- Можно ли вернуть наушники обратно в магазин – как сдать, если не понравились в течение и после 14 дней, по гарантии и без, подлежат ли они обмену и возврату
- Законодательные нормы
- ФЗ №2300-1
- Являются ли наушники и гарнитура сложнотехнической продукцией
- Нюансы возврата наушников
- Беспроводные
- Классические
- Особенности возврата наушников Apple
- Надлежащего и ненадлежащего качества
- По гарантии и без неё
- Если не подошли, без объяснения причин
- Составление заявления на возврат
- Законные причины для отказа
- Действия потребителя при отказе принять или обменять
- Жалобы в надзорные органы
- Заключение
- Обмен и возврат наушников и колонок. Можно ли сдать товар в магазин и вернуть деньги?
- Подлежат ли наушники обмену и возвращению?
- Являются ли технически сложным товаром?
- Беспроводные модели для телефона и не только
- Являются ли предметом личной гигиены?
- Можно ли вернуть или обменять колонки?
- Как вернуть наушники в магазин: условия и сроки
- Надлежащего качества
- Ненадлежащего качества или по гарантии
- В интернет-магазин
- В ДНС
- Судебная практика
Можно ли вернуть наушники обратно в магазин – как сдать, если не понравились в течение и после 14 дней, по гарантии и без, подлежат ли они обмену и возврату
Отнести наушники в категорию сложной электронной техники нельзя, т. к. применение к такой терминологии обусловлено наличием функций. Согласно законам РФ обмен или сдачу отдельных видов электротехники в магазин невозможен. В списке невозвратных вещей значиться сложнотехническая продукция. Радиоаппаратура и звукопроводящие приспособления условно расположены в перечне. Вещи из этой группы допускаются к обмену только по гарантии. Поэтому вопрос о том, можно ли вернуть наушники в магазин требует детального рассмотрения.
Законодательные нормы
В отношении наушников важен номенклатурный код продукции, который указал производитель в товарном сертификате. От этой информации зависит, в какую категорию подпадают приобретенная гарнитура.
В таблице приведены правовые документы, регламентирующие сдачу и обмен продукции:
Ссылка на законодательный акт | Краткое описание |
---|---|
Закон РФ «О защите прав потребителя» в части 11, статьи 25. Последние изменения внесены в 2020 году | О сложной бытовой технике. Условия, при которых ее относят к невозвратным товарам. |
Закон о покупке товаров длительного пользования – ПП №55 – в редакции 2020 г. | Правила, регулирующие отношения продавец-покупатель. Введена обязательность информирования потребителя с документами к продукции. Описание процедуры выдачи гарантийных талонов. |
Условия реализации продовольственных и непродовольственных вещей удаленным способом (посредством сайтов или социальных сетей) – ПП №612 | Собраны нормативы и правила работы интернет-магазинов. |
Продажа товаров по фотографии (через каталог) – ПП №918 | Порядок и условия дистанционной торговли по образцу |
ФЗ №2300-1
Являются ли наушники и гарнитура сложнотехнической продукцией
Подлежат ли возврату наушники для телефона зависит от осведомленности менеджера магазина. С одной стороны гарнитура включена в категорию «техника», которая проводит звуковые сигналы, в том числе и радиоволну. В последнем случае модель относится к технически сложным товарам. Поэтому сдать артикул допускается при соблюдении определенных условий.
С другой стороны, ГОСты утверждают, что наушники – это дополнительный прибор к радиоэлектронной технике.
Нормативный документ ПП № 55 с последними изменениями 2020 года не содержит четкого ответа – являются ли наушники технически сложным товаром. Поэтому необходимо изучать документы и сертификаты, которые прилагает производитель.
Нюансы возврата наушников
На заметку: согласно законодательству РФ вернуть деньги в компании обязаны, если нет аналогичной позиции для обмена. В случае наличия похожего артикула товар выдается гражданину.
Беспроводные
Роспотребнадзор дал ответ по поводу наушников с функцией Wi Fi, к которым выдан гарантийный талон. Такие модели отнесены в технически сложную категорию. Поэтому не удовлетворять требования покупателя о возврате или обмене, магазин вправе.
Исключение – выявление брака в рамках четырнадцати дней с момента заключения сделки. После двух недель продукция подлежит ремонту по гарантии.
Классические
С классическими наушниками процедура облегчена тем, что такие модели включены в группу аксессуаров. При выявлении брака сдать в магазин можно в рамках 14 дней или в течение гарантийного срока. Исправную вещь допускается возвращать, если с момента покупки не прошло двух недель.
Особенности возврата наушников Apple
Если продукция Apple оснащена передачей данных от телефона к наушникам по системе Wi Fi, то это технически сложный товар. В данном случае возврат и обмен происходит в рамках нормативно-правовых актов, указанных по ссылке.
