- ФАС признала Apple злоупотребившей доминирующим положением на рынке распространения приложений
- ФАС оштрафовала Apple на 12 миллионов долларов США
- Apple подала в суд на ФАС
- ФАС разработала новую версию закона для борьбы с цифровыми монополиями
- Зачем увеличивать штрафы
- В чем еще изменился проект
- Что участники рынка думают о новой версии пакета
ФАС признала Apple злоупотребившей доминирующим положением на рынке распространения приложений
Компания ограничивала конкуренцию на рынке распространения инструментов и возможностей для разработки приложений родительского контроля
10 августа 2020 года завершилось рассмотрение антимонопольного дела, возбужденного в отношении Apple Inc. (головная компания Apple, США) по заявлению АО «Лаборатория Касперского».
В ходе расследования было установлено, что Apple занимает доминирующее положение с долей 100% на рынке распространения мобильных приложений на операционной системе iOS, поскольку установить такое приложение легальным способом возможно только из магазина App Store.
Правонарушение выразилось в проведении компанией Apple, начиная с октября 2018 года, последовательной политики по ограничению инструментов и возможностей для разработки приложений родительского контроля, в результате чего большая часть функционала приложений сторонних разработчиков была утрачена.
Проведение такой политики по времени совпало с выходом собственного предустановленного приложения «Screen time» (Экранное время) компании, которое обладает функционалом, сходным с функционалом приложений родительского контроля.
Комиссия ФАС России установила, что компания Apple злоупотребила доминирующим положением по отношению к разработчикам мобильных приложений родительского контроля и ограничила конкуренцию на рынке распространения приложений для мобильных устройств, функционирующих под управлением операционной системы iOS.
Нарушение выразилось также в установлении компанией Apple за собой права отклонять, не допускать в магазин приложений App Store любое приложение стороннего разработчика, даже если оно соответствует всем требованиям Apple.
Компании Apple будет выдано предписание об устранении нарушения.
«Доступ в магазин приложений App Store – единственная возможность для разработчиков приложений распространять свои продукты на операционной системе iOS, и крайне важно для обеспечения конкуренции создать недискриминационные условия доступа на рынок», — отметил заместитель руководителя ФАС России Алексей Доценко.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Источник
ФАС оштрафовала Apple на 12 миллионов долларов США
Эту сумму компания должна заплатить за злоупотребление доминирующим положением
26 апреля 2021 года ФАС России наложила на Apple Inc. оборотный штраф в размере 906 299 392,16 рублей (более 12 миллионов долларов США) за нарушение антимонопольного законодательства*.
Напомним, в августе 2020 года ФАС России завершила рассмотрение антимонопольного дела в отношении Apple Inc., возбужденного в результате рассмотрения заявления по заявлению АО «Лаборатория Касперского».
Было установлено, что Apple злоупотребила доминирующим положением на рынке распространения мобильных приложений на операционной системе iOS, путем совершения ряда последовательных действий, которые привели к предоставлению конкурентных преимуществ собственным продуктам и одновременному ухудшению условий распространения продуктов конкурентов – приложений «родительского контроля».
Также ФАС установила, что положения документации Apple содержат неограниченное усмотрение ответчика, что может привести к ограничению конкуренции на смежных рынках.
Регулятор выдал Apple предписание об устранении нарушения, согласно которому организация должна удалить из своей документации положения, дающие ей право отклонять (не допускать) в App Store приложения сторонних разработчиков по любой причине, даже если они соответствуют всем требованиям.
Предписание также обязывает Apple не допускать преимущественных условий для приложений собственной разработки по сравнению с приложениями сторонних разработчиков и обеспечить для разработчиков приложений «родительского контроля» возможность распространения приложений в App Store без потери важного функционала.
В настоящее время исполнение предписания антимонопольного органа приостановлено в связи с обжалованием в суде.
Справочно:
*Согласно части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц — от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), — в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Источник
Apple подала в суд на ФАС
По информации российского издания Forbes, 1 декабря Apple подала в суд на Федеральную антимонопольную службу (ФАС) России. Американская компания хочет отменить предписание регулятора по поводу обязательного внедрения в App Store возможности альтернативных способов оплаты в приложениях для iOS. Технически Apple должна была исправить это нарушение до 30 сентября, но ответный иск по оспариванию решения ФАС теперь отодвинет эту дату на время нового разбирательства.
Помимо заявления Apple о признании ненормативных правовых актов ФАС недействительными, юристы американской компании передали в российский суд ходатайство о приобщении к делу дополнительных документов, которые должны дополнительно повлиять на процесс и показать, что Apple действует в рамках законодательных норм страны.
