhone 4, а его дизайн стал таким же образцом для подражания, как и первая модель.
Пятна на Солнце: iPhone 5C
Модель iPhone 5C, покрытая цветным пластиком, оказалась неудачной — спрос на нее оказался в несколько раз ниже ожиданий компании. Следующую недорогую модель iPhone SE компания сделает уже в дизайне, который не будет столь радикально отличаться от основной линейки.
Плоский вид: iOS 7
Кроме «железа» Джони Айв занимался внешним видом интерфейса программ Apple. До седьмой версии мобильной операционки в продуктах Apple был принят «материальный» дизайн, который максимально повторял на экране реальные предметы. Однако в iOS7 Айв изменил этот подход и ввел плоский дизайн, упрощенные изображения, в которых несколькими штрихами показывалась суть приложения.
Идея Apple Watch зародилась в стенах компании в 2012 году, через несколько месяцев после смерти Стива Джобса. Пытаясь разобраться в «физической природе» продукта, Айв обратился к экспертам в традиционной часовой индустрии. «Подумайте о башнях с часами, о том, насколько они монументальны, — рассуждал он в интервью журналу Hodinkee. — Оттуда часы переместились в дома. При этом мы не стали вешать часы в каждой комнате: у нас в домах могут быть всего одни настенные часы. Точно так же компьютеры в 1980-х были привязаны к определенному месту в доме. Затем время мигрировало в наши карманы, а в конечном счете часы оказались на запястье. И это любопытная связь, о которой мы действительно очень хорошо знали».
Совсем недавно, в мае 2019 года, компания открыла новую штаб-квартиру в Калифорнии — Apple Park. Ее строительство обошлось в $5 млрд.
В центре нового кампуса Apple была построена «радужная» сцена Apple Stage, спроектированная Айвом. Конструкция состоит из 25 000 деталей, объединенных в 30 крупных компонентов, благодаря чему сцену можно будет быстро собрать для проведения будущих мероприятий.
Так же, как и сцена, многие детали Apple Park были окрашены в цвета радуги: по замыслу Айва, эта расцветка перекликается классическим логотипом компании и в то же время символизирует «позитивное и радостное выражение некоторых ценностей» Apple.
Айв разработал дизайн первой кредитной карты Apple Card из титана, на которой не будет ни номера, ни кодов безопасности, только имя владельца.
Свою карту Apple представила 25 марта. Партнерами проекта выступили банк Goldman Sachs и платежная система Mastercard. Компания пообещала, что уже этим летом карта станет доступна в США, однако о других странах на презентации речь не шла. Повторяется история с iPhone, первые версии которого тоже официально не были доступны в России.
Источник
Дизайн первого iPhone был «позаимствован» у Sony
В рамках эпичного судебного процесса Apple vs Samsung озвучено несколько интересных фактов, которые не имеют прямому отношения к этому процессу, но интересны сами по себе. Это рендеры первых прототипов планшета iPad с надписью iPod, информация о марже прибыли на iPad и iPhone, результаты опросов пользователей Apple о том, почему они покупают технику Apple, и т.д.
Но самая интересная — история о том, как появился первый iPhone.
Как следует из отчёта, поданного в суд компанией Samsung, дизайн первого iPhone был создан под впечатлением от идеи, которую предложила компания Sony.
В феврале 2006 года, до объявления первоначального дизайна iPhone, один из менеджеров Тони Фаделл отправил копию новостной статьи Стиву Джобсу, Джонатану Иву и другим. В этой статье дизайнер Sony обсуждал дизайн мобильного устройства, в котором отсутствуют кнопки и прочее «излишнее обрамление», которое удобно лежит в руке, представляет собой «прямоугольник с экраном» с «закруглёнными углами». Промышленный дизайнер Apple Син Нисибори (Shin Nishibori) создал CAD-модель по этому описанию, и даже поместил на неё логотип Sony с обратной стороны.
По словам Нисибори, его дизайн изменил направление проекта iPhone и привёл к выпуску того устройства, которое мы видим сегодня.
UPD 30.07. Компания Apple представила суду прототип Purple, чтобы доказать, что не заимствовала идеи Sony. Кроме того, были десятки других прототипов.
Источник
Вся правда о том, как создавался iPhone. Одна большая тайна
После месяцев слухов 29 июня 2007 года на территории США в продажу поступил первый iPhone. В конце этого месяца с того дня пройдет ровно 10 лет. В честь этого ждем какого-то чуда — iPhone 8, например.
Проект iPhone называли скороваркой с невыполнимой миссией
За десять лет iPhone перевернул с ног на голову отношение социума не только к мобильной, но ко всей пользовательской электронике скопом.
Но до релиза первого смартфона внутри Apple в середине 2000-х происходили странные вещи — например, пропадали люди. В офисах компании появлялось все больше пустых стульев, на которых некогда сидели ключевые специалисты. И это вызывало удивление.
Многих таких сотрудников приглашали для работы над секретным проектом. При этом им не говорили ничего конкретного и даже не давали время для раздумий.
