Медиаконтейнер
Медиаконтейнер, мультимедиаконтейнер (англ. Media container ) — формат файла или потоковый формат (поток необязательно должен быть сохранён в виде файла), чьи спецификации определяют только способ сохранения данных (а не алгоритм кодирования) в пределах одного файла. Медиаконтейнер определяет, сколько метаданных фактически может быть сохранено, вместе с тем он не определяет никакую кодификацию самих данных. Медиаконтейнер фактически является метаформатом, так как он хранит данные и информацию о том, как данные будут сохраняться непосредственно внутри файла. Как следствие из этого, программа, которая способна корректно идентифицировать и открыть файл (прочитать поток), записанный в каком-либо формате, впоследствии может быть не способна декодировать фактические данные, записанные внутри медиаконтейнера, так как или метаданные в медиаконтейнере являются недостаточными, или программное обеспечение неспособно декодировать данные, закодированные в медиаконтейнере.
В теории формат-контейнер способен хранить любой тип данных, однако на практике для каждого типа данных существуют отдельные группы контейнеров. Эти группы «настроены» для специфических требований и информации, которая будет сохраняться в них. Медиаконтейнеры являются типичным примером такой группы файловых контейнеров, которые предназначены для сохранения медиаинформации, которая условно делится на изображения, видео и аудио. В случае фильмов медиаконтейнер должен не только сохранять видео- и аудиопоток, но и при воспроизведении обеспечивать их синхронизацию. Также в медиаконтейнере может сохраняться несколько однотипных потоков, например фильм (видео-поток) с несколькими звуковыми дорожками (аудиопотоками) и субтитрами (текстовыми потоками).
Содержание
Список медиаконтейнеров
Контейнер файла используется для идентификации и чередования различных типов данных. Более простые контейнерные форматы могут содержать различные типы звуковых данных, закодированных определённым кодеком. Более сложные медиаконтейнеры могут поддерживать множественные аудио- и видеопотоки, текстовые субтитры, информацию о разделах (англ. chapter ), метаданные (теги), наряду с информацией для синхронизации воспроизведения различных потоков одновременно. В большинстве случаев заголовок (англ. header ) файла, большинство метаданных и синхронизационные данные определены форматом контейнера. Например, есть контейнеры, оптимизированные для видео низкого качества с низким битрейтом, а есть контейнеры, оптимизированные для больших файлов, содержащих множество потоков высокого качества.
Составные части контейнера файла имеют различные наименования. В RIFF и PNG их часто называют chunks (куски), в MPEG-TS их называют packets (пакеты), а в JPEG они называются «segments» (сегменты). Основной контент данных составных частей называется «данные» или «полезная нагрузка». В большинстве контейнерных форматов каждая составная часть в последовательности имеет свой заголовок (англ. header ), в то время как медиаконтейнер TIFF вместо этого сохраняет смещения, что приводит к трудностям в сохранении информации. Модульные составные части облегчают восстановление других составных частей в случае повреждения файла или при «выпадении» кадров или при bit slip (англ.).
Некоторые медиаконтейнеры предназначены для сохранения только аудиоданных:
- AIFF (формат файла IFF, широко используемый на платформе Mac OS)
- WAV (формат файла RIFF, широко используемый на платформе Microsoft Windows)
- XMF (англ.Extensible Music Format — расширяемый формат музыки)
Некоторые медиаконтейнеры предназначены для сохранения только статических изображений:
- FITS (англ.Flexible Image Transport System — гибкая транспортная система изображения) — медиаконтейнер для статичных изображений, необработанных данных (англ.raw data ) и связанных метаданных.
- TIFF (англ.Tagged Image File Format — теговый файловый формат изображений) — медиаконтейнер для статичных изображений и связанных метаданных.
Большинство медиаконтейнеров приспособлено для сохранения всех или почти всех типов медиаинформации, включая аудио, видео и текст. Самые популярные из них:
- 3gp (используется на многих мобильных телефонах, основан на стандартизированном ISO формате медиафайлов, определён спецификаций MPEG-4 Part 12)
- ANIM — медиаконтейнер для цифровой анимации на линейке классических компьютеров Commodore Amiga, следует основным спецификациям IFFILBM.
