- Пример анализа пяти конкурентных сил модели Майкла Портера
- Вводная часть
- Первый шаг: оцените конкурентоспособность товара компании и уровня конкуренции на рынке
- Второй шаг: оцените рыночную власть покупателей на рынке
- Третий шаг: Оцените угрозы для Вашего бизнеса со стороны поставщиков
- Четвертый шаг: Объедините результаты анализа в сводном виде и разработайте направления работ
- Анализ 5 сил Портера
- 5 сил Портера пример анализа
- Матрица 5 сил Портера. Сила № 1 – это давление покупателей
- Сила №2. Давление поставщиков
- Силы 3 и 4. Давление действующих и новых конкурентов
- Сила №5. Давление новых товаров-заменителей
- Сила №6. Давление государства
- 5 конкурентных сил портера пример
- Схема 1. Экспресс-анализ по Портеру
- Схема 2. Полный анализ по Портеру
- 5 сил Портера выводы
- Модель анализа пяти конкурентных сил Майкла Портера
- Описание модели 5 конкурентных сил Майкла Портера
- Практическое использование модели
- Вы знакомы с теоретической частью и интересуетесь только практическим применением?
- Первая сила: Угроза вторжения новых игроков
- Экономия на масштабе
- Дифференциация продукта и сила существующих торговых марок
- Потребность в капитале
- Высокие постоянные издержки
- Доступ к каналам распределения
- Политика правительства
- Дополнительные угрозы
- Вторая сила: Рыночная власть покупателей
- Условия роста влияния покупателей
- Третья сила: Рыночная власть поставщиков
- Условия роста влияния поставщиков
- Четвертая сила: Появление товаров-заменителей
- Пятая сила: Внутриотраслевая конкуренция
Пример анализа пяти конкурентных сил модели Майкла Портера
Предлагаем вам пошаговую инструкцию — пример для анализа конкуренции на рынке с помощью модели пяти конкурентных сил Майкла Портера. С помощью данного примера вы сможете провести анализ конкуренции на рынке, провести подробную оценку и анализ конкурентных преимуществ продукта компании, оценить угрозы конкуренции для товара компании, определить необходимые важные стратегические решения для сохранения и укрепления конкурентоспособности компании в долгосрочном периоде. Часто такой анализ называют «конкурентным анализом по модели Портера».
Пример содержит подробные инструкции и описывает каждый шаг анализа модели, а также включает бесплатный шаблон в форме Excel. В случае возникновения вопросов по методике или по описанию отдельных понятии модели — читайте теоретическую часть Теоретические основы модели пяти конкурентных сил Майкла Портера.
Вводная часть
Анализ конкурентных сил по Портеру удобнее всего проводить с помощью таблиц, присваивая каждому параметру балл, отражающий низкую, среднюю или высокую степень угрозы для компании.
Для оценки уровня угрозы достаточно заполнить 5 таблиц данного примера. В каждой таблице приведены параметры для оценки конкуренции. Оценка параметров проводится по 3-х балльной шкале.
Для того, чтобы оценить влияние каждой конкурентной силы из модели анализа конкуренции Майкла Портера Вам достаточно выбрать одно из трех утверждений в таблице и проставить соответствующий балл от 1 до 3. Проставленные баллы суммируются в конце каждой таблице и предоставляется расшифровка их значений.
Первый шаг: оцените конкурентоспособность товара компании и уровня конкуренции на рынке
Майкл Портер в своей модели 5 конкурентных сил описывает 3 параметра, которые должны учитываться при анализе конкуренции на рынке:
- уровень угрозы со стороны товаров-субститутов (или товаров-заменителей)
- уровень внутри отраслевой конкуренции
- угроза появления новых игроков, способных запустить передел рынка
Оцените угрозы со стороны товаров-заменителей, заполнив следующую таблицу:
Оцените уровень внутриотраслевой конкуренции по следующим параметрам: количество игроков, темп роста рынка, уровень дифференциации продукта на рынке, ограничения в повышении цен.
Оцените угрозу входа на рынок новых игроков с помощью оценки высоты входных барьеров:
Второй шаг: оцените рыночную власть покупателей на рынке
Данный шаг показывает, насколько клиенты привязаны к Вашему товару и насколько высок риск потери текущей клиентской базы.
