RezKit (Android) — расчет резонаторных глушителей
Приложение RezKit – предназначено для расчета резонаторных глушителей для двухтактных двигателей.
Внимание! не стоит принимать расчеты приложения за “Гранит”. все расчетные методики представленные в программе позиционируются как базовые, от которых предполагается отталкиваться при подборе резонатора.
Подробное моделирование процессов в двигателе (это нужно для точных размеров резонаторов) это очень сложный процесс требующий учета многочисленных факторов, он настолько сложен, что даже такие гуру мотопрома как Honda после расчетов занимались перебором различных размеров выпускных резонаторов на стенде для поиска тех, которые работают, а вот базовые размеры они получали расчетами. Ввиду сложности происходящих внутри резонатора процессов на сегодняшний день нет методики, с помощью которой, можно было бы получить на 100% точные размеры резонатора. Для тех, кто не понимает, зачем именно двухтактному двигателю нужен резонатор в программе есть демонстрация, наглядно демонстрирующая принцип его действия.
Главное окно программы
Демонстрация
Ввод исходных данных для расчета
Конечный результат
Объем двигателя: единица измерения – сантиметр кубический.
Внимание! Если у вас двигатель многоцилиндровый, то резонатор рассчитывается на каждый цилиндр отдельно, поэтому следует указывать объём одного цилиндра.
Мощность двигателя: единица измерения киловатт.
Для перевода лошадиных сил в киловатты вы можете воспользоваться встроенным конвертером (кнопка л.с.).
В расчетах используется мощность двигателя указанная производителем, как максимальная для данного типа двигателя.
Внимание! Если у вас двигатель многоцилиндровый, тогда мощность двигателя нужно разделить на количество цилиндров.
Обороты двигателя: единица измерения обороты в минуту.
Для расчетов лучше использовать обороты на которых двигатель выдает максимальный крутящий момент.
Угол фазы выхлопа: Измеряется в градусах поворота коленчатого вал. Это угол, на который проворачивается коленчатый вал с момента открытия выпускных окон поршнем, до момента их полного закрытия. В демонстрации эта фаза длится с 9 по 29 кадр.
Угол фазы продувки, также измерятся в градусах поворота коленчатого вал. Только на этот раз измерять нужно угол на котором остаются открытыми продувочные окна, через которые топливная смесь поступает из кривошипно шатунной камеры в над поршневое пространство. В демонстрации эта фаза длится с 12 по 26 кадр.
К сожалению на для каждого двигателя можно найти угол фазы выхлопа и продувки в справочной документации, не говоря уже о том что, при форсировании и доработке двигателей эти углы изменяются, поэтому предлагаю наиболее простой способ измерения этих параметров. Нужно закрепить транспортир на генераторе, так чтобы его центр совпал с осью вращения двигателя. На коленвалу закрепить стрелку указатель угла. Аккуратно проворачивая коленвал снять показания транспортира.
Площадь выхлопных окон: единица измерения миллиметр квадратный.
Суммарная площадь всех выхлопных окон. Подсчитать ее бывает не так уж и просто, особенно когда окна сложной формы. В таких случаях рекомендую перенести изображение окон на бумагу а уже там допытаться разделить их на простые геометрические фигуры и подсчитать их суммарную площадь. Скачать бесплатно на андроид. Для переноса изображения на бумагу, можно воспользоваться обычным карандашом, перекрыв выпускные окна листом бумаги изнутри цилиндра снаружи обвести их по контуру. Этот метод подходит только тогда, когда гильза вынута из рубашки цилиндра или выпускной канал имеет прямую форму. В других случая можно воспользоваться баллончиком с краской вместо карандаша, так получится даже точнее, главное не переборщить с краской. После извлечения отпечатка деталь нужно промыть растворителем, пока краска не засохла.
Диаметр выхлопного патрубка: единица измерения миллиметр.