- ASF (англ.Advanced Systems Format — продвинутый системный формат) — стандартный медиаконтейнер для Microsoft WMA и WMV.
- AVI (англ.Audio Video Interleave — чередование аудио и видео) — стандартный медиаконтейнер для Microsoft Windows, базируется на RIFF, один из самых распространённых.
- CDXL (другое наименование для формата ANIM) — медиаконтейнер для анимации для Amiga CDTV и Amiga CD32.
- DVR-MS (англ.Digital Video Recording — Microsoft — цифровая видеозапись — Майкрософт) — проприетарный медиаконтейнер, разработанный Microsoft и базирующийся на ASF. DVR-MS использует видео стандарта MPEG-2 и аудио стандартов MPEG-1 Layer II или Dolby Digital AC-3 (ATSC A/52).
- IFF (англ.Interchange File Format — чередующийся файловый формат) — первый платформо-независимый медиаконтейнер.
- Matroska (MKV, Матрёшка) — открытый свободный стандарт и медиаконтейнер.
- MPEG-TS (англ.MPEG-2 transport stream — транспортный поток MPEG) — медиаконтейнер для цифрового широковещательного телевидения. Стандартно содержит несколько видео- и аудиопотоков и расписание телепрограмм (Electronic Program Guide).
- MP4 (MPEG-4 Part 14) — медиаконтейнер, поддерживающий аудио и видео из группы MPEG-4.
- M4V — медиаконтейнер на базе MPEG-4 Part 14 с добавлением возможности DRM-защиты и поддержки кодека AC3
- MOV — медиаконтейнер для мультимедийного фреймворка QuickTime, разработанный Apple.
- Ogg — медиаконтейнер для аудиокодека Vorbis от Xiph.org и видеокодекаTheora.
- OGM (Ogg Media) медиаконтейнер для кодеков от Xiph.org, более не поддерживаемый и формально отторгнутый Xiph.org. [1]
- RealMedia — медиаконтейнер для RealVideo и RealAudio.
- MXF ( англ.Material eXchange Format — формат обмена данными) — контейнер для профессионального хранения и обработки видео- и аудиоматериалов.
Есть также много других медиаконтейнеров, например NUT, MPEG-1, MXF, GXF, ratDVD, SVI, VOB и DivX Media Format.
Single coding formats
В дополнение к «чистым» контейнерным форматам, которые определяют только «обёртку», а не алгоритм кодирования, есть некоторые файловые форматы, которые определяют и слой хранения, и слой кодирования, как часть модульного дизайна и для совместимости «снизу вверх». К таким медиаконтейнерам относятся JPEG File Interchange Format (JFIF) для JPEG-изображений и Portable Network Graphics (PNG). Такие полнофункциональные медиаконтейнеры (хотя понятие «медиаконтейнер» к ним не совсем применимо) называются «Single coding format» (рус. Единый формат кодирования ).
Различия
Все различия между разными медиаконтейнерами происходят из пяти основ:
- Популярность. Насколько распространён и поддерживается данный контейнер.
- Размер файла. Показывает различие в файловом размере между двумя файлами, которые имеют одинаковый контент, но сохранены различными медиаконтейнерами.
- Поддержка расширенной функциональности кодека. Старые медиаконтейнеры, такие как AVI, не поддерживают новые особенности кодеков, такие как B-кадры, переменный битрейт аудиопотока и переменную частоту кадров видеопотока. Контейнер может быть «взломан» для добавления поддержки, но это создаёт проблемы совместимости.
- Поддержка расширенного контента. Поддерживает ли медиаконтейнер разделы, субтитры, мета-теги и пользовательские данные.
- Поддержка потокового мультимедиа.
Remux
Remux (ремультиплексирование) — принятый в сфере видеокодирования термин, означающий перекомпоновку содержимого медиаконтейнера. Его важной особенностью является отсутствие перекодировки (сохранение исходного качества) основных элементарных потоков (видео- и аудиопотока). Заменяется лишь медиаконтейнер, также могут добавляться или удаляться субтитры, меню, множественные аудиопотоки (дополнительные звуковые дорожки) и прочие второстепенные данные.
