- Трудности перевода: Apple. Think Different
- Рекламный слоган Apple «Think Different» («Думай иначе»). Логотип Apple
- Начало успеха
- Что это за рекламный слоган?
- Как все происходило?
- Начало обсуждений
- Неделя поисков и решение
- Противоречия и принятие решения
- Подбор команды
- Небольшие проблемы
- Результаты и начало нового пути
- Закулисное значение слогана “Think Different”
- W. Edwards Deming
Трудности перевода: Apple. Think Different
Кампания «Think Different» была создана агентством TBWA Chiat/Day. Именно это агентство в 1984 году сняло ролик «1984». Кампания отвечала простому правилу: в концепции бренда должна быть мощная эмоциональная составляющая, апеллирующая к жизненным ценностям целевой аудитории. Лучше, если она обращается к вечным ценностям, которые не подвержены влиянию моды и конъюнктуры. Лозунг Apple «Think Different» попадал в яблочко. Стив Джобс, один из основателей Apple Computer, двигатель и крестный отец этой очень грамотной и интенсивной маркетинговой кампании, так сказал об этой рекламе: «Think Different» представляет душу бренда Apple — креативный и страстный человек может изменить мир к лучшему. Apple делает лучшие инструменты для творческих личностей». И еще: «Если бы Эйнштейн был жив, у него был бы «Макинтош», и вы об этом знаете.
Светлана Попова, копирайтер Ark Thompson:
Отличные мысли
Это была отличная мысль — создать Apple, и с этим наверняка согласится большинство моих коллег. Apple позиционирует себя как компаньон творческих людей, нонконформистов, умеющих ценить себя и свой индивидуальный образ мыслей. Поэтому главный слоган Apple не может ограничиться призывом типа «Думай иначе», «Думай по-разному», «Думай разносторонне» и навязывать какой-либо образ мыслей. Apple буквально провозглашает свободу мысли и ее выражения, поддерживает тех, кто хочет отличаться от других своими идеями и их качеством, а также тех, кто не стоит на месте и постоянно находит новые оригинальные мысли. Поэтому слоган «Apple. Отличные мысли» является удачной адаптацией «Think Different» и несет в себе пять значений:
- Твои идеи и мысли прекрасны.
- Твой образ мыслей особенный, и он отличает тебя от других.
- Твои мысли нестатичны, ты способен создавать новые оригинальные идеи и не ограничиваться старыми.
- Изобретение Apple было отличной мыслью.
- Это была хорошая идея воспользоваться Apple.
Яна Ванинская, копирайтер FCB MA:
Мысли иначе
Слоган «Think Different» гениален до неприличия, гениален до такой степени, что фактически выходит за рамки слогана. Он в полной мере отражает философию бренда и идеологию тех, кто не хочет ощущать себя частью толпы.
На первый взгляд перевод «Think Different» совсем нетруден. Однако мне захотелось максимально использовать возможности великого и могучего… Первое, что мне пришло в голову, — это «Отличайся». Казалось бы, и лаконично, и call to action есть, и двойной смысл («отличайся от других» и «выделяйся»). Но «подходит тем, кто приносит на деловую встречу Power book только для того, чтобы поймать восхищенные взгляды, прикованные к светящемуся яблочку, а затем и к обладателю сокровища». Нет, «показуха» нам не подходит!
Вернемся к прямому переводу. «Think Different» означает «думай по-другому», однако у слова «думать» есть более глубокий синоним — «мыслить». «Иначе» звучит не так банально, как «по-другому». Получается «Мысли иначе». А если добавить знаки препинания, то получится что-то вроде угрозы: «Мысли, иначе». но это уже совсем другая история.
Анна Батракова, копирайтер Prior:
Мысли с отличием
Наконец я решилась! Мне нужен новый компьютер. Кстати, это отличная возможность глазами потенциального потребителя Apple Macintosh оценить адаптированный слоган «Think Different». В середине 1980-х в Америке этот слоган значил не просто «Думай иначе». Это был призыв расстаться с устаревшими взглядами. И смело шагнуть в мир, где передовые технологии доступны не только крупным корпорациям. В мир, который можно изменить. Нашего человека персональным компьютером не удивишь. Apple Macintosh уже не роскошь. Теперь это средство самовыражения. Более того, средство самовыражения для интеллектуалов. А значит, и слоган должен пробуждать желание реализовать себя с помощью этого бренда.
