- Мировой рынок смартфонов вернулся к росту. Состав лидеров сменился
- Возвращение к сдержанному оптимизму
- Смена лидеров
- Что повлияет на развитие рынка смартфонов
- Наступает глобальная эпоха 5G
- Топ-20 смартфонов по продажам в России в 2020 году
- На рынке смартфонов впервые за 5 лет сменился мировой лидер
- Новый лидер, прежняя стагнация
- Apple
- Samsung
- Huawei
- Xiaomi
Мировой рынок смартфонов вернулся к росту. Состав лидеров сменился
Возвращение к сдержанному оптимизму
Мировой рынок смартфонов в наступившем 2021 г. ожидает постепенное восстановление и даже некоторый рост – по мере привыкания пользователей к «новой норме» в условиях коронавирусной пандемии, отмечается в свежем прогнозе аналитиков TrendForce.
По итогам 2021 г. в компании ожидают роста глобальных продаж до 1,36 млрд смартфонов. Это на 9% превысит продажи 2020 г., предварительно оцениваемые аналитиками в 1,25 млрд смартфонов, что, в свою очередь, на 11% меньше чем было продано в рекордном 2019 г.
Среди ключевых тенденций наступившего года аналитики TrendForce отмечают продолжение роста спроса на новые смартфоны 5G на замену устаревшим устройствам, увеличение спроса на развивающихся рынках, а также рекордное падение рыночной доли Huawei. В 2021 г. ее по объему производства обгонят сразу шесть брендов: Samsung, Apple, Xiaomi, OPPO, Vivo и почти не известная в России компания Transsion.
Смена лидеров
Нынешнюю семерку лидеров мирового рынка смартфонов, согласно прогнозу, не покинет никто, однако ранжирование по брендам изменится значительным образом. Huawei при этом окажется в самом низу списка.
Топ-6 лидеров 2021 г., согласно прогнозу, расположится в следующей последовательности: Samsung, Apple, Xiaomi, OPPO, Vivo и Transsion. Вместе эти шесть компаний будут контролировать в новом году порядка 80% мирового рынка смартфонов.
В связи с последствиями экспортных ограничений США и выделением бренда Honor в самостоятельную компанию, Huawei в 2021 г. ожидает падение с третьего места до седьмого в глобальном рейтинге поставщиков смартфонов.
Топ-7 мировых поставщиков смартфонов и их доля на рынке 5G. 2020-2021, млн штук
Бренд | Позиция (2020) | Продажи (2020), млн шт. | Доля рынка 5G (2020) | Позиция (2021) | Продажи (2021), млн шт. | Доля рынка 5G (2021) |
---|---|---|---|---|---|---|
Samsung | 1 | 263 | 11% | 1 | 267 | 13% |
Apple | 2 | 199 | 31% | 2 | 229 | 35% |
Xiaomi | 4 | 146 | 8% | 3 | 198 | 11% |
OPPO | 5 | 144 | 9% | 4 | 185 | 14% |
Vivo | 6 | 110 | 9% | 5 | 145 | 13% |
Transsion | 7 | 55 | 0% | 6 | 60 | 0% |
Huawei | 3 | 170 | 30% | 7 | 45 | 8% |
Источник: TrendForce (январь 2021)
Аналитики TrendForce считают полезным и своевременным действием официальное отделение Honor от Huawei, которое обеспечит выживание бренда в качестве независимого производителя смартфонов, однако пока не уверены в том, сможет ли «новый» Honor переключить на себя внимание потребителей без былой поддержки Huawei.
Помимо этого, в случае снятия торговых санкций США с Huawei, ей придется напрямую конкурировать с Honor, что затруднит Huawei возвращение былой доли рынка.
Что повлияет на развитие рынка смартфонов
Пандемия COVID-19 останется ключевым фактором неопределенности развития мирового рынка смартфонов, поскольку она еще длительное время будет оказывать значительное влияние на мировую экономику, отмечают в TrendForce.
Среди других факторов, способствующих в 2021 г. неопределенности на этом рынке, аналитики также отмечают возможную геополитическую нестабильность и потенциальный дефицит современных производственных мощностей на рынке полупроводников.
