Реверс-инжиниринг
Вы потеряли исходник своей программы и вам нужно восстановить код. Вы скачали программу с вирусом и хотите узнать, что он делает.
Программы под Android распространяются в архивах. Эти архивы имеют расширение «.apk». Такие файлы не шифруются и являются по сути файлами «zip». Можете переименовать apk-файл в zip, чтобы убедиться в этом.
Вам необходимо поковыряться в APK-файле и получить какие-то данные. Можно потренироваться на кошках. Возьмём свою программу «Hello Kitty», найдём его apk-файл в папке проекта app\build\outputs\apk и переместим в отдельную папку для опытов.
Распаковав архив, вы можете увидеть структуру приложения и встретить знакомые файлы. И даже извлечь некоторые файлы для просмотра. К примеру, в папке res/drawable-hdpi-v4 я нашёл свою картинку pinkhellokitty.png. Казалось бы, вот оно — счастье. Но погодите радоваться. Если с изображениями проблем нет, то с чтением XML-файл вас ждёт облом. Какие-то строки вам видны, но в целом текст совершенно нечитаем. Поэтому сначала пойдём другим путём.
Так как пользовательские приложения для Android выполняются в java-машине, то APK-файлы наследуют все характерные черты JAR-файлов.
Содержимое архива обычно выглядит примерно так:
Каталог META-INF содержит:
CERT.RSA — сертификат приложения
CERT.SF — контрольные суммы файлов ресурсов (картинок, звуков и т.д.)
MANIFEST.MF — служебная информация, описывающая сам apk-файл
Каталог res содержит ресурсы — значки в нескольких разрешениях, описание размещения элементов на форме в xml-файле.
AndroidManifest.xml — служебная информация о приложении. В этом файле содержатся и так называемые «permission» — разрешения, которые требуются для работы приложения (например, доступ к сети или доступ к телефонной книге).
classes.dex — исполняемый код приложения. Именно этот файл интересует нас в первую очередь.
resources.arsc — таблица ресурсов. В этом файле собраны xml-описания всех ресурсов.
Вот и вся краткая информация, которую нужно знать, приступая к разбору вредоносных программ под Android.
Теперь рассмотрим популярные утилиты, используемые для изучения программ.
Apktool
Для начала скачиваем утилиту Apktool, который представляет собой jar-файл с номером версии. Для удобства переименовываем его в короткий вид apktool.jar, так как будем работать в командной строке. Подопытный файл разместите в той же папке с утилитой.
Запускаем в окне командной строки утилиту с флагом d:
Появится отдельная папка, имя которой будет совпадать с именем вашего файла. Зайдите в неё и исследуйте файлы. Вы заметите, что XML-файлы теперь доступны для чтения в нормальном виде. Таким образом, мы можем открыть файл activity_main.xml и узнать разметку своей активности.
В папке вы также найдёте множество системных файлов, которые проект тянет с собой при создании приложения. На них не обращаем внимания. Вам нужно искать только те файлы, которые создавали программисты, хакеры, вы.
При изучении своей или чужой программы вам надо посмотреть на файл манифеста, чтобы узнать используемые разрешения, список активностей, сервисов и т.д. А в папке res изучить все ресурсы, относящиеся к программе.
Моя тестовая программа была слишком проста. В других примерах могут быть дополнительные папки, например, assets, которая может содержать файлы, картинки и т.д. Там могут находиться html-файлы с сценариями на Javascript, которые ведут на вредные страницы.
В папке smali находятся уже файлы классов с тем же расширением smali. Код выглядит как в ассемблере и при желании можно понять листинг, но очень неудобно. Оставив файлы пока в покое.
Первую часть задачи мы выполнили.
dex2jar
Вторая утилита dex2jar, позволяет преобразовать файлы dex в jar. Скачиваем последнюю версию и распаковываем архив утилиты. Утилита содержит множество файлов для различных ситуаций. Можете поизучать их на досуге.
Запускаем команду d2j-dex2jar.bat app-debug.apk и получаем на выходе файл app-debug-dex2jar.jar. Это стандартный тип файлов для Java, но для нас пока не слишком полезный. Тем не менее мы выполнили второй шаг и получили промежуточный файл.
JD-GUI
Утилита, которая поможет нам прочитать jar-файл, называется JD-GUI. На странице разработчика можно найти ссылки на плагины к средам разработки и даже онлайн-версию.