Итак, «Apple. Мысли с отличием». Два смысла: побудительная форма — «поглаживание» потребителя, похвала продукту — все, что нужно хорошему слогану. Душевно получилось. Угадаете с одного раза, какой именно компьютер я куплю?
Источник
Рекламный слоган Apple «Think Different» («Думай иначе»). Логотип Apple
- 30 Января, 2019
- Обзоры
- Наталия Беспалова
Не так давно прошла презентация от компании Apple, где были рассмотрены новинки. Не верится даже, что когда-то компания не была супер успешной и могла переживать кризисы. Она даже стояла на грани банкротства. Именно в тяжелый период появился знаменитый слоган Apple, который гласил, что необходимо думать иначе. Это правильная позиция, ведь только те, кто старается найти свой путь, добивается успехов в жизни. Именно с think different началась новая точка отсчета компании. Предлагаем ознакомиться с крайне занимательной историей появления знаменитого слогана.
Начало успеха
7 марта – это знаковая дата для компании. Apple пережила массу положительных и отрицательных моментов. Однако неизменным сейчас остается одно — слоган «думай иначе». Все началось с того, что Стив Джобс вернулся в компанию в самое трудное для нее время. До банкротства оставалось девяносто дней. В следующие пятнадцать месяцев, с приходом Стива Джобса, компания вновь стала приносить прибыль, а ее капитализация при этом выросла в три(!) раза.
Стоит отметить, что за это время Apple совершенно не выводила на рынок свои новые продукты. Так что же повлияло на чашу весов? Что спасло компанию от полнейшего краха? Возрождение компании как раз и начинается со слогана think different. Apple провела прекраснейшую рекламную кампанию, которая спасла компанию. Это просто гениальнейший ход. Хотя слава приписана Стиву Джобсу, но это проделал основатель компании, а вот роль Джобса была куда скромнее! Если говорить откровенно, он вовсе не желал выпускать ролик в эфир, но ему пошли наперекор и, оказалось, не зря.
Что это за рекламный слоган?
Это небольшой черно-белый ролик, где прославлялись вольнодумцы, кардинально поменявшие мир. Именно этот нехитрый ролик за считанные месяцы возвратил потребителям, инвесторам и сотрудникам веру в светлое будущее компании Apple. Казалось бы, как один ролик может кардинально поменять мнение аудитории? Но если приложить усилия и проявить немного фантазии, то одно видео способно изменить мнение людей.
Как все происходило?
Как же появился рекламный слоган? Это был 1997 год, в то время компания почти обанкротилась, Стив Джобс был принят в компанию обратно, и он стремился многое изменить.
В штаб-квартире Apple в большом конференц-зале встретились руководители. Это не была встреча давних друзей, которые через многое прошли. Скорее, деловой разговор. Джобс даже в те времена не изменял себе: черная водолазка, шорты, вьетнамки. Да, в одежде он был подчеркнуто небрежным, но в остальном — крайне деловым человеком.
Именно тогда Стив Джобс заявил, что Apple — это «израненный зверь». Он и не предполагал, что компания в таком ужасном состоянии. Джобс хотел пересмотреть рекламную кампанию, убрать ролики на ТВ и оставить рекламу только в компьютерных глянцах на время, за которое компанию должны были вывести из кризиса.
Некоторые были не согласны с таким решением, глава компании слушал все молча и сдержанно. Требовалось доказать, что компания Apple не умрет, а рекламные полосы в журналах не смогут переубедить никого. Требовалось показать, что компания сильна и сможет противостоять всему! Многие согласились, что требуется масштабная наружная реклама и качественные телевизионные ролики. Apple нуждалась в сильной идее в то время. Стив Джобс решил дать шанс людям проявить себя. Он сказал, что рассмотрит все предложения и надеется увидеть настоящее чудо.
Начало обсуждений
Слоган Apple разрабатывался долго и мучительно. Были собраны разные творческие коллективы, их проинформировали о нелегком задании. Создать качественную рекламу нелегко, а когда компания находится на краю обрыва – это задача фактически невыполнима, потому как все надежды возлагались на слоган и ролик. Трудно было поверить, что такие вещи могут изменить будущее компании столь кардинально.
У творческих коллективов не было даже полноценной стратегии, плана. Все должны были думать о том, как в кратчайшие сроки возвратить доверие потребителя к компании и создать слоган и логотип Apple, которые просто перевернут ситуацию на сто восемьдесят градусов.