Оцените угрозу потери потребителей, проанализировав следующие показатели:
- доля покупателей с большим объемом продаж
- склонность к переключению на товары субституты
- чувствительность к цене (с помощью эластичности спроса)
- удовлетворенность качеством товара
Третий шаг: Оцените угрозы для Вашего бизнеса со стороны поставщиков
Оцените Ваших поставщиков с точки зрения стабильности, надежности и способности к повышению цен.
Четвертый шаг: Объедините результаты анализа в сводном виде и разработайте направления работ
Последним этапом анализа является обобщение результатов. Объедините все результаты анализа в одну таблицу. Посмотрите на картину в целом. Отметьте основные угрозы и разработайте конкурентоспособную стратегию.
Для разработки стратегии можно воспользоваться базовыми конкурентными стратегиями по Портеру.
Готовые решения
У нас есть готовый шаблон, с помощью которого вы с легкостью сможете применить теоретические знания данной статьи на практике. Скачать анализа конкуренции по Портеру можно в разделе «Полезные шаблоны по маркетингу».
Источник
Анализ 5 сил Портера
Анализ 5 сил Портера: когда и для чего можно применить модель 5 сил Портера? Самые популярные случаи! Первый случай: запуск нового товара или услуги и вывод её или его на рынок. Второй случай: в процессе разработки долгосрочной стратегии развития предприятия.
Благодаря полученным результатам анализа, мы сможем более четко понять максимально подходящие пространство, где воздействие посторонних факторов будет незначительным.
Результат анализа 5 сил Портера – это уровни угроз по значимости с 5 сторон. Более того, сформированный перечень методов устранения угроз.
5 сил Портера пример анализа
Матрица 5 сил Портера. Сила № 1 – это давление покупателей
Здесь пойдет речь о том, как у людей массово изменяются предпочтения, критерии выбора, страхи, потребности. Например, нужно было только пропитание первой необходимости, а затем при подъеме экономики и доходов у населения, стали предпочитать красную рыбу, дорогие сыры, хлеб с кунжутом и добавками и т. д. Упал уровень доходов: возрос спрос на крупы, дешевые сыры, обычный хлеб. Здесь Портер имеет в виду все факторы, связанные именно с массовым изменением поведения потребителей. Рост рождаемости – возрастание спроса на детские товары, подгузники, детское питание и так далее.
Данные изменения не проявляются моментально, это процесс длительный. Именно поэтому модель 5 сил Портера не используется в краткосрочном периоде, матрица заглядывает вперед, в будущее.
Например, по статистике рождаемости в этом году можно спрогнозировать: сколько годовалых детей будет в следующем году и какой объем спроса будет на вещи для годовалых детей. Если в этом году рождаемость была низкая, а в прошлом высокая, то и спрос на одежду для двухгодовалых детей будет выше, чем для годовалых. При планировании закупок тех или иных детских товаров разных размеров можно учесть эти данные. Например, также, если мы знаем сколько по объему было куплено корма для котят, мы можем предположить, что этот объем люди будут покупать и для взрослых кошек, так как котята подрастут. Надеюсь, Вы уловили логику – о чем здесь идет речь: не о завтрашнем дне, а о дальнейшем будущем.
Еще один пример, раньше все гонялись за брендами, а потом, когда бренды активно начали копировать и подделывать, эта гонка пошла на убыль. И состоятельные люди стали покупать больше ручные работы из натуральных хороших тканей у дизайнеров и модельеров.
Сила №2. Давление поставщиков
Большинство организаций редко учитывают и выделяют в особое значение поставщиков, как угрозу. Но, к сожалению, Ваш поставщик может в один замечательный день изменить условия поставки или закрыться так, что единственное, что остается Вашей фирме – это банкротство или начать все заново.
