Поколение айфона выбирает профессию: куда пойти учиться цифровой молодежи
Какую специальность выбрать сегодня, чтобы HR-менеджеры дрались за вас завтра
Поколение Z, рабы смартфонов, гамбургеров, интернета — как только не называют молодых людей, не помнящих дефолта, просто потому, что они родились позже. Но у этих вчерашних детей уже далеко не младенческий пушок над губами — они оканчивают школы и вузы. На короткий век молодого поколения выпали долгий экономический кризис, безумные скачки цен на нефть и курса рубля, а еще увеличение скорости интернета более чем в 10 раз, а производительности процессоров — более чем в 100 раз.
В динамичном и постоянно меняющемся мире особенно остро стоит вопрос выбора профессии. Если в XX веке человеку было достаточно освоить одну специальность, чтобы успешно строить карьеру, то теперь все иначе. В новом, цифровом мире не только больше профессий, но и сами они становятся сложнее. Daily Storm выяснил, как не затеряться в карьерном море и куда пойти учиться сегодня, чтобы оставаться востребованным завтра.
Дорого и страшно
По данным HeadHunter, уже сегодня российскому бизнесу не хватает начинающих специалистов в сфере IT. Нужны программисты, разработчики, администраторы сетей и баз данных и другие компьютерщики (31% вакансий для молодых специалистов). Но не только. Наравне с айтишниками востребованы молодые экономисты (30%). Юристов с начальным опытом рассматривают в 13% вакансий. Специалистов с медицинским образованием — в 10% предложений.
От востребованности, конечно, зависит и зарплата. Если конкуренция минимальная, то даже молодым профессионалам платят, как правило, гораздо больше, чем в более популярных областях.
«В Москве на старте карьеры самая высокая зарплата, которую предлагают работодатели, была у разработчиков и сