Почему apple дороже газпрома

Газпром против Apple

Вы задумывались когда-нибудь, почему гигантские корпорации, в руках которых сосредоточены все запасы нефти и газа на 1/6 части суши вместе с самым крупным российским банком впридачу стоят меньше, чем одна-единственная компания, производящая телефоны и ноутбуки?

В 2014 году в рейтинг самых дорогих компаний мира Financial Times 500 вошли 8 российских компаний: Газпром, Роснефть, Сбербанк, Лукойл, Сургутнефтегаз, Новатек и Норникель. Их совокупная капитализация — 351 миллиард долларов. В то же время, капитализация Apple достигла отметки 478, Microsoft — 340, а Google — 313 миллиардов долларов.

При этом в российских компаниях в совокупности работает больше 1 000 000 человек, а в Apple — всего 80 тысяч (меньше в 12 раз). Активов в российских компаниях на 1,4 триллиона долларов, у Apple — всего 200 миллиардов (меньше в 7 раз). Обороты, валовый доход — тоже меньше. Но стоит она всё равно дороже. Что это: коллективное сумасшествие, происки мирового империализма или фатальная ошибка мировой финансовой системы?

Ни то, ни другое, ни третье. Капитализация компании (её стоимость на рынке) это, в первую очередь, оценка инвесторами её потенциала. Под потенциалом в данном случае я понимаю вероятность того, что компания будет приносить прибыль — как можно больше и как можно дольше. Случается, что компания в настоящий момент убыточна или имеет запредельный срок окупаемости (у Facebook, например, — 80 лет), но её потенциал и перспективы в будущем высоко оцениваются рынком.

Тысячи аналитиков, инвестиционные фонды, частные владельцы акций оценивают потенциал компаний и делают на них свои ставки. В ход идут расчёты, аналитика, инсайдерская информация и интуиция — всё, что только можно. Каждый инвестор по отдельности может ошибаться, но в целом на длительных промежутках времени рынок ценных бумаг даёт самую объективную картину из всех имеющихся. И эта оценка однозначна: в глазах рынка потенциал Apple выше, чем потенциал всех крупнейших российских компаний, вместе взятых. Да что там, один несчастный Facebook стоит больше, чем Газпром или Роснефть!

Было бы здорово не просто констатировать, что потенциал организации «А» больше, чем потенциал компании «Г», но и понять, что именно на него влияет, от чего он зависит. Зная это, можно точнее оценивать и даже целенаправленно повышать потенциал компаний. А это, как вы видите, дорогого стоит.

Если искать секрет успеха «в лоб», то результат получается никчемный: у Apple — замечательный дизайн, Toyota делает автомобили, которые почти не ломаются, Wallmart придумал формат гипермаркета, в Google умеют найти все, что угодно, а Lockheed знает, как заставить летать любую странного вида штуковину, да еще и делает её невидимой для радаров. На первый взгляд — ничего общего.

Нужно копать глубже, искать то, что эти компании объединяет, то что делает их всех успешными. После долгих поисков решение оказалось на удивление простым и до обидного очевидным: все успешные компании создали что-то новое и сделали это хорошо.

Не важно, чем именно занимается организация: производит товары, предоставляет услуги или создаёт интернет-сервисы — принцип один и тот же: создай что-то новое и сделай это качественно. Новизна и качество — вот основные составляющие потенциала организации.

В рейтинге FT500 находятся компании из самых разных отраслей: добыча полезных ископаемых, IT, банки, автомобилестроение, фармакология — всё, что угодно. Ежегодно рейтинг обновляется и компании меняют своё положение в нём. Это движение особенно интересно.

Читайте также:  Кто пользователи iphone android

За последний год каждая из российских компаний упала в рейтинге. Газпром — с 57 на 83 место, Роснефть — с 81 до 122, Сбербанк — с 97 на 177 и так далее. В этом они не уникальны: большинство нефте- и газодобывающих компаний мира тоже опустились вниз (в среднем — примерно на 20 позиций), в то время как высокотехнологичные компании идут вверх.

Лёгкий доступ к природным ресурсам столкнулся с энергосберегающими технологиями, альтернативными источниками энергии и новыми способами добычи полезных ископаемых. И прогресс в этой схватке закономерно одержал верх. В идее ископаемого топлива уже давно нет никакой новизны, а, значит, и потенциала.

Рынок ощущает это, а капитализация компаний с неизбежностью подтверждает. Будущее за электромобилями, термоядерными электростанциями, сверхъёмкими аккумуляторами и возобновляемыми ресурсами — так или иначе это чувствуют все. И в этом мире нет места для Газпрома и Роснефти.