Например, многие спрашивают: нужен моей организации сайт, когда я успешно продвигаюсь в Instagram. Но мы же прекрасно понимаем, что был популярен VK, потом Instagram, затем TIK TOK, LIKE. А потом могут набрать вес и новые сети и посетители частично, а может быть и полностью перейдут туда. Конечно нужен и сайт и Инстаграм и продвижения в других соц. сетях, блогах, прайс-агрегатор. Неправильно делать акцент лишь на один ресурс – это риск. Еще один пример, закупила фирма хорошее европейское оборудование, но к ним нужны расходные материалы, только европейских стандартов. Повысился евро, расходные материалы, соответственно подорожали, а отечественных аналогов – нет, что делать? Себестоимость выросла, у конкурентов на отечественном оборудовании дешевле и потребитель не готов переплачивать. К сожалению, существует очень много примеров, когда поставщики являются угрозой бизнесу. Поэтому всегда нужно иметь “синицу в рукаве”, следить за политическими, экономическими, техническими и другими тенденциям. А также уделять время стратегическому планированию, чтобы “подстелить соломку” и вовремя переориентироваться.
Хорошо, если у Вас есть запасной вариант и возможность при такой ситуации ввести в товарную матрицу ещё одну-другую товарную линейку от другого поставщика. Или вообще будет “шах и мат”, когда поставщик откроет свои сети магазинов в вашей стране и будет продавать напрямую конечному потребителю.
Силы 3 и 4. Давление действующих и новых конкурентов
Мы решили написать о двух этих силах в одном пункте, потому что они очень схожи между собой. Отличие состоит в том, что первая показывает действующую конкуренцию в отрасли, а вторая показывает угрозы и риски при вводе новых игроков.
Обратите внимание, в этих пунктах модели 5 сил конкуренции Портера, советуем учесть действия не только прямых конкурентов, но и тех игроков рынка, у кого может появиться возможность ими стать в будущем. Например, в отрасли предоставления такси неожиданно появился такой крупный игрок как Яндекс.такси, что значительно снизило количество заказов у других служб такси и многие разорились, так как не смогли выдержать конкуренции. Изучение новых конкурентов дает Вам реальное понимание того, как измениться ситуация и как переориентироваться Вам, если они придут и в Вашу отрасль. Например, создать “детское” такси – закупить кресла и возить детей в школу и детский сад. А также “женское” такси, потому что многие женщины боятся садиться в машину к незнакомым мужчинам и хотят, чтобы их вёз водитель их же пола.
Анализ существующих конкурентов на рынке также востребован и очень нужен. Для того, чтобы перед нами была полная и четкая картина, насколько меняется вектор рынка при таком же планомерном развитии.
С одной стороны, при высокой конкуренции возникают максимальное развитие сферы, но с оборотной стороны медали – Вы можете не успеть быстро сориентироваться.
Например, как ввели режим “Самоизоляции” магазины, у которых нет интернет-магазина, заказа онлайн и службы доставки, и те, кто не успел их открыть, впали в спячку как медведи и сосали лапу.
Сила №5. Давление новых товаров-заменителей
У всех продуктов и услуг есть аналоги-заменители. Например, были диски и дискеты, остались диски, появились флешки – упал спрос на диски.
Эти товары, которые выполняют одну и ту же функцию – запись информации, но разные по типу, размеру и совместимости с другими устройствами.
И в начале это были не прямые конкуренты, но так как функции одни и те же, и удобнее всего носить флешки, то и компьютеры и ноутбуки начали выпускать без воспроизведения дискет. И далее три и более гнезда для флешки и всего один дисковод. Вот поэтому очень важно рассмотреть этот пункт. Ведь, когда растут продажи одних продуктов-заменителей, то у других всё падает.
В анализе 5 конкурентных сил М Портера нет разделения на действующие и новые продукты-заменители. Следовательно, лучше разделить данный пункт на 2 подпункта и рассмотреть оба варианта.
Безусловно, если очевидно, что со стороны существующих товаров нет угроз, то можете не тратить на это своё драгоценное время.
Сила №6. Давление государства
В нашей стране постоянно и динамично развивающейся просто необходимо рассматривать и этот пункт!
Всегда нужно быть в курсе всех законов еще на стадии принятия в 1 чтении. Поверьте знание о том, что происходит в стране, заранее тоже может спасти Ваш бизнес от множества угроз, поможет заранее перестроиться.
