Панель навигации
В Android 4.0 (точнее в Android 3.0) появилась новая панель навигации. Рассмотрим несколько примеров взаимодействия с этой панелью. Как включить панель навигации в эмуляторе написано здесь.
Следует обратить внимание на следующие вещи. Первое — поведение панели навигации на планшетах под управлением Android 3.0 немного отличается от панели навигации для устройств под управлением Android 4.0 и представленный код может не работать. Второй момент — многие брендированные телефоны имеют собственную прошивку, в которой не предусмотрена панель навигации. Яркий пример — мой Galaxy SII. Учитывайте эти факты при разработке своих приложений.
Прячем системные кнопки навигации
Чтобы скрыть системную панель навигации с кнопками Home, Back, можно использовать код:
Этот способ подойдёт для игр, читалок и прочих приложений, где системная панель занимает лишнее пространство. Панель не удаляется, а просто скрывается из виду. Когда пользователь нажмёт на экран в той позиции, где находится данная панель, то она автоматически появится.
Прячем или затемняем панель навигации
Способов управления панелью навигации не так уж и много. Точнее их всего три. Мы можем скрыть панель или затемнить её (рекомендуется использовать в играх, чтобы не отвлекала). Управляется поведение панели при помощи метода setSystemUiVisibility(), который применим к элементам View. Например, мы можем запустить приложение с скрытой панелью, но как только мы коснёмся экрана (приложение получит фокус), то панель сразу появится. Для эффекта затемнения мы приготовим кнопку. Третий способ показа панели использовать не будем, так как она и так появляется без явного вызова метода.
Для начала создадим разметку приложения с большой картинкой. Наверное, удобно было бы, если при запуске панель навигации не выводилась сразу, чтобы можно было рассмотреть картинку получше.
В результате, при запуске панель будет скрыта, при нажатии на экран панель появится, а при щелчке на кнопку панель станет менее заметной.
Если говорить о затемнении, то приглушается не только панель навигации, но и строка состояния над заголовком, чтобы усилить фокус на самом приложении. Перепишем код для включения/выключения эффекта
Сначала мы узнаём текущие настройки с помощью метода getSystemUiVisibility(), а затем устанавливаем новые настройки.
Кстати, вы заметили, что на картинке два кота? Эх, вы. (источник)
При затемнении и скрытии мы использовали элемент ImageView в качестве компонента, который управляет флагами видимости. Сейчас в официальной документации используется другой пример, когда используется объект View, получаемый через метод getWindow().getDecorView(), хотя в комментариях говорится, что можно использовать и старый способ. Сейчас мы рассмотрим этот пример, заодно покажу, как сбросить все флаги. Для примера достаточно двух кнопок.
При нажатии первой кнопки панель навигации и строка состояния затемнятся, а при нажатии на вторую кнопку снова появятся.
Прячем строку состояния
Отталкиваясь от последнего примера, рассмотрим случай, когда мы хотим скрыть строку состояния, чтобы получить приложение на весь экран. Для этого нам нужно использовать флаг SYSTEM_UI_FLAG_FULLSCREEN. Такой способ рекомендуется использовать на Android 4.1 и выше. Пример для старых версий описывать не буду, ищите в документации.
После нажатия на кнопку, самая верхняя полоска исчезнет и заголовок приложения сдвинется вверх.
Если хотите скрыть и заголовок приложения, то добавьте ещё две строчки кода:
Можно объединять флаги, например, можем скрыть панель навигации и строку состояния одновременно:
Следует помнить, что любое нажатие в области экрана заставит появиться панель навигации и строку состояния снова. Также имейте в виду, что когда пользователь нажмёт на кнопку HOME, а потом вернётся в ваше приложение, то панель и строка состояния будут видны, если вы расположение метод скрытия в метод onCreate(), который просто не сработает при возвращении. Поэтому используйте методы onResume() или onWindowFocusChanged().
Перекрыть разметку
По умолчанию Панель действий размещается в верхней части активности, а сама разметка активности находится под панелью. Можно переопределить это поведение, когда панель будет накладываться на разметку:
Источник
Шаблон Navigation Drawer Activity
Метки: NavigationView , DrawerLayout , Material Design
Рассмотрим шаблон Navigation Drawer Activity. Создадим новый проект и выберем нужный шаблон.