Некоторые (например, Андре Буль, который тогда работал в Apple всего пару месяцев) соглашались почти без уговоров. Но многие отказывались от неизвестного направления, оставаясь при своих должностях.
Жизнь самых решительных в ближайшие годы разворачивалась на 180 градусов. Теперь в атмосфере абсолютной секретности они днем и ночью работали над чем-то новым, откинув мысли о семье и других прелестях личной жизни.
«Мы создали скороварку с невыполнимой миссией» и «iPhone — главная причина моего развода» — такими тезисами описывает проект ведущий инженер Apple Энди Григнон
Тем не менее, в итоге в команду для работы над первым iPhone вошли самые звездные таланты Apple: ветераны дизайна, ведущие программисты, менеджеры и инженеры — это в очередной раз подтверждает, что компания всегда собирала вокруг себя не просто крутых, но азартных специалистов.
Вместо фотоаппарата и автомобиля в Apple выбрали смартфон
Звездный инженер Apple Ричард Уильямсон отмечает, что сегодня форм-фактор iPhone выглядит очень простым. Но его создание оказалось куда более сложным, чем вообще можно подумать.
Официально работа над первым смартфоном началась в конце 2004 года. Но идеи и технологии, которые легли в его основу, развивались последние тридцать лет.
Подобно большому числу других высококлассных сверхуспешных продуктов первоначально у iPhone было несколько концептов, которые сражались друг с другом.
На финальном этапе было целых пять вариантов iPhone
Все они стали плодами как небольших идей, так и серьезных партнерских отношений. И каждый в роли конкурента без устали бился за место под солнцем.
Старший вице-президент по глобальному маркетингу Apple, Филл Шиллер, еще в 2012 году отметил, что на итоговый вариант iPhone повлияло большое число переменных. И далеко не последнюю роль в его становлении сыграли компьютеры Mac, которыми Apple славилась десятки лет, а также плееры iPod, взорвавшие рынок в то время.
Именно после невероятного успеха плееров в Apple задумались над новым продуктом, который мог перевернуть индустрию. Появлялись мысли о создании фотоаппарата, автомобиля и других безумных вещей. И сегодня очевидно — выбор в пользу смартфона был сделан не зря.
Стив Джобс положил в основу iPhone успех плееров iPod
После возвращения в Apple в 1997 году Стив Джобс сразу же получил признание как со стороны сотрудников компании, так и всех окружающих. Он быстро закрыл производство неперспективных продуктов и получил стабильную прибыль.
Тем не менее, в роли знакового игрока на рынке пользовательской электроники Apple начали снова воспринимать только после появления iPod, который в дальнейшем лег в основу iPhone.
«Без iPod iPhone бы не было» — Тони Фаделл, который принимал непосредственное участие в создании как первого, так и второго
Основной угрозой для iPod в начале 2000-х была замкнутость на работе с iTunes, который существовал только на Mac.
И именно Фаделл убедил Стива Джобса отказаться от подобной эксклюзивности. Без этого решения ширины плаца для запуска iPhone просто не хватило бы.
Тем не менее, после запуска в 2001 и признания хитом в 2003 уже в 2004 над iPod нависла серьезная угроза. Трендом этого года оказалось повсеместное распространение формата MP3 в плоскости мобильных телефонов.
Тогда не было сомнений, что Apple нужен телефон с MP3, который будет работать с iTunes наряду с iPod.
Сотрудничество с Motorola было самым ужасным опытом Apple
В 2004 году компания Motorola выпустила один из самых успешных телефонов, от дизайна которого многие до сих пор в полнейшем восторге — конечно, речь о раскладушке Razr.
Тогда Стив Джобс близко общался с генеральным директором Motorola Эдом Зандером, поэтому и родилась мысль о сотрудничестве. При этом руководители Apple думали о приобретении этой компании, но тогда сделку посчитали слишком дорогой.
Появились слухи об iTunes phone — телефоне, который работал бы с популярным музыкальным магазином
Подобное сотрудничество было самым простым способом для производителя остаться на плаву — Motorola будет делать телефон, а Apple сосредоточится на разработке программного обеспечения и iPod. В итоге, когда пользователи привыкнут к iTunes, они неизбежно перейдут на плееры компании.
Но кроме iTunes и встроенного музыкального плеера, напоминавшего интерфейс iPod, достоинств у ROKR, который увидел свет в 2005 году, не было. У телефона был чересчур запутанный процесс синхронизации с музыкальным сервисом. А в его расширяемую память нельзя было загрузить больше сотни композиций.
А еще телефон Motorola был просто уродлив. И в конце 2005 года авторитетный тогда журнал Wired вышел с обложкой, высмеивающей ROKR, который позиционировали как революцию в музыкальном мире.
Немного позже Стив Джобс закрыл проект и отбросил идею создания телефона вместе с какой-либо другой компанией.
До iPhone все телефоны на рынке были просто ужасными
Не так давно в интервью Bloomberg Тим Кук отметил, что Apple не стремится к роли главного инноватора на рынке современной пользовательской электроники. Поэтому «запоздалый» выход умной колонки HomePod заметно позже Google Home и Amazon Echo не говорит об отсталости компании и вообще таким не является.