5 конкурентных сил портера пример
Схема 1. Экспресс-анализ по Портеру
Схема 2. Полный анализ по Портеру
В случае экспресс-методики анализа сил, мы увидели общую картину. И порой, для быстрого анализа ниши этого достаточно.
В случае полного анализа конкуренции по Портеру, нам нужно взять каждую силу и выделить у неё критерии оценки.
5 сил Портера Полный анализ по Портеру
В полном анализе конкурентных сил Майкла Портера критерии оцениваются по 3 категориям: слабо (1 балл), нормально (2 балла) или сильно (3 балла).
5 сил М Портера
5 сил Портера выводы
По завершению выполнения анализа можно увидеть очень интересную картину, иногда пугающую. Но, согласитесь, гораздо лучше все учесть и заранее обдумать пути выхода из различных сложных ситуаций. Посмотреть и проанализировать разные источники и статистические данные. Более того, посмотреть какая практика решения аналогичных ситуаций в других странах. Задать вопросы экспертам, а также на различных форумах и семинарах. Более того, посоветоваться с коллегами и владельцами бизнеса сопутствующих продуктов. Тех, кого также могут коснуться эти изменения – продумать ситуацию вместе и найти выход. Ведение всегда лучше неведения.
Безусловно, методика 5 сил Портера, даст Вам полную и целостную картину того, в каком векторе Вам нужно приложить все возможные усилия.
И пускай факторы 5 сил Портера не скажет Вам, что даст прибыль сегодня. Но Вы же хотите, чтобы Ваш бизнес работал долгие годы и обеспечил не только Вас. Но, также, и Вашу семью и возможно перешел детям, а не сорвать куш единожды. Вы должны уметь смотреть на перспективу. Причём на самом то деле, она может стать реальностью гораздо быстрее, чем Вы этого ожидаете.
Источник
Модель анализа пяти конкурентных сил Майкла Портера
Стратегическая модель анализа 5 сил конкуренции была описана Майклом Портером в 1979 году. Майкл Портер с помощью пяти структурных единиц, свойственных каждой отрасли, описал способы формирования конкурентного преимущества и долгосрочной прибыльности товара, а также способы, с помощью которых компания в долгосрочном периоде может удерживать свою прибыльность и сохранять конкурентоспособность.
Целью разработки стратегии является адаптация к конкурентной среде. Однако, до сих пор встречается слишком узкий взгляд на конкуренцию. При этом интенсивную конкуренцию в отрасли нельзя рассматривать ни как случайное стечение обстоятельств, ни как неудачу. Майкл Портер, 2008 год
Оглавление:
Описание модели 5 конкурентных сил Майкла Портера
Теория конкуренции Майкла Портера говорит о том, что на рынке существует пять движущих сил, которые определяют возможный уровень прибыли на рынке. Каждая сила в модели Майкла Портера представляет собой отдельный уровень конкурентоспособности товара:
- рыночная власть покупателей
- рыночная власть поставщиков
- угроза вторжения новых участников
- опасность появления товаров — заменителей
- уровень конкурентной борьбы или внутриотраслевая конкуренция
Майкл Портер считал, что данные элементы рынка являются движущими силами рыночной конкуренции, что и легло в название модели – модель пяти сил конкуренции по Портеру.
Рис.1 Матрица конкуренции Майкла Портера (внешний вид модели пяти сил Портера)
Практическое использование модели
Конкурентный анализ отрасли по Майклу Портеру помогает определить интенсивность и выраженность конкурентных сил в отрасли, найти такую позицию, в которой компания будет максимально защищена от влияния конкурентных сил и сможет со своей стороны оказывать влияние на них.
Золотое правило теории пяти сил конкуренции Майкла Портера заключается следующем: чем слабее влияние конкурентных сил, тем больше возможностей к получению высокой прибыли в отрасли имеет компания. И наоборот, чем выше влияние конкурентных сил, тем выше вероятность, что ни одна компания не в состоянии будет обеспечить высокую прибыльность от капиталовложений. А средняя прибыльность отрасли определяется наиболее влиятельными конкурентными силами.