27 октября 2021 года ФАС объявила о возбуждении дела в отношении Apple в связи со злоупотреблением доминирующим положением на рынке приложений для iOS. Компании может грозить миллиардный оборотный штраф от суммы выручки на российском рынке за невыполнение в установленный срок предупреждения антимонопольной службы.
ФАС пояснила, что в некоторых случаях купить, например, электронную книгу дешевле на сайте продавца, так как у Apple предусмотрена комиссия 15–30% с каждого платежа в App Store. Также компания запрещает разработчикам информировать в своих программах пользователей магазина приложений о наличии альтернативного способа оплаты товаров или услуг любым способом.
Надзорное ведомство выяснило, что подобные действия Apple ограничивают самостоятельность разработчиков, что негативно сказывается на конкуренции и может привести к росту цен на их продукцию или услуги. ФАС считает, что Apple нарушила пункт 3 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
9 октября федеральный судья в Окленде (США, штат Калифорния) отклонил апелляцию Apple на отсрочку введения альтернативных способов оплаты в App Store. Предыдущее судебное предписание, обязывающее компанию позволять разработчикам предоставлять пользователям ссылки на сторонние сервисы для оплаты покупок вне Apple Pay, вступит в силу в декабре этого года. Компания утверждает, что ей нужно больше времени, чтобы осуществить техническую поддержку нововведения.
В начале сентября Apple пояснила, что разрешит приложениям с музыкой, видео и книгами не платить комиссию в AppStore. Apple пообещала разрешить разработчикам приложений с музыкой, видео и книгами не платить 30% комиссию в AppStore. Разработчики смогут добавлять в свои приложения прямые ссылки на собственные сайты, где пользователи самостоятельно смогут управлять профилем и платежами. При этом продавать подписки в обход Apple всё равно нельзя. Изменения вступят в силу в начале следующего года.
30 августа 2021 года Федеральная антимонопольная служба РФ вынесла предупреждение Apple из-за злоупотребления доминирующим положением на рынке приложений для iOS. ФАС потребовала от Apple разрешить разработчикам информировать покупателей приложений в App Store об альтернативных способах оплаты. Регулятор дала компании срок до 30 сентября на исправление ситуации.
6 августа Apple согласилась поменять несколько правил использования App Store в ответ на коллективные судебные иски от разработчиков из США. Они жаловались, что Apple не дает развиваться малому бизнесу и просили разрешить альтернативные платежи в магазине приложений. Компания разрешила разработчикам сообщать пользователям о возможности альтернативных платежей за подписку, но только не внутри своих приложений в App Store. Если покупатель приложения согласится передать автору данные о своей электронной почте, то разработчик приложения может отправлять пользователям информацию о возможности оплаты подписки за пределами App Store.
27 апреля ФАС наложила оборотный штраф на Apple в размере 906 млн рублей (более $12 млн) за нарушение антимонопольного законодательства РФ. Регулятор подверг Apple такому административному наказанию в рамках антимонопольного дела, возбужденного после заявления «Лаборатории Касперского» в марте 2019 года, по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ. В августе 2020 года ведомство завершило рассмотрение этого дела и установило, что Apple действительно злоупотребляла своим доминирующим положением на рынке. Apple также оспаривает этот штраф.
Источник
ФАС разработала новую версию закона для борьбы с цифровыми монополиями
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), согласно которым компанию, оштрафованную за нарушение антимонопольного законодательства и получившую соответствующее предписание (прекратить нарушения антимонопольного законодательства, правил недискриминационного доступа к товарам, услугам или работам, а также восстановить конкуренцию), но не выполнившую его, можно будет оштрафовать еще раз на сумму в два раза больше первого штрафа. Сумма нового штрафа не может быть меньше 100 тыс. руб. и больше одной пятидесятой от выручки компании-нарушителя за год, предшествующий нарушению.
Соответствующая инициатива содержится в новой версии Пятого антимонопольного пакета (копия есть у РБК, ее подлинность подтвердили два участника рынка), цель которого — борьба с цифровыми монополиями, владельцами крупных инфраструктурных и интернет-платформ, если они доминируют на рынке.
ФАС представила первый вариант Пятого антимонопольного пакета еще в марте 2018 года, в августе того же года появилась уточненная версия, но ее не поддержало Минэкономразвития. Нынешнюю версию пакета ФАС отправила на согласование в профильные ведомства и нескольким профильным ассоциациям, рассказали собеседники РБК.
Зачем увеличивать штрафы
Сейчас максимальный размер штрафа за нарушения, связанные с предписаниями ФАС, составляет 500 тыс. руб. Но, как говорится в пояснительной записке к документу, их действующий размер не обеспечивает исполнения предписаний. Например, в сентябре 2015 года служба признала компанию Google виновной в злоупотреблении доминирующим положением: являясь владельцем операционной системы Android, компания запрещала производителям мобильных устройств предустанавливать на них конкурирующие приложения, в частности, поиск от «Яндекса». ФАС оштрафовала американскую компанию и выдала предписание, но, чтобы заставить исполнить его, ведомству пришлось обращаться в суд. По статистике службы, в 2018–2019 годах она подала 12 исков в суды с требованием о понуждении исполнения своих предписаний.
Еще одна мера, которая должна заставить нарушителей выполнять предписания, заключается в том, что ФАС просит дать ей право через суд разрешать использовать на территории России объекты охраны промышленной собственности (защищенные патентами изобретения, полезные модели и промышленные образцы), если владельцы прав не выполнили антимонопольные требования. Второй механизм — также через суд запрещать нарушителям продавать на территории страны товары, произведенные с использованием объектов охраны промышленной собственности.
Ранее ФАС предлагала по решению суда лишать прав владельцев любой интеллектуальной собственности, то есть авторов произведений науки, литературы, компьютерных программ, владельцев товарных знаков и др., если они нарушили предписания ведомства. Но это предложение вызывало критику экспертов.
В чем еще изменился проект
- В новой версии Пятого антимонопольного пакета скорректировано значение термина «сетевой эффект» — зависимость потребительской ценности товара от количества потребителей. Сетевые эффекты должны учитываться ФАС при анализе конкуренции на том или ином рынке, где сделки между продавцом и покупателем совершаются с помощью ПО в интернете. Служба предлагает ввести ограничения для владельцев такого софта, если сетевой эффект от их использования «дает возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара», а также если владелец ПО занимает более 35% на рынке подобных услуг и его выручка от этой деятельности превышает 400 млн руб. в год. В предыдущей версии ФАС предлагала оперировать понятием «цифровая платформа» — инфраструктура для обеспечения взаимодействия продавцов и покупателей. Но Минэкономразвития назвало такое определение слишком общим: под него могли попасть любые площадки в интернете (электронная биржа, сайт компании-агрегатора, интернет-магазина, туристических, страховых и др. компаний).
- Также вводится институт экспертов, мнение которых ФАС намерена учитывать при рассмотрении ходатайств и антимонопольных дел: они должны быть аттестованы правительством и будут назначаться по просьбе заявителей или по инициативе службы. За дачу заведомо ложных сведений для них будет предусмотрена ответственность. Услуги эксперта могут оплачиваться за счет заявителя либо оказываться на безвозмездной основе.
Что участники рынка думают о новой версии пакета
Положения новой версии Пятого антимонопольного пакета уже вызвали критику со стороны Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ), Ассоциации разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт» и некоммерческого партнерства «Руссофт», которые объединяют более 300 ведущих отечественных ИТ-компаний, а также Ассоциации поставщиков программных продуктов (НП ППП). Главы этих организаций в совместном письме руководителю ФАС Игорю Артемьеву, министру цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максуту Шадаеву и министру экономического развития Максиму Решетникову просят отказаться от термина «сетевой эффект», положений, касающихся аттестации экспертов, и ряда других (копия письма есть у РБК, исполнительные директоры АПКИТ Николай Комлев и АРПП «Отечественный софт» Ренат Лашин, а также президент «Руссофта» Валентин Макаров подтвердили его отправку).
Авторы письма настаивают: практика последних лет показала, что число пользователей может вести к возникновению ограниченной рыночной власти в отдельных случаях только у владельцев маркетплейсов. А, например, в отношении агрегаторов «даже очень большое число пользователей невозможно конвертировать в рыночную власть», так как клиенты могут легко перейти к другому поставщику. Кроме того, авторы письма предположили, что ФАС будет сложно воздействовать на глобальных игроков, поэтому положение будет распространяться лишь на российские компании.
Указанная в проекте ФАС необходимость аттестации экспертов в порядке, установленном правительством, ограничит их круг. «Эта инициатива может расцениваться и как попытка создания закрытого пула подконтрольных ведомству экспертов», — указали авторы.
Наконец, они попросят уточнить законопроект так, чтобы запрет на монополистическую деятельность для владельцев программ в интернете, которые используются для заключения сделок между продавцами и покупателями, распространялся только на пользователей этих программ, но не на правообладателей софта, лицензиаров или иных лиц.
Начальник правового управления ФАС Артем Молчанов сообщил РБК, что ведомство активно сотрудничает со всеми участниками рынка при подготовке законопроекта, в том числе с указанными ассоциациями. «За время подготовки законопроекта неоднократно проводились встречи и совещания, на которых участники рынка в целом поддерживали законопроект. Позиции указанных ассоциаций также известны и будут приняты во внимание», — отметил он. На вопросы РБК о содержании нового антимонопольного пакета в ФАС не ответили.
РБК направил запрос в Минцифры и Минэкономразвития.
Источник