Источник
Словарь терминов
В данном разделе мы постарались описать все термины, относящиеся к созданию сайтов в нашей системе. Если Вы заметили, что какого-то понятия не хватает — пишите нам на «>info@setup.ru
Алфавитный список
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Е
- Ё
- Ж
- З
- И
- Й
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Щ
- Ъ
- Ы
- Ь
- Э
- Ю
- Я
- A
- B
- C
- D
- E
- F
- G
- H
- I
- J
- K
- L
- M
- N
- O
- P
- Q
- R
- S
- T
- U
- V
- W
- X
- Y
- Z
Медиаконтейнер
Медиаконтейнер — специальный формат файла, в спецификациях которого определен способ хранения данных в файле, без указания алгоритма его кодирования.
То есть медиаконтейнер определяет количество сохраненных в файле данных, но не может определить никакой кодификации этих данных. В сущности, медиаконтейнер представляет собой метаформат, поскольку в нем хранится информация, определяющая, каким именно способом данные будут сохранены внутри файла.
В результате такого способа хранения информации возникают определенные проблемы. Самой частой проблемой является следующая: программа, корректно идентифицирующая файл медиаконтейнера, может не справиться с декодированием и чтением фактических данных, находящихся в этом контейнере.
Группы медиаконтейнеров
Теоретически в медиаконтейнерах могут быть сохранены данные любого типа. Но на практике — каждой группе данных соответствует собственный тип контейнера, или определенные группы контейнеров. Каждая такая группа — особым образом «подстроена» под специфические требования именно того типа данных, для хранения которого она чаще всего используется.
Медиаконтейнер — яркий пример специфического контейнера, рассчитанного на сохранение преимущественно медиаданных, которые условно подразделяются на видеоданные, аудиоданные и графические изображения. Если в медиаконтейнере хранится фильм, то он не только хранит звуковой и видеопоток, но и обеспечивает правильную синхронизацию этих двух потоков друг с другом. Кроме того, в медиаконтейнере может содержаться сразу несколько однотипных потоков, например — фильм, в котором есть сразу несколько звуковых дорожек, и несколько текстовых потоков с субтитрами.
Структура
Чаще всего медиаконтейнер применяется для того, чтобы идентифицировать, синхронизировать а при необходимости — чередовать различные типы медиаданных. Самые простые по структуре медиаконтейнеры содержат только один тип данных, например — аудио, которые были закодированы с помощью какого-либо кодека.
Сложные контейнеры способны одновременно работать с аудиопотоками, видеопотоками и текстом, а также способны хранить определенную информацию о разделах данных и информацию об их правильной синхронизации. Медиаконтейнер может состоять из нескольких составных частей, которым присваиваются специальные наименования. Например, в контейнерах типа PNG эти составные части называются «кусками» (англ. Chunks).
В контейнерах типа MPEG составные части называются пакетами. А в контейнерах типа JPEG эти части называются сегментами. У каждой составной части медиаконтейнера обязательно есть собственный заголовок. Исключением из этого правила является медиаконтейнер типа TIFF, в котором хранятся не заголовки его составных частей, а смещения между ними.
Популярные медиаконтейнеры
Медиаконтейнеры, применяемые для хранения изображений:
- TIFF (англ. Tagget Image File Format) — позволяет хранить статичные изображения и связанные с ними метаданные.
- FITS (англ. Flexible Image Transport System) — позволяет хранить различные необработанные данные и статичные изображения вместе с метаданными.
Медиаконтейнеры, применяемые для хранения исключительно аудиопотоков:
- WAV — медиаконтейнер c форматом файла RIFF, который позволяет хранить аудиоданные, и используется преимущественно в операционных системах Windows.
- AIFF — медиаконтейнер с форматом файла IFF, применяется в основном в операционных системах Mac OS.
Универсальные медиаконтейнеры, применяемые для хранения всех типов медиаданных:
- Matroska («Матрешка», MKV) — универсальный медиаконтейнер с отрытым исходным кодом, основанный на отрытом стандарте.
- MP4 — универсальный медиаконтейнер, позволяющий хранить аудио- и видеоданные.
- IFF — один из первых универсальных медиаконтейнеров, не зависящих от типа платформы.
- MOV — в основе этого универсального медиаконтейнера лежит мультимедийный фреймворк QuickTime, являющийся разработкой компании Apple.