Через 5-10-20 лет, раньше или позже, но они уйдут с рынка. Как ушли с него производители логарифмических линеек, видеокассет, фотоплёнки, иголок для граммофонов и многие-многие другие. Возможно, какое-то количество нефти и газа всё ещё будет добываться для нужд химической промышленности и любителей антикварных бензиновых автомобилей, но это будет небольшой, нишевой спрос, а не огромная индустрия.

Для России это означает полную и неизбежную смену всего сложившегося экономического уклада. Уход с рынка компаний такого масштаба — грандиозное потрясение для экономики. Схлопываясь, они, как чёрная дыра, потянут за собой все смежные отрасли — одну за другой, затронут всю бюджетную сферу, свернут банковскую систему. На 1/6 части суши возникнет экономический вакуум, который почувствуют все.

Но не переживайте, природа не терпит пустоты и взамен обязательно появится что-то новое. Если начинать прямо сейчас, то есть шанс, что к моменту коллапса сырьевых отраслей у нас уже будет новая экономика с новыми эффективными предприятиями, построенная на современных принципах. Правда, для этого нам понадобится (как минимум) новый президент, новое правительство, новая система образования и новое законодательство.

А можно оставить всё, как есть, и дождаться того момента, когда новое придёт само, не спрашивая ни у кого разрешения. Но тогда в один прекрасный день мы можем проснуться в совершенно новой стране. Официальным государственным языком которой будет китайский, английский или немецкий.

Источник

Почему apple дороже газпрома

Навигация
» Первая полоса
» Великая Победа
» Геополитика
» Политика
» Экономика и финансы
» Аналитика
» Точка зрения
» Интервью
» Общество
» Государство и управление
» Наука и образование
» Технологии и разработки
» Социология
» Новости регионов
» Зарубежные СМИ
» Нац безопасность
» Информационные войны
» Армия и конфликты
» Оружие и боевая техника
» Солдаты Империи
» Награды и отлич. знаки

Важные темы

Реклама

Добавить новость в:

Мне тут читатели прислали на рецензию эталонный текст-плач креакла по ушедшей молодости: «Газпром против Эппл». Кому читать лень (а я рекомендую), поясню, что этот плач вызван недавней новостью: «Эппл» по уровню капитализации обогнал всех российских сырьевых гигантов вместе взятых. На основании этого нам проталкивают уже избитый набор креакловых заклинаний: «сырьевая модель себя исчерпала», «в России не умеют создавать инновационный бизнес», «нам нужен новый президент и правительство», «если Путин не уйдёт, то новое придёт само собой, не спрашивая разрешения, и мы проснёмся в новой стране с официальным английским языком». В общем, пора поговорить о том, что нужно для того, чтобы сон креакла стал реальностью, и как на самом деле выглядят русские стивджобсы.

Вы никогда не задумывались, почему наша номинальная интеллигенция так люто, до судорог ненавидит нефть и газ? Те самые нефть и газ, которые они, честно говоря, каждый день намазывают себе на хлеб, каждый вечер пятницы пропивают в клубах и каждый год спускают на новые модели смартфонов и кеды?

Ну, во-первых, от непонимания того, о чём они говорят. Для них процесс добычи нефти сводится к копанию лунок в произвольных местах и подставлению вёдер под бьющие из них нефтяные фонтанчики. Как в игре на планшете. Потому это мнится им делом плебейским, примитивным, достойным занятием для слаборазвитых африканских стран. Я слышу, как образованный читатель, имеющий представление о геологоразведке, основаниях, обоснованиях и согласованиях, о бурении, крекинге и пр., на этом месте присвистнул. Вот же ведь. Но это ещё не всё.

Вторая причина такого интеллектуального дисбаланса кроется в поразившей нашу молодёжь — и не только — повальной Цукерджобсии. Эта опасное заболевание, передающееся через модные тренинги личной эффективности, вирусную рекламу и обновления для айфонов, по своей разрушительной силе ничуть не уступает проповедям «адвентистов седьмого дня», газовым атакам «аум синрикё» и поеданию стирального порошка для переселения на комету Нибиру.

Болезнь сопровождается тягой к чёрным свитерам, рассуждениями о преимуществах инновационной экономики над сырьевой, предсказаниями скорого краха России под натиском фэйсбуков и твиттеров и прокалыванием иголочками фигурок, олицетворяющих высших должностных лиц страны и её госкорпораций.

Поразительно то, что инфицированные Цукерджобсией сами никак не превращаются в российских Стивов Джобсов и Майклов Цукербергов (максимум — в Тимов Куков, но и то в одном специфическом аспекте). Казалось бы, у них для этого было больше десятка лет благоприятной рыночной конъюнктуры (обеспеченной, кстати, высокими ценами на нефть), изобилие рецептов самопревращения в ИТ-гениев и чёрных свитеров до пуза. Им даже государство в этом всемерно помогало, возведя креакловы идеалы чуть ли не в ранг государственной политики! Не помогло. А те, кто попытался, сейчас почему-то находятся в бегах и продолжают учить паству «секретам успеха» через вебинары. У креаклов на это, впрочем, есть свой ответ — по их мнению, во всём виновата «кровавая гэбня», отжимающая успешные инновационные бизнесы у русских цукербергов. Будто у цукербергов нерусских никто и никогда бизнес отжать не пытался.

