- [1] История iOS. Первое рождение легенды
- iOS 1: У самых истоков iPhone
- iOS 1: обновления платформы
- Эволюция iOS от 1.0 до 8.0
- 1. Как изменялись иконки стандартных приложений от iOS 1 до iOS 8:
- 2. Операционная система iOS 1:
- 3. Операционная система iOS 2:
- 4. Операционная система iOS 3:
- 5. Операционная система iOS 4:
- 6. Операционная система iOS 5:
- 7. Операционная система iOS 6:
- 8. Операционная система iOS 7:
- 9. Операционная система iOS 8:
[1] История iOS. Первое рождение легенды
9 января 2007 года в ходе триумфальнейшей из всех тех ярких презентаций, которыми был наполнен творческий жизненный путь великого человека, лидер Apple Стив Джобс показал миру первый iPhone. С тех пор прошло более шести лет, и целые поколения iPhone, iPad и iPod Touch полностью изменили облик мобильных компьютеров. С выходом iOS 7 настала пора углубиться в насыщенную важными вехами и событиями историю «эппловской» мобильной операционной системы.
iOS является одной из старейших мобильных операционных систем. Речь идет только о тех платформах, которые и в настоящее время активно перерабатываются. Но ее почтенный возраст не означает того, что в ней не хватает мощности или функций. Скорее наоборот. Apple сделала свою iOS одной из самых богатых функциями и наиболее хорошо поддерживаемых платформ. Год за годом специалисты совершенствуют эту мобильную операционную систему.
iPhone вырос из проблемы. Стив Джобс осознавал, что руководимая им корпорация стоит на пороге трудностей и думал над тем, как улучшить ее положение.
iOS не всегда носила свое сегодняшнее имя. Во время анонса первого iPhone, Apple особо подчеркивала тот факт, что мобильная платформа основана на том же UNIX-ядре, что и Mac OS X. Это означало, что мобильная операционная система располагает многими инструментами своей настольной «коллеги».
С появлением первого iPhone, его программную платформу стали называть «iPhone OS». Под этим именем она была известна в течение последующих трех лет, вплоть до дебюта iOS 4, который состоялся в июне 2010 года.
В операционной системе iOS нетрудно разобраться даже самому неподготовленному пользователю. Но ее внешняя простота скрывает внутреннюю мощь. Для разработчиков приложений она выглядит могучей платформой. На ее базе работают смартфоны, планшеты и медиаплееры. Пользователь одного iOS-устройства не испытает трудностей, столкнувшись с другим.
Самое примечательное в iOS то, что сегодняшняя версия операционной системы довольно похожа на увидевшую свет в 2007 году. По сравнению с другими платформами, разумеется. О полном сходстве речи не идет.
Когда iOS только появилась, она не обладала ни возможностью установки сторонних приложений, ни многозадачностью, ни даже поддержкой копирования и вставки. Прошли годы и усовершенствованная телефонная прошивка превратилась в операционную систему такой мощи, которая и не снилась компьютерам прежних лет.
Наше повествование поведает о том, как происходили эти изменения. Каждый рассказ цикла будет посвящен одной из версий мобильной операционной системы от славной купертиновской корпорации. В дальнейшем — чтобы не усложнять повествование — мы будем называть все версии мобильной платформы Apple ее нынешним именем «iOS».
iOS 1: У самых истоков iPhone
Чего еще не умел самый первый iPhone? Об этом можно говорить очень долго! Он не поддерживал MMS, Exchange, тезеринг, документы Office, голосовой набор номера. Не обладал он и настраиваемым домашним экраном. Он был почти полностью закрыт не только от хакеров, но и от разработчиков.
Чем же привлекла Apple внимание к своему бедному функциями телефону? Компания сосредоточилась на том, чтобы пользователям было приятно взаимодействовать с iPhone. Чтобы приложения работали быстро и слаженно. Чтобы те немногие функции, которыми располагал телефон, работали значительно лучше, чем на других доступных в 2007 году телефонах. iOS 1.0 принесла с собой массу инноваций, но три из них были революционны для мобильной индустрии.
Полностью сенсорный интерфейс пользователя. До iOS смартфоны или не обладали сенсорным экраном, или эти экраны были резистивными. А это значит, что работать с ними было нужно при помощи стилуса. С приходом iPhone положение изменилось. Сенсорный экран стал емкостным. Эта особенность упростила взаимодействие пользователя с устройством на базе сенсорного экрана. Избавившись от физических кнопок, Apple сделала тачскрин основным средством управления телефоном. Такие эффекты, как «увеличение двумя пальцами» и «инерционная прокрутка» придали интерфейсу ощущение естественности. Скорость работы iOS 1.0 и отсутствие задержек в выполнении команд изумили пользователей в далеком 2007 году. Эти же качества продолжают вызывать восторг в новых версиях операционной системы и в наши дни.
