Сколько налогов платит apple

Налоговые оптимизаторы: как Apple, Amazon и McDonald’s избегают излишних затрат

С прошлого года у всех на слуху дело Apple об уклонении от уплаты налогов в размере 13 млрд евро. По результатам проверки, проведенной Еврокомиссией, Ирландия должна взыскать с компании недоимку по налогу и проценты за нарушение сроков уплаты. В этом году за Apple последовал интернет-гигант Amazon. 4 октября Еврокомиссия вынесла решение, которым обязала Люксембург взыскать с компании 250 млн евро налогов. С 2014 года Еврокомиссия также ведет проверку в отношении McDonald’s. Компанию подозревают в уклонении от уплаты налогов на сумму более 1 млрд евро.

В чем же заключается суть претензий Еврокомиссии?

Отдельные государства (например, Ирландия, Голландия, Люксембург, Бельгия) предоставляли крупным международным компаниям налоговые льготы (illegal state aid). Налоговые органы выдавали заключения (tax rulings), фактически одобряющие проведение операций на заведомо нерыночных условиях. В результате корпорации получали существенные преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.

Дело Apple

С 1991 по 2014 годы группа компаний Apple вела свою деятельность в Европе через компании Apple Sales International и Apple Operations Europe, зарегистрированные в Ирландии и подконтрольные американской Apple Inc. Компания Apple Sales International отвечала за продажу продуктов Apple, а Apple Operations Europe занималась производством компьютеров.

Ирландские компании распределяли свои доходы между головным офисом (Head office) и ирландскими подразделениями. Большую часть прибыли они направляли в свои головные офисы, у которых не было ни адреса, ни сотрудников. Головные офисы не осуществляли никакой операционной деятельности и нигде не платили налогов. Небольшая часть прибыли оставалась у компаний и облагалась налогом в Ирландии. Согласно данным Еврокомиссии, из полученных Apple Sales International 16 млрд евро прибыли налог был уплачен только с 50 млн евро. Эффективная ставка по налогу на прибыль компаний составляла от 1% в 2003 году до 0,005% в 2014 году.

Выданные ирландскими налоговыми органами заключения (tax ruling) подтверждали используемый компаниями метод расчета налоговой базы. Заключения были вынесены в соответствии с действующим на тот момент законодательством. Однако они нарушали принципы, установленные правилами Евросоюза о предоставлении госпомощи (EU State Aid Rules), поскольку используемый Apple метод распределения прибыли не имел никакого экономического обоснования, был «искусственным».

Дело Amazon

В Люксембурге были зарегистрированы две компании группы — Amazon EU и Amazon Europe Holding Technologies, подконтрольные американской Amazon.com, Inc.

Amazon EU – операционная компания с 500-ми сотрудниками, отвечающая за организацию онлайн-продаж и доставку товара покупателям в Европе. Amazon Europe Holding Technologies — холдинговая компания, у которой нет ни сотрудников, ни собственного офиса. Ее единственный актив – акции Amazon EU. Компания Amazon EU платила налоги в Люксембурге, а материнская, в силу особенностей ее организационно-правовой формы (limited partnership) – нет.

Для операционной деятельности компания Amazon EU использовала программное обеспечение, товарные знаки, принадлежащие американской Amazon.com, Inc. Права на интеллектуальную собственность передавались через холдинговую компанию. Она выступала исключительно в качестве посредника, получала роялти и перечисляла часть из них в США.

Налоговые органы Люксембурга выдали компании Amazon EU заключение (tax ruling) об одобрении порядка расчета налогооблагаемой базы и фактически об обоснованности размера роялти, выплачиваемых в пользу материнской компании.

Расследование Еврокомиссии показало, что в заключении налогового органа допустимый размер роялти был завышен – сумма выплачиваемых материнской компании роялти составляла почти 90% от общей выручки компании. При этом холдинговая компания была лишь посредником и не выполняла никаких функций, связанных с получением дохода. Фактически же активом управляла и увеличила его стоимость (путем доработки) компания Amazon EU.

С момента вынесения решения Еврокомиссии по делу Apple прошло более года. Однако оно до сих пор не исполнено. Apple и Ирландия обратились в Суд ЕС с апелляционной жалобой на решение. А Еврокомиссия в свою очередь направила в суд дело в связи с неисполнением решения. Чем закончится это противостояние, пока непонятно. Мы полагаем, что суд встанет на сторону Еврокомиссии.

Люксембург должен исполнить решение к началу февраля 2018 года. Будет ли он предпринимать какие-либо действия по взысканию задолженности с Amazon зависит в том числе и от позиции европейского суда по делу Apple. После того, как Еврокомиссия инициировала проверки в отношении Apple, Amazon McDonald’s, корпорации начали поиск новых «льготных» юрисдикций. В 2015 году они изменили свои схемы и переехали в другие государства. Согласно данным Paradise Papers, новым «налоговым убежищем» Apple стал остров Джерси (Jersey). А McDonald’s перебрался в Великобританию.

Читайте также:  Пока айфон заблокирован как снять галочку

Европейские страны отменяют налоговые заключения (tax rulings). Компании уже не могут претендовать на льготы, которые они получали ранее. В связи с выявленными нарушениями Еврокомиссия инициировала изменения законодательства, направленные на борьбу с выведением прибыли из-под налогообложения. Они предусматривают устранение расхождений между законодательством европейских стран, ограничение вывода средств за пределы Евросоюза, стимулирование финансирования компаний путем увеличения их уставного капитала, а не через предоставление займов. Так, в январе 2017 года Люксембург ввел специальные правила, касающиеся внутригруппового финансирования. Кипр также изменил свое законодательство. С 2019 года европейские налоговые консультанты, юристы, бухгалтеры, банкиры будут обязаны информировать налоговые органы о разрабатываемых или применяемых ими схемах налогового планирования. В свою очередь, налоговые органы европейских государств будут обмениваться полученной информацией в автоматическом режиме.

Таким образом, в результате выявления используемых Apple, Amazon и McDonald’s налоговых схем и деятельности Еврокомиссии правила игры в Европе существенно изменились. Сэкономить на налогах там теперь очень непросто. Эти изменения могут сказаться и на европейских компаниях, подконтрольных российским резидентам. Эти компании могут столкнутся с отменой ранее полученных заключений налоговых органов, что означает увеличение налоговой нагрузки. Кроме того, стоит пересмотреть существующие схемы финансирования бизнеса, поскольку внутригрупповые займы будут привлекать пристальное внимание налоговых органов.

Источник

Apple заплатит рекордный налог, чтобы вернуть $250 млрд в США

Apple возвращает капитал на родину. Сообщение об этом было опубликовано на сайте гиганта технологической индустрии. В заявлении сказано: «Apple, которая уже является крупнейшим налогоплательщиком США, планирует выплатить примерно $38 млрд в качестве налога на репатриацию, как это предусмотрено последними изменениями в налоговом законодательстве. Вероятно, это будет крупнейший в истории платеж такого рода».

По состоянию на 30 сентября 2017 года, согласно документам, поданным компанией в Комиссию по ценным бумагам и биржам, общий объем денежных средств, их эквивалентов и ценных бумаг, находящихся во владении иностранных дочерних компаний Apple, составлял $252,3 млрд. Компания указала, что «средства, находящиеся во владении иностранных дочерних компаний, по общему правилу подпадают под налог о репатриации при возвращении в США».

Если предположить, что Apple осуществляет репатриацию денежных средств (или их эквивалентов) при ставке налога на репатриацию, равной 15,5%, это означает, что компания планирует вернуть на родину чуть более $245 млрд, что близко к общей сумме средств за рубежом. Мы пока не получили ответа на электронное письмо, направленное в адрес компании с просьбой подтвердить это предположение.