Скачиваем последнюю версию и распаковываем архив. Там всего два файла — исполняемый exe-файл и readme.txt
Запускаем программу и перетаскиваем на него jar-файл. И весь код на ладони.
Обратите внимание, что код немного будет отличаться. Например, код в студии:
Сравните с кодом в утилите.
Иными словами, вместо констант из класса R подставляются их реальные значения. Вам придётся попотеть, чтобы сопоставить данные. Но вы справитесь, я в вас верю.
Burp Suite
Burp Suite позволит вам просматривать HTTP-траффик на эмуляторе. Скачайте последнюю версию.
Далее следует настроить прокси и другие параметры.
Разбор вредоносной программы
В качестве примера возьмем программу suspicious.apk, который детектируется разными антивирусами как вредоносная программа.
Чтобы лучше понять, что именно искать, нужно проанализировать файл «AndroidManifest.xml» — посмотреть, какие именно разрешения требуются анализируемому приложению. Данный файл бинарный, а не обычный текстовый xml. Для того, чтобы его прочитать нужно воспользоваться консольной утилитой «aapt» из комплекта Android SDK. Она находится в каталоге «platform-tools». Так как графического интерфейса нет, то команду нужно вводить в консоли. Например, для Windows:
Разумеется, вы должны подставить свои пути. В Linux команда будет такой же с очевидными отличиями (не будет букв дисков и расширения «exe» у утилиты). Для большего удобства вывод можно перенаправить в файл:
В файле нужно найти секцию «Android manifest» и искать перечисление разрешений. В анализируемом файле это выглядит так:
Из этой информации становится понятно, что программа может получать состояние телефона (сюда включаются, например «телефон в режиме вызова», «телефон в режиме принятия данных»). Это разрешение нужно и для получения номера телефона, на котором запущена программа, работать с сетью и мониторить приход СМС. На этих аспектах и нужно сосредоточить внимание при дальнейшем анализе.
Для того, чтобы получить доступ к коду нужно выполнить два шага — преобразовать apk-файл в jar-файл и декомпилировать полученный байткод в более понятный для человека вид.
Воспользуемся конвертером «dex2jar»:
Сконвертированный файл будет находится в том же каталоге, что и оригинальный файл. К его имени будет добавлено «.dex2jar.jar», то есть в данном примере это будет «suspicious.apk.dex2jar.jar».
Этот файл можно открыть декомпилятором. Иерархия пакета в окне декомпилятора выглядит так:
На этом подготовительные шаги заканчиваются — дальнейший успех зависит только от вашего знания Java и умения пользоваться поисковиком.
К счастью, экземпляр выбранный для примера имеет довольно скромные размеры — финальный jar всего 7,01 KB.
В программе всего шесть классов. Исключим те, которые не представляют интереса. Это класс R, в котором только перечислены идентификаторы всех ресурсов. Так же из рассмотрения можно исключить класс Config, в котором содержится конфигурация сборки.
Рассмотрим подробнее оставшиеся три класса.
Activation
Этот класс срабатывает по событию onCreate(), то есть сразу после старта приложения.
TelephonyManager localTelephonyManager = (TelephonyManager)getSystemService(«phone»); — создает localTelephonyManager, в которую помещает данные об устройстве.
str1 = localTelephonyManager.getDeviceId(); — выбирает из полученных данных идентификационный номер устройства и помещает его в строку str1
Дальше идет цикл, который делит DeviceId на кусочки по четыре цифры, вставляя между ними дефис «-«, то есть из XXXXXXXXXXXXXXXX получается XXXX-XXXX-XXXX-XXXX. Полученную строку цифр и дефисов передают в TextView с идентификатором 2131034112.
SmsReciever
Этот класс срабатывает при приходе СМС-сообщения, событие onReceive().
В задачу этого класса входит отслеживать входящие смс и в случае обнаружения запускать класс MainService, передавая ему указатель на новое пришедшее сообщение.
MainService
Этот класс довольно велик, поэтому не стану приводить его целиком. Сразу после вызова запускает субкласс «SmsBlockerThread», который блокирует уведомление о поступившем СМС, чтобы пользователь не был оповещен о новом входящем СМС.
Затем входящее СМС обрабатывается таким образом:
String str1 = localSmsMessage.getOriginatingAddress(); — номер телефона-получателя (то есть номер телефона, на котором установлен троянец) помещается в переменную str1.
String str2 = localSmsMessage.getMessageBody(); — тело сообщения помещается в переменную str2
Затем создаются связанные пары localBasicNameValuePair1 и localBasicNameValuePair2 в которые помещаются значения
Эти пары сохраняют в массив localArrayList, в который позже добавляют пару localBasicNameValuePair3, представляющую собой устройства>
При этом, как видите, DeviceId получается заново, а не используется то, что было получено в классе Activation. Заканчивается тем, что вызывается метод postRequest() из последнего класса ServerSession:
В качестве параметра передается тот самый массив пар, в котором номер телефона, содержимое СМС и идентификатор устройства.
ServerSession
Этот класс имеет два метода: initUrl(), который возвращает часть ссылки «(http://softthrifty.com/security.jsp)»:
и большой метод postRequest(), который вызывался из класса MainService. Несмотря на размер, задача postRequest() проста — отправить на сервер по ссылке, возвращаемой методом initUrl(), данные, добавив пары из массива, собранного в MainService. То есть всего лишь обратиться по ссылке:
Итак, данный троянец перехватывает СМС и отправляет на сервер запрос, в котором передает номер зараженного телефона, содержимое СМС и идентификатор зараженного телефона. Такое поведение может быть признаком банковского троянца, атакующего двухфакторную авторизацию. Для успешной атаки требуется выполнение таких условий:
1) злоумышленник должен заразить компьютер жертвы, чтобы перехватить данные для он-лайн банкинга;
2) злоумышленник должен заразить телефон жертвы для перехвата СМС с кодом подтверждения от банка;
3) злоумышленник должен каким-то образом связать пользователя зараженного компьютера и зараженного телефона, чтобы знать, от каких учетных данных он-лайн банкинга данный код подтверждения;
В силу своих размеров и очевидности производимой деятельности такой образец хорошо подходит для демонстрации базовых приемов разбора вредоносных программ под Андроид.
Источник
How To Reverse Engineer An Android Application In 3 Easy Steps
Many beginners or even intermediate Android developers fail to realize that the Android app they build and ship can be reverse engineered to a greater extent. If you are one of the developers who think hard-coding secret keys or even storing it in build.gradle file will prevent it from going into the hands of hackers or other developers, you are wrong.
Security has never been easy and the very first rule is to never trust the security on the client-side. The Client-side is not an environment we control and thus we should not rely on it by hard-coding or storing secrets that can disrupt our system. So the best way to ensure you do not end up getting caught by developers and hackers is to reverse engineer the application by yourself and fix the issues if possible.
Interesting Incident — Once I was working on an Android Application which required a mathematical formula to be used in a feature. Disliking math to the core, I found it more easy and interesting to reverse engineer one of the competitors application and then I took out the Math formula from the code successfully! :p
So, let’s get started. For reverse engineering an application, we would need a few things beforehand —
- APK of the application.
- Some set of codes to execute.
- Java Decompiler Tool (JD JUI in this article) to view the decompiled code.
First Step —
We would need the APK of the application we want to reverse-engineering. There are many ways to do that but I will suggest a simple way here. Download the app Apk Extractor on your device and select the application from the list inside the application. Once done, open any File Explorer and go to the ExtractedApks folder present in the Internal Storage directory. There, you will find the APK. Copy that APK to your system and we will proceed with the below steps.
Second Step —
Once we have the APK, we will reverse it to know and see the code. That will enable us and give us insights about the structuring of the code as well as find the security measures they have taken to avoid facing a reverse engineering attack.
Here, we will rename our
A DEX file is an executable file which contains the compiled code and runs on the Android platform.
Now, we will use the classes.dex file we took from the APK zip file and convert it to JAR. For doing that, we can use ‘dex2jar’ open-source tool available here . Head over to the release section and download the latest available zip file and extract it. Copy the extracted classes.dex file and paste it inside the ‘dex2jar-x.x’ directory.
Open Terminal on your machine and head over to the ‘dex2jar-x.x’ directory. Now we will run the command —
This will convert the classes.dex file to a JAR file which we can view using any Decompiler Tool.
Third Step —
We will use JD JUI which is a simple Java Decompiler tool. You can get it from here. Download and extract the zip. Run the jd-gui.exe and open the dex file and Voila! We reverse-engineered the application!!
In case we are meeting for the first time, I am Varun — Founder of Dwarsoft. We at Dwarsoft turn ideas into reality with the speed of light and the same perfection of Dettol killing the germs. Hit me up with your ideas and let us make it a reality together!
Источник