- Пошаговая инструкция по составлению PEST анализа
- Важные моменты составления PEST анализа
- Шаг первый: определяем факторы для анализа
- Шаг второй: определяем степень влияния факторов
- Шаг третий: проводим оценку вероятности изменения фактора
- Шаг четвертый: оценка реальной значимости факторов
- Шаг пятый: составление сводной таблицы PEST анализа
- Наглядный пример PEST анализа
- Apple Inc. PESTLE Analysis
- Potential Impact of Political Factors on Apple
- Potential Impact of Economic Factors on Apple
- Potential Impact of Social Factors on Apple
Пошаговая инструкция по составлению PEST анализа
PEST анализ используется для оценки влияния рыночных и потребительских трендов на продажи и прибыль компании. В данной статье мы расскажем, как сделать PEST анализ предприятия с нуля. В статье вы найдете удобный шаблон в Excel и подробный пример составления PEST анализа по данному шаблону. Если вам необходима теоретические основы метода, то рекомендуем статью «PEST анализ: подробный обзор»
Важные моменты составления PEST анализа
Давая оценку политическим, экономическим, социально-культурным и технологическим факторам, необходимо учитывать не только их фактическое состояние, но и прогнозировать возможные изменения каждого фактора на несколько лет вперед. Именно поэтому так важно, чтобы в проведении PEST анализа принимали участие эксперты отрасли или персонал компании, который уже давно взаимодействует с рынком.
Весь процесс проведения PEST анализа можно условно разбить на следующие этапы:
- Определение факторов, которые могут оказать влияние на продажи и прибыль компании
- Сбор информации по динамике и характеру изменения каждого фактора
- Анализ значимости и степени влияния каждого фактора
- Составление сводной таблицы PEST анализа
Информация и понимание ситуации — самый важный этап любого анализа. Для получение реалистичной картины об изменении рыночных факторов опросите людей, которые с разных точек зрения смотрят на рынок: независимые эксперты рынка, менеджеры по продажам, продавцы (напрямую взаимодействующие с конечными покупателями), собственники бизнеса, руководители разных отделов, топ-менеджмент компании, маркетологи смежных отраслей. Изучите всю открытую информацию по рынку в интернет и печатных изданиях. Посмотрите, какого развития достигла ваша отрасль в более развитых странах, с какими проблемами столкнулась на рынках схожих стран.
Шаг первый: определяем факторы для анализа
Первым шагом составьте перечень факторов, которые могут повлиять на продажи и прибыль компании в долгосрочной перспективе (3-5 лет). Разбейте эти факторы на 4 группы: политические, экономические, социально-культурные и технологические.
Рис. 1 Пример таблицы для группировки PEST факторов
Мы составили максимально подробный список PEST факторов, которые обычно рассматриваются компаниями:
(P) POLITICAL — политические факторы внешней среды
Факторы влияния политической среды на рынок |
Устойчивость политической власти и существующего правительства |
Бюрократизация и уровень коррупции |
Налоговая политика (тарифы и льготы) |
Свобода информации и независимость СМИ |
Тенденции к регулированию или дерегулированию отрасли |
Количественные и качественные ограничения на импорт, торговая политика |
Стремление к протекционизму отрасли, наличие государственных компаний в отрасли |
Степень защиты интеллектуальной собственности и закон об авторском праве |
Антимонопольное и трудовое законодательство |
Законодательство по охране окружающей среды |
Будущее и текущее законодательство, регулирующее правила работы в отрасли |
Вероятность развития военных действий в стране |
(E) ECONOMICAL — экономические факторы внешней среды
Факторы влияния экономической среды на рынок |
Темпы роста экономики |
Уровень инфляции и процентные ставки |
Курсы основных валют |
Уровень безработицы, размер и условия оплаты труда |
Уровень развития предпринимательства и бизнес-среды |
Кредитно-денежная и налогово-бюджетная политика страны |
Уровень располагаемых доходов населения |
Степень глобализации и открытости экономики |
Уровень развития банковской сферы |
(S) SOCIO-CULTURAL — социально-культурные факторы внешней среды
Факторы влияния социально-культурной среды на рынок |
Уровень здравоохранения и образования |
Отношение к импортным товарам и услугам |
Отношение к работе, карьере, досугу и выходу на пенсию |
Требования к качеству продукции и уровню сервиса |
Культура формирования накоплений и кредитования в обществе |
Образ жизни и привычки потребления |
Развитие религии и прочих верований |
Отношение к натуральным и экологически-чистым продуктам |
Темпы роста населения |
Уровень миграции и иммиграционные настроения |
Поло-возрастная структура населения и продолжительность жизни |
Социальная стратификация в обществе, меньшинства |
Размер и структура семьи |
(T) TECHNOLOGICAL — технологические факторы внешней среды
Факторы влияния технологической среды на рынок |
Уровень инноваций и технологического развития отрасли |
Расходы на исследования и разработки |
Законодательство в области технологического оснащения отрасли |
Развитие и проникновение интернета, развитие мобильных устройств |
Доступ к новейшим технологиям |
Степень использования, внедрения и передачи технологий |
Шаг второй: определяем степень влияния факторов
После того, как все факторы, способные оказать влияние на продажи и прибыль компании выбраны, необходимо оценить силу влияния каждого фактора. Сила влияния фактора оценивается по шкале от 1 до 3, где:
- 1 — влияние фактора мало, любое изменение фактора практически не влияет на деятельность компании
- 2 — только значимое изменение фактора влияют на продажи и прибыль компании
- 3 — влияние фактора высоко, любые колебания вызывают значимые изменения в продажах и прибыли компании
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Факторы, которые совсем не влияют на деятельность компании, просто не включаются в таблицу. Оценка силы влияния фактора — это субъективная экспертная оценка.
