- 10 причин, почему Apple может проиграть
- 10 причин, почему Apple может проиграть
- 1. Только на iPhone не выплыть
- 2. Ценовая стратегия – ошибка
- 3. Планшеты падают
- 4. Android захватывает рынок
- 5. Тим Кук не гений
- 6. Умные часы – слишком поздно
- 7. Бюрократия задушит
- 8. Из-за прокатных компаний Apple TV будет унылым
- 9. Лучших сотрудников переманят
- 10. Apple – новая Microsoft
10 причин, почему Apple может проиграть
Почему Apple, несмотря на все свои достижения, прекрасную выручку и популярность, идет не туда? Джим Эдвардс на Business Insider нашел болевые точки в бизнесе компании
По прогнозам, Apple готовится побить очередные рекорды. По итогам января – марта компания продаст 42 млн. iPhone (в прошлом году за тот же квартал было продано 37,4 млн смартфонов). С доходами все тоже прекрасно: в январе компания объявила о рекордном росте квартальной выручки – с $54,5 млрд до $57,6 млрд.
Аналитики между тем продолжают искать болевые точки в бизнесе компании и находят их. Рост Apple в Северной Америке прекратился, ее акции упали в цене на 7% (если сравнивать с их максимальными показателями), новых продуктов мало, а слухи о грядущих анонсах не впечатляют.
Известный журналист Джим Эдвардс на Business Insider поделился своими сомнениями в будущем Apple, фактически собрав все расхожие мнения на этот счет. Вот они.
1. Только на айфонах не выплыть
Доходы Apple продолжают держаться на iPhone. Продажи смартфона приносят компании 68% прибыли. При этом рост продаж iPhone на мировом рынке замедлился в минувшем квартале на 10%. По мнению аналитика Wedge Partners Брайана Блэра, главная проблема в том, что новых покупателей айфонов все меньше: текущие покупатели – те, кто меняет старые версии смартфона на новые.
Отчасти это связано с ценой, считает Эдвардс. iPhone окончательно и бесповоротно закрепился в высшем ценовом сегменте. На развивающихся рынках, которые стали главным двигателем продаж электроники в мире, смартфон Apple уже чувствует себя неуверенно. Например, в Бразилии цена iPhone превышает среднюю зарплату, а в Индии – двухмесячный доход среднего потребителя.
Если каждый обеспеченный человек, который может позволить себе iPhone, уже купил его, то кому Apple будет продавать их дальше?
2. Ценовая стратегия – ошибка
Главная ошибка Apple – ее ценовая стратегия. Чтобы поддержать курс своих акций, Apple изо всех сил стремится сохранить хорошую рентабельность за счет высокой цены на смартфоны. Эта стратегия держится на философии, которая долгое время казалась беспроигрышной: лучшие гаджеты всегда выигрывают. Но, кажется, мир меняется. Начинают выигрывать дешевые и при этом качественные устройства.
Технологии должны дешеветь с течением времени. Сегодняшний приличный ноутбук за $300 намного мощнее и лучше тех машин, которые десять лет назад стоили в три раза дороже. Аналогичная тенденция и на рынке смартфонов. Китайцы уже продают Android-смартфон всего за $35. Конечно, это не самый лучший в мире телефон, пишет Эдвардс, но большинству мировых потребителей лучший телефон и не нужен. Им достаточно смартфона, поддерживающего стандартный набор функций: голосовая связь, текстовые сообщения, фотографии, браузер и приложения. Это хорошо понимает главный конкурент Apple – Samsung, в линейке которого есть как сопоставимые с iPhone по цене смартфоны Galaxy S4 и Note 3, так и бюджетные модели (вроде Samsung Blaze 4G, который стоит примерно $90).
Apple тоже попыталась выйти на рынок бюджетных смартфонов со своим iPhone 5C, но неудачно. Достаточно сказать, что в Китае 5C стоит $700. А в США пластиковая новинка при условии контракта с оператором стоит всего на $100 дешевле, чем iPhone 5S. Потребитель в результате не воспринимает 5C как дешевую модель, а считает ее моделью «с чуть скорректированной ценой из-за пластикового корпуса».
3. Планшеты падают
С планшетами тоже не все хорошо. В четвертом квартале 2013 года доля рынка iPad снизилась по отношению к четвертому же кварталу 2012 года с 38,2% до 33,8%. Да, доля Samsung пока еще меньше, но за тот же период она выросла почти на 6 процентных пунктов. У Apple падение, у конкурента — рост.
Эдвардc тут предлагает обратиться к истории и приводит смелую аналогию. Телефоны BlackBerry, вообще-то, очень хороши, у них и по сей день есть преданные поклонники. Но их больше нельзя назвать массовыми. Даже большинство фанатов BlackBerry перешли на новые смартфоны. Ни одна компания не желала бы повторить путь BlackBerry на рынке планшетов, намекает он.