Доска почета
Производство и установка заборов в Орле и Орловской области
Источник
Все что нужно знать о видео кодеках и контейнерах, статья. Портал «www.hifinews.ru»
Сохранить и прочитать потом —
Сегодня, кажется, все стремятся стать кинематографистами. Люди используют для видеосъемки самые различные гаджеты и девайсы, включая мобильные телефоны, цифровые фотокамеры, портативные и профессиональные видеокамеры. А последнее поколение цифровых зеркальных фотокамер позволяет записывать видео с поддержкой высокого разрешения.
Чтобы научиться снимать хорошее видео, потребуется приложить определенные усилия, но все становится еще более сложным, когда вы захотите во всей красе продемонстрировать свой шедевр другим людям. Может быть, вам нужно загрузить его на YouTube, может вы собираетесь записать свой Blu-ray или DVD диск, возможно, захотите загрузить видео на мобильный телефон или планшетный компьютер.
Разобраться в том, какой кодек и контейнер лучше подойдет для создания вашего видеошедевра порой достаточно сложно. Помочь в решении этой проблемы сможет представленный далее материал.
Какая разница между кодеком и контейнером?
Начинающие пользователи часто бывают озадачены, когда пытаются выяснить разницу между кодеками и контейнерами. Сейчас слово Кодек стало чем-то общеупотребительным, а изначально термин являлся сокращением от понятия КОмпрессор-ДЕКомпрессор. Что же делают кодеки?
Они принимают цифровые медиа данные и либо сжимают их (для передачи и хранения), либо распаковывают для просмотра и перекодирования. Каждый кодек использует определенный метод кодирования и декодирования цифровых данных.
Несжатое (англ. raw означает необработанное или часто говорят « сырое») видео и аудио требует для хранения огромного дискового пространства. Несжатое видео высокой четкости формата 1080i, записываемое со скоростью 50 кадров в секунду, съедает до 410 гигабайт в час. Аудио с CD дисков, довольно устаревшее по современным стандартам, звучит около 74 минут при емкости диска 680 мегабайт. Однако, восьмиканальный звук, кодируемый с 24 битным разрешением, потребует уже 16 мегабит в секунду, или несколько гигабайт в час. Даже возможностей широкополосного соединения с интернет порой не хватит, чтобы послушать музыку в полном аудио разрешении. Вот почему цифровые видео и аудио записи должны быть сжаты для передачи и хранения.
После того как медиа данные ужаты в разумные пределы, они должны быть упакованы для транспортировки и последующего отображения. Для этого используются форматы-контейнеры, выполняющие роль «черного ящика», наполняемого различными медиа-форматами. Хорошие форматы контейнеров могут вмещать файлы, сжатые разными кодеками.
Давайте разберемся с типами кодеков.
Общее понятие о кодеках
Если вы пообщаетесь с людьми, которые занимаются видеообработкой или посетите соответствующие веб форумы, то будете, так или иначе, причастны к, порой бурным, дебатам о том, какой кодек лучше. В действительности, эффективность любого кодека во многом зависит от используемого режима сжатия и типа обрабатываемых видеоматериалов. Так что стоит рассматривать различные кодеки и с учетом их конкретного использования и особенностей сжимаемого материала. Далее в основном рассматриваются видео кодеки, но в разделе, посвященном контейнерам форматов, упоминается и об использовании аудиокодеков.
Ввод и архивирование видео
Большинство устройств современной бытовой электроники получает контент в каком-либо уже сжатом формате. Как правило, только профессиональные видеооператоры работают с несжатым HD видео. Конечно в идеале, если это возможно, при наличии очень емкой системы хранения, видеоархивы нужно хранить в оригинальном формате съемки, потому что при этом обеспечивается максимальное качество. Перекодировка видео из одного типа сжатия в другой может привнести едва различимые искажения, которые могут снизить качество изображения. (Подобные погрешности минимизирует хорошее программное транскодирование.) Сегодня предлагается множество кодеков, с определенной специализацией. С большинством из них обычный пользователь может никогда и не столкнуться. Следующий раздел посвящен кодекам, как системам сжатия/декомпрессии, используемым в составе специального программного обеспечения, которое позволяет кодировать или перекодировать видеофайлы.
x.264/ MPEG-4 AVC (Advanced Video Coding). Этот наиболее распространенный кодек используется в современных цифровых видео- и фотокамерах, в которых результаты съемки сохраняются в виде файлов на встроенных жестких дисках, картах памяти, и т.д.