Измерятся конечно же внутренний диаметр выхлопного патрубка. исходя из того, что выхлопной патрубок имеет одинаковый на всем протяжении внутренний диаметр.
Скорость волны выхлопа: единица измерения метр в минуту.
Этот параметр зависит от многих факторов, самый основной из которых это температура газов. которая в свою очередь меняется в зависимости от параметров двигателя. Но есть и другие факторы влияющие на скорость движения волны выхлопа. Рассчитать эту скорость достаточно сложно, поэтому во многих методиках принята определенная величина (33 360 м/мин).
Программа предусматривает возможность расчета резонатора по различным методикам.
- Методика №1 (Ю.С.Григорьев )
- Методика №2 (G.P.Blair)
- Методика №3 (В.Войтенко)
- 4-я методика
О четвертой (Комплексной) методике по подробнее.
Дело в том, что если вы заметили то методики отечественных авторов не очень хорошо обоснованы и опираются в основном на полученные ими эмпирические данные, причем степень энтропии данных этих методик достаточно велика. Другое дело методика ирландского инженера (G.P.Blair). Там все гораздо более определенно, даже в местах, где функции основываются на эмпирических данных там по крайней мере видно для каких двигателей эти данные справедливы. Однако в его методе есть один существенный недостаток, он не подходит для низко форсированных моторов т.е. для дорожных мотоциклов советского производства он не подойдет. Комплексная методика объединяет в себе несколько различных методик. Например методика В.Войтенко хороша тем, что испытана на отечественных мотоциклах, но у нее есть существенный недостаток, так как за основу расчетов берется средняя скорость волны выхлопа, в то время как для разных моторов она разная. В тоже время методика G.P. Blair предлагает нам рассчитать скорость волны выхлопа по вполне научно обоснованным формулам, так почему бы и не воспользоваться такой возможностью. В методике В.Войтенко также предусмотрена некая неопределенность в размерах деталей выхлопного резонатора, в другом-же источнике говорится, что “Объем выхлопной системы должен превышать рабочий объем цилиндра в кратное 2 число раз” так почему бы и не воспользоваться этим советом для выбора размеров частей резонатора по методике В.Войтенко. Кажется вполне логичным, хотя принять это за “Гранит” без математического обоснования сложновато.
Как уже говорилось в начале статьи, рассчитать 100% рабочий резонатор невозможно, какую методику выбрать решать вам. Лично я выбираю №4 для своей Jawa.
Кстати, общался я Вконтакте с одним человеком, который в рамках одного из своих научных проектов занимался разработкой резонатора для двигателя муравья (тмз 5.403-03к). Он использовал методику G.P.Blair и несмотря абсурдные размеры резонатора , полученные по той причине что мотор не из той категории на которые рассчитана методика, на стенде резонатор показал себя вполне работоспособным, с одной лишь оговоркой, “рев мотора было слышно в соседнем городе”.
О программе:
Минимальная версия платформы: Android 2.2
Минимальное разрешение экрана 240×320,
Тестировалось на смартфонах:
ZTE V880E Экран: 480×800 Android 4.0.4
ZTE Blade Экран: 480×800 Android 2.3
Источник
Дневник самодельщика
RezKit (Android)
Приложение RezKit — предназначено для расчета резонаторных глушителей для двухтактных двигателей.
Внимание! не стоит принимать расчеты приложения за «Гранит». все расчетные методики представленные в программе позиционируются как базовые, от которых предполагается отталкиваться при подборе резонатора. Подробное моделирование процессов в двигателе (это нужно для точных размеров резонаторов) это очень сложный процесс требующий учета многочисленных факторов, он настолько сложен, что даже такие гуру мотопрома как Honda после расчетов занимались перебором различных размеров выпускных резонаторов на стенде для поиска тех, которые работают, а вот базовые размеры они получали расчетами. Ввиду сложности происходящих внутри резонатора процессов на сегодняшний день нет методики, с помощью которой, можно было бы получить на 100% точные размеры резонатора. Для тех, кто не понимает, зачем именно двухтактному двигателю нужен резонатор в программе есть демонстрация, наглядно демонстрирующая принцип его действия.