До принятия нового закона американские компании платили налоги со всей прибыли, независимо от ее источника. Налоговая реформа изменила эти условия. Теперь американские компании платят налоги только с прибыли, полученной на территории США. Однако такие компании, как Apple, которые уже скопили активы за рубежом, вынуждены выплатить налог для их возвращения в США.

Согласно новому налоговому закону, Конгресс ввел однократный налог на репатриацию, чтобы стимулировать компании вернуть эти средства. Идея в том, что высвобождение денежных средств, которые до тех пор удерживались за рубежом, ускорит рост инвестиций и создание рабочих мест. Однако доклад, подготовленный Центром исследований приоритетов бюджета и политики (CBPP), демонстрирует, что так происходит не всегда: во время налоговых каникул 2004 года большинство компаний воспользовались сэкономленными средствами, чтобы выплатить дивиденды или выкупить акции. А рабочие места? Pfizer, Merck, Hewlett-Packard, Ford и Pepsi репатриировали деньги и, как следствие, сократили штат.

Apple подчеркнула, что в ее случае этого не произойдет. В сообщении на сайте говорилось также, что «с учетом новых инвестиций и нынешнего объема заказов Apple для внутренних поставщиков и производителей — примерно $55 млрд в 2018 году — прямой вклад Apple в экономику США составит более $350 млрд в течение следующих пяти лет без учета уплаченных налогов, налогового дохода от зарплат сотрудников и продаж продукции Apple».

Ранее Apple уже навлекала на себя гнев общественности по поводу размещения огромных сумм за рубежом. В 2010 году Стив Джобс, на тот момент CEO Apple, заметил, что компания придерживала денежные средства в ожидании «одной или нескольких уникальных стратегических возможностей». Примерно в то же время технологический гигант нанял лоббистскую фирму Fierce, Isakowitz and Blalock из Вашингтона. Многие восприняли это как первый шаг к тому, чтобы наладить отношения с теми членами Конгресса, которые могли бы с пониманием отнестись к беспокойству компании по поводу налогообложения и конфиденциальности.

В 2016 году CEO Apple Тим Кук сказал, что не собирается репатриировать активы Apple, «пока не будет введена справедливая ставка». На тот момент считалось, что Apple хранит в офшорах более $230 млрд. При налоговой ставке 40% с учетом налогов штата сумма платежа составила бы $92 млрд. Для сравнения — в тот период это в два раза превышало годовой бюджет Министерства внутренней безопасности.

Читайте также:  Чем отличаются айфон 11 промакс от 12 промакс

Однако сегодня Кук особенно подчеркнул готовность компании развивать экономику США, заявив: «Apple — это история успеха, которая была возможна только в Америке, и мы гордимся возможностью и в дальнейшем поддерживать экономику США. Мы искренне верим в американскую самобытность, и наши инвестиции будут сосредоточены в областях, где мы можем оказать прямое воздействие на создание рабочих мест и подготовку персонала. Мы чувствуем себя в долгу перед нашей страной и людьми, благодаря которым возможен наш успех».

После этой новости акции Apple выросли на 1.42% до $178,69 по состоянию на 15:23 североамериканского восточного времени.

Источник

Наушники, Fortnite и сериалы: на чем зарабатывает Apple

Apple — поставщик высокотехнологичных товаров и услуг. Все слышали про их смартфоны и легендарного основателя компании Стива Джобса. Но сейчас компания проходит трансформацию — и уже лет через 10 она будет мало напоминать классическую Apple с ежегодным выпуском новых Айфонов. Скорее нас будет ждать диверсифицированный технологический холдинг с огромной ролью сегмента услуг в структуре выручки.

Что тут происходит

Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса американских эмитентов. Эту компанию предложил разобрать читатель Alex Freeman в комментариях к обзору Amazon. Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.

На чем зарабатывают

Согласно годовому отчету, выручка компании разделяется на несколько сегментов.