Наступает глобальная эпоха 5G
Глобальный объем поставок смартфонов 5G по итогам 2020 г. в TrendForce оценивают на уровне порядка 240 млн штук, что соответствует глобальному уровню проникновения порядка 19%. Отдельно отмечается, что на этом рынке ведущую роль занимают китайские бренды с долей почти 60%.
Позитивное влияние на развитие рынка смартфонов будет оказывать постоянно растущий уровень проникновения сетей 5G, а также растущий ассортимент мобильных процессоров 5G начального и среднего уровня. В 2021 г. ожидается увеличение числа и емкости коммерческих мобильных сетей 5G по всему миру, а также выход на этот рынок новых стран, в том числе России.
В TrendForce долю глобальных продаж смартфонов 5G по итогам 2021 г. прогнозируют на уровне порядка 37% – до примерно 500 млн смартфонов в год.
Источник
Топ-20 смартфонов по продажам в России в 2020 году
Цыплят по осени считают, а то, кто был молодцом в прошлом году, сколько смартфонов продал, можно посчитать уже в феврале. В этом материале рассмотрим розничные продажи на российском рынке для всех производителей. Так как нет никакой цели окинуть взглядом весь рынок, привести доли отдельных компаний и брендов, то остановимся на двадцатке самых популярных моделей, а затем пройдемся по коротким спискам хитов от производителей, что были на слуху. Просто статистика розничных продаж (sell-out), без каких-либо особых выводов и рассуждений. Это тот выбор, что сделали покупатели в России.
Давайте начнем с самого интересного, первой двадцатки моделей, которые продавались в розничных сетях России на протяжении 2020 года, и того, кто стал лидером. Мы объединяем одни и те же модели, различающиеся размером памяти, например, Galaxy A51 на 64 и 128 ГБ учитываются как один аппарат, равно как и iPhone 11 во всех вариантах объединяется. Для такого материала этого более чем достаточно, чтобы не отвлекаться на частности, но в тексте постараюсь дать комментарии о разных объемах памяти в одной и той же модели.
Но хватит предисловий, давайте посмотрим в табличку и оценим, какие модели и как продавались.
Топ-20 смартфонов в розничных продажах в России в 2020 году | |||
Номер | Модель | Объем, штуки | % от общих продаж |
1 | Samsung Galaxy A51 | 1765000 | 5.5% |
2 | Apple iPhone 11 | 1460000 | 4.5% |
3 | Samsung Galaxy A10 | 905000 | 2.8% |
4 | Samsung Galaxy A01 | 775000 | 2.4% |
5 | Redmi 7A | 773000 | 2.4% |
6 | Redmi Note 8T | 708000 | 2.2% |
7 | Samsung Galaxy A31 | 600000 | 1.8% |
8 | Honor 9X | 585000 | 1.8% |
9 | Honor 8A | 565000 | 1.7% |
10 | Xiaomi Redmi 9A | 560000 | 1.7% |
11 | Honor 10 Lite | 559000 | 1.7% |
12 | Apple iPhone Xr | 532000 | 1.6% |
13 | Honor 9S | 520000 | 1.6% |
14 | Samsung Galaxy A11 | 490000 | 1.5% |
15 | Samsung Galaxy A30s | 470000 | 1.4% |
16 | Honor 9A | 450000 | 1.4% |
17 | Honor 7A | 410000 | 1.2% |
18 | Samsung Galaxy A71 | 398000 | 1.2% |
19 | Honor 8S | 379000 | 1.1% |
20 | Honor 20 Lite | 375000 | 1.1% |
Источник: Mobile Research Group 2021 © |
Продажи первой двадцатки смартфонов на российском рынке занимают 41 процент от общих продаж, в абсолютных числах это 13 млн 279 тысяч устройств. Обратите внимание, что необычным является лидерство Galaxy A51, это лучшее соотношение цена/качество, что оценили покупатели. На втором месте идет iPhone 11, для лояльной аудитории Apple это лучшее предложение после анонса iPhone 12, большая часть продаж пришлась на конец года (точнее сказать, заметная часть продаж).