К сведению: в остальных случаях компания Apple увеличила срок сдачи с 14 до 60 дней.
Надлежащего и ненадлежащего качества
Если продавцы магазина сомневаются в том, что дефект является заводским, то вправе провести независимую экспертизу. Процедура проводится в течение месяца. По результатам выявляется виновная сторона.
Если изготовитель, то в магазине обязаны произвести замену или вернуть деньги. Когда модель не корректно использовалась гражданином, то организация вправе отказать в удовлетворении заявления. При этом стоимость экспертизы останется за счет виновной стороны.
По гарантии и без неё
В выписанном гарантийном талоне указываются сроки, в течение которых ремонт, обнаруженного заводского брака, осуществляется за счет производителя. Сдать наушники по гарантии нельзя, их можно только обменять или отремонтировать за счет бесплатного обслуживания.
На заметку: если магазин или завод-изготовитель не снабдили товар листом, то автоматически устанавливает срок – два года.
Если не подошли, без объяснения причин
Вернуть купленные наушники в магазин, если не понравились сложно, но иногда получается. К примеру, менеджеры организации в сертификате указали код – дополнительное оборудование.
Согласно закону потребитель вправе требовать возврат или обмен покупки. Если прописан артикул – радиооборудование, то вернуть товар без серьезных причин невозможно.
Существует также дополнительный вариант – человеческий фактор. Если наушники в рабочем состоянии, упакованы в фирменную тару, то администрация магазина может пойти навстречу. В этом случае продавец по решению дирекции вправе предложить произвести обмен на аналогичную позицию.
Составление заявления на возврат
Заявление на возврат пишется в свободной форме, в двух экземплярах и подлежат регистрации в магазине. Один бланк с отметками продавца о принятии бумаг остается у покупателя.
Основные правила составления претензии:
- В тексте документа обязательно указывается наименование организации, которая продала наушники. Юридическое название можно найти на стенде информации в магазине.
- Паспортные данные, регистрационный адрес и Ф.И.О. покупателя.
- Тело заявления должно отражать суть проблемы и варианты решения сложившейся ситуации.
В момент оформления претензии продавцу следует дополнительно подготовить акт приема-передачи.
Здесь можно бесплатно скачать:
Законные причины для отказа
В случае, когда по складским документам наушники проводились под кодом «радиотехника», то по закону продавец откажет в обмене и возврате. В таком случае действует правило – сдача продукции при выявлении существенного недостатка или брака.
Однако гражданин может попробовать доказать, что сотрудник компании умышленно скрыл информацию о технических параметрах товара. Как правило, для этого требуется привлечь показания двух свидетелей.
Дополнительными основаниями для отказа в удовлетворении претензии является:
- нарушены сроки обращения;
- отсутствуют бирки, установленные заводом;
- нет квитанций или иных доказательств, покупки модели в магазине;
- нарушена целостность упаковки, при условии, что сохранность тары указана производителем.
Действия потребителя при отказе принять или обменять
Согласно закону после регистрации официальной претензии у магазина есть 10 дней на урегулирование вопроса, если не требуется проведение экспертизы. В случае принятии положительного вердикта о передачи модели в лабораторию для получения заключения срок составляет 30 суток.
Если администрации магазина устанавливает законность обращения, то у организации есть три рабочих дня для перевода денег гражданина. В случае нарушения сроков покупатель вправе обратиться в вышестоящие органы с жалобой.
Жалобы в надзорные органы
В первую очередь жалобу следует оформить на имя генерального директора компании. При отсутствии ответа или отказе в удовлетворении претензии следует обращаться в надзорные органы.
В функции Роспотребнадзора входят вопросы подобного рода.
Безусловно, наушники не тот товар, из-за которого инициируется разбирательство. Как правило, до суда дело не доходит. Однако если стоимость модели выше 3000 руб., то следует ходатайствовать в высшую инстанцию. Примечательно, что иски, связанные с нарушением интересов потребителей не облагаются госпошлиной.
Заключение
Гарантийное обслуживание и возможность вернуть товар в магазин – разные вещи. При наличии действующего талона, продукцию допускается бесплатно ремонтировать. Однако уверенности, что техника в дальнейшем вновь не сломается, нет.
Если потребитель добился урегулирования ситуации без гарантийного сервиса, он получает возможность:
- поменять наушники на аналогичную модель, но исправную;
- вернуть потраченные средства;
- произвести обмен на другую позицию, сделав доплату или получив разницу деньгами;
- потребовать ремонт товара за счет магазина.
Вероятно, организация отправит продукцию на экспертизу, но если покупатель уверен, что вина в неисправности не его, то стоит подождать месяц. Получив результаты, действовать в соответствии с законом.