Для беглого знакомства можете сразу запустить проект и посмотреть его в действии. При запуске приложение выглядит как обычная программа «Hello World». Но есть и отличия. Нажмите на значок в виде трёх горизонтальных полосок в заголовке. Значок в документации называется «гамбургером» (Hamburger menu). Это официальная позиция Гугла. Но в реальности значок символизирует полосатых котов (никому не рассказывайте). При нажатии слева вылезет навигационная шторка. Шторка работает как обычная шторка в ванной. По высоте она занимает весь экран, включая системную область. Можете подвигать шторку вперёд-назад, чтобы увидеть, что верхняя кромка шторки в системной области полупрозрачна и не закрывает системные значки. Подобное поведение доступно на устройствах под Android 5 и выше. На старых устройствах шторка находится под системной панелью. Недавно стал проверять работу под Android 8.0 и увидел, что шторка теперь не закрывает системную панель. Ниже для сравнения я привёл два варианта.
Шторка закрывает системную панель
Шторка не закрывает системную панель
Сама шторка состоит из двух основных частей — в верхней части находится картинка и текст, а в нижней — меню со значками. Меню в свою очередь разделено на две группы. В верхней части значки можно выбрать и выбранный пункт останется выделенным. В нижней части меню пункты не выделяются. Уберите шторку обратно и вызовите теперь её не нажатием на значок гамбургера, а движением пальца от края экран в центр. Получилось? Отлично, а теперь выдвигайте шторку медленно и наблюдайте за значком гамбургера. Вы увидите, что во время движения значок трансформируется. К сожалению, шторка закрывает значок и непонятно, во что превращаются три полоски. А превращаются они в три кота ж! стрелку. Позже я покажу, как увидеть её. А может не покажу, я ещё не решил.
Возвращаемся в студию и начинаем изучать код проекта.
Если открыть файл activity_main.xml в режиме Design, то можно увидеть, как будет выглядеть приложение с открытой шторкой.
Небольшие расхождения имеются, но в целом совпадает с реальным приложением.
Посмотрим на его содержание.
Сейчас важно запомнить, что за выдвигающую шторку отвечает элемент NavigationView, который входит последним в контейнере DrawerLayout и представляет собой навигационное меню. А перед меню находится вставка include, указывающая на разметку app_bar_main.xml.
Атрибут tools:openDrawer позволяет указать студии, что навигационное меню нужно отобразить в раскрытом виде в режиме просмотра разметки.
NavigationView
В 2014 году Google показал новый дизайн и различные новые примеры по навигации. Но вначале они использовали подручные средства, которые были под рукой — фрагменты.
Спустя год компания разработала на основе предка FrameLayout новый компонент NavigationView, который стал частью библиотеки Android Design Support Library.
Новый подход оказался неожиданным, но логичным. Раз выдвижная шторка содержит навигационное меню, то и класс был спроектирован как меню. Вы можете создать элементы меню в ресурсах res/menu стандартным способом и получить готовую навигацию.
Необходимые рекомендации по созданию навигационной выдвижной шторки можно найти на странице Navigation drawer — Patterns.
Перейдём к деталям.
Теперь в рекомендациях не указаны точные размеры шторки, хотя раньше нужно было самостоятельно указать ширину шторки. Видимо, новый класс сам обеспечивает необходимую ширину. Интерес представляют два последних атрибута.
Тег NavigationView содержит ссылку на собственную разметку в атрибуте app:headerLayout, который указывает на файл nav_header_main.xml (верхняя часть шторки), а также на меню в атрибуте app:menu, который ссылается на ресурс меню menu/activity_main_drawer.xml.
Откроем файл nav_header_main.xml и посмотрим на разметку шторки.
Разметка состоит из ImageView и двух TextView, размещённых в контейнере LinearLayout. Фон контейнера определён в ресурсе drawable/side_nav_bar.xml и представляет собой градиент.
Остальные атрибуты понятны и не требуют пояснений.
Можно (но не нужно) настроить верхнюю часть шторки не через XML, а программно.
После обновления одной из версий библиотеки Design Support, доступ к шапке осуществляется теперь через другой код.
Теперь рассмотрим ресурс навигационного меню res/menu/activity_main_drawer.xml.
Принцип создания элементов меню остался стандартным. Каждый пункт меню представляет собой тег item с указанием значка и текста. Для группировки используется элемент group. Поведение элементов меню в группе регулируется атрибутом android:checkableBehavior. В примере используется значение single — при нажатии на пункт меню, он останется выделенным (принцип переключателя RadioButton). Всего доступно три варианта.
- single – можно выбрать один элемент группы (переключатель)
- all — можно выбрать все элементы группы (флажок)
- none – элементы не выбираются
В библиотеке Android Support Design версии 23 вариант all не работает и будет действовать, как со значением single.
Также следует обратить внимание, что теперь проект ссылается на векторные рисунки, которые находятся в папке drawable-21.
Осталось рассмотреть тег include, который ссылается на файл ресурса res/layout/app_bar_main.xml. Он вам будет знаком по шаблону Blank Activity, который мы изучали в статье Библиотека Android Support Design. Только там он находился в файле activity_main.xml, а здесь его перенесли в файл app_bar_main.xml. Всё остальное осталось без изменений. Повторяться не будем.
Теперь изучим код активности для работы со шторкой.
В классе активности реализуется интерфейс OnNavigationItemSelectedListener с его методом onNavigationItemSelected():
Логика кода ничем не отличается о работы с обычным меню. Определяется идентификатор выбранного пункта и далее вам нужно написать свой код. Затем вызывается метод closeDrawer() для закрытия шторки.
Добавим код для первого пункта меню.
При нажатии кнопки «Назад» проверяется состояние шторки. Если шторка открыта (isDrawerOpen()), то её закрываем с помощью метода closeDrawer().
В методе onCreate() происходит инициализация шторки.
Теперь поговорим об изменениях, которые можно внести в проект.
Хотите выдвигать шторку справа? Установите значение end у атрибута layout_gravity. Обычно используется для стран с обратным порядком букв.
На самом деле смысла в этом не оказалось. Да, шторка выдвигается вручную. Но если нажать на значок гамбургера, то приложение валится с ошибкой. Любое нажатие в меню шторки также приводит к ошибке. Теоретически можно написать код, который исправит проблему, но он будет сложным. Забудьте об этом совете.
Тем не менее, можно реализовать забавный эффект — добавить вторую шторку на экран. Первая будет работать главной и реагировать на нажатие значка, а вторая будет дополнительной для вывода какой-то информации. Достаточно в разметку добавить второй NavigationView с атрибутом android:layout_gravity=»end»
Кстати, если выдвигать правую шторку, то можно наблюдать трансформацию значка без помех. Скриншот во время частичного выдвижения шторки справа.
Для изменения цвета значков и текста в навигационном меню используйте атрибуты app:itemIconTint и app:itemTextColor.
Данным атрибутам соответствуют методы setItemIconTintList() и setItemTextColor() компонента NavigationView.
Так как наличие шторки не совсем очевидно, можно при первом запуске показать шторку в раскрытом состоянии. Далее можно запомнить состояние шторки при первом запуске в настройках, чтобы во второй раз выводить её уже в закрытом состоянии. Можете самостоятельно реализовать эту возможность.
Напоследок покажу превращение значка гамбургера в стрелку в явном виде, как и обещал в начале статьи. Напомню, что по рекомендации Material Design шторка должна закрывать всю область экрана. Но если вы хотите поместить шторку под заголовком, то следует немного поправить разметку. Откроем файл app_bar_main.xml и вырежем из него небольшой кусок. Затем в файле activity_main.xml добавим LinearLayout в качестве корневого контейнера и вставим скопированный ранее кусок кода.
Смотрим на значок.
Сама анимация значка зависит от переменной toggle (объект класса ActionBarDrawerToggle). Если вы её уберёте, то никакого значка в заголовке приложения не будет.
Можно поменять цвет значка гамбургера. Откроем файл стилей res/values/styles.xml и добавим:
Элемент spinBars со значением true позволяет использовать анимацию. В противном случае значок будет статичным.
Навигация
В шаблоне присутствует метод onNavigationItemSelected() с аннотацией @SuppressWarnings(«StatementWithEmptyBody») (Оператор с пустым телом). Нам нужно добавить свой код для навигации, который должен реагировать на нажатия в меню шторки. Нам понадобятся фрагменты. Для примера создадим первый фрагмент.
Разметка для первой активности.
По такому же образу создайте второй фрагмент SecondFragment и т.д.
Определим RelativeLayout в файле content_main.xml в качестве контейнера.
Теперь можем написать недостающий код для навигации по фрагментам в MainActivity.
Добавляем счётчик в меню шторки
Откройте файл res/menu/activity_main_drawer.xml и добавьте атрибут app:actionViewClass=»android.widget.TextView» ко второму и третьему элементу меню из шаблона. Теперь эти элементы будут связаны с текстовыми метками.
Объявим текстовые метки и инициализируем их в методе onCreate(). В отдельном методе будем управлять их свойствами.
Вы можете переделать метод под себя, чтобы динамически изменять показания счётчика.
Сдвигаем содержимое экрана
При выдвижении шторки можно сдвинуть основное содержание. Потребуется небольшая модификация кода. Для начала нужно присвоить идентификатор контейнеру ConstraintLayout в content_main.xml.
В MainActivity добавим экземпляру ActionBarDrawerToggle метод onDrawerSlide() и сдвинем содержимое на определённую величину. При желании можно также изменить размер, используя второй параметр метода slideOffset.
Дополнительное чтение
Библиотека mxn21/FlowingDrawer с прикольным эффектом.
Источник