В двадцатке практически нет моделей по стоимости выше 20 000 рублей на полке магазинов (исключение – тот самый A51, хотя, учитывая скидки, его можно было взять по 15 тысяч рублей или около того). Фактически в высоком ценовом сегменте это только iPhone 11 и Xr. Из условно дорогих моделей можно отметить Galaxy A71, модель была популярна. Но глобально выбор покупателей – это либо бюджетные модели, либо соотношение цена/качество, то есть сегмент от 10 до 15 тысяч рублей, он наиболее заметен в продажах. По отношению к 2019 году продажи моделей до 10 тысяч рублей сократились, что также означает, что изменились предпочтения покупателей. В кризисные времена покупатели ориентируются на покупку более дорогих решений, чем они позволяли себе ранее, из расчета на то, что они могут служить им больший срок. В России мы видим рост срока использования смартфонов, по итогам 2020 года средний срок жизни смартфона составляет около 2.5 лет, но продолжает расти. В 2021 году мы увидим рост этой величины, скорее всего, это будет 3.5 года.
Любопытно будет посмотреть на пятерку самых продаваемых моделей от каждого производителя из тех, что определяют рынок. Так как ситуация по Samsung и Honor понятна из таблицы выше, то начнем с Apple.
Топ-5 моделей от Apple в розничных продажах в России в 2020 году | |
Номер | Модель |
1 | iPhone 11 |
2 | iPhone Xr |
3 | iPhone 7 |
4 | iPhone SE |
5 | iPhone 11 Pro |
Источник: Mobile Research Group 2021 © |
Обратите внимание, что, несмотря на стоимость, iPhone SE не смог занять значимую долю, модель довольно вяло продавалась в самом начале, сегодня ее продажи затихают. В то же время популярность iPhone 7 легко объяснима доступностью на рынке, а также стоимостью.
Huawei занимает относительно незначительную долю, но характерен выбор моделей среднего сегмента, они выигрывают по соотношению цена/качество, откусывают продажи Samsung, мешают другим китайским производителям. Из-за санкций в 2021 году этот фактор исчезнет, нишу компания де-факто освободит.
Топ-5 моделей от Huawei в розничных продажах в России в 2020 году | |
Номер | Модель |
1 | Y5 Lite |
2 | Y6 (2019) |
3 | P40 Lite |
4 | Y6S |
5 | P30 Lite |
Источник: Mobile Research Group 2021 © |
Выгодоприобретателем от санкций против Huawei/Honor становится Xiaomi, рост продаж почти двукратный, многие модели выглядят очень интересно за свою стоимость, что и доказывается первой пятеркой.
Топ-5 моделей от Xiaomi в розничных продажах в России в 2020 году | |
Номер | Модель |
1 | Redmi 7A |
2 | Redmi Note 8T |
3 | Redmi 9A |
4 | Redmi 8A |
5 | Redmi Note 8 Pro |
Источник: Mobile Research Group 2021 © |
В 2020 году в Huawei/Honor продвигали модели без сервисов Google, с собственными сервисами (HMS). Модели с HMS оказались популярны, они заняли чуть меньше 7% от всего рынка (2.1 млн устройств всего, из них 1.4 млн от Honor). В 2021 году Honor отказывается от HMS, так как планирует выпускать аппараты на GMS, как результат, доля HMS-смартфонов станет незаметной. Это ставит под вопрос дальнейшее развитие в России собственной платформы от Huawei. Тут много непонятного, так как ходят слухи о продаже подразделения смартфонов от Huawei, что в текущей ситуации может быть здравым решением для компании.
Подытоживая цифры розничных продаж, могу отметить, что статистика отлично описывает ситуацию на рынке, продажи компаний. В 2021 году неизбежен рост цен на смартфоны и электронику, поэтому вам стоит выбирать новые устройства здесь и сейчас.
Перспективы того, что новые поколения устройств будут выходить на тех же уровнях стоимости, весьма призрачны. Уже в марте мы увидим рост цен, последние заметные скидки будут в феврале, возможно, в начале марта. Кому-то этот материал даст пищу для размышлений, кто-то сможет сделать выводы для себя и своих практических задач. Хорошего дня!
Источник
На рынке смартфонов впервые за 5 лет сменился мировой лидер
Новый лидер, прежняя стагнация
Согласно данным глобального мониторинга IDC, компания Apple по итогам IV квартала 2019 г. показала максимальные объемы продаж смартфонов в количестве 73,8 млн штук, заняв таким образом 20,0% глобального рынка и впервые за много лет сместив с первой строчки традиционного лидера – компанию Samsung.