Бренд в те времена пользовался огромным спросом среди людей творческих профессий. Некоторые полагали, что наилучший способ «перевернуть игру» — это получить хвалебные отзывы от знаменитых фанатов продукции Apple. Впоследствии, выяснилось, что компьютеры бренда импонируют Стингу, Стивену Спилбергу и многим другим звездам.
Пресса в то время писала массу негативных статей о компании, журналисты считали, что компьютеры от Apple – это дорогие игрушки, не более того. И они не способны справляться с серьезными задачами. Журналисты были беспощадны. Они постоянно твердили, что покупка продукции Apple – это пустая трата средств. Люди читали такие изречения, верили и, как следствие, продажи компании упали до критического минимума.
Журналисты были просто в восторге от того, что компания теряет позиции на рынке. Ситуация еще ухудшалась тем, что большая доля программ создавалась для IBM-совместимых персональных компьютеров. Apple была в катастрофическом положении, но это и стало тем самым толчком к развитию и успеху.
Неделя поисков и решение
Спустя неделю поисков решения по спасению компании команда вновь собралась в конференц-зале. Правда, теперь его было крайне трудно узнать: всюду были фотографии, разные наброски, эскизы, слоганы. Четыре креативных группы работали не покладая рук, и они представили свои работы. Три работы были банальными, но вот одна была особенной.
На первый взгляд казалось, что реклама для билбордов ничего не содержит, что просто поразило бы кого-то до глубины души. Только черно-белые фотографии людей, которых общество считало настоящими бунтарями. На одном макете был Эйнштейн, на другом – Томас Эдисон, на третьем – Ганди. Также была известная фотография, где люди вставили в автоматы цветы, показывая таким образом, что они против войны и насилия во Вьетнаме. На каждой фотографии был нанесен радужный логотип Apple, но это еще не все. Фотографии сопровождались слоганами. Какими? Правильно – «думай иначе». И все, больше не было ничего.
Идея такого хода принадлежала арт-директору Крейгу Танимото. Другие снимки от команд были обычными и понятными, в отличие от этих, потому потребовались пояснения, и арт-директор поспешил их предоставить главам компании.
Все было банально и просто, в рекламных кампания от IBM всегда есть слово Think!, что в переводе «Думай!». Арт-директор компании посчитал, что продукция Apple отличается от IBM, потому слоган компании Apple решили видоизменить. Так и появилось знаменитое изречение, что думать нужно иначе. А эту простую мысль решили вложить в головы потребителей через уста людей, которые как раз и думали по-другому.
Противоречия и принятие решения
Слоган Apple на русском и на английском звучит смело, а его концепция — вызывающая. Это было то, что требовалось компании в то время. Реклама должна бросаться в глаза, наводить на размышления. Основателю компании идея понравилась, потому были подключены все рабочие группы, и началось создание рекламной концепции для телевидения и печатных СМИ.
Подбор команды
Арт-директорам теперь требовалось подобрать современных знаменитостей, которые будут фигурировать в рекламе. Одни сфокусировались на телевидении, ведь нужно создать хоть и простую, но понятную концепцию рекламы, передающую настроение людям. Такой простой слоган Apple, но очень сложная реализация.
Ролик должен был длиться недолго. Был написан текст, подобрано музыкальное сопровождение. Разработали прекрасный ролик, билборды. Все представили Джобсу, и он пришел в восторг!
Небольшие проблемы
Оказалось, что ролик для ТВ должен быть до 60-ти секунд и не дольше. Но если обрезать видео – терялся смысл. Было принято изменить текст, музыку (были проблемы с получением прав от исполнителя). И вот тут ключевую роль в разработке слогана Apple сыграл фильм «Общество Мертвых поэтов», именно изречения Робби Уильямса послужили фундаментом к созданию прекрасного минутного ролика для телевидения. Конечно же, реакция была разной. Но важно то, что о бренде заговорили, и очень много, компания начала возвращаться к жизни.
Результаты и начало нового пути
В течение года котировки компании увеличились в три раза. Через год после запуска слогана был представлен первый iMac. Этот компьютер стал одним из самых продаваемых в истории компании из-за его инновационного дизайна.
Как видите, в 1997 году компания могла закрыться, а в 2018 году – это самый успешный бренд в мире, выпускающий каждый год интересные новинки, предлагающий новые сервисы и постоянно совершенствующийся. Сейчас именно с Apple многие компании берут пример, ориентируются на дизайн продукции. Некоторые производители даже копируют знаменитый слоган! Все изменилось за такой короткий промежуток времени.