Модель пяти сил используется наиболее часто в стратегическом управлении, а в марктеинге она удобна для следующих направлений работ:
- Угрозы для роста компании, обнаруженные с помощью модели анализа конкуренции Портера, помогают при проведении SWOT-анализа компании.
- Модель пяти сил конкуренции Майкла Портера помогает в составлении подробного конкурентного анализа и анализа рынка.
Вы знакомы с теоретической частью и интересуетесь только практическим применением?
Рекомендуем перейти к статье «Пример анализа пяти конкурентных сил модели Майкла Портера», в которой описана пошаговая инструкция использования модели конкуренции пяти сил на практике. К статье прилагается удобный шаблон в формате Excel.
Первая сила: Угроза вторжения новых игроков
Почему новые игроки представляют опасность? Обычно новые игроки привносят на рынок новые производственные мощности, новые технологии, новые ресурсы, что может являться потрясением для отрасли, изменять поведения потребителей, задавать новые стандарты работы для существующих игроков.
Сила влияния новых игроков зависит от входных барьеров отрасли и скорости влияния существующих игроков рынка. Если барьеры входа в отрасль высоки и уровень противодействия существующих в отрасли компаний высок, то влияние новых претендентов на прибыль в отрасли будет минимальным. Поэтому при работе с новыми игроками важно правильно выстроить выходные барьеры.
Портер выделяет шесть основных факторов, влияющих на силу барьеров входа в отрасль:
Экономия на масштабе
Чем больше объем производства, тем ниже затраты на производство 1 единицы продукции, тем сложнее новому игроку достичь высокой рентабельности при выходе на рынок.
Дифференциация продукта и сила существующих торговых марок
Чем выше разнообразие товаров и услуг в отрасли, тем сложнее новым игрокам вступить на рынок и занять свободную нишу.
Потребность в капитале
Чем выше начальный уровень инвестиций для вступления в отрасль, тем сложнее войти в отрасль новым игрокам.
Высокие постоянные издержки
Чем выше уровень постоянных затрат в отрасли, тем сложнее новым игрокам получить прибыль от продаж на начальном периода входа в отрасль.
Доступ к каналам распределения
Чем сложнее добраться до целевой аудитории на рынке, тем ниже привлекательность отрасли.
Политика правительства
Чем выше ограничения, накладываемые государством на деятельности в отрасли, чем жестче регламентируемые требования к продукту в отрасли , чем выше участие государства в отрасли, тем ниже ее привлекательность для новых игроков.
Дополнительные угрозы
Существуют также дополнительные угрозы входа в отрасль для новых игроков, к ним относятся: готовность и возможность существующих игроков снизить цены для удержания доли рынка; наличие у существующих игроков дополнительного, резервного потенциала для активного противодействия (незадействованные источники финансирования, дополнительные производственные мощности, связи с каналами распределения, наличие свободных средств для усиления рекламного давления и т.п.), а также замедление темпов роста в отрасли или отрицательные темпы роста.
Вторая сила: Рыночная власть покупателей
Покупатели могут оказывать влияние на конкурентоспособность товара компании на рынке, так как по факту являются потребителями готового товара и обеспечивают за счет удовлетворения своих потребностей существование рынка. Компания при разработке стратегии должна выбирать тех покупателей, которые являются наименее влиятельными на рынке.
Потребители могут ужесточать конкуренцию за счет предъявления более высоких требований к качеству товара, к уровню сервиса, оказывать давление на уровень цен. Более высокие требования, предъявляемые к готовому товару, заставляют производителей отрасли повышать качество производимого продукта за счет увеличения издержек (более качественное сырье, дополнительные условия обслуживания и т.д.), а, следовательно, сокращать свой уровень прибыли.
Условия роста влияния покупателей
Покупатели сконцентрированы и совершают закупки в больших масштабах. В таких условиях компания будет вынуждена постоянно идти на уступки покупателям для обеспечения гарантированного дохода и прибыли.
Товары, реализуемые на рынке, не обладают уникальностью; и покупатель может свободно переключаться между ними, не неся дополнительных рисков.
Покупатели демонстрируют высокую чувствительность к цене, и имеют высокую потребность снизить уровень своих затрат в будущем.
Продукты, закупаемые в отрасли, являются сырьем для другой отрасли. Поэтому покупатели будут склонны снижать издержки закупки и искать более выгодные предложения для снижения себестоимости своей готовой продукции.
Потребители не удовлетворены качеством существующего на рынке товара имеют скрытую или явную потребность в новых условиях и свойствах.
Третья сила: Рыночная власть поставщиков
Поставщики могут оказывать влияние на конкурентоспособность товара компании на рынке, так как являются владельцами ресурсов для производства товаров отрасли. Рост цен на сырье и заключение сделок на невыгодных для компании условиях приводит к росту себестоимости готовой продукции, росту издержек производства. В случае невозможности повышения розничных цен на готовые товары на сопоставимом с ростом сырья уровне — в отрасли снижается прибыльность от реализации товаров или услуг.
Условия роста влияния поставщиков
Существует 4 ситуации, в которых поставщики получают высокий уровень влияния на прибыль компании:
- Количество поставщиков в отрасли незначительно. Крайний случай: существует монополия или олигополия на рынке.
- Объем ресурсов, который производят поставщики, ограничен в объеме и во времени, не обеспечивает потребность рынка.
- Издержки переключения на альтернативных поставщиков высоки (что может быть связано с уникальностью сырья, или с существующими обязательствами перед поставщиками).
- Отрасль не является приоритетной для поставщиков и реализация в ней своих ресурсов не обеспечивает значимой доходности и дохода для поставщика.
Четвертая сила: Появление товаров-заменителей
Товары-заменители (или товары-субституты) ограничивают потенциал рынка с точки зрения роста цен. Обычно товары-заменители оказывают влияние на установление верхней границы рыночных цен, что в условиях роста издержек производства и сырья снижает рентабельность компаний. Пока игроки рынка не смогут повысить качество продукции и дифференцировать свой товар от товаров-заменителей – в отрасли будет иметь место невысокая прибыль и ограниченный рост рынка.
Особую угрозу для роста и прибыли компании предоставляют следующие виды товаров:
- Товары-заменители, способные обеспечить лучшее соотношение «цена-качество». Такие товары при отсутствии высокого уровня дифференциации будут всегда стимулировать потребителя к переключению.
- Товары-заменители, производимые крупными игроками, имеющими высокие прибыли на альтернативных рынках и способные иметь на существующем рынке менее прибыльный бизнес.
Самый эффективный метод борьбы с товарами-заменителями – построение сильной торговой марки: четкая дифференциация и дополнительные преимущества от потребления товара компании, борьба со стандартизацией товара, технологические усовершенствования, формирование лояльности к продукту.
Пятая сила: Внутриотраслевая конкуренция
Соперничество среди существующих конкурентов сводится к стремлению любыми силами улучшить свое положение на рынке, завоевать потребителей рынка. Интенсивная конкуренция приводит к ценовой конкуренции, увеличению затрат на продвижение товара, иногда к повышению качества продукции, увеличению инвестиций в новые разработки. Все это снижает прибыльность отрасли.
Уровень интенсивности конкуренции высок или растет при наличие в отрасли следующих условий:
- Большое количество игроков и их равенство в объемах продаж.
- Невысокий рост (или падение) рынка, что приводит к постоянному переделу рынка, захвату доли рынка друг у друга.
- Низкая дифференциация и стандартизация продукта в отрасли создает для потребителя бесконечное количество альтернатив, приводит к постоянному переключению потребителя от одного игрока к другому, обеспечивает высокий уровень нестабильности будущих доходов и прибыли.
- Продукция относится к разряду скоропортящихся продуктов, что подстегивает снижения цен и не предоставляет возможности в замораживанию товарных остатков.
- Высокие барьеры выхода из отрасли заставляют существовать игроков с низкой рентабельностью, создают избыток производственных мощностей на рынке.
Готовые решения
У нас есть готовый шаблон, с помощью которого вы с легкостью сможете применить теоретические знания данной статьи на практике. Скачать шаблон анализа конкуренции по Портеру можно скачать в разделе «Полезные шаблоны по маркетингу».
Источник