Мобильный браузер Safari. В iOS появился полноценный веб-браузер Safari. Сам Стив Джобс был особо доволен именно этим новшеством, которое давало компании преимущество в борьбе за рынок мобильных телефонов, на котором Apple в ту пору была новичком. Да, в этом браузере отсутствовал Flash-плагин, но мобильный Safari стал первым в своем роде, почти столь же функциональным браузером, как и настольные версии такого рода приложений. Другие операционные системы меняли характер отображения страниц, форматировали их и попросту портили все впечатление от их просмотра. Мобильный Safari же показывал веб-страницы полностью, предоставляя пользователю простые возможности изменения размера и прокрутки, которым не было равных в те времена.
Широкоформатный iPod. К тому времени экосистема iTunes+iPod была довольно развитой. И Apple использовала ее для привлечения внимания к своей операционной системе. Именно в iTunes была заложена основа для той гигантской подборки музыки, фильмов, телепередач, книг и приложений, которая известна сегодня каждому пользователю iOS-устройства. Музыка перестала быть главной привлекательной особенностью iPhone. Но для iOS 1.0 преемственность от сверхпопулярных плееров iPod сыграла важную роль.
В состав iOS 1.0 входил ряд приложений, некоторые из которых были настолько важны, что заслуживают краткого обзора в рамках нашего повествования. Они делали мобильную платформу Apple непревзойденной для своего периода в истории высоких технологий.
Google Maps. Карты поискового гиганта смотрелись на iPhone лучше, чем на какой-либо другой платформе. Новая возможность «увеличения двумя пальцами» позволила приложению работать быстро и без раздражающих «рывков». Работа с приложением стала более естественной и интуитивно-понятной, чем в настольной версии.
Visual voicemail. Пользователю давалась возможность перейти сразу к любому из имеющихся голосовых сообщений, без необходимости прокрутки через весь список. Это ставило Apple в положение основного поставщика тех впечатлений, которые получит пользователь от работы с устройством. Ранее эта роль отводилась сотовому оператору.
iTunes Sync. Каждый, кому довелось пользоваться в те дни Palm HotSync или Microsoft ActiveSync, могли по достоинству оценить ту простоту, с которой осуществлялась синхронизация с компьютером. Это еще один пример того, как Apple «заново изобрела» то, что уже существовало, но работало с проблемами. Купертиновские специалисты упростили синхронизацию мобильного устройства с ПК. Сегодня трудно понять, почему в те дни эта функция вызывала столько восторгов.
Программная клавиатура в iOS 1.0 была, пожалуй, первой полноценной виртуальной клавиатурой, которая позволяла осуществлять ввод текста при помощи пальцев. Так же как и привычная физическая клавиатура. Да, существовали такие системы ввода, как PalmOS Graffiti и сторонние расширения, подобные FitalyStamp. Текст вводился при помощи стилуса. Но идея виртуальной клавиатуры iOS состояла в том, чтобы освободить больше пространства под экран, лишив устройство физических клавиш. Этот шаг сделал много для популяризации смартфонов среди рядовых пользователей, далеких от глубокого интереса к новинкам электроники.
Но довольно хвалить iOS 1.0. Пора поговорить и о недостатках этой операционной системы. Самым значительным было то, что iOS 1.0 не поддерживала сторонние приложения. Apple старалась продвигать веб-приложения, но в 2007 году HTML-приложения не были готовы для загрузки на платформу. Именно по этой причине многие считают, что первый iPhone вообще не следует считать смартфоном. iOS 1.0 предлагала пользователю только один вид многозадачности: в фоновом режиме можно было слушать музыку, то есть одновременно пользоваться телефоном в режиме плеера iPod и другими его возможностями. Впрочем, многозадачность других смартфонов тех дней была весьма далека от совершенства. Но она по крайней мере была, а в iOS 1.0 многозадачность отсутствовала вовсе.
С iOS 1.0 в мир пришла новая компьютерная парадигма, которая преодолела сложившуюся «смартфонную» традицию. Состояла она в закрытии файловой системы от пользователя. Этот подход вызывает споры и по сей день, но именно он обеспечивает простоту устройства в использовании и делает его дружественным даже самому технически неподготовленному человеку. Закрытая файловая система обладала и явными недостатками: в частности, пользователь не мог вложить файл в электронное письмо. Другое ограничение состояло в невозможности менять звуковые сигналы уведомлений. Это вызывало разочарование. Звуковые сигналы легко меняются даже на самых простейших и дешевых телефонах.