Товары. Это смартфоны iPhone, компьютеры Mac, планшеты iPad и другие товары: наушники AirPods, приставки Apple TV, часы Apple Watch, наушники и аудиосистемы Beats, умные колонки HomePod, мультимедийные устройства iPod.

Инвестиции — это не сложно

Услуги. Тут тоже разнообразие:

  1. Магазины цифрового контента: App Store в нескольких разновидностях — для смартфонов, планшетов, компьютеров, часов и Apple TV. Здесь Apple зарабатывает на комиссиях с платежей пользователей внутри приложений.
  2. Стриминговые сервисы — музыка на Apple Music и кино и сериалы на Apple TV+: компания выпустила на этой платформе сериал «Защищая Джейкоба» с Крисом Эвансом и фильм «Грейхаунд» с Томом Хэнксом.
  3. AppleCare — сервис подписки для техобслуживания устройств Apple.
  4. iCloud — облачный сервис, в котором хранятся данные пользователей.
  5. Лицензирование интеллектуальной собственности Apple другим компаниям. Судя по итогам судебных разбирательств между Samsung и Apple, это очень даже рентабельный бизнес.
  6. Apple Arcade — сервис подписки на мобильные игры со своей библиотекой.
  7. Apple Card — кредитные карты.
  8. Apple News+ — цифровой сервис подписки на новости и журналы.
  9. Apple Pay — безналичная платежная система.

Большую часть выручки приносят товары — см. таблицу ниже, — но доля услуг быстро увеличивается — мы еще вернемся к этому сюжету позже.

Компанию можно считать экспортером: большая часть продаж происходит за пределами США.

Есть вопросики

Уровень детализации в отчете компании расстраивает. Он, конечно, получше, чем у Amazon: Apple хотя бы указывает разные виды устройств в таблице с продажами — у Amazon все свалено в кучу. Но есть важнейшие вопросы, ответы на которые нам отчетность Apple не дает.

Во-первых, учитывая постоянно растущую долю услуг в выручке Apple и переход компании с продаж устройств на более рентабельный бизнес по оказанию услуг, хотелось бы увидеть разбивку сектора услуг по их видам: сколько приходится на магазины приложений на каждом виде устройств? А сколько дает сервис Apple TV+? А сколько дает Apple Arcade? Более того, хотелось бы знать, какова рентабельность каждого вида услуг. Но сейчас этой ценной информации у нас нет — и очень жаль.

Во-вторых, в разделе «Другие устройства» у компании смешано очень много разных устройств. Хотелось бы узнать долю каждого вида устройств в выручке или прибыли компании: сколько приходится на наушники и сколько на часы, например. Возможно, компания не раскрывает эти данные из-за большого опыта разочарований, связанных с выпуском устройств, которые не взлетели, — но интернет все помнит! И если будете в Праге, сходите в музей Apple, чтобы посмотреть на все эти устройства вживую.

Не Айфоном единым

Продажи Айфонов — это до сих пор основной генератор выручки для компании. И это проблема, потому что и в более сытые годы в США увеличивался срок использования смартфонов потребителями. И это вполне разумно: смартфон — это не самое дешевое приобретение, действительно имеет смысл использовать старый смартфон, пока это возможно.

Читайте также:  Iphone не работает тачпад

Мир уже получил все смартфоны, которые ему нужны, и продажи в этой сфере падали еще до начала коронавируса.

Уже в 2017 было понятно, что Apple не стоит надеяться на стабильный рост продаж новых смартфонов от года к году — отсюда и ее курс в сторону услуг и других товаров. Наушники и другие дополнения к смартфонам продаются очень хорошо и демонстрируют бравые темпы роста. Поэтому с точки зрения стратегии решение очень даже оправданное: смартфонов в мире каждый год продается на 484 млрд долларов — а еще к ним идет 459 млрд долларов сопутствующих товаров и услуг.

