- Обзор. Фотосъемка на смартфон с анаморфным объективом
- Как снимать?
- Процесс съемки и качество изображения
- Итоги
- Зачем нужна анаморфотная оптика? | Обзор Sirui 35mm F1.8 Anamorphic
- Об анаморфировании
- Об объективе Sirui 35mm F1.8 Anamorphic 1.33x
- Создание проекта
- Геометрические искажения
- Sirui anamorphic lens iphone
Обзор. Фотосъемка на смартфон с анаморфным объективом
Съемка качественного фото и видео материала с каждым годом становится все более доступной. Прогресс смартфонов особенно демократизировал эту сферу – сегодня начать снимать может практически каждый. А работа в анаморфном формате, ранее доступная только для крупных кинокомпаний, уже сейчас возможна при минимальных вложениях – недорогие анаморфные объективы доступны для смартфонов.
Дейл Баскин с ресурса dpreview.com поделился своим опытом и идеями в области мобильной фотосъемки в анаморфном формате. Ниже мы представим самые интересные моменты и снимки из его статьи .
Анаморфные объективы оптически сжимают изображение по горизонтали, позволяя захватывать искусственно широкое поле зрения на стандартном пленочном кадре или матрице.
В своем проекте Дейл использует только iPhone 11 Pro и два небольших объектива: Moment Anamorphic Lens (стоимостью в районе 150 долларов) и Moondog Labs Anamorphic Lens (также 150 долларов), каждая из которых сжимает изображение по горизонтали в 1,33 раза. Оба объектива крепятся с помощью простого поворотного байонета M (не путать с Leica M) к совместимым чехлам от таких производителей, как Moment, RhinoShield и Sirui.
Эти объективы нацелены, прежде всего, на тех, кто снимает видео. При использовании стандартного формата видео 16:9, они обеспечивают соотношение сторон 2,35:1 при растяжении (декомпрессии), примерно такое же, как разработанный в 1950-х годах широкоэкранный киноформат CinemaScope.
Съемка фотографий, однако, требует некоторых особых творческих ходов. Родное соотношение сторон фотографий камер на большинстве смартфонов – 4:3, поэтому растяжение в 1,33х раза приводит к соотношению сторон, практически соответствующему 16:9.
Однако, если вы сразу можете снимать в 16:9, зачем мучиться с анаморфными объективами? Ответ прост – анаморфные объективы обеспечивают качественно иной вид, чем простая обрезка кадра. Вы фактически используете более длинное фокусное расстояние, но захватываете горизонтальное поле зрения с более коротким фокусным расстоянием, что дает вам больший контроль над глубиной резкости, чем вы обычно получаете на более коротком фокусном расстоянии. Кроме того, анаморфные объективы обеспечивают некоторые отличительные оптические эффекты, такие как овальное боке и классические горизонтальные блики.
Конечно, снимая на смартфон, нужно находиться достаточно близко к объекту, чтобы иметь какой-либо заметный контроль над глубиной резкости или создавать боке, однако получение горизонтальных бликов – точно не проблема.
В итоге Дейл остановился на смешанном подходе: он настроил смартфон на съемку 16:9 в сочетании с анаморфным объективом 1,33х. В итоге получается широкая картинка 2,35:1 в стиле CinemaScope.
Как снимать?
Еще один выбор, который предстоит сделать, если вы снимаете на смартфон с поддержкой RAW – делать ли анаморфные снимки в RAW или JPEG? Кроме того, вы можете снимать, используя родное приложение для iPhone или стороннее приложение, разработанное специально для анаморфных объективов. Дейл попробовал несколько вариантов.
Встроенное приложение было самым простым способом начать работу и гарантировало получение максимальных преимуществ от вычислительной фотографии iPhone. Тем не менее, присутствовал один недостаток: в камере отсутствует встроенной способ растяжения изображения. Во время съемки фото визуально сжимается по горизонтали, поэтому еще на стадии кадрирования необходимо предварительно представить, как будет выглядеть растянутая обратно фотография.