4. Android захватывает рынок
Если Apple решит вообще не работать с бюджетным сегментом – чего нельзя исключать – и сосредоточится на высококлассных и высокорентабельных телефонах, она окончательно превратится в нишевого производителя, позволив Android стать операционной системой для тех 80% пользователей, которым достаточно просто хорошего телефона по приемлемой цене. Разработчики начнут рассматривать Android как основную платформу, поставив под удар главное преимущество iOS – богатый выбор приложений. Уже сейчас для Android создано больше приложений, чем может предложить App Store. Вопрос в их качестве, но качество при бесперебойном производстве новых эппов – дело наживное.
Apple уже сдает позиции Android в некоторых странах, например в Испании. Это ставит перед разработчиками непростой вопрос: зачем создавать приложения для платформы, которой не пользуется большинство людей.
5. Тим Кук не гений
Тим Кук – классный менеджер, который проделал гигантскую работу. Компания, которая управляется неэффективно, неспособна выручить $170 млрд просто по инерции. С другой стороны, минувшие три года были для Apple периодом затишья. Ни громких поглощений, ни громких анонсов, лишь кропотливая работа над обновлением своих продуктов.
У Apple есть интересные инновации: например, новая технология Touch ID, основанная на сканировании отпечатков пальцев пользователя, или новая операционная система для компьютеров OS X Mavericks. Но ничто из этого не выглядит прорывом, сравнимым с анонсом того же iPhone.
Тим Кук хороший гендиректор, но не гениальный, – а планка у Apple задана именно такая.
6. Умные часы – слишком поздно
Возможно, уже в этом году Apple покажет умные часы iWatch. Стоит ли?
Во-первых, чтобы конкурировать с Fitbit и Samsung Gear, часам следует быть не просто умными, а гениальными.
Во-вторых, само движение в этом направлении уже вызывает много сомнений. Мобильные телефоны год за годом вытесняют наручные часы из потребительской практики. Телевизоры и часы – устройства прошлого (пусть они и актуальны в настоящем, как актуальна, например, и простая швейная игла). Но чтобы их считали новинками, нужно придумать что-то невероятное.
7. Бюрократия задушит
Еще одно направление развития Apple тоже выглядит не до конца продуманным. По слухам, в iWatch будет функция медицинской диагностики. Рынок «мобильного здоровья», который кажется очень перспективным, на самом деле имеет одно очень серьезное ограничение – государственное регулирование.
Закон не дает компаниям выпускать на рынок приборы без клинических подтверждений. Это долгий бюрократический процесс, а у Apple нет никакого опыта прохождения согласований в американском Управлении по контролю за пищевыми продуктами и медикаментами. Не ждите медицинских iWatch скоро – прорыва не будет.
8. Из-за прокатных компаний Apple TV будет унылым
Самый крутой и перспективный проект компании – Apple TV. Хотя и он близок к тому, чтобы оказаться мифом. Для реализации проекта вроде бы нет никаких технических препятствий. Проблема в том, что студии оказались не такими сговорчивыми, как надеялся рынок. Например, лучший контент HBO так и не появился в Netflix, а телевизионные программы чаще всего не появляются в YouTube целиком. Традиционная модель взаимодействия с кабельными операторами видится студиям все еще наиболее выгодной.
Чтобы сделать по-настоящему впечатляющий ТВ-проект, Apple нужно достичь лицензионных соглашений со всеми студиями и каналами. А это почти невыполнимая задача. Компромиссный же вариант будет воспринят как поражение.
9. Лучших сотрудников переманят
Спрос на сотрудников Apple настолько высок, что у компании все меньше шансов сохранить лучших профессионалов. Джон Грубер, один из главных специалистов по Apple, утверждает, что неспособность удержать таланты является единственной крупной проблемой компании.
Показательная история: Тони Фаделл, основатель линейки iPod, покинул Apple и начал собственный бизнес – стартап Nest, который затем за $3,2 миллиарда приобрел Google.
Рынок труда текучке кадров благоприятствует: сотрудники Apple, как утверждают источники в рекрутинговых агентствах, запрашивают самые высокие цены на рынке, но это никого не пугает.
10. Apple – новая Microsoft
Apple планирует выкуп своих акций на $14 млрд. Более того, она покупает государственные облигации на $50 млрд. У компании много свободных средств, но на новые технологии компания тратит меньшую часть из них. Очень похоже на стратегию Microsoft, считает Эдвардс.