Поэтому именно в категории услуг и дополнительных товаров для смартфонов и стоит ждать основного увеличения выручки и прибыли Apple. На каких-то участках этого фронта Apple уже получила стратегическое преимущество над конкурентами.

А вот на смартфоны как двигатель финансовых результатов компании я бы не стал надеяться. Есть хорошая причина тому, что Apple занимает лишь очень небольшую долю рынка продаж смартфонов в мире, — это непотребная цена Айфонов.

Можно сколько угодно говорить про то, насколько iOS лучше Android, но это не отменяет того, что Айфоны стоят существенно дороже. Смартфоны Apple слишком дороги для жителей вечно развивающихся стран. И, прямо скажем, они выглядят как излишество даже по американским меркам: и без коронавируса жить становилось хуже с каждым годом, а уж с коронавирусом стало совсем плохо. Поэтому я бы ожидал, что в ближайшем будущем продажи смартфонов как раз будут портить итоговый результат Apple.

В долгосрочной перспективе продажи телефонов будут просто буксовать на плато, ранее достигнутом компанией. Поэтому будущее компании заключается в том, чтобы качать выручку с огромной базы пользователей товаров Apple в сфере услуг. Собственно, начиная с 2019 Apple перестала сообщать инвесторам о количестве проданных устройств, ограничившись только выручкой в этом сегменте, которая может расти из-за роста цен на устройства.

Apple доит разработчиков и издателей

Развитие сегмента услуг Apple натолкнулось на сопротивление отдельных крупных компаний. Многие, вероятно, слышали про конфликт Apple и Epic Games. А кто не слышал, вот суть: Epic ввела в iOS-версии своей игры Fortnite возможность платить за опции в игре в обход платежной системы Apple — это выгодно для Epic, потому что Apple берет жирные комиссии. Apple это не понравилось, Epic отказалась убирать альтернативный способ оплаты, Fortnite удалили из App Store — и начался тяжелый судебный процесс, который, скорее всего, со временем дойдет до Верховного суда.

Apple успешно навязывает свои комиссии разработчикам, которые выпускают свои приложения в App Store. И деваться разработчикам некуда: App Store — огромный рынок, упускать который не хочется. И поэтому от исхода борьбы компании с Epic Games будет зависеть ее будущее как поставщика услуг.

Но даже если в США исход дела будет благоприятен для Apple, еще есть Европа, где сейчас в отношении компании ведут антимонопольное расследование, вызванное ее практиками в App Store. Исход его не столь важен, как исход дела в США: весь ЕС дает почти в 2 раза меньше выручки, чем США.

Но этот процесс может стать примером для других стран, в первую очередь для КНР, где App Store функционирует на особых условиях: для Apple сделали исключение и позволили не создавать совместное предприятие, то есть не делиться исходным кодом и технологиями с китайскими партнерами. В рамках торга за лучшие условия для китайских разработчиков Пекин вполне может пригрозить App Store запретить работать в КНР, если Apple не снизит комиссии. Да и в принципе ничто не мешает другим странам следовать примеру регуляторов ЕС.

Регуляторы могут прийти и с другого направления: недавно палата представителей выпустила отчет-расследование, касающееся монопольных практик крупнейших технологических компаний США. В расследовании Apple обвинили в злоупотреблении своим положением — собственно, насчет правил размещения в App Store, — монополистских замашках и, как следствие, удушении инноваций в США. Кроме огромных комиссий компания использует свое положение хозяина торговой площадки для продвижения собственных приложений в ущерб приложениям сторонних разработчиков. Например, в App Store первыми при поиске приложений определенного рода в основном показываются приложения производства Apple.

Для Apple выставление своих приложений в топе поиска — очень важная часть развития себя как поставщика услуг. Более честная конкуренция со сторонними производителями приложений приведет к ощутимо меньшей конверсии платных подписчиков. Мелкие изменения такого рода, например более широкий выбор в топе поиска, могут очень больно ударить по компании.

Источник

Оцените статью