Посмотрите видео: «Лайфхак по обмену / возврату наушников.»
Источник
Обмен и возврат наушников и колонок. Можно ли сдать товар в магазин и вернуть деньги?
При покупке техники и комплектующих для нее важно знать о порядке обмена и возврата товара. Далеко не всегда продавец согласится вскрыть упаковку и протестировать наушники на месте, при заказе в интернет-магазине с получением на почте такой возможности нет вовсе. Магазины неохотно принимают покупки обратно и пойдут на любые уловки, чтобы отказаться возвращать деньги.
Недобросовестные продавцы пользуются незнанием потребителями своих прав и откровенно нарушают законодательство под различными предлогами. Наиболее частые причины отказа звучат так – наушники относятся к предметам личной гигиены или технически сложным устройствам. Но здесь есть свои нюансы и указанные правила действуют только для определенных категорий товаров. Остальные модели относятся к аксессуарам и могут быть возвращены.
Подлежат ли наушники обмену и возвращению?
Сюда относятся случаи, когда у вещи нет дефектов, но она не устроила по форме, размеру, расцветке или комплектации. При этом необходимо соблюсти следующие требования:
- товарный вид и потребительские свойства вещи не утрачены;
- покупка не была в эксплуатации;
- в наличии полная комплектация, включая коробку, защитные пленки, этикетки и ярлыки.
Для возврата необходимо обратиться в магазин и предоставить доказательства, что товар был приобретен здесь. К документам, подтверждающим факт покупки, относятся:
- чек;
- квитанция об оплате;
- гарантийный талон;
- техпаспорт.
Важно наличие информации о стоимости товара с указанием продавца, отпустившего товар.
Отсутствие документа не лишает покупателя права обращаться за возвратом. В 25 статье закона «О защите прав потребителей» говорится о возможности доказать покупку с помощью свидетельских показаний. Их могут дать как знакомые покупателя, присутствовавшие в магазине, так и сотрудники торговой точки.
Являются ли технически сложным товаром?
Перечень технически сложных товаров оговорен в Постановлении № 924, принятом 10 октября 2011 года. Наушники в этом списке не упомянуты, значит продавец не может отказать в возврате, ссылаясь на эту категорию товара.
Но в списке наушники указаны как вспомогательное устройство, расширяющее возможности радиотехники. То есть это аксессуар, а не технически сложное устройство или промышленный товар, не подлежащий возврату. Поэтому потребитель имеет полное право обменять покупку или вернуть за нее деньги. Однако это применимо не ко всем категориям наушников.
Беспроводные модели для телефона и не только
В 2018 году пресс-служба Роспотребнадзора заявила об участившихся обращениях по поводу отказа в возврате денежных средств за наушники надлежащего качества. В ведомстве предупредили, что отдельные модели наушников подпадают под категории предметов личной гигиены и технически сложных бытовых товаров с установленным гарантийным сроком.
Согласно п. 2, 11 «Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащий возврату или обмену», такие наушники магазин не обязан принимать обратно. Сюда относятся беспроводные модели с функцией Wi-Fi. Вернуть их можно только при наличии дефектов.
Являются ли предметом личной гигиены?
Бывает, что магазины отказывают в возврате и обмене наушников под предлогом, что товар относится к предметам личной гигиены. В основном это касается моделей-капелек, плотно вставляющихся в ушные раковины. Насколько правомерно такое решение?
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 к перечню товаров, не подлежащих возврату, относятся следующие предметы личной гигиены:
- зубные щетки и нити;
- зубочистки;
- бигуди;
- расчески;
- заколки;
- парики;
- шиньоны;
- брашинги;
- щетки и другие аксессуары для волос.
Можно ли вернуть или обменять колонки?
Колонки не упомянуты в числе технически сложных устройств, но они входят в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату. Поэтому вернуть компьютерные колонки без брака не получится.
Возврат возможен при наличии проблем, влияющих на эксплуатацию. Должны быть соблюдены 2 условия:
- дефект появился не по вине покупателя;
- продавец не упомянул про брак.
Например, если товар продавался с уценкой из-за выявленных недостатков, о чем было заявлено при покупке, магазин его не примет обратно.
Как вернуть наушники в магазин: условия и сроки
Надлежащего качества
Законодательством предусмотрена возможность отказаться от товара без дефектов, если он не подошел или не понравился. Согласно 25 статье закона «О защите прав потребителей», покупатель может передумать в течение 15 дней.
Согласно 25 статье ЗоЗПП, потребитель может отказаться от покупки и потребовать возврата уплаченных за нее денег, если аналогичного товара нет в наличии на момент обращения к продавцу. В таком случае магазин обязан возместить покупателю стоимость приобретенной вещи в течение трех дней со дня обращения за возвратом.