Последний раз что-то похожее происходило на глобальном рынке смартфонов пять лет назад, когда, согласно данным Gartner, продажи смартфонов Samsung за IV квартал 2014 г. снизились до 73 млн штук, в то время как продажи смартфонов Apple выросли сразу на 49% до 74,8 млн штук.
В сумме по итогам всего 2019 г. Samsung смогла сохранить первое место с объемом поставок в 295,7 млн штук и долей рынка 21,6%. Более того, Apple с продажами 191,0 млн смартфонов и долей рынка 13,9% по итогам 2019 г. пришлось довольствоваться лишь третьим местом, уступив второе китайской Huawei с продажами 240,6 млн смартфонов и долей рынка 17,6%.
По итогам IV квартала 2019 г. поставщики отгрузили 368,8 млн смартфонов. Это на 2,9% больше, чем в предыдущем квартале, однако на 1,1% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года. Суммарные показатели за весь 2019 г. продемонстрировали снижение глобальных продаж до 1371,0 млн смартфонов, что на 2,3% меньше, чем за 2018 г.
По мнению аналитиков IDC, вялые продажи смартфонов отчасти связаны со слабым спросом в Китае, где потребители питают надежды на скорое появление недорогих 5G-моделей на фоне увеличения покрытия сетей 5G.
«2019 стал третьим подряд годом снижения глобальных продаж, даже несмотря на появление нового рынка 5G и поставки смартфонов с новыми технологиями, включая складные модели. Четвертый квартал 2019 года оказался успешным для некоторых лидером – таких как Apple, Xiaomi и OPPO, главным образом, за счет новинок, снизив влияние слабых продаж в Китае. Xiaomi и OPPO показали хорошие результаты в Индии и набирают обороты в Западной Европе – по аналогии с успехом Huawei несколько лет назад. Apple показала хорошие результаты на рынке США, где ее рыночная доля в четвертом квартале выросла на 50%. На перспективу модели 5G – точнее, доступные смартфоны 5G, должны стать катализатором продаж 2020 года чтобы избежать продолжения трехлетнего спада», – отметил Энтони Скарселла (Anthony Scarsella, менеджер по исследованиям IDC Worldwide Quarterly Mobile Phone Tracker.
Apple
Продажи смартфонов Apple iPhone по предварительным итогам IV квартала 2019 г. достигли 73,8 млн, показав прирост 7,9% год к году. Рекордные показатели и первое место в мировом квартальном рейтинге поставщиков обеспечил высокий спрос на продукцию Apple в сезон праздников.
Наиболее высокий спрос на семейство новинок iPhone 11 показали регионы с высокой покупательской способностью – такие как США и Европа, в то время как спрос на iPhone XR оставался высоким во всем мире.
По данным самой Apple, iPhone 11 оставался самой продаваемой моделью на протяжении всех недель декабря, а три новые модели новейшей серии показали лучшие продажи в течение всего квартала. Несмотря на высокую цену iPhone 11, свое дело сделали промо-акции, доступность смартфону обеспечили многочисленные финансовые предложения по рассрочке.
По мнению аналитиков IDC, слухи о грядущем запуске нового «бюджетного» iPhone SE могут обеспечить Apple дополнительный рост доли на рынке за счет спроса на развивающихся рынках, особенно если цена будет достаточно привлекательной для покупателей с ограниченным бюджетом.
Samsung
Для Samsung, достигшей пиковых продаж в III квартале 2019 г., потеря лидерства в пользу Apple оказалась в некотором смысле неожиданностью, поскольку продажи популярной серии смартфонов Galaxy A были достаточно высоки.
Компания | Объем поставок, IV кв. 2019, млн | Рыночная доля, IV кв. 2019 | Объем поставок, IV кв. 2018, млн | Рыночная доля, IV кв. 2018 | Динамика, год к году |
---|---|---|---|---|---|
Apple | 73,8 | 20,0% | 68,4 | 18,3% | 7,9% |
Samsung | 69,4 | 18,8% | 70,3 | 18,8% | -1,2% |
Huawei | 56,2 | 15,2% | 60,5 | 16,2% | -7,1% |
Xiaomi | 32,8 | 8,9% | 25 | 6,7% | 31,1% |
OPPO | 30,6 | 8,3% | 29,3 | 7,9% | 4,2% |
Остальные | 106 | 28,7% | 119,5 | 32,0% | -11,3% |
Всего | 368,8 | 100,0% | 373,1 | 100,0% | -1,1% |
Источник: IDC Quarterly Mobile Phone Tracker, К4 2019
В IDC считают, что замедление продаж смартфонов Samsung обусловлено меньшим числом анонсов новинок, замедлением продаж 5G-новинок на рынке Южной Кореи и слишком медленным стартом 5G на глобальном рынке.