Главное окно программы.
Демонстрация
Ввод исходных данных для расчетов
Конечный результат
О четвертой (Комплексной) методике по подробнее.
Дело в том, что если вы заметили то методики отечественных авторов не очень хорошо обоснованы и опираются в основном на полученные ими эмпирические данные, причем степень энтропии данных этих методик достаточно велика. Другое дело методика ирландского инженера (G.P.Blair). Там все гораздо более определенно, даже в местах, где функции основываются на эмпирических данных там по крайней мере видно для каких двигателей эти данные справедливы. Однако в его методе есть один существенный недостаток, он не подходит для низко форсированных моторов т.е. для дорожных мотоциклов советского производства он не подойдет. Комплексная методика объединяет в себе несколько различных методик. Например методика В.Войтенко хороша тем, что испытана на отечественных мотоциклах, но у нее есть существенный недостаток, так как за основу расчетов берется средняя скорость волны выхлопа, в то время как для разных моторов она разная. В тоже время методика G.P. Blair предлагает нам рассчитать скорость волны выхлопа по вполне научно обоснованным формулам, так почему бы и не воспользоваться такой возможностью. В методике В.Войтенко также предусмотрена некая неопределенность в размерах деталей выхлопного резонатора, в другом-же источнике говорится, что «Объем выхлопной системы должен превышать рабочий объем цилиндра в кратное 2 число раз» так почему бы и не воспользоваться этим советом для выбора размеров частей резонатора по методике В.Войтенко. Кажется вполне логичным, хотя принять это за «Гранит» без математического обоснования сложновато.
Как уже говорилось в начале статьи, рассчитать 100% рабочий резонатор невозможно, какую методику выбрать решать вам. Лично я выбираю №4 для своей Jawa.
Кстати, общался я Вконтакте с одним человеком, который в рамках одного из своих научных проектов занимался разработкой резонатора для двигателя муравья (тмз 5.403-03к). Он использовал методику G.P.Blair и несмотря абсурдные размеры резонатора , полученные по той причине что мотор не из той категории на которые рассчитана методика, на стенде резонатор показал себя вполне работоспособным, с одной лишь оговоркой, «рев мотора было слышно в соседнем городе».
О программе:
Минимальная версия платформы: Android 2.2
Минимальное разрешение экрана 240×320,
Тестировалось на смартфонах:
ZTE V880E Экран: 480×800 Android 4.0.4
ZTE Blade Экран: 480×800 Android 2.3
У становка:
Для установки программы на телефон потребуется разрешить установку приложений из непроверенных источников.
Для этого идем в Настройки=>Безопасность там ставим галочку «Разрешить установку приложения не из Play маркета.»
Н овости версии 2.0
Теперь программа требует разрешение на доступ в интернет и на работу с SD картой устройства.
Это необходимо, так как в программе теперь присутствует возможность проверить наличие новой версии в Интернете. Также внутри программы появилась страничка где вы можете оставить свой комментарий или задать вопрос online. (Регистрация не требуется, просто введите имя.)
В методике №4 появилась возможность получить чертеж общего вида резонатора. Сохранить чертеж на SD карту можно просто нажав на него пальцем (мышкой), файлы чертежей будут расположены в «SD_CARD/RezKit/».
Выглядит примерно вот так: Также, пока только в методике №4 появился калькулятор фаз газораспределения, который позволяет получить углы фаз газораспределения расчетным методом, исходя из размеров кривошипно-шатунного механизма и высоты расположения окон газораспределения в цилиндре.
