Пишем сервер для андроид

ВЕБ-СЕРВЕР НА ANDROID В КАРМАНЕ

Уровень сложности конфигурации – 2 из 5 / Время на прочтение и реализацию – 20-30 минут

Веб-сервер в кармане не является какой-то новостью. Да, он может там находиться если на Андроид установить Web сервер.

Однако, с VPNKI эта возможность становится еще более интересной 🙂 Ведь с VPNKI ваши пользователи смогут иметь доступ к вашему карманному серверу из любой точки Интернета.

Ставим Apache

Итак, ставим веб-сервер Apache на ваш телефон или планшет с Android. Я ставил вот этот сервер:

Рутовый доступ не нужен. Ставите приложение, а затем в нем выбираете версию Apache для установки. Я выбрал 2.4.29.

После установки все выглядит приблизительно так:

Запускайте сервер. Он будет работать на всех интерфейсах и адресах вашего Android, о чем свидетельствует надпись 0.0.0.0. А вот порт для подключений по умолчанию — 8000. Я его не менял и оставил так.

Корень сервера с вашими файлами находится (в моем случае) /storage/emulated/0/htdocs

Источник

Делаем сервер из Android-телефона

Некоторое время назад мне пришла в голову интересная идея — превратить свои старые телефоны (их скопилось немало за десять лет) в серверы, в качестве альтернативы покупке Raspberry Pi.

На то было несколько причин: во-первых, у телефонов есть батарея, что для сервера практически бесплатный мини-UPS, во-вторых, внутренняя память смартфона (UFS) работает быстрее и надёжнее, чем SD-карта. В-третьих, у телефонов имеется экран, по которому можно отслеживать состояние сервера.

Ну и в-четвёртых, мне просто было жаль их выбрасывать. Консьюмеризм в наше время предписывает каждый год-два покупать новые смартфоны, производители блокируют возможности железа, которые им невыгодны, прекращают поддержку старых моделей, оставляя людей беспомощными. Миллионы смартфонов отправляются на свалку истории каждый год, хотя каждый из них это мощный компьютер.

TL;DR: в этом посте будут разобраны вопросы установки PostmarketOS на смартфон,
поднятия на нём в качестве примера Docker и веб-приложения в нём.

Сразу хочу оговориться — я понимаю, что есть типовые решения, например Termux или UserLAnd, и спектр поддерживаемых устройств у них шире. Но все они работают как надстройки над основной системой, Android, и подвержены её ограничениям, таким как агрессивное сокращение энергопотребления или перенос задач на LITTLE-ядра при выключении экрана. Будущее Termux, например, вообще неясно из-за всё более жёстких гаек безопасности в Android 11. UserLAnd, помимо этого, работает через PRoot, который при всей своей пользе ощутимо замедляет процессы с большим количеством системных вызовов. В этой статье мы разбираем именно создание сервера на железе без Android.

Часть первая. Прошивка

Проект PostmarketOS был создан именно ради этой цели — сохранение вычислительных устройств после прекращения их поддержки производителями. Список поддерживаемых устройств можно найти здесь.

Для установки требуется телефон с разблокированным загрузчиком. В качестве примера буду использовать OnePlus One из-за простоты разлочки со стороны производителя. Для каждого производителя список шагов разный, ниже привожу обобщённые действия для смартфона 2018-2021 года выпуска:

Далее авторизуем подключение на самом телефоне

После разблокировки телефон сбросит данные снова перезагрузится в Android, перезапустите его в режим fastboot комбинацией клавиш или повторите релевантные для этого шаги 3 и 4.

Если разблокировка прошла успешно, далее можно следовать стандартной процедуре установки PmOS:

На этом этапе pmbootstrap запросит пароль и задаст довольно много вопросов о том, как сконфигурировать систему и целевое устройство. Итоговый результат будет записан в

Пару слов по поводу разных конфигураций. Здесь есть несколько важных пунктов — ядро mainline или downstream , графическая среда mate , weston и т.д., канал обновлений edge или stable . Интуиция при выборе значений должна быть такой:

  • Если планируете пользоваться графикой, ставьте пароль из цифр. Некоторые графические среды поддерживают только цифровую клавиатуру на экране ввода пин-кода.
  • Выбирайте edge в качестве канала обновлений. PostmarketOS разрабатывается быстро, и много опакеченного ПО ещё долго не будет в stable .
  • Выбирайте ядро downstream если хотите максимум работающей «из коробки» второстепенной периферии после установки. Выбирайте ядро mainline если вам нужен OpenGL/OpenCL и современные возможности ядра, такие как контейнеризация и cgroups.
  • Выбирайте графическую систему phosh , sway или plasma-mobile если у ваc ядро mainline и имеется графическое ускорение. В противном случае остановитесь на mate или xfce4 . Внимательно смотрите страницу вики для вашего устройства.

Затем с помощью pmbootstrap install сразу же начинаем сборку образа целевой системы. После сборки её предлагается установить самому, так как механизм установки варьируется от модели к модели. Пример того, как это делается стандартно, и как вышло у меня, ниже.

Есть хорошие шансы, что всё сработает как надо с первого раза. К сожалению, загрузчики и реализацию fastboot каждый производитель телефонов пишет по-своему, отчего попытки установки превращаются в смерть от тысячи иголок. В моём случае fastboot наотрез отказывался прошивать образы такого размера. Пришлось воспользоваться сторонним recovery, чтобы продвинуться дальше:

Читайте также:  Ледяная роза для андроид

После завершения процесса sideload жмём «Reboot to system». Должен пойти процесс загрузки ядра и далее самой PostmarketOS.

Часть вторая. Настройка PostmarketOS

По сути своей, PostmarketOS построена на основе дистрибутива Linux под названием Alpine. Это позволяет создать работающую систему минимального размера, что для большого количества старых устройств с ограниченной внутренней памятью критично.

Однако, есть и подводные камни. О них ниже:

  • Alpine построен на основе лаконичного libc под названием Musl. Плохая новость тут в том, что большинство других дистрибутивов работает на основе glibc, что означает невозможность установки ПО простым переносом бинарников с Raspbian или Ubuntu ARM, как позволяет, например, Golang или Rust.
  • Система инициализации в дистрибутиве — OpenRC. Если вы знакомы с Gentoo, это для вас не будет озарением, но OpenRC куда ближе к прародителю sysvinit, чем к общепринятому в индустрии systemd. Имейте в виду.
  • Для уменьшения размера используется Busybox, поэтому команды grep / sed / find и т.д. имеют ограниченный набор опций по умолчанию. Устанавливайте их GNU-версии и стандартный Bash-шелл отдельно, чтобы получить полный набор.

Итак, после загрузки телефона с PostmarketOS нам необходимо каким-то образом с ним взаимодействовать. Если вы ставили оболочку Phosh или Plasma Mobile, скорее всего вы сможете это сделать напрямую с тачскрина телефона. Если по каким-то причинам графический интерфейс не сработал, подключайте телефон к компьютеру USB-кабелем, PostmarketOS автоматически создаст дополнительную сеть:

После чего к телефону можно будет подключиться с именем и паролем пользователя, который вы указывали при pmbootstrap install :

Если вы видите эти строчки — значит PostmarketOS установлена верно. В противном случае попробуйте посмотреть секцию Troubleshooting для вашего устройства на вики PmOS, измените конфигурацию для pmbootstrap install или спросите мейнтейнеров в IRC или Matrix чате (все три пункта ваш покорный слуга в итоге и сделал).

Настройка сети

Если не получилось настроить WiFi сеть через графическую оболочку, ниже пример как сделать это через консоль. Предварительно подключите телефон к USB-интерфейсу вашего ПК.

Источник

Простой клиент-сервер на Android (интернет-мессенджер)

Важно. Все написанное ниже не представляет собой какой либо ценности для профессионалов, но может служит полезным примером для начинающих Android разработчиков! В коде старался все действия комментировать и логировать.

Поехали. Многие мобильные приложения (и не только) используют архитектуру клиент-сервер. Общая схема, думаю, понятна.

Уделим внимание каждому элементу и отметим:

  • сервер — представляет собой некую программу, работающую на удаленном компьютере, и реализующую функционал «общения» с приложениями-клиентами (слушает запросы, распознает переданные параметры и значения, корректно отвечает на них);
  • клиент — в нашем случае, программа на мобильном устройстве, которая умеет формировать понятный серверу запрос и читать полученный ответ;
  • интерфейс взаимодействия — некий формат и способ передачи/получения запросов/ответов обеими сторонами.

Неважно, как реализован любой из этих элементов, все они в любом случае присутствуют. Давайте реализуем примитивный сервер и Android клиент, работающий с ним. Как пример, будем использовать любой популярный мобильный интернет-мессенджер (Viber, ICQ), а приложение условно назовем «интернет-чат».

Схема взаимодействия следующая:

Клиент, установленный на устройстве А, посылает сообщение для клиента, установленного на устройстве Б. И наоборот. Сервер играет роль связующего звена между устройством А и Б… С, Д… и т.д. Также он играет роль «накопителя» сообщений, для их восстановления, на случай удаления на одном из клиентских устройств.

Для хранения сообщений используем SQL БД как на сервере, так и на устройствах-клиентах (в принципе, вся работа клиентов интернет-мессенджеров и сводится к постоянной синхронизации локальной и удаленной БД с сообщениями). Дополнительно, наш интернет-чат будет уметь стартовать вместе с запуском устройства и работать в фоне. Взаимодействие будет происходить путем HTTP запросов и JSON ответов.

Более логично, если синхронизация происходит через порт/сокет, это с одной стороны упрощает задачу (не нужно циклично слать HTTP запросы на проверку новых сообщений, достаточно проверять состояние прослушиваемого сокета), но с другой стороны, это усложняет создание серверной части приложения.

Делаем сервер

Для реализации «сервера», нам нужно зарегистрироваться на любом хостинге, который дает возможность работы с SQL и PHP.

Создаем пустую SQL БД, в ней создаем таблицу.

  1. author — автор сообщения;
  2. client — получатель сообщения;
  3. data — время и дата получения сообщения на сервере;
  4. text — сообщение.

В двух следующих файлах необходимо изменить переменные, содержащие данные для доступа к БД, на свои, полученные Вами при регистрации Вашего«сервера».

Структура запросов к api:

  • обязательный атрибут action — может быть равен select (сервер ответит списком записей из своей БД), insert (сервер добавить новую запись в свою БД), delete (сервер очистит свою БД)
  • если action=insert, нам нужно будет передать дополнительные параметры: author (кто написал сообщение), client (кому адресовано сообщение), text (сообщение)
  • action=select может содержать дополнительный параметр data, в этом случае ответ сервера содержит не все сообщения из БД, а только те, у которых время создания позднее переданного
Читайте также:  Android для iphone 3g 16gb

Примеры:

  • chat.php?action=delete – удалит все записи на сервере
  • chat.php?action=insert&author=Jon&client=Smith&text=Hello — добавит на сервере новую запись: автор Jon, получатель Smith, содержание Hello
  • chat.php?action=select&data=151351333 — вернет все записи, полученные после переданного времени в long формате

Клиентская часть

Теперь структура Android приложения:

В фоне работает FoneService.java, который, в отдельном потоке, каждые 15 секунд делает запрос на сервер. Если ответ сервера содержит новые сообщения, FoneService.java записывает их в локальную БД и отправляет сообщение ChatActivity.java о необходимости обновить ListView, с сообщениями. ChatActivity.java (если она в этот момент открыта) получает сообщение и обновляет содержимое ListView из локальной БД.

Отправка нового сообщения из ChatActivity.java происходит сразу на сервер, минуя FoneService.java. При этом наше сообщение НЕ записывается в локальную БД! Там оно появится только после получения его назад в виде ответа сервера. Такую реализацию я использовал в связи с важным нюансом работы любого интернет-чата — обязательной группировкой сообщений по времени. Если не использовать группировку по времени, будет нарушена последовательность сообщений. Учитывая, что клиентские приложения просто физически не могут быть синхронизированы с точностью до миллисекунд, а возможно будут работать даже в разных часовых поясах, логичнее всего будет использовать время сервера. Так мы и делаем.

Создавая новое сообщение, мы передаем запросом на сервер: имя автора сообщения, имя получателя сообщения, текст сообщения. Получая эту запись назад, в виде ответа сервера, мы получаем то, что отправляли + четвертый параметр: время получения сообщения сервером.

Источник

Веб-сервер на старом смартфоне Android

Бывает такое, что смартфон становится ненужным — например, на нём разбивается экран или он просто старенький, тормозит даже браузер. Что делать с таким гаджетом, не выбрасывать же его? В самом деле, американцы летали на Луну с компьютерами, у которых характеристики много хуже, чем в вашем старом смартфоне. Скорее всего, в нём 4−8 процессорных ядер, 2−4 гигабайта оперативной памяти, блок бесперебойного питания с аккумулятором. Не слабее, чем некоторые компьютеры.

Попробуем найти этому смартфону полезное применение.

Рассматриваем варианты

Первый вариант, который приходит в голову — установить на телефон Linux-окружение и какой-нибудь полезный софт, который будет работать в «фоновом режиме» на пользу домашнему хозяйству. Что это может быть?

Ясно, что телефон не сможет работать как медиасервер и обрабатывать видеопотоки, для этого у него слишком слабый процессор.

Теоретически можно подключить к нему внешний HDD (тоже остался от сломанного ноутбука, для него куплен специальный корпус-переходник с интерфейсом USB). Даже на ёмкой карте microSD он вполне может работать как файловое хранилище или сервер для бэкапов, места хватит. Правда, карты microSD вряд ли можно посоветовать как надёжное хранилище, они часто выходят из строя.

Простая синхронизация

Если поднимать на телефоне сервер для бэкапов или файловый сервер, то самый простой вариант — это установить программу Syncthing.

Syncthing выполняет непрерывную синхронизацию файлов между двумя или более компьютерами в режиме реального времени. В таком варианте синхронизации отсутствует центральный сервер, а все компьютеры участвуют в синхронизации как бы peer-to-peer. Синхронизация идёт по дате изменения файла, ещё имеется поддержка синхронизации на уровне блоков, т.е. при небольших изменениях в файле, будут синхронизированы только изменившиеся блоки, а не весь файл сразу. Трафик шифруется по TLS (transport layer security). Опять же, программа с открытым исходным кодом, что говорит в пользу надёжности и безопасности такого решения.

В любом случае для персональных компьютеров и ноутбуков в доме нужно резервное хранилище, так что это вполне подходящий вариант.

Syncthing выпускается под все распространённые операционные системы: Linux, Windows, macOS, FreeBSD, OpenBSD, NetBSD, Dragonfly BSD, Illumos, Solaris. Ну и Android, конечно. То есть можно выполнять синхронизацию файлов между всеми этими устройствами, если поставить клиент на каждое из них. Затем в программе на компьютере добавляем ID устройства — и они синхронизируются.


Syncthing на компьютере

Затем остаётся выбрать папки для синхронизации на компьютере и телефоне.


Syncthing на телефоне

Потом программа может постоянно работать в фоновом режиме. Как вариант, можно установить конкретные условия, при которых она выполняется.

Сервер для резервного копирования под Linux

Можно поставить более серьёзную программу — UrBackup. Это опенсорсный сервер для резервного копирования. Он может работать по такому же принципу, что и Syncthing — постоянно в фоновом режиме отслеживать папки, которые требуется сохранять в резервной копии, но это более серьёзное решение, которое предпочтительно при управлении бэкапами в сети из десятка компьютеров. Система кроссплатформенная и поддерживает дистрибутивы Linux, Windows и Mac OS.


Веб-интерфейс UrBackup

Чтобы заработал UrBackup, нужно установить Linux-окружение. Тут у нас есть два варианта:

  • Установить настоящий дистрибутив через Linux Deploy — опенсорсное приложение с открытым исходным кодом для простой и быстрой установки GNU/Linux на Android.
  • Установить Linux-окружение Termux.

Первый вариант более сложный. Но теоретически он позволяет более эффективно использовать ресурсы системы.

Читайте также:  Яндекс карты для планшета андроид

Обязательное требование — рутованный смартфон (для рутования можно использовать инструмент, например, такой Magisk).

Итак, алгоритм примерно такой, судя по инструкции от Ханны Ли, которая и реализовала этот план.

    Подключаем HDD/SSD к телефону. Можно подключить его USB-кабелем напрямую: в этом случае мы получим максимально возможную скорость. Но на реальном файл-сервере или сервере бэкапов скорость не всегда является самым критичным фактором, разве что на очень больших объёмах чтения/записи. Важнее стабильность. С USB-кабелем гораздо выше риск столкнуться с ошибками ввода-вывода в процессе копирования.

Поэтому для повышения надёжности лучше использовать USB-хаб, в котором есть microUSB для выхода на телефон и стандартный USB для подключения HDD, плюс дополнительный разъём для питания.

В идеале нужно покупать хаб с адаптером Ethernet. Сервер может работать и по WiFi, но кабельное подключение надёжнее.


USB-хаб с разъёмом Ethernet и выходом microUSB

Примонтировать HDD к телефону, то есть сделать его доступным для операционной системы на телефоне. Если не планировать форматирование диска в будущем, то его можно сразу добавить в mounts — и он будет монтироваться при каждой загрузке. После примонтирования его уже не получится форматировать, да это обычно и не нужно. Лучше монтировать его как логический диск, а не физическое устройство, потому что в последнем случае его имя ( /dev/block/sdX ) может измениться после перезагрузки, а это нежелательно. Если примонтировать его как логический диск ( /dev/sdX ), то имя не изменится.

Найти подключённый HDD, то есть узнать его имя в системе, можно командой lsblk .

  • На рутованный телефон скачиваем файлы .apk Linux Deploy и BusyBox. После этого устанавливаем BusyBox, конфигурируем Linux Deploy: выбираем Linux-дистрибутив, архитектуру, путь установки (HDD), размер образа, файловую систему, устанавливаем логин и пароль, разрешение использовать SSH-сервер и т. д. Указываем месторасположение BusyBox, затем ставим Linux Deploy. После установки нажимаем кнопку START — и на телефоне Android загружается нормальный Linux. Например, Debian.
  • Поскольку мы при установке разрешили использовать SSH-сервер, то к нему можно подключиться по стандартному порту 22 с учётными данными, которые указали при установке Linux Deploy. IP-адрес можно посмотреть в программе.
  • Скачиваем и устанавливаем UrBackup:

    Создаём рабочую директорию, устанавливаем стартовый скрипт, запускаем сервис и создаём крон для него. После этого сервер будет доступен через веб-интерфейс по адресу http://YOUR_SERVER_IP:55414 .

  • Подключаем пользователей(это можно сделать через веб-интерфейс) Windows, Linux и т. д. У пользователей на машинах необходимо поставить соответствующее программное обеспечение, там будут инструкции, как соединиться с сервером и добавить конкретную машину на сервер.
  • Termux

    Возможно, всё это можно сделать без рутования, с использованием Linux-окружения Termux. Проверим, так ли это.

    Termux — это бесплатный эмулятор консоли и Linux-окружение под Android, которое устанавливается как обычное приложение и не требует рутового доступа, включает в себя множество пакетов операционной системы Linux. В базовом формате там установлен минимум, дополнительные пакеты можно организовать при помощи диспетчера пакетов «pkg» (аналоге apt). Это самый удобный способ запустить на Android практически любые линуксовые программы. Лучше устанавливать его с F-Droid, а не из Google Play.

    Изначально Termux устанавливается в виде «голого» эмулятора. При первом запуске загружается небольшая базовая система, а все нужные пакеты можно установить с помощью менеджера пакетов apt , стандартного для Debian и Ubuntu. Но его тоже нужно будет установить с помощью встроенного пакетного менеджера pkg .

    В нашем случае можно сразу установить apt:

    Затем с его помощью установить wget, ну или использовать родную команду pkg :

    Потом можно установить тот же UrBackup, другой файл-сервер или сервер резервного копирования на свой выбор.

    К примеру, можем поставить веб-сервер nginx:

    После этого запускаем веб-сервер:

    Если открыть браузер на смартфоне и набрать localhost:8080 , то мы увидим работающий веб-сервер:

    Теперь можно скопировать в рабочую директорию nginx файлы HTML — и на телефоне будет полноценный сайт, который можно открыть для общего доступа через интернет. Тогда у нас будет собственный сервер и собственный хостинг, мы не платим никакому провайдеру, кроме сотового оператора, и можем публиковать в интернете что угодно. В принципе, сайт будет всем доступен до тех пор, пока телефон подключён к сотовой сети, на нём открыта сессия Termux, а в ней запущен nginx. Главное, чтобы сотовый оператор не блокировал этот трафик, потому что мы формально можем нарушать его условия обслуживания.

    Конечно, для надёжного хостинга лучше рутануть смартфон и установить нормальный дистрибутив через Linux Deploy. Но и в Termux всё работает, как видим.

    Вывод: Таким образом, даже из старого смартфона Android можно сделать адекватный, полнофункциональный многоядерный Linux-сервер на ARM-архитектуре. Если подключить внешний HDD/SDD, то он будет работать как хранилище файлов, сервер резервного копирования для домашней сети или веб-сервер, для ваших личных нужд.

    НЛО прилетело и оставило здесь промокоды для читателей нашего блога:

    — 15% на все тарифы VDS (кроме тарифа Прогрев) — HABRFIRSTVDS .

    Источник

    Оцените статью