Это не слишком сложно, но все же не так естественно, как просмотр готового изображения в режиме реального времени, поэтому Дейл попробовал два сторонних приложения, предназначенных специально для анаморфной съемки: Filmic Firstlight (доступно для iOS и Android) и Moment Pro Camera (iOS).
Это многофункциональные приложения для мобильной съемки, которые обеспечивают предварительный просмотр готовых анаморфных изображений прямо во время съемки, а также предлагают ряд полезных инструментов, вроде ручного управления, фокус пикинга, зебры, съемки в RAW и возможности экспортировать в TIFF.
Самое заметное различие между приложениями заключается в том, что в Moment часть снимаемого изображения скрывается за элементами интерфейса, тогда как в Filmic – нет. В остальном набор функций одинаков.
Процесс съемки и качество изображения
Рабочий процесс со сторонними приложениями более простой, так как вы сразу видите какой снимок у вас получится в итоге, и фотографии растягиваются перед сохранением в нормальный вид – никакой дополнительной работы не требуется.
Напротив, фотографии, снятые с помощью встроенного приложения, требуют отдельно растягивать каждое изображение после съемки (хотя это можно сделать сразу для множества снимков, создав экшен в Photoshop).
После экспериментов с различными комбинациями приложений, форматов и методов декомпрессии, Дейл сделал следующие выводы.
Использовать приложения Filmic и Motion интереснее, благодаря просмотру готового анаморфного изображения в режиме реального времени. Это более интуитивный способ, и вам не нужно пытаться представить заранее, как будет выглядеть финальный снимок. Они также позволяют сразу делиться готовыми фотографиями.
По большей части, итоговые растянутые RAW-изображения выглядят не лучше, чем JPEG из родного приложения iPhone, даже после растягивания.
Можно было ожидать этого от снимков, сделанных при низком освещении, так как родное приложение может склеивать сразу несколько кадров для снижения шума и улучшения детализации, но, по словам Дейла, то же самое наблюдалось для большинства снимков, которые он сравнивал.
Изображения, снятые с помощью родного приложения iPhone и растянутые в Photoshop, обычно выглядели чуть-чуть лучше, чем файлы из приложений Filmic и Motion. Возможно, что эти приложения не имеют доступа к тем же вычислительным функциям, что и нативное приложение, а возможно просто Photoshop качественнее выполняет растягивание.
В любом случае, различия не назовешь существенными. В результате, Дейл чаще пользовался сторонними приложениями, из-за простоты и не слишком заметной разнице в результате.
Наибольшее ограничение по качеству изображения накладывают сами объективы. Они предназначены для съемки видео, поэтому, конечно, немного несправедливо критически оценивать их с точки зрения фотосъемки. Учитывая это, вы сможете рассмотреть недостатки, которые не будут столь заметны на движущемся изображении.
В целом, оптика Moondog и Moment работает одинаково. Как и с любым внешним объективом для смартфона, ни тот, ни другой не обеспечивают такого же уровня оптической четкости, что и встроенные объективы смартфона. После растягивания изображения по горизонтали, вы увидите артефакты – их легко можно найти на представленных Дейлом фотографиях.
Итоги
Ни одну из анаморфных фотографий, снятых данными объективами, не назовешь технически идеальными. Однако, если проигнорировать оптические ограничения объективов для фотосъемки, нельзя не отметить широкое кинематографическое соотношение сторон, добавляющее снимкам «эпичности». Также у Дейла получилось воспроизвести одну отличительную черту анаморфной съемки – горизонтальные блики.
Нельзя ли просто использовать самый широкоугольный объектив на смартфоне и обрезать кадр до 2,35:1? Конечно, сделать это можно, но снимок будет выглядеть совсем по-другому. Кинематографисты обычно рассуждают о характеристиках конкретного объектива, а не о том, насколько он технически совершенен, и даже на смартфоне эти анаморфные объективы обеспечивают другую картинку по сравнению с простой обрезкой. Можно ли назвать их технически совершенными? Определенно нет, однако это может стать интересным новым опытом для любого фотографа.
