- Бирюльки №39. Вам повестка в суд, или битва гигантов – Nokia против Apple
- Оглавление:
- Судебные тяжбы в США – Nokia против Apple, AT&T против всех
- Что мне кажется самонадеянным со стороны Nokia
- AT&T – производители неправы.
- Motorola: самый наш ценный секрет — это отсутствие таковых
- Первая раскладушка от Vertu – модель Constellation Ayxta
- Наступление продолжается, обходной маневр Samsung, планы Nokia
Бирюльки №39. Вам повестка в суд, или битва гигантов – Nokia против Apple
Прошедшая неделя принесла настолько значимые новости, что впору хвататься за голову. В Nokia решили идти ва-банк и обратились в суд с претензиями к Apple. Об этой ситуации я уже писал в своем дневнике, но добавил немного подробностей, плюс не все читают мой личный дневник, поэтому этот текст присутствует и здесь.
Оглавление:
Судебные тяжбы в США – Nokia против Apple, AT&T против всех
Эта новость прозвучала как гром среди ясного неба. Прошло почти три года с момента выхода первого телефона Apple, а в Nokia только сегодня отреагировали на нарушение собственных патентов. Суть иска неизвестна, так как его нет в публичном доступе, но в пресс-релизе компании говорится буквально следующее:
Apple’s iPhone infringes Nokia patents for GSM, UMTS and wireless LAN (WLAN) standards [..] Nokia has already successfully entered into license agreements including these patents with approximately 40 companies, including virtually all the leading mobile device vendors [..] The patents cover wireless data, speech coding, security and encryption and are infringed by all Apple iPhone models shipped since the iPhone was introduced in 2007 [..] By refusing to agree appropriate terms for Nokia’s intellectual property, Apple is attempting to get a free ride on the back of Nokia’s innovation.
То есть в Apple использовали ряд ключевых технологий, прав на которых у них не было. Учитывая, что по количеству патентов компания Nokia в индустрии занимает первое место, сделать нечто традиционное и не нарушить что-либо практически нельзя. Всем помнится история тяжбы Nokia с Qualcomm, которая в итоге разрешилась, но почти два года ушло на достижение мирового соглашения. В выигрыше тогда остались обе стороны, как ни странно это звучит. В сегодняшней ситуации явно будет только один победитель, так как точек соприкосновения у компаний просто нет.
Почему компания не стала сразу бить в набат и обращаться в суд? Объяснение простое: либо не видели в Apple серьезной угрозы (и это правда так), либо хотели, чтобы компания завязла, продала больше телефонов, чтобы урон, нанесенный ее действиями, был максимальным. Что послужило спусковым крючком для этого иска — непонятно. Это может быть все что угодно, начиная с успешных результатов квартала от Apple, заканчивая политикой компании по выдавливанию Nokia с рынка США. Ответ, надо признать, получился не симметричным, а очень сильным и опасным. Вспоминается старый советский анекдот — а теперь мы нанесем по вам термоядерный удар. Понятное дело, что судебные дрязги продлятся крайне долго, они не решатся одним днем или одним годом. Но тут стоит отметить, что американская судебная система крайне въедлива и одинаково равнодушно относится к «своим» и «чужим» компаниям. Так что разбирательство обещает стать крайне интересным. По его ходу явно будут всплывать новые подробности, которые можно будет обсудить.
Что мне кажется самонадеянным со стороны Nokia
Был тут тонкий расчет, или так звезды легли, но с точки зрения PR компания села в огромную лужу, запустив этот пресс-релиз в момент объявления начала продаж Windows 7. Ну кто такое придумал? И на фоне победных результатов от Apple, объявления новых продуктов парой дней ранее. На фоне огромного числа новостей, выставления приоритетов изданиями эта новость явно затеряется среди других.
Мне показалась интересной реакция рынка. Незначительные колебания стоимости акций. Никакого обвала, никаких провалов. В Apple после таких ошеломляющих результатов 4 квартала верят безоговорочно. Без всяких сомнений. Соответственно, и тональность американской прессы, задающей настрой в этой области, несколько пессимистична для Nokia. Чего стоит вот этот материал, например.
Война за рынок разворачивается во всей своей красе. В Nokia решили сразу ударить из главного калибра. Не уверен, что это был правильный шаг, так как в глазах публики он может трактоваться как слабость. А вы как считаете? Слабость ли это? Насколько нарушены патенты и могли быть они нарушены? Уверен, что в ближайшие дни пропагандистская машина Apple обернет это себе на пользу, и мы услышим истории об инновационной компании, которая настолько теснит мирового лидера, что он пошел на вот такие шаги. В эту часть истории мне верится легко. И в то, что противопоставить мощный PR тут для массового рынка можно, также верится.
Приведу выдержку из «Ведомостей», посвященную вопросу возможных контрибуций: «По мнению аналитика Piper Jaffray & Co Джина Манстера, Nokia может потребовать роялти в размере до 2% от продаж iPhone в денежном выражении. «Конечный итог неясен, но даже в самом экстремальном случае Nokia может рассчитывать на $12 c каждого проданного аппарата», — цитирует его отчет Bloomberg. Только в III квартале 2009 г. Apple продала 7,4 млн iPhone. Аналитик Pacific Crest Securities Энди Харгривз полагает, что спор закончится внесудебным урегулированием: Nokia может потребовать от Apple отчислять ей 1-2% от розничной цены iPhone».
AT&T – производители неправы.
Американский оператор AT&T (тот самый, что продает эксклюзивно iPhone) неожиданно озаботился стоимостью LCD для мобильных телефонов. Сам он телефоны не производит, но покупает, а экран — одна из основных по стоимости частей (от 15 до 25 процентов цены). Оператор, не долго думая, обвинил в своем иске Samsung, LG, Chunghua, AU Optronics и пару компаний помельче в ценовом сговоре. Мотивация простая – мол, производители не дали низких цен в период, когда операторы закупают 300 миллионов телефонов. Сдается мне, тут интерес не оператора, а одного из производителей, который нуждается в более дешевых экранах. Надо отметить, что AT&T — маленький заказчик по сравнению с иными операторами, а тех этот вопрос как-то не волнует. И знаете отчего? Стоимость телефона для оператора не играет большой роли, она транслируется пользователю в виде контрактов. И разброс в 15-30 процентов для оператора — это тьфу. Понятно, что они бьются насмерть за стоимость, но это скорее обычная игра — купить дешевле. С точки зрения механизма бизнеса тут нет никаких причин пытаться надавить на производителей комплектующих, с этой задачей прекрасно справляются сами производители телефонов.
Припаять Samsung сговор будет крайне тяжело, так как даже подразделение телефонов покупает экраны на конкурсной основе, то есть если платит меньше других, то просто их не получает. Поэтому они платят много. И это отличная защита от таких исков (хотя по обычным панелям дела были, наказания компаний также, но проецировать их на LCD для мобильных напрямую нельзя).
Motorola: самый наш ценный секрет — это отсутствие таковых
Прошедшая неделя обернулась для Motorola просто эпическими утечками в безопасности, которые компания латает на еженедельной основе. Пытаясь выстроить призрачные стенки, в компании забывают о настоящих проблемах, в итоге на рынке возникают «гуляющие» образцы разных устройств, и они тут же появляются в сети. Пожалуй, основной утечкой смело можно называть американский аппарат Droid (для Verizon Wireless, с Android 2.0 на борту). Эта модель появится в продаже в Европе в начале года, в России — в феврале, а то и в марте. Загадывать сроки — дело неблагодарное, так как они постоянно смещаются, впрочем, как и оценка возможной стоимости. В данный момент о цене за это устройство можно говорить на уровне в 25 тысяч рублей, что довольно дорого, так как подобных моделей у конкурентов будет преизрядное количество. Например, Morphius, входящий в семейство Motorola, но имеющий другой механизм раскрытия, немного дороже, имеет больше памяти, но конкурирует уже с Rachael от Sony Ericsson. Выходят они в одинаковые сроки.
Можно было бы опубликовать наши фотографии устройства, да и первый взгляд на него, но подождем официального анонса, он состоится, если мне не изменяет память, 26 числа, то есть в день, когда вы читаете эти строки. Пока же даем те фотографии, что утекли в сеть благодаря Boy Genius Report.
Для рынка Китая компания Motorola планирует выпуск ряда устройств, работающих как в GSM-, так и CDMA-сетях. Первым станет смартфон Zeppelin, информация о нем также появилась в сети. Это Android-устройство, оно чем-то напоминает DEXT, также пластиковый корпус, простая начинка.
Но интереснее иное: в 2010 году именно Motorola может стать первым производителем, предлагающим двухсимочные Android-смартфоны на массовом рынке. Например, вариант DEXT с двумя SIM-картами, работающими одновременно, уже готов. Пока в компании нет понимания, для каких рынков будет интересен этот продукт, операторы не проявляют энтузиазма, что и понятно.
В качестве незначительной новости стоит вспомнить выход Motorola AURA Diamond Edition. Модель полностью аналогична обыкновенной AURA, отличие в покрытии корпуса золотом в 18К да бриллиантах на ободке дисплея (их 34 штуки). Стоимость телефона — порядка 4000 Евро, в продаже он с 26 октября (в Лондоне).