MJPEG (Motion JPEG). Это более старый формат, используемый некоторыми цифровыми камерами и видеотехникой прежнего поколения. Он был разработан теми же специалистами (Joint Picture Experts Group), которые занимались еще ранее разработкой кодека JPEG для сжатия обычных статичных изображений, отсюда и название этого кодека.
DV и HDV. Стандарт DV был разработан консорциумом компаний производителей видеотехники для ленточных систем хранения информации и часто использовался в видеокамерах со слотом для ленточных мини кассет. Некоторые версии DV успешно использовались в профессиональных видеокамерах, была разработана версия HDV для поддержки высокого разрешения с ленточными кассетами.
Перейдем к устаревающим уже DVD или чуть более модным Blu-ray дискам. Несмотря на растущую популярность потокового видео, возможность передачи медиа данных с помощью дисков в обозримом будущем по-прежнему будет востребована. Записанные на диски материалы спокойно можно передавать там, где нет каналов связи и смотреть везде, даже там, где нет возможности подключиться к интернету.
MPEG-2. Необходимо различать кодек MPEG-2, также известный как x.262, от формата контейнера MPEG-2. MPEG-2 используется для сжатия видео на дисках DVD и сигналов телевидения высокой четкости (DVB), передаваемого по эфирным каналам. Первоначально MPEG-2 применяли и для сжатия на Blu-ray дисках, хотя большинство современных Blu-ray фильмов не используют MPEG-2.
x.264/MPEG-4 AVC. x.264 используется при сжатии видео для Blu-ray дисков. По сути это тот же кодек, который применяется для сжатия видео в современных видеокамерах. Данный метод очень масштабируемый и при высоком битрейте сжатое по стандарту x.264видео выглядит просто фантастически.
Microsoft VC-1. Microsoft VC-1 включает три разных по степени сжатия кодека. VC-1 Advanced Profile, также известный как Windows Media Video 9 Advanced Profile или просто WVC1 является одним из трех кодеков, применяемых для кодирования содержимого Blu-ray дисков. VC-1 в качестве альтернативы технологии Adobe Flash используется в интернет-платформе Microsoft Silverlight.
Потоковое и веб видео
Передача видео через интернет обязательно подразумевает компромиссы, в основном между качеством изображения и скоростью передачи данных, которая сегодня и ограничивает максимально достижимое качество. Скорость передачи или, как еще говорят, ширина канала во многом зависит от возможностей интернет-провайдера и используемой им технологии доставки сигнала в вашу квартиру.
MPEG-1. Это старый боевой конь для доставки видео в сети интернет. Хотя YouTube, Netflix, и другие поставщики относительно качественного потокового видео уже отказались от MPEG-1, масса видео стандартного разрешения на базе MPEG-1 все еще доступна на других сайтах.
WMV (Windows Media Video). Есть Windows Media Video кодек и контейнерный формат файла. Хотя, этот метод сжатия был и не так используем, как MPEG-1, в сети все еще есть много WMV контента. Но при создании своих видеоматериалов, его очевидно также не стоит применять.
x.264/ MPEG-4 AVC. x.264 обеспечивает при относительно низкой скорости передачи, достаточно высокое качество видео. x.264, вероятно, становится наиболее распространенным кодеком. Adobe поддерживает его во Flash, x.264может использоваться с изображениями HTML 5, на x.264ориентируется YouTube и Apple полностью поддерживает этот метод компрессии. Однако при создании видео сжатого в форматах x.264вы не сможете воспроизводить их на старых устройствах, это ставка на будущее.
Правильный контейнер: гибкий и удобный
Далее кратко рассмотрены наиболее распространенные сегодня контейнерные форматы медиафайлов. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки. Выбор зависит от предполагаемой задачи. Контейнерные файлы, кроме сжатого видео, вмещают и цифровой звук, сжатый соответствующими аудио кодеками, а также меню и дополнительную информацию.