Источник
Закулисное значение слогана “Think Different”
Недавно увиденное мною малоизвестное интервью Стива Пола Джобса, в котором он говорит о Джозефе Юране, консультировавшим некогда его компанию NeXT, помогло мне больше понять суть лозунга Apple, известного “Think Different”.
“Хвала безумцам, бунтарям, смутьянам, неудачникам! Тем, кто всегда некстати и невпопад. Тем, кто видит мир иначе. Они не соблюдают правила. Они смеются над устоями. Их можно цитировать, спорить с ними, прославлять или проклинать их. Но только игнорировать их — невозможно. Ведь они несут перемены. Они толкают человечество вперёд. И пусть кто-то говорит — безумцы!, мы говорим — Гении! Ведь лишь безумец верит, что он в состоянии изменить мир, — и потому меняет его.”
Помните этот спич из кампании Apple 1997-го вышедшей под слоганом “Think Different” (Думай иначе) в пику IBM-овскому лозунгу “Think” (Думай) и как вызов её засилью на рынке ПК в то время? Причем Apple этой кампанией декларировала принцип, а не рекламировала продукт.
Кампания “Think different” началась с подачи Джобса в год его возвращения в Apple, после слияния двух его детищ, Apple и NeXT, годом ранее – в 1996. Созданная Джобсом, NeXT была поистине инновационной компанией. И современная Apple обязана ей многим. Но не о чудо-разработках и технологиях здесь пойдет речь, а о принципах, которые обеспечили их появление, и определили философию NeXT. Декларирование лишь лозунгов не способно обеспечить успех, как мы прекрасно знаем из примера в фильме “Собачье сердце” ))
Так какие смыслы были вложены в тот лозунг и что обеспечило на долгие года лояльность клиентов к Apple? Попробую предположить…
В 1990, будучи президентом NeXT Computer Inc., Джобс дал вот это интервью:
Для справки, стоит отметить, что в этом интервью Стив Джобс говорит о Джозефе Юране (именно Юран, а не Джуран, потому как он по происхождению — румын, и фамилия его звучит на родине именно так).
Джозеф Мозес Юран, румын по происхождению, жил и работал в США, был экспертом в области качества и причастен к японскому “экономическому чуду”, был академиком Международной Академии качества, автор множества книг, самая известная из которых – “Quality Control Handbook” (изд. 1951). Консультировал такие компании как Gillette, Toyota Motor Co., Royal Dutch Shell, Volkswagen, Xerox, Rolls-Royce и Philips.
Его и Уильяма Эдвардса Деминга, считают гуру в области качества: принципов непрерывного совершенствования и повышения качества процессов.
Это интервью весьма интересно и помогло мне объяснить многое, и отчасти – феномен успеха Apple. Я решил перевести его, комментируя по пути.
Ведущий: Стивен или Стив?
Джобс: Без разницы. Стивен Пол Джобс – сойдёт. Стив Джобс – тоже сойдёт.
Ведущий: И Вы являетесь…?
Джобс: … президентом NeXT Computer, Incorporated.
Ведущий: Что Вас свело вместе с доктором Джозефом Юраном?
Джобс: Однажды, в NeXT, мы решили разобраться что вся эта шумиха насчет качества значит. Мы стали изучать этот вопрос, встречаться с людьми. Доктор Юран, был один из немногих, кто смотрел реально на вещи и не витал в облаках, умел объяснить всё очень научно. Это пришлось нам в NeXT по душе, и инженерам, и руководству. Д-р Юран посещал нас несколько раз, и всегда был в “бабочке”. Мы многому научились у него.
Ведущий: Что было самым ценным для вас?
Джобс: Наиболее значимым было то, что мы научились выделять повторяющиеся процессы и изучать их работу, разделять на составляющие и снова складывать в единое целое, чтобы сделать их более эффективными при малых затратах и без всякой там магии и болтовни.
Мы проще стали смотреть на вещи, с широко открытыми глазами: находили закономерности процессов, занимались реинжинирингом. И, насколько я себе уяснил, многое в вопросах качества зависит именно от того, насколько эффективны ваши процессы, насколько вы умело обращаетесь с ними: удаляете, объединяете или улучшаете.