Компания не делает продукты первой, но стремится производить лучшие решения на рынке. iPod появился потому, что слушать музыку на плеерах с компактными дисками было ужасно неудобно. А iPhone потому, что до него все телефоны на рынке были просто ужасными — страшными и неудобными.
«Apple лучше всего замечает то, что люди ненавидят» — Грег Кристи, который занимался разработкой интерфейсов в компании
Тем не менее, Стив Джобс пошел на разработку телефона далеко не сразу. Сначала он настаивал на развитии линейки iPod. Но путем регулярных уговоров и десятков убедительных фактов сделать это его уговорил Майк Белл — ветеран компании, который на тот момент работал в Apple уже больше 15 лет.
Он отметил, что если Apple не переосмыслит телефон — это сделает кто-то другой. Более того, тогда у Джонатана Айва было несколько крутых концептов iPod, которые еще никто не видел, можно было бы взять один из них, адаптировать начинку и программное обеспечение, и взорвать рынок.
Через три или четыре дня после этого разговора стартовал проект iPhone.
До iPhone Apple уже работала над сенсорным прообразом iPad
Еще до старта работы над iPhone, отмашку на который дал Стив Джобс, Apple работала над сенсорным экраном под руководством Баса Ординга и Имрана Чаудри. В один прекрасный момент им позвонил Стив Джобс и сказал:
«Мы будем делать телефон!»
В итоге, основная идея свелась к тому, чтобы лишить небольшое мобильное устройство каких-либо кнопок на корпусе, и снабдить его сравнительно большим сенсорным дисплеем с технологией мультитач.
Для этого у Apple даже прототип подходящий был — Q79. Это ранний эксперимент, который в итоге можно считать прообразом современного iPad. Основным препятствием на пути к пользователю оказалась высокая цена технологии, которую нужно было неизбежно сократить.
После определения первоначальной концепции iPhone количество вопросов по поводу него только увеличились. Например, если сегодня сетка со столбцами и строками приложений на домашнем экране выглядит очевидно, тогда никто ничего подобного фактически не делал.
И к февралю 2005 года некоторые элементы операционной системы для iPhone уже были готовы. Тем не менее, это было нагромождение разносортных фрагментов дизайна и кода — будто вырванные из контекста фразы без всего текста.
Тогда Стив дал руководителям команд ровно две недели — последний шанс, чтобы довести все это до ума. И они назвали это время «маршем смерти». И все получилось — прототип ОС, который стал фундаментом для ее современных версий, удался.
Мы могли увидеть нечто абсолютно не похожее на iOS
Когда Фаделл услышал о разработке телефона, которая шла семимильными шагами, он взял прототип подобного девайса на базе iPod и отправился к Стиву Джобсу.
На бумаге логика Тони выглядела безупречно. Он взял самый успешный проект Apple в лице iPod, переложил его интерфейс с колесом управления на сенсорный экран и встроил во все это дело телефон. По его словам, подобный подход сохранил бы узнаваемость бренда — это главное.
«В итоге пришли к двум вариантам — делать из телефона аналог iPod или уменьшать интерфейс Mac до размеров сравнительно небольшого экрана» — вспоминает Ричард Уильямсон
За последнее направление отвечал Скотт Форсталл. И чтобы получить нечто крутое, Стив решил столкнуть его и Фаделла лбами. Он утвердил две команды и устроил настоящее соревнование, победитель которого сегодня уже хорошо известен.
Но тогда концепция iPod выглядела жизнеспособной. Соответствующая команда даже сделала около сотни прототипов телефонов на базе подобной операционной системы.
Но iPhone с интерфейсом от iPod провалился. В итоге все пришли к выводу, что никто не хочет телефон с вращающимся колесом на манер дисковых аппаратов. Это круто сработало для плееров, но для современного смартфона нужен другой подход.
Первый iPhone менялся десятки раз. И все следующие тоже
В итоге секретом самого первого iPhone оказался перфекционизм — работа над несколькими вариантами одного устройства для выбора оптимального варианта и его запуска в массы.
Подобная ситуация происходит и до релиза каждого следующего смартфона Apple. Несколько команд тестируют n-ное количество девайсов, отличающихся особенностями и возможностями. И в итоге нам показывают только самое успешное решение.
Поэтому сегодняшняя суета по поводу внешнего вида и технических особенностей iPhone 8 закономерна.
Каждый противоречивый слив iPhone 8 — это один из концептов грядущего флагмана
В итоге мы увидим решение, которое получилось лучше по показателям использования и техническим характеристикам. Это касается площади экрана iPhone 8, расположения сканера отпечатков пальцев и фронтальной камеры с сопутствующими датчиками, а также наличия беспроводной зарядки.
Поэтому на 100% полагаться на какие-то слухи, какими бы правдоподобными они ни были, не стоит. Каким будет новый флагманский iPhone не знают даже в Apple.
Тем не менее, с каждой новостью о смартфоне вырисовываются все более и более интересные варианты юбилейного устройства. Но это уже тема для отдельного исследования.
Источник