Рис.2 Пример оценки значимости факторов PEST анализа
Шаг третий: проводим оценку вероятности изменения фактора
Вероятность колебаний оценивается по 5-ти бальной шкале, где 1 означает минимальную вероятность изменения фактора внешней среды, а 5 — максимальную вероятность. Оценку лучше проводить не индивидуально, а среди круга людей, имеющих определенный опыт работы в отрасли и экспертизу в любом из направлений работы.
Рис.3 Пример оценки вероятности колебаний PEST — факторов
После выставления всех оценок в отдельном столбце рассчитывается среднее арифметическое по ним.
Шаг четвертый: оценка реальной значимости факторов
Следующим шагом уже можно рассчитать реальную значимость каждого фактора. Реальная значимость позволяет оценить, насколько компании следует обращать внимание и контролировать фактор изменения внешний среды, и рассчитывается как вероятность изменения фактора, взвешенная на силу влияния этого фактора на деятельность компании.
Рис.4 Пример оценки реальной значимости PEST — факторов
Чем выше реальная значимость фактора (в табл. это столбец «Оценка с поправкой на вес»), тем больше внимания и усилий следует уделять для снижения негативного влияния фактора на бизнес.
Шаг пятый: составление сводной таблицы PEST анализа
Завершающим шагом анализа является приведение всех расчетов в матричный вид. Все факторы в порядке убывания своей важности размещаются в следующей таблице:
Рис.5 Сводная таблица PEST анализа
Таблица PEST анализа — промежуточный вариант. Для того, чтобы завершить анализ, необходимо сделать выводы: по каждому фактору прописать воздействие фактора на отрасль, на компанию и спланировать программы, которые необходимо провести, чтобы снизить негативное влияние фактора и максимально использовать положительное влияние фактора на деятельность компании.
Рис.6 Финальная форма для анализа
Например, снижение реальных располагаемых доходов населения приведет к изменению корзины потребляемых продуктов в отрасли, отказу от части продуктов, росту спроса на более дешевые товары. Для компании это может означать, например, увеличение продаж более дешевых товаров. Для того, чтобы минимизировать влияние данного фактора следует пересмотреть ассортиментный портфель товаров, снизить линейки дорогих продуктов и ввести новые экономичные предложения. также следует отказаться от повышения цен на дешевый ассортимент.
Наглядный пример PEST анализа
Данный пример упрощенного PEST анализа предприятия поможет закрепить прочитанный материал и понять, как сделать анализ на практике.
Политические факторы | Экономические факторы |
Принят новый закон, регламентирующий рекламную деятельность, ужесточяющий требования к рекламным текстам и запрещающий использовать в рекламе докторов. В этом году увеличатся ограничения на ввоз ____ сырья и войдут в силу более высокие таможенный пошлины на ввоз. Рост напряжения в отношениях между нашей страной и страной главного экспортера. | В следующем году прогноз по росту ВВП страны 3%. Доступность кредитов будет расти. Инфляция прогнозируется на уровне 7%, снижение безработицы до 10%, Уровень располагаемых доходов населения снизится. Курсы основных валют будут продолжать расти. |
Социально-культурные факторы | Технологические факторы |
В обществе растет положительное отношение к натуральным продуктам. Люди более склонны покупать импортные товары. Увеличивается количество покупок через интернет и использование мобильного интернета в возрастной категории до 35 лет. Снижается страх перед кредитованием. Люди предпочитают тратить свой доход и не настроены на формирование долгосрочных накоплений. Растет средняя продолжительность жизни и возрастная группа 35+ увеличивается. | Технологического порыва в отрасли не наблюдается. Игроки не спешат ввозить технологии, использующиеся на более развитых рынках. Ны рынке больше ценится дизайн, чем технологические свойства продукта. Исследования и новые разработки ведутся только в области улучшения сенсорики. В ароматизаторах разрабатывается технология, позволяющая снизить стоимость сырья на 15%. |
Готовые решения
Вы можете скачать шаблон для проведения PEST анализа предприятия в разделе «Готовые шаблоны по маркетингу».
Источник
Apple Inc. PESTLE Analysis
Apple Inc. (NASDAQ: AAPL) is one of the world’s most visible and recognizable consumer electronics brands. Apple has long been an investor favorite because of its strong revenue growth and high return on investment.