Ведущий: Вполне понятно почему телевизионщики могут хотеть сделать программу про Мадонну или Шварцнеггера. Но чем может заинтересовать публику этот “древний тип в бабочке”, которого мы знаем как д-ра Юрана?
Джобс: Америка сейчас в сложном положении. Мы забыли прописные истины. Наше долгое процветание сделало многие вещи для нас привычными, и мы уже не отдаем себе отчет в том, сколько труда требовалось, чтобы обеспечить нам это процветание. Такие вещи, например, как система образования, развитая промышленность. Теперь нам нужно заново переосмыслить это, вернуться к истокам и учится снова. Вот тут-то и стал ценен Юран. Все, что он говорит, указывает в корень причины, по которой мы оказались позади Японии в отношении производства и планирования.
И это вовсе не означает что японцы хитрее или они умнее нас. Это все потому, что у нас нет стратегии, нет культуры производства. Но все можно исправить. Мы сможем это сделать, вернувшись назад к тому, с чего начали.
Ведущий: В наши дни не часто встретишь “живую легенду”. Что Вас поразило в д-ре Юране больше всего?
Джобс: Мне посчастливилось встретить нескольких великих людей в своей жизни. Все они имели одну общую черту – они относились ко всем людям совершенно одинаково: будь-то дворник или руководитель компании, Президент США или кто-то из трущоб в пригороде. Они абсолютно не делали различий. И если им задавали вопрос, их ответ был максимально исчерпывающий в полную меру их знаний. И когда смотришь им в глаза, ощущаешь одно и то же… Все это справедливо и по отношению к д-ру Юрану. Любой вопрос для него был самым важным. Прямолинейность и обходительность, присущие ему, нас всегда поражали. Ну и, конечно, его компетентность… По сути, глубокие знания и были для него той причиной, по которой, даже отвечая на самый глупый вопрос, он пытался передать собеседнику так много, как только мог.
Ведущий: Сейчас все поголовно эксплуатируют “качество”, будь то реклама или что-то ещё. Во многих сферах это почти как “отче наш”, они оперируют этим как понятиями “американский флаг”, “яблочный пирог” или “Родина”… И, тем не менее, многие компании, большие в особенности, испытывают трудности с качеством, судя по обратной связи. Что препятствует им, как Вы думаете?
“Когда вы размахиваете флагами “продуктивность” и “качество”, это, по сути, означает что стоимость единицы вашей продукции всё ещё очень высока и вы не можете продавать столько, сколько нужно. Ваши работники не хотят чтобы им платили меньше и потому, чтобы обеспечить прибыль, вы задираете ценник вверх. Вот так и создается инфляция!“
W. Edwards Deming
Джобс: Забавно… но теми, кто никак не спекулирует понятием “качество”, являются японцы. Вы никогда не услышите ничего о качестве в маркетинге японцев. Это делают только наши компании. И тем не менее, если вы спросите прохожих на улице, чьи продукты имеют высокую оценку качества, вам неизменно расскажут о японских продуктах.
А знаете почему? Да потому что покупатели не складывают своё мнение о качестве на основании рекламы. Покупателям все равно что кто-то там получил награду Деминга или Балдриджа. Покупатели формируют своё мнение о качестве исключительно на личном опыте использования товаров или услуг!
Вы можете тратить уйму денег на всякие мероприятия по повышению качества и маркетинг, собрать все призы в этой области, но если ваш продукт не оправдает надежд, покупатели будут долго помнить как вы облажались. А потому, если хотите иметь качественный продукт — начните с основ, а не с конца… начните с разработки и производства, а не с маркетинга и деклараций о качестве.
Шах и мат пустозвонам-маркетологам!
Покупатели пусть задумаются над тем, какая часть платы за товары и услуги уходит из их карманов на оплату бесполезной рекламы где говорят о качестве, которое на деле совершенно не оправдывает их ожиданий.
Кроме этого, говоря “качественный” я ещё имею ввиду “правильный продукт”, нужный, а не только свойства самого продукта или услуги! Для этого необходимо чувствовать рынок, быть в курсе инноваций, быть на шаг впереди.
Лидеры в области качества давно уже распространили такие подходы за пределы производства. У них такая политика хорошо вписывается и в продажи, и в обратную связь, насколько это возможно, для того, чтобы быть ближе к клиенту и пытаться создать супер-эффективные процессы не только на пути продукта к клиенту, но и на обратном пути, стараясь понять, что же понравилось клиенту.