В iOS 1.0 появился домашний экран «Springboard». Кнопка «Home» всегда возвращала пользователя к домашнему экрану с определенным набором пиктограмм, порядок которых нельзя было изменить. Домашний экран не поддерживал ни размещения виджетов, ни другой информации. Поэтому iOS в плане возможностей для кастомизации экрана уступала своим соперникам: Windows Mobile и Symbian.
iOS 1: обновления платформы
iOS 1.1.3 увидела свет в январе 2008 года. Она работала на все тех же iPhone 2G и iPod Touch первого поколения. Она лучше определяла географические координаты, поддерживала «Web Clips» на домашнем экране и позволяла менять порядок пиктограмм на нем. Виртуальная клавиатура получила поддержку мультитач.
В iOS 1.1.3 появилась возможность изменения порядка размещения пиктограмм на домашнем экране, а также возможность добавления ярлыков веб-страниц. Apple дала этому название «Web Clips». Новая возможность была по достоинству оценена пользователями. Чаще всего ее использовали в качестве системы напоминаний. Пользователи iPhone тех лет испытывали странную смесь чувств, состоящую из восторга и раздражения. Они ощущали нереализованный потенциал новой мобильной операционной системы. Своего рода «недосказанность» раздражала. Причиной же восторга была осознанная людьми способность Apple выпускать регулярные обновления, расширяющие функциональность iPhone.
iOS 1.1.3 увидела свет в январе 2008 года. Она работала на все тех же iPhone 2G и iPod Touch первого поколения.
Каждую новую функцию в те дни еще не слишком избалованные обилием новшеств пользователи встречали восклицанием: «Наконец-то!» Но это была не просто погоня за чем-то новеньким. Первая iOS на самом деле не могла похвастаться широким набором функций. И выпуском обновлений Apple демонстрировала свою способность и готовность расширять его. Но несмотря на появление новых возможностей, обновления так и не «научили» iOS установке сторонних приложений. Это свершилось только с появлением iOS 2, о которой мы и поговорим в следующей части нашего повествования.
Содержание цикла «История iOS»:
Источник
Эволюция iOS от 1.0 до 8.0
iOS — мобильная операционная система от компании Apple, использующаяся в устройствах iPhone и iPad. Платформа появилась еще в 2007 году под именем iPhone OS и первоначально была предназначена только для смартфонов iPhone и «умных» медиа-плееров iPod Touch. С выходом планшета iPad в 2010 году система получила свое современное название. Пользовательский интерфейс iOS основан на концепции прямого манипулирования, а также управлении жестами. Элементы системы (кнопки, ползунки, переключатели и ярлыки) прошли путь от стилистики скевоморфизма (имитирования фактических объектов и текстур в виртуальной среде) до современного минимализма. Основой концепции дизайна iOS сегодня является отсутствие отвлекающих факторов, которые препятствуют неосмысленному автоматическому использованию iPhone и iPad. Работа с операционной системой базируется на наборе стандартных приложений, выполняющих самые разнообразные функции, а также на возможности установки дополнительных с помощью App Store. Количество последних давно перешагнуло отметку в миллиард наименований. Операционная система iOS 8 прошла долгий путь изменений и дополнений, который превратил ее в настоящую многофункциональную платформу для работы и развлечений.
Так как же менялась операционная система для iPhone и iPad от iOS 1 до iOS 8?
1. Как изменялись иконки стандартных приложений от iOS 1 до iOS 8:
Иконки приложений представляют собой основу внешнего вида операционной системы iOS. Они претерпевали лишь косметические изменения вплоть до iOS 7, в которой они подверглись полному редизайну в стилистику минимализма. Постепенно также пришлось измениться и ярлыкам сторонних приложений.
2. Операционная система iOS 1:
Операционная система iOS 1 была представлена 29 июня 2007 года. Получила обновления до iOS 1.1.1, iOS 1.1.3. Особенностями iOS 1 были возможность скачивать музыку прямо на устройство через iTunes Music Store, полноценный серфинг сети Интернет через мобильный браузер Safari, прием и отправка сообщений электронной почты через соответствующее приложение, первая полноценная адаптированная для управления пальцами клавиатура с поддержкой Multitouch. Первая мобильная операционная система от Apple на самом деле называлась iPhone OS, она не поддерживала установку сторонних приложений. Новым устройством, представленным с iOS 1, стал iPhone 2G, который стал революцией в смартфоностроении, которая до сих пор не закончилась.
3. Операционная система iOS 2:
Операционная система iOS 2 была представлена 11 июля 2008 года. Получила обновления до iOS 2.0.1, iOS 2.0.2, iOS 2.1, iOS 2.2. Особенностями iOS 2 были возможность еще не совсем точной навигации по GPS, доступ к установке сторонних приложений из App Store, поддержка Microsoft Exchange для доступа к почте, контактам и календарям, калькулятор с поддержкой научных вычислений. Новым устройством, представленным с iOS 2, стал iPhone 3G.