Even though it started as a traditional computer company, Apple now designs and manufactures a wide variety of electronic devices, including smartphones, tablets, music players and television sets. Apple has a very unique business model in which it writes and designs proprietary software and offers its own operating system for all of its devices.
In recent years, Apple has branched out into entertainment and information services. It is now one of the world’s largest online retailers of music, streaming video and software solutions, including smartphone applications.
Despite its uniqueness, Apple’s business model has been very successful. It reported revenues of $224.34 billion on June 30, 2015. Apple also reported sales of $50.77 billion for the second quarter of 2015 and estimated sales of $233.02 billion for the current fiscal year. It was also able to achieve a profit margin of 21.52% for the second quarter of 2015.[1]
Potential Impact of Political Factors on Apple
- Apple is one of a number of American technology companies that has accumulated a large amount of cash. It had $34.7 billion in the bank on June 30, 2015. This is generating calls for higher corporate taxation in the United States, where income inequality has become a major political issue.
- Apple is heavily dependent on lower cost manufacturing in China. Social and political unrest in China could disrupt manufacturing or increase manufacturing costs in that country. There have been also been calls to restrict Chinese imports in the United States in an effort to boost American manufacturing.
- The cost of finding alternatives to Chinese manufacturing could be high for Apple. This could lead to increased prices for Apple products.
- Apple’s dependence on Chinese manufacturing and markets makes it vulnerable to political unrest in that country.
- Apple could become the target of growing nationalism and anti-Americanism in China, which could reduce its market share.
- Apple’s close association with China could become a political issue in countries like the United States and Japan if China were to be perceived as a threat.
- Apple’s dominant position in fields like music could lead to antitrust concerns and political pressure to break the company up or limit its market share.
Potential Impact of Economic Factors on Apple
- Increased labor costs in China could take away the cost advantage of some Apple products.
- Stagnating middle-class incomes in some developed countries, including the United States, could shrink the potential market for higher-end consumer goods such as those marketed by Apple.
- A strong U.S. dollar could increase exchange rates, making it more expensive for Apple to do business in key markets like Europe and China.
Potential Impact of Social Factors on Apple
- The biggest growth in consumer spending in coming decades will be in areas of the world such as Africa where people are unfamiliar with Apple products.
- Consumers in those markets and younger people in Apple’s established markets, such as the United States, lack the strong emotional attachment to Apple products that drive sales.
- There is a backlash against expensive and stylish products among some customers in the United States and Europe.
- Ethical concerns about Apple’s manufacturing in China could limit its products’ appeal among socially-conscious consumers.
- Apple’s close association with China could offend some potential customers in other regions, such as North America and Europe, particularly if tensions with China rise.
- Apple’s music marketing strategy has created resentment and led to public criticism from major recording stars that could tarnish the brand’s image.
Potential Impact of Technological Factors on Apple
- Competitors such as Google and Samsung have demonstrated a strong ability to duplicate Apple’s products and services. It took less than a year for Google to roll out a payment app; Android Pay, with the same capabilities as Apple Pay. This means that many of Apple’s signature services and products are no longer unique.
- The number of new consumer products Apple can bring out is limited. Many of its new offerings, such as Apple TV, will have a limited market.
- Growing use of smartphones and tablets will lower demand for Apple’s popular personal computers.
- Apple’s proprietary operating system can limit the variety of applications available to smartphone users.
- The growing capabilities of cyber criminals make Apple’s systems less secure and take away one of its strongest competitive advantages: its reputation for high levels of security and safety.
Potential Impact of Legal Factors on Apple
- Apple has recently entered the highly regulated financial services sector via Apple Pay. This could increase the level of regulation and government oversight it faces.[2]
- By offering financial services, Apple could face increased levels of litigation.
- News reports indicate that Apple is planning to enter another highly-regulated sector: automobile manufacturing.[3] Entering the auto business could increase regulatory, insurance and litigation costs at Apple.
- Apple depends on a variety of products covered by intellectual property laws, such as software and music, for much of its income. This leaves the company highly vulnerable to both piracy and litigation.
Potential Impact of Environmental Factors on Apple
- The biggest environmental issue facing Apple is the disposal of used or nonworking electronic devices. The expense of disposing of devices, particularly those containing lithium batteries, could be high. Apple could be forced to assume that expense because of concerns about such devices in landfills.
- Pollution and other environmental side effects from manufacturing facilities in China are a growing concern. This could lead to increased regulation and higher manufacturing costs at some point in the future.
- China’s efforts to cut greenhouse gases and limit fossil fuel use could increase electricity rates and manufacturing costs for Apple in that country.
- Climate change created by global warming could disrupt transoceanic shipping and Apple’s supply chain.
- Concern about energy use and other side effects from data centers could lead to increased regulation and costs.
- Apple is highly vulnerable to increases in electricity costs because of its dependence on data centers and other Internet infrastructure.
Apple should be able to thrive in spite of these challenges because it has demonstrated an impressive ability to adapt to a changing environment. In particular, Apple’s research and design capabilities give it an advantage that should propel its revenue growth for decades to come.
Источник