Ведущий: У Вас была замечательная возможность Попытки №1, Попытки №2, возможно будет и третья, и четвёртая. Но мне кажется, что с доктором Юраном Вы познакомились не во времена когда были в Apple…
Джобс: Нет. В NeXT.
Ведущий: Что Вы стали делать в NeXT не так, как это раньше делали в Apple, после встречи с доктором Джозефом Юраном?
Джобс: Когда Вы “новичок” и, приходя в компанию, начинаете спрашивать “Почему вы делаете это так?”, чаще всего слышите в ответ “Мы всегда так делали… здесь мы делаем так… так заведено”. На мой взгляд, самый большой вклад в вопрос качества лежит в подходе, объясняющем почему что-то делается так, а не иначе, с описанием процесса, с научным обоснованием, доводами и теорией, а не просто “мы так делаем”. Но более важно — всегда иметь возможность подвергнуть всё сомнению и изменить процессы.
И это совершенно иной деловой подход к работе, чем традиционный “потому что так было заведено”. Это именно то, как мне кажется, что меняет всё в корне! Это преисполненный величайшего оптимизма подход в отношении людей, который звучит примерно так: “Эти люди очень смышлёные. Они не пешки. Они очень умны. И если им дать возможность что-то изменить и сделать лучше, они это сделают. Они будут совершенствовать процессы если есть механизм для этого”.
Такой оптимистичный гуманизм я нахожу очень привлекательным для себя. Я уверен, можно найти сотни примеров того, что такой подход работает.
Ведущий: Проявление этого оптимистичного гуманизма ожидаемо в компаниях тогда, когда люди, руководящие ими, отвечают “Да” новаторству и рекомендациям консультантов. Чему Вы сказали “Да” после общения с доктором Юраном из того, чему бы ранее Вы не сказали бы “Да”?
Джобс: Ваш вопрос как раз и выражает то, в чем ошибка многих. Вся сущность этих новых подходов заключается как раз в том, что людям не нужно просить разрешения у руководства сделать что-то, что должно быть опробовано. Авторитетность руководства должна опираться на людей, которые могут совершенствовать процессы: понимать их, измерять, делать их лучше и обучать других.
С какой стати нужно просить разрешение сделать что-то лучше? Новая философия качества натыкается на эти пережитки традиционной иерархической структуры. Полномочия должны перейти к людям, которые лучше всего могут разобраться что нужно, чтобы сделать работу проще и эффективнее. Единственное, что им нужно — разрешение не спрашивать разрешения по вопросам улучшения качества.
Как мне кажется…
… это и был смысл слогана “Think different.” Оно отражало смену подхода, принятие новой философии и готовность к переменам.
Ведущий: Сегодня в Америке есть два гуру качества, Юран и Деминг. Наверное, Вы знакомы с д-ром Демингом и его премией. Что Вам видится как наибольший вклад этих двоих мужей?
Джобс: С д-ром Демингом не знаком и никогда не читал его книг. В этом вопросе я — полный невежда. Не могу Вам ничего сказать.
Ведущий: Когда будете думать о прошлом, 5-10 лет спустя, когда д-р Юран уйдет и останутся лишь его кассеты и книги… Какое воспоминание о нем самое приятное?
Джобс: Самое яркое то, что в таком почтенном возрасте его ум остается таким свежим, живым. Он полон энергии, летает по всему миру, чтобы общаться с людьми из таких компаний как наша, тратит своё время чтобы передать людям то, о чём узнал за всю свою жизнь.
Откуда берется такая энергия? В его сердце явно есть что-то, что им движет. Но совершенно точно это не его “Карманная книга о качестве”. И я очень уважаю это “что-то” в его сердце… то, что он изо всех сил пытается отдать следующему поколению… то, чему сам научился в жизни… и продолжать делать это так долго, насколько хватит сил.
Он не раз был у нас, пересекая всю страну, чтобы сделать NeXT компанией, которая ему нравилась бы всё больше и больше. И казалось, ему ничего не нужно кроме чувства, что его идеи нашли благодатную почву и будут жить после него. И это достойно глубокого уважения. Он человек с большим сердцем.
Ведущий: Вы упомянули интересную особенность, что он относился ко всем одинаково уважительно. Я не знаю как много времени Вы провели вместе, обедая или ужиная, вне официальной обстановки…
Джобс: В точку…
Ведущий: Скажите нам, каков он был на самом деле?