Короче говоря, виноваты все вокруг, кроме них самих.

Хотя, постойте. Ведь и правда, нет у нас таких ярких примеров успешных личностей, строящих инновационный бизнес. Нет у нас своих стивовджобсов (есть Касперский, но он какой-то нестильный и незаметный). В креакловой статье феномену даётся объяснение: «все успешные компании создавали что-то новое и делали это успешно, а наши госкорпорации только сосут нефть». Вот не делает наша «Роснефть» ничего нового, а только вёдра под фонтанчики подставляет, потому и стоит в миллион раз дешевле Фэйсбука. Креакловый ей позор и презрение. А то, что «Роснефть» недавно открыла в Карском море нефтяную провинцию, сопоставимую по запасам со всей ресурсной базой Саудовской Аравии, и уже приступила к добыче — это фантики. И то, что установила в Охотском море самую большую в мире платформу в 200 тысяч тонн, — это презренно.

«Газпром» со своей ледостойкой платформой «Приразломная» — это фууу. «Росатом», строящий станции по всему миру, — это вообще отстой. Российские «Союзы», «Протоны» и «Ангара» — это вообще чо? И не ведомо нашему бедному креаклу, что за всем этим стоят самые настоящие русские Стивы Джобсы, Цукерберги и Биллы Гейтсы, а также сотни тысяч соотечественников — от инженеров-конструкторов до простых рабочих. Только успех их никто не выпячивает, по гастролям с семинарами они не катаются и имена свои на футболках не продают. Ну кто у нас, кроме посвящённых, знает о легендарном Фармане Салманове и его потрясающей истории успеха? Кто знает о Владимире Шухове (да, том самом архитекторе, без которого, к слову, не состоялась бы российская нефтянка и не было бы что намазывать на хлеб креаклам). У нас масса выдающихся граждан, по судьбам которых можно снимать захватывающие фильмы и писать потрясающие книги. В советское время, кстати, так и делали, только прототипов героев не рекламировали, а брали «за основу», изменяя имена и внося художественные правки. Но ведь они от этого героями быть не перестают, правда? Такова традиция, и я не думаю, что, к примеру, уважаемый Фарман Курбан оглы по этому поводу при жизни сильно горевал. Наша традиция в том, что личность жертвует свою собственную славу стране. Она и великой становится потому, что изначально делает дело для своей страны, а не для биржевых игроков. Назовите хоть одного великого нашего гражданина, который во главу угла ставил бы своё обогащение. Михаил Васильевич Ломоносов? Сергей Павлович Королёв? Чехов, Толстой, Достоевский?

Несчастный наш креакл не видит, не хочет знать своей настоящей страны и её истории. Он глупо попался на крючок Цукерджобсии, как мотылёк на лампу. Не понимает он, что единственное, на чём держится вся эта хвалёная капитализация, — это его слепая вера в «неизбежную победу инноваций». Но если завтра наши собственные джобсы перестанут разведывать месторождения, устанавливать буровые платформы среди вечной мерзлоты и тянуть газопроводы через глухую тайгу, то завтра креаклу нечего станет намазывать на хлеб, не на что станет покупать новый смартфон, а следовательно, и все стивы джобсы полетят в тартарары. Просто в одну секунду прекратят своё существование, развеются как морок, будто никогда и не было. Ослеплённый этой верой креакл бездарно промотал свои золотые годы вместо того, чтобы заниматься настоящим делом, создавать свою личную, реальную, а не виртуальную историю успеха и прославлять свою страну и дело. Да и ладно, переживём.

…Тут стоит сказать и ещё вот о чём. Сон креакла, в котором машины заправляются воздухом, самолёты летают на солнечной энергии, а пища синтезируется из молекул — в общем-то, сон не такой уж дурной. Человечеству таким полезно грезить. Раньше этому даже способствовал целый жанр научной фантастики. Только просто грезить и ругаться на то, почему этого не происходит, — дело пустое. Хочешь стать русским Стивом Джобсом — да пожалуйста! Уж пустой гараж и в нашей стране найти несложно. А остальное зависит от твоей мотивации, образованности, трудолюбия, настойчивости и гениальности. И от знания истории своей страны и её традиций, а не от слепого копирования заграничных распиаренных брендов.

Источник

Читайте также:  Как посмотреть ростест айфоне
Оцените статью
» Почему «Эппл» стоит дороже «Газпрома» и когда русская земля родит своего Стива Джобса

| 20 ноябрь 2014 | Экономика и финансы |