4. Операционная система iOS 3:
Операционная система iOS 3 была представлена 17 июня 2009 года. Получила обновления до iOS 3.1, iOS 3.2. Особенностями iOS 3 были возможность поиска через Spotlight, функционал приема и отправки MMS, съемка видеозаписей встроенной камерой, буфер обмена для копирования и вставки текста, голосовые команды. Новым устройством, представленным с iOS 3, стал iPhone 3GS. Третья версия мобильной операционной системы от Apple получила возможность Push-уведомлений для встроенных или сторонних приложений, впервые iOS появилась на планшетах iPad, которые стали настоящим прорывом в индустрии.
5. Операционная система iOS 4:
Операционная система iOS 4 была представлена 21 июня 2010 года. Получила обновления до iOS 4.1, iOS 4.2.1, iOS 4.2.5 и iOS 4.3. Особенностями iOS 4 были возможность объединения ярлыков в папки, увеличение разрешения съемки видео и съемки фото с автофокусом, общение через FaceTime, доступ к игровой социальной сети Game Centre, многозадачность. Новым устройством, представленным с iOS 4, стал iPhone 4, который впоследствии получился примером лучшего в мире смартфона и беспрецедентным образцом дизайна. Наибольшей проблемой пилотной версии системы была потеря сигнала сотовой сети на iPhone 4 при определенном ее хвате.
6. Операционная система iOS 5:
Операционная система iOS 5 была представлена 10 декабря 2011 года. Получила обновления до iOS 5.0.1, iOS 5.1 и iOS 5.1.1. Особенностями iOS 5 были персональный голосовой помощник Siri, бесплатный обмен мультимедийными сообщениями через iMessage, Киоск для чтения электронных журналов и газет, новое облачное хранилище iCloud, беспроводная синхронизация iTunes по Wi-Fi. Новым устройством, представленным с iOS 5, стал iPhone 4s, который и сейчас считается, вероятно, лучшим продуктом компании за всю ее историю.
7. Операционная система iOS 6:
Операционная система iOS 6 была представлена 19 сентября 2012 года. Получила обновления до iOS 6.0.1, iOS 6.0.2 и iOS 6.1. Особенностями iOS 6 были возможность панорамной съемки, функционал по обмену фотографиями через фотопоток, новые проблемные фирменные навигационные карты от Apple и улучшение работы GPS, возможность хранить билеты и подарочные сертификаты в Passbook. Новым устройством, представленным с iOS 6, стал iPhone 5, который впервые после выхода оригинального iPhone оснастили экраном на 4 дюйма.
8. Операционная система iOS 7:
Операционная система iOS 7 была представлена 6 октября 2013 года. Получила обновления до iOS 6.0.1, iOS 7.0.6 и iOS 7.1, iOS 7.1.2. Особенностями iOS 7 были сенсор отпечатков пальцев Touch ID, множество новых возможностей приложения Камера, улучшение многозадачности, технология передачи данных AirDrop, возможность голосового общения через FaceTime Audio. Новыми устройствами, представленными с iOS 7, стали iPhone 5s и iPhone 5c. Последние получили пластиковые цветные корпуса и более низкую цену. Седьмая реинкарнация операционной системы от Apple подверглась тотальному редизайну — стилистика скепоморфизма была полностью заменена современным минималистичным внешним видом. Первые впечатления пользователей от системы были в большей степени негативными, однако впоследствии на нее стали равняться производители всех высокотехнологичных устройств.
9. Операционная система iOS 8:
Операционная система iOS 8 была представлена 9 сентября 2014 года. Получила обновления до iOS 8.0.2. Особенностями iOS 8 стали новые возможности взаимодействия с OS X, платежный сервис Apple Pay, приложение для контроля над здоровьем, улучшение облачного сервиса iCloud Drive, возможность множественного доступа к купленному контенту с Family Sharing, новые возможности обмена сообщениями, возможность установки клавиатур от сторонних производителей. Новыми устройствами, представленными с iOS 8, стали iPhone 6 и iPhone 6 Plus размеров 4,7 и 5,5 дюймов соответственно. Впервые компания Apple не стала законодательницей моды, а пошла на поводу у нее — так можно охарактеризовать данный шаг.
Таким образом, iOS прошла тяжелый и тернистый путь в несколько лет от своей первой версии до восьмой. Со времен iPhone OS система полностью преобразилась как внешне, так и внутренне, превратившись в по-настоящему универсальное средство для взаимодействия с любыми услугами или сервисами.
Источник