Аналитики IDC прогнозируют рост продаж смартфонов Samsung после ожидаемого в феврале анонса новой серии Galaxy S и новой складной модели Galaxy Fold. В IDC также ожидают появления 5G-смартфонов в серии Galaxy A, более доступных по цене по сравнению с флагманскими 5G-моделями серий S и Note.
Huawei
Huawei значительно нарастила складские запасы в III квартале, что принесло ожидаемое снижение в IV квартале 2019 г., считают в IDC. Одним из ограничивающих факторов, мешающих росту рыночной доли компании, также является высокая цена на модели серии Mate 30.
Компания | Объем поставок, 2019, млн | Рыночная доля, 2019 | Объем поставок, 2018, млн | Рыночная доля, 2018 | Динамика, год к году |
---|---|---|---|---|---|
Samsung | 295,7 | 21,6% | 292,2 | 20,8% | 1,2% |
Huawei | 240,6 | 17,6% | 206 | 14,7% | 16,8% |
Apple | 191 | 13,9% | 208,8 | 14,9% | -8,5% |
Xiaomi | 125,6 | 9,2% | 119,1 | 8,5% | 5,5% |
OPPO | 114,3 | 8,3% | 113,3 | 8,1% | 0,9% |
Остальные | 403,6 | 29,4% | 463,2 | 33,0% | -12,9% |
Всего | 1 371 | 100,0% | 1 402,6 | 100,0% | -2,3% |
Источник: IDC Quarterly Mobile Phone Tracker, К4 2019
Тем не менее, китайские партнеры по канальным продажам по-прежнему с удовольствием работают с Huawei как с наиболее раскрученным местным брендом. Однако за пределами Китая у Huawei по-прежнему проблемы. Несмотря на запуск серии Mate 30 в некоторых странах, таких как Малайзия и Сингапур, отсутствие мобильных сервисов Google по-прежнему сказывается на продажах телефонов Huawei.
«Для Huawei и дальше все будет непросто, особенно с учетом незавершившейся торговой войны и новой неопределенности из-за коронавируса в провинции Ухань, который, впрочем, потенциально может оказать неблагоприятное воздействие не только на Huawei, но и на всех игроков рынка, взаимодействующих с китайской цепочкой поставок смартфонов», – сказала Мелисса Чау (Melissa Chau), младший научный директор IDC Worldwide Mobile
Xiaomi
Международная экспансия Xiaomi ознаменовалась тем, что по итогам IV квартала 2019 г. компания второй квартал подряд оставалась крупнейшим поставщиком смартфонов в Индии. Этому способствовал рост онлайн-продаж, продолжающаяся популярность моделей Redmi 8 и Note 8, а также высокие продажи в сезон индийского праздника Дивали.
Сейчас у Xiaomi обостряется конкуренция с Realme – как в Индии, так и в Индонезии. Компания уже представила в Китае свою новинку CC9 Pro с камерой 108 МП, однако низкая маржинальность и слабая поддержка в канале пока что мешают Xiaomi приблизиться к рыночной доле Huawei.
OPPO продолжает расширение присутствия за пределами китайского рынка, и впервые за квартал компания продала на внутреннем рынке менее 50% своих смартфонов. Компания использовала серию A поддержки квартальных продаж в Китае и представила модель A11 с камерой Quad для наращивания продаж в бюджетном сегменте и присоединилась к конкурентной гонке за долю китайского рынка 5G-смартфонов с серией Reno 3.
Сдерживающими факторами OPPO оказались общее замедление рынка и активность повлияли Huawei. В Индии OPPO продолжила усиление премиального имиджа своего бренда за счет активного продвижения серии Reno в ценовой категории $400-600, где OnePlus имеет сильные позиции. В Индонезии, где OPPO планирует расширить свое производство, спрос на смартфоны Reno был низким, поскольку бренд OPPO чаще всего ассоциируется у покупателей со среднеценовым сегментом.
Источник