Контейнеры для архивирования и ввода
Также, как и с кодеками, Вы должны выбрать контейнерный формат для хранения сжатого видео с максимально возможным в ваших условиях качеством. Для большинства пользователей нужен просто способ сохранить свое видео, для того чтобы затем передавать его в потоковом виде по домашней сети или даже через интернет, но при этом никто не хочет видеть впоследствии на экране пиксельную структуру и смазанное изображение. Правильный контейнер поможет сохранить баланс между качеством и потоковыми возможностями.
Advanced Systems Format (ASF) – разработанный Microsoft контейнерный формат. Встречается несколько расширений, включая .asf, .wma и.wmv. Отметьте, что файл с расширением .wmv, вероятно, сжат кодеком WMV (Windows Media Video), но сам файл помещен в контейнерный файл ASF. Файлы ASF, в теории, могут содержать видео и аудио файлы, сжатые любым кодеком. Однако, практически воспроизведение иногда может стать проблемным, особенно с видео, сжатым кодеками x.264. Если вы планируете пользоваться продуктами Microsoft, ASF прекрасный выбор, но могут быть проблемы с медиа файлами на основе иных кодеков.
Audio Video Interleave (AVI) – один из более старых контейнерных форматов Microsoft. Вероятно, его уже не стоит использовать в новых проектах.
QuickTime: компания Apple продвигает собственный контейнерный формат QuickTime, который поддерживает множество кодеков для аудио и видео. Apple — убежденный сторонник x.264, таким образом, файлы QuickTime (.mov, .qt) могут содержать видео, сжатое кодеком x.264.
MP4. Этот контейнерный формат разработан Motion Pictures Expert Group, известен также как MPEG-4, часть 14. Видео внутри файлов MP4 кодируется кодеком x.264, а аудио – кодеком AAC, но могут использоваться и другие стандарты сжатия звука.
VOB и BDAV MPEG-2. Эти контейнерные форматы используются для упаковки данных на DVD и Blu-ray дисках, соответственно. В файлах Blu-ray дисков (.m2ts) могут содержаться видеозаписи сжатые кодеками x.264и VC-1, звук может быть сжат одним из кодеков Dolby или использоваться несжатый многоканальный сигнал в формате PCM.
AVCHD: Этот стандарт контейнера применен во многих видеокамерах. Снимаемое видео предварительно сжимается кодеком x.264. Аудиосигнал для контейнера кодируется кодеком Dolby Digital (AC3) или используется несжатый – PCM.
Flash: Компания Adobe имеет собственный контейнерный формат Flash, который поддерживает множество кодеков. Большая часть недавно созданного Flash видео кодирована с использование видеокодека x.264и аудиокодека AAC, но не стоит ожидать, что на всех сайтах используются только эти кодеки, особенно для ранее созданного видео.
Прочие контейнеры: Среди прочих форматов контейнеров, широко используемых особенно для доставки видео через интернет, можно упомянуть популярный во многом за счет своей универсальности и открытого кода формат Matroska (.mkv, .mk3d, .mka, .mks), а также OGG и DiVX. Файлы с расширением .divx вмещают видео, ужатое одноименным кодеком с пиратской родословной, который позволяет получить достаточно высокое качество видео при эффективной компрессии видеоматериалов. Долгое время Divx официально не признавался и его использование не приветствовалось. Однако сегодня многие известные производители уже встраивают аппаратные кодеки DiVX в свою видеотехнику.
Какой кодек и контейнер выбрать
Если вы будете размещать свое видео на домашнем сервере, с тем чтобы впоследствии смотреть его на экране телевизора, подключаемого непосредственно к сети или через медиаплеер, необходимо выяснить какие форматы распознают телевизор и плеер. Практически всеми устройствами поддерживается сегодня кодирование в соответствии со стандартом MPEG-2, но в этом случае потребуется достаточно большой объем для хранения видео в HD разрешении. Очевидно, наиболее подходящим в ближайшем будущем можно считать различные варианты кодека x.264, в котором реализован алгоритм сжатия, поддерживаемый всеми популярными контейнерами.
Если больше интересует воспроизведение готового видео, и вы планирует нарезать (ripping) фильмы из своей персональной коллекции DVD дисков для передачи по домашней сети, вас может устроить контейнер MP4, как удачный компромисс между степенью сжатия и качеством.
Источник