С ним в чем-то согласен аналитик Barclays Бен Райтцес. Он считает, что Apple больше не является растущей компанией. Она, как и Microsoft, стала гигантским технологическим колоссом, который получает выручку за счет технологической ренты. Потребительская аудитория настолько велика, что продажи растут по инерции, а не за счет появления действительно новых продуктов. А Apple настолько огромна, что на нее начал работать закон больших чисел. В этих условиях найти путь к новому значительному росту очень тяжело.
Источник
10 причин, почему Apple может проиграть
По прогнозам, Apple готовится побить очередные рекорды. По итогам января – марта компания продаст 42 млн. iPhone (в прошлом году за этот период было продано 37,4 млн). С доходами все тоже прекрасно: в январе компания объявила о рекордном росте квартальной выручки – с $54,5 млрд до $57,6 млрд. Аналитики между тем продолжают искать болевые точки. Рост Apple в Америке прекратился, акции упали на 7%, новых продуктов нет, а слухи о будущих не впечатляют.
Известный журналист Джим Эдвардс на Business Insider поделился своими сомнениями в будущем Apple, фактически собрав все расхожие мнения на этот счет. Вот они.
1. Только на iPhone не выплыть
Доходы Apple продолжают держаться на iPhone. Продажи смартфона приносят компании 68% прибыли. При этом рост продаж iPhone на мировом рынке замедлился в минувшем квартале на 10%. По мнению аналитика Wedge Partners Брайана Блэра, главная проблема в том, что новых покупателей iPhone все меньше: текущие покупатели – те, кто меняет старые версии смартфона на новые.
Отчасти это связано с ценой, считает Эдвардс. iPhone окончательно и бесповоротно закрепился в высшем ценовом сегменте. На развивающихся рынках, которые стали главным двигателем продаж электроники в мире, смартфон Apple уже чувствует себя неуверенно. Например, в Бразилии цена iPhone превышает среднюю зарплату, а в Индии – двухмесячный доход среднего потребителя.
Если каждый обеспеченный человек, который может позволить себе iPhone, уже купил его, то кому Apple будет продавать их дальше?
2. Ценовая стратегия – ошибка
Главная ошибка Apple – ее ценовая стратегия. Чтобы поддержать курс своих акций, Apple изо всех сил стремится сохранить хорошую рентабельность за счет высокой цены на смартфоны. Эта стратегия держится на философии, которая долгое время казалась беспроигрышной: лучшие гаджеты всегда выигрывают. Но, кажется, мир меняется. Начинают выигрывать дешевые и при этом качественные устройства.
Технологии должны дешеветь с течением времени. Сегодняшний приличный ноутбук за $300 намного мощнее и лучше тех машин, которые десять лет назад стоили в три раза дороже. Аналогичная тенденция и на рынке смартфонов. Китайцы уже продают Android-смартфон всего за $35. Конечно, это не самый лучший в мире телефон, пишет Эдвардс, но большинству мировых потребителей лучший телефон и не нужен. Им достаточно смартфона, поддерживающего стандартный набор функций: голосовая связь, текстовые сообщения, фотографии, браузер и приложения. Это хорошо понимает главный конкурент Apple – Samsung, в линейке которого есть как сопоставимые с iPhone по цене смартфоны Galaxy S4 и Note 3, так и бюджетные модели (вроде Samsung Blaze 4G, который стоит примерно $90).
Apple тоже попыталась выйти на рынок бюджетных смартфонов со своим iPhone 5C, но неудачно. Достаточно сказать, что в Китае 5C стоит $700. А в США пластиковая новинка при условии контракта с оператором стоит всего на $100 дешевле, чем iPhone 5S. Потребитель в результате не воспринимает 5C как дешевую модель, а считает ее моделью «с чуть скорректированной ценой из-за пластикового корпуса».
3. Планшеты падают
С планшетами тоже не все хорошо. В четвертом квартале 2013 года доля рынка iPad снизилась по отношению к четвертому же кварталу 2012 года с 38,2% до 33,8%. Да, доля Samsung пока еще меньше, но за тот же период она выросла почти на 6 процентных пунктов. У Apple падение, у конкурента — рост.
Эдвардc тут предлагает обратиться к истории и приводит смелую аналогию. Телефоны BlackBerry, вообще-то, очень хороши, у них и по сей день есть преданные поклонники. Но их больше нельзя назвать массовыми. Даже большинство фанатов BlackBerry перешли на новые смартфоны. Ни одна компания не желала бы повторить путь BlackBerry на рынке планшетов, намекает он.
4. Android захватывает рынок
Если Apple решит вообще не работать с бюджетным сегментом – чего нельзя исключать – и сосредоточится на высококлассных и высокорентабельных телефонах, она окончательно превратится в нишевого производителя, позволив Android стать операционной системой для тех 80% пользователей, которым достаточно просто хорошего телефона по приемлемой цене. Разработчики начнут рассматривать Android как основную платформу, поставив под удар главное преимущество iOS – богатый выбор приложений. Уже сейчас для Android создано больше приложений, чем может предложить App Store. Вопрос в их качестве, но качество при бесперебойном производстве новых эппов – дело наживное.
Apple уже сдает позиции Android в некоторых странах, например в Испании. Это ставит перед разработчиками непростой вопрос: зачем создавать приложения для платформы, которой не пользуется большинство людей.
5. Тим Кук не гений
Тим Кук – классный менеджер, который проделал гигантскую работу. Компания, которая управляется неэффективно, неспособна выручить $170 млрд просто по инерции. С другой стороны, минувшие три года были для Apple периодом затишья. Ни громких поглощений, ни громких анонсов, лишь кропотливая работа над обновлением своих продуктов.
У Apple есть интересные инновации: например, новая технология Touch ID, основанная на сканировании отпечатков пальцев пользователя, или новая операционная система для компьютеров OS X Mavericks. Но ничто из этого не выглядит прорывом, сравнимым с анонсом того же iPhone.
Тим Кук хороший гендиректор, но не гениальный, – а планка у Apple задана именно такая.
6. Умные часы – слишком поздно
Возможно, уже в этом году Apple покажет умные часы iWatch. Стоит ли?
Во-первых, чтобы конкурировать с Fitbit и Samsung Gear, часам следует быть не просто умными, а гениальными.
Во-вторых, само движение в этом направлении уже вызывает много сомнений. Мобильные телефоны год за годом вытесняют наручные часы из потребительской практики. Телевизоры и часы – устройства прошлого (пусть они и актуальны в настоящем, как актуальна, например, и простая швейная игла). Но чтобы их считали новинками, нужно придумать что-то невероятное.
7. Бюрократия задушит
Еще одно направление развития Apple тоже выглядит не до конца продуманным. По слухам, в iWatch будет функция медицинской диагностики. Рынок «мобильного здоровья», который кажется очень перспективным, на самом деле имеет одно очень серьезное ограничение – государственное регулирование.
Закон не дает компаниям выпускать на рынок приборы без клинических подтверждений. Это долгий бюрократический процесс, а у Apple нет никакого опыта прохождения согласований в американском Управлении по контролю за пищевыми продуктами и медикаментами. Не ждите медицинских iWatch скоро – прорыва не будет.
8. Из-за прокатных компаний Apple TV будет унылым
Самый крутой и перспективный проект компании – Apple TV. Хотя и он близок к тому, чтобы оказаться мифом. Для реализации проекта вроде бы нет никаких технических препятствий. Проблема в том, что студии оказались не такими сговорчивыми, как надеялся рынок. Например, лучший контент HBO так и не появился в Netflix, а телевизионные программы чаще всего не появляются в YouTube целиком. Традиционная модель взаимодействия с кабельными операторами видится студиям все еще наиболее выгодной.
Чтобы сделать по-настоящему впечатляющий ТВ-проект, Apple нужно достичь лицензионных соглашений со всеми студиями и каналами. А это почти невыполнимая задача. Компромиссный же вариант будет воспринят как поражение.
9. Лучших сотрудников переманят
Спрос на сотрудников Apple настолько высок, что у компании все меньше шансов сохранить лучших профессионалов. Джон Грубер, один из главных специалистов по Apple, утверждает, что неспособность удержать таланты является единственной крупной проблемой компании.
Показательная история: Тони Фаделл, основатель линейки iPod, покинул Apple и начал собственный бизнес – стартап Nest, который затем за $3,2 миллиарда приобрел Google.
Рынок труда текучке кадров благоприятствует: сотрудники Apple, как утверждают источники в рекрутинговых агентствах, запрашивают самые высокие цены на рынке, но это никого не пугает.
10. Apple – новая Microsoft
Apple планирует выкуп своих акций на $14 млрд. Более того, она покупает государственные облигации на $50 млрд. У компании много свободных средств, но на новые технологии компания тратит меньшую часть из них. Очень похоже на стратегию Microsoft, считает Эдвардс.
С ним в чем-то согласен аналитик Barclays Бен Райтцес. Он считает, что Apple больше не является растущей компанией. Она, как и Microsoft, стала гигантским технологическим колоссом, который получает выручку за счет технологической ренты. Потребительская аудитория настолько велика, что продажи растут по инерции, а не за счет появления действительно новых продуктов. А Apple настолько огромна, что на нее начал работать закон больших чисел. В этих условиях найти путь к новому значительному росту очень тяжело.
Источник