По словам Дейла, благодаря этому эксперименту он захотел делать еще больше фотографий на анаморфные объективы – это отличный творческий вызов и возможность получить уникальные изображения. В будущем Дейл планирует использовать более крупный анаморфный объектив с беззеркальной камерой, что должно позволить использовать сильные стороны анаморфных объективов в плане глубины резкости.
Если вы хотите сами попробовать анаморфную съемку, вам понадобится смартфон, внешний анаморфный объектив и совместимый чехол. Кроме объективов Moondog и Moment, схожие объективы предлагают компании BeastGrip, Sandmarc и Ulanzi, а чехлы – Moment, RhinoShield и Sirui.
Источник
Зачем нужна анаморфотная оптика? | Обзор Sirui 35mm F1.8 Anamorphic
Об анаморфировании
Компания Sirui планомерно выпускает на рынок свои объективы с эффектом анаморфирования, давая возможность нам с вами прикоснуться в какой-то степени к миру кино. На сегодняшний день у них уже три объектива: 50, 35 и 24 мм. Sirui 50mm F1.8 Anamorphic 1.33x тестировался нами прошлым летом, а сегодня у нас 35-миллиметровый экземпляр и, как мне кажется, самый универсальный объектив из этой троицы.
Для начала – важный момент для всех, кто путается: правильно называть, анаморфотный объектив или анаморфотные насадки, а эффект – анаморфирование. Но говорить «анаморфный объектив» и «анаморфный эффект» тоже не возбраняется, это уже тоже достаточно устоявшиеся термины. Так что спокойно выдыхайте и называйте так, как сердцем чувствуете.
Называть этот объектив полноценным кинообъективом неправильно. Профессиональная кинооптика имеет коэффициент анаморфирования 2, 1,8, 1,5, но никак не 1,33.
Кинокамеры, для которых используются проф. анаморфотные объективы снимают в режим OPEN GATE соотношением сторон 4:3. Далее это все выправляется, и получаются уже различные варианты соотношения сторон, начиная от 2:35:1 и уже.
Назначение же объективов Sirui в первую очередь – для использовании на обычных фотокамерах, снимающих 16:9, благо есть уже и бюджетные камеры, поддерживающие режим анаморфирования: Blackmagic Pocket Cinema 4K, Z Cam и некоторые камеры Panasonic, что даёт плюсы? о которых я скажу чуть позже.
Об объективе Sirui 35mm F1.8 Anamorphic 1.33x
Первое, что стоит отметить – это возможность смены крепления на байонет. По умолчанию он под MFT, но мне пришел еще и переходник на Nikon Z. И в итоге, отвернув 4 винтика, установив новое крепление и закрутив винтики обратно, я получил уже возможность снимать на камеру с большей площадью матрицы, что дает некоторые плюсы. Также на данный момент имеются еще крепления для Sony E и Canon EF-M.
Объектив металлический, увесистый и с очень плавным ходом колец фокуса и диафрагмы, которая здесь 10-лепестковая. Конструкция: 13 элементов в 9 группах. Максимальное значение диафрагмы – F1.8, минимальная дистанция фокусировки – 85 см.
А сейчас немного математики. Так как на объективе белым по черному написано, что коэффициент анаморфирования составляет 1,33, то по горизонтали мы получаем дополнительное пространство на 33% больше, чем с аналогичным объективом, но сферическими линзами.
То есть для MFT-системы 35мм этого объектива в 35мм эквиваленте равняется: 35х2=70 мм по вертикали и 35х2/1,33=52,6 мм по горизонтали.
Для APS-C (кроп 1,5): 52,5 мм по вертикали и 39,5 мм по горизонтали.
APS-C (кроп-фактор 1,6): 35х1,6 = 56 мм по вертикали и 35х1,6/1,33 = 42,1 мм по горизонтали.
Помню, как еще с полтинником люди массово путались, заходили на сайт видели коэффициент получаемого видео 2,4:1 что-то пересчитывали, а под занавес еще и проект увеличивали растягивая его.
Разумеется, это неправильно.
Кстати на официальном сайте даже пояснили: 2,4:1 вы получаете с помощью редактора, то есть нужно еще добавить шторки сверху и снизу.
Потому как, снимая 16:9 с коэффициентом анаморфирования 1,33, вы получаете:
(16х1,33)/9= 2,36:1
И вот сейчас о плюсах использования этой оптики с камерами, что поддерживают съёмку 4:3.
На выходе мы получаем 4×1,33/3=5,32:3=15,96×9 – по сути 16×9, но уже с анаморфированием.
И кстати, проблем с тем, какой создавать проект на монтаже, у вас не будет.
Создание проекта
Но, каким должен быть проект, если вы снимаете изначально 16х9? И что делать с исходным видео?
Самый топорный способ – это сплющить вертикаль на коэффициент 1,33 в стандартном проекте, но тогда останутся шторки.
Если все сделать по красоте, то самый простой способ – это поделить вертикаль вашего проекта на 1,33.
А потом, в самом проекте, ваше видео растянуть по ширине на этот же самый коэффициент 1,33, если исходное видео подстроилось по высоте.
Но в некоторых монтажках файл может сохранить свои пропорции, тогда снова сжимаем вертикаль.
Вот такими должны быть проекты:
1920х1080 превращается в 1920х812, 3840х2160 превращается в 3840х1624.
Почему я делю вертикаль, а не умножаю горизонталь на проекте?
Включаем логику и математику. Вы установили объектив, камера вам сняла UHD 4К, вы умножили в проекте горизонтали на 1,33 и получили 5107Х2160, то есть на выходе у вас 5,1К Вы принудительно увеличили разрешение видео, при этом камера вам пикселей не выкидывала. Потому мы и сжимаем по вертикали, а не тянем горизонталь.
Истина в том, что разрешение у вас не увеличивается, просто за счёт оптических особенностей объектива изменились пропорции, которые нужно выправить. А за объективом, та же матрица, с таким же количеством пикселей.
Геометрические искажения
Прежде чем мы перейдем к полевой съемке, хочу показать вам небольшой тест.
Для начала, посмотрите на два кадра: один снят штатным блинчиком Nikkor 16-50, второй – на Sirui 35mm:
Выправляем соотношение сторон на наш коэффициент 1,33:
Обратите внимание, что изображение имеет бочкообразную форму и из этого следует, что идеального квадрата ни в центре, ни с краю мы не получим никогда, только если будем выправлять эту самую дисторсию на посте. Например, для этого можно использовать редакторы исправления эффекта «рыбий глаз», и то не всегда это получится.
Я это показываю для тех, кто планирует снимать, допустим, человека за столом и не хочет, чтобы поверхность стола немного «улыбалась».
Хроматические аберрации у объектива присутствуют до значения f4. Не сказать, что на видео они сильно бросаются в глаза, для этого нужно создать схожую контрастную цену, тем не менее это информация не будет лишней:
Небольшое виньетирование присутствует на всех значениях диафрагмы. Начиная с f5,6, оно начинает заметно снижаться:
Источник
Sirui anamorphic lens iphone
Анаморфный объектив SIRUI для телефона. Честный обзор.
Не так давно я публиковал на этом сайте видео, целиком снятое на прототип анаморфной линзы Sirui для смартфонов. А вот теперь перед вами полноценный обзор. Я расскажу подробно про то, что такое анаморфотная насадка на объектив телефона, для чего она нужна, какой эффект она дает, как ее правильно настраивать механически и на примере программ ProMovie и Filmic Pro покажу как пользоваться программами при подобных съемках.
Помимо этого выскажу свои впечатления от опыта использования, расскажу как я снимал блог на анаморф Sirui и почему анаморф это объектив не на каждый день. Ну и конечно сравню анаморф Sirui с анаморфом от Moment по части конструктива.
Цены на анаморфотную насадку Sirui:
|
Цены на анаморфный объектив Moment:
|