В одном из источников методик по расчету резонаторов я нашел такое утверждение : » Объем резонатора должен превышать рабочий объем цилиндра в кратное двум число раз, (2, 4, 6, 8, и т.д.)». С одной стороны вроде как в этом есть какая-то логика, с другой никаких математических объяснений этому утверждению я не нашел. Так что вам решать, следовать этому правилу или нет. Но в методике №4 я добавил возможность получить объем рассчитанного резонатора, на этапе ввода данных его можно увидеть, только после того как все данные введены и вы изменяете размеры отдельных частей резонатора при помощи ползунков, и если суммарная длинна всех элементов резонатора составит 100%. Также объем резонатора отображается на экране результата.
Ну вот вроде пока что и все..
В нимание! Если у вас нет Android устройства, а программу посмотреть хочется, идем сюда и смотрим как это сделать.
О вводе данных в программу:
Объем двигателя: единица измерения — сантиметр кубический.
Внимание! Если у вас двигатель многоцилиндровый, то резонатор рассчитывается на каждый цилиндр отдельно, поэтому следует указывать объём одного цилиндра.
Мощность двигателя: единица измерения киловатт.
Для перевода лошадиных сил в киловатты вы можете воспользоваться встроенным конвертером (кнопка л.с.).
В расчетах используется мощность двигателя указанная производителем, как максимальная для данного типа двигателя.
Внимание! Если у вас двигатель многоцилиндровый, тогда мощность двигателя нужно разделить на количество цилиндров.
Обороты двигателя: единица измерения обороты в минуту.
Для расчетов лучше использовать обороты на которых двигатель выдает максимальный крутящий момент.
Угол фазы выхлопа: Измеряется в градусах поворота коленчатого вал. Это угол, на который проворачивается коленчатый вал с момента открытия выпускных окон поршнем, до момента их полного закрытия. В демонстрации эта фаза длится с 9 по 29 кадр.
Угол фазы продувки, также измерятся в градусах поворота коленчатого вал. Только на этот раз измерять нужно угол на котором остаются открытыми продувочные окна, через которые топливная смесь поступает из кривошипно шатунной камеры в над поршневое пространство. В демонстрации эта фаза длится с 12 по 26 кадр.
К сожалению на для каждого двигателя можно найти угол фазы выхлопа и продувки в справочной документации, не говоря уже о том что, при форсировании и доработке двигателей эти углы изменяются, поэтому предлагаю наиболее простой способ измерения этих параметров. Нужно закрепить транспортир на генераторе, так чтобы его центр совпал с осью вращения двигателя. На коленвалу закрепить стрелку указатель угла. Аккуратно проворачивая коленвал снять показания транспортира.
Площадь выхлопных окон: единица измерения миллиметр квадратный.
Суммарная площадь всех выхлопных окон. Подсчитать ее бывает не так уж и просто, особенно когда окна сложной формы. В таких случаях рекомендую перенести изображение окон на бумагу а уже там допытаться разделить их на простые геометрические фигуры и подсчитать их суммарную площадь. Для переноса изображения на бумагу, можно воспользоваться обычным карандашом, перекрыв выпускные окна листом бумаги изнутри цилиндра снаружи обвести их по контуру. Этот метод подходит только тогда, когда гильза вынута из рубашки цилиндра или выпускной канал имеет прямую форму. В других случая можно воспользоваться баллончиком с краской вместо карандаша, так получится даже точнее, главное не переборщить с краской. После извлечения отпечатка деталь нужно промыть растворителем, пока краска не засохла.
Диаметр выхлопного патрубка: единица измерения миллиметр.
Измерятся конечно же внутренний диаметр выхлопного патрубка. исходя из того, что выхлопной патрубок имеет одинаковый на всем протяжении внутренний диаметр.
Скорость волны выхлопа: единица измерения метр в минуту.
Этот параметр зависит от многих факторов, самый основной из которых это температура газов. которая в свою очередь меняется в зависимости от параметров двигателя. Но есть и другие факторы влияющие на скорость движения волны выхлопа. Рассчитать эту скорость достаточно сложно, поэтому во многих методиках принята определенная величина (33 360 м/мин).
Источник