Джобс: У него было безграничное чувство юмора… намного больше чем он демонстрировал на публике. Я бы сказал даже с элементами “чёрного юмора” (смеётся). Думаю, когда он был молод, он обладал безудержным, необузданным нравом.
Ведущий: Все, с кем мы общались, отметили его особое чувство юмора. Мы всегда просим привести пример… Можете это сделать?
Джобс: У меня не настолько хорошая память, я не запоминаю анекдоты и шутки, но помню что хохотал от души.
Ведущий: Последний вопрос… может не слишком уместно спрашивать Вас, но что должно быть на кассете с видео о жизни д-ра Юрана? Может быть есть то, что Вы отметите и чего не сделают другие.
Джобс: Не представляю. Никогда не был у него дома. Вы наверняка знаете больше моего. Я никогда не встречался с его женой, например. А ведь встречаясь с кем-то из родственников можно куда больше узнать о человеке. Д-р Юран один из тех, кто прожил жизнь, осевши на одном месте. Он рано нашел своё призвание в жизни и следовал его зову на протяжении десятилетий. Он внёс большой вклад, не теряющий ценности во времени, который переживёт его. Как и у большинства людей, ему подобных, у него наверняка были свои жертвы во имя этой цели. У некоторых такие жертвы связаны с семьёй, или с вещами, которые они хотели бы сделать, но не сделали. Не думаю, что Джозеф был исключением в этом плане. Если снять внешний глянец, и ковырнуть глубже, в жизни каждого из нас найдётся нечто подобное. Исследуйте беспристрастно его жизненный путь и наверняка Вы сможете отыскать то, что не видела широкая общественность. Но я о таком не знаю. Но Вы найдете, если обладаете интуицией.
Ведущий: Чувствую, на этом мы не остановимся. Вы навели меня на мысль. Очевидно, что жизнь Джозефа Юрана, равно как и ваша, была полна сосредоточенной страсти. Вы довольно рано увидели как её сосуд наполнился и задуманное воплотилось. Если вспомнить, ранний успех пришел к Джозефу ещё в Японии, в пятидесятые… эдак в году 50–54 мне кажется… за 30–40 лет до того, как Америка осознала важность его учения и дала ему признание. Как Вы думаете, каково было ему все эти годы чувствовать отсутствие благодатной почвы в Америке?
Джобс: Хороший вопрос. Большинству людей, способных сделать весомый вклад в развитие и войти в историю, не свойственны пики популярности. Успех приходит к ним постепенно, его приближают их внутренние силы. Для этого им просто нужно быть самими собой и всё. Волны успеха сменяются волнами забвения, шквалом критики, выносить которую бывает очень сложно. В такие моменты обычно люди учатся слушать и управлять ритмом своего внутреннего “барабанщика”, не обращая внимания на выкрики из толпы.
Такое умение, естественно, немного обесценивает похвалу и признание… если Вы их в итоге получите. Равно как и критика, они становятся для Вас менее важны. Вы управляете собой, а не ведомы внешним миром. Очевидно, Джозеф всё это пережил. Он великолепно управлял собой, добравшись до сути своего занятия, ухватился за стержень. Вот что было ему опорой и его удовлетворение от собственного дела не закончилось тем что началось в пятидесятые в Японии.
В этом месте, мне вспомнилось…
… стихотворение автора известного всем “Маугли” — Редьярда Киплинга. Стихотворение называлось “If” (Если), и было переведено на русский много раз. Самые ранние и самые известные переводы принадлежат Михаилу Лозинскому и Самуилу Маршаку.
Скорее всего, он смотрел на “японское чудо”, как на то, что взлелеял и вырастил, смотрел как шли годы и его труд давал плоды. Я уверен, что он получал огромное удовольствие напитывая своим “лечебным бальзамом” послевоенную культуру Японии.
То, чем он занимается сейчас, помогает ему осознавать то, что его идеи получат новую жизнь в культуре американской промышленности, которая возрождает себя. Он наконец признан… и мне кажется, находясь у границ сущего, в момент своего последнего вздоха он будет чувствовать себя комфортно, зная, что его труд оценен.
Ведущий: Ну, как говорится… “спасибо Вам, мистер Президент!”
Джобс: Ок.
Стив Джобс и лозунг Think Different
Материал аутентичен. При использовании текста перевода полностью или частично, сохранять ссылку на оригинальный источник и ремарку об авторстве.
Источник