Обмен товара при поступлении аналога в продажу допустим при соглашении сторон. Если покупателя устраивает этот вариант, продавец обязуется сообщить о поступлении нужной вещи сразу после завоза.
Вот как следует действовать, чтобы вернуть деньги за приобретенные наушники: нужно обратиться в магазин с заявлением на оформление возврата. При себе необходимо иметь паспорт, товар в полной комплектации, включая упаковку, и документ, подтверждающий покупку.
Ненадлежащего качества или по гарантии
Если были приобретены беспроводные наушники, и у них был выявлен дефект, в силу вступают правила для возврата технически сложных устройств. Согласно ст. 18 закона «О защите прав потребителей», сложнотехническое устройство можно вернуть в течение 14 дней. Если две недели уже прошли, потребитель вправе обратиться за ремонтом или сдать товар, если у него обнаружен существенный дефект.
С особенностями и правилами возврата технически сложного товара ненадлежащего качества можно ознакомиться тут.
В интернет-магазин
Многих интересует, можно ли вернуть наушники в интернет-магазин, если по каким-либо причинам они не понравились покупателю. Согласно ст. 26.1. закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель может отказаться от купленного в интернет-магазине товара надлежащего качества в течение всего 7 дней с момента получения заказа, а не 14, как при покупке в обычной торговой точке. Бракованный товар можно сдать, пока он на гарантии.
При дистанционной торговле началом гарантийного срока считается день получения заказа. Для возврата товара, купленного онлайн необходимо обратиться в пункт выдачи магазина или направить претензионное заявление по почте. Решение о возврате продавец принимает в течение 10 дней, но стоимость доставки товара продавец не компенсирует.
В ДНС
Правила возврата товаров прописаны на официальном сайте компании. Первым делом следует обратиться в сервисный центр, или если такового нет, сразу в магазин. На руках должны быть:
- документ, удостоверяющий личность;
- чек;
- товар в полной комплектации.
Если покупка была совершена в магазине и покупатель передумал, сдать вещь обратно можно в течение 14 дней.
От заказанного в интернет-магазине товара можно отказаться в любой момент до его передачи и еще спустя 7 дней с момента получения. При наличии следов эксплуатации ДНС оставляет за собой право отказать в возврате. Если у товара выявлен брак, покупатель может запросить ремонт, потребовать обмен или возврат денег.
Продавец вправе провести проверку качества возвращаемого товара в сервисном центре. Если результаты проверки не устраивают покупателя, он может обратиться за независимой экспертизой. Она оплачивается самим потребителем. Если будет установлено, что дефект возник не по вине магазина или производителя, расходы не возместят.
Судебная практика
Единой судебной практики в вопросах возврата наушников пока не сформировалось, но эта неопределенность не повод отказываться защищать свои права. Тем более есть ряд решений в пользу истцов, когда помимо полного возмещения стоимости товара, в вовзврате которого было отказано, потребитель получал еще и компенсацию морального вреда.
Если с беспроводными наушниками надлежащего качества ситуация ясна – Роспотребнадзор официально заявил, что они возврату не подлежат, то решения по остальным случаям разнятся.
Например, по двум аналогичным делам мнения судей в разных субъектах РФ не совпали. В решении по делу № 2-740/14 мировой судья Ярегского судебного участка г. Ухты Республики Коми Галстян А.М. постановил, что купленные истцом наушники не относятся к сложнотехническим устройствам и признал законность требований на возврат денежных средств.
В то же время мировой судья Боярникова Е. В. из Москвы приняла совершенно другое решение по аналогичному гражданскому делу № 02/01234/2011. Сославшись на ГОСТ 23849-87 БРЭА, она отнесла наушники к бытовой радиоэлектронной аппаратуре, что не дает оснований на возврат при отсутствии дефектов.
При этом остается не ясным, почему при принятии решения судья руководствовалась ГОСТом под названием «Методы измерения электрических параметров усилителей сигналов звуковой частоты», в котором не содержится упоминания наушников.
Еще один показательный случай – продавец ООО «Космос Лайф» отказал покупателю в возврате, мотивировало свой отказ тем, что наушники относятся к средствам личной гигиены и обмену не подлежат. И.О. мирового судьи Федосов М.А. вынесла решение в пользу истца и постановила вернуть деньги за товар, компенсировать судебные издержки и выплатить штраф за моральный вред в размере 5900 рублей.
Из перечисленных случаев можно сделать вывод, что бороться за свои права нужно. Во многих случаях закон на стороне потребителя. Однозначное исключение – это беспроводные наушники, которые на официальном уровне признаны технически сложным устрйоством. такое изделие можно вернуть только при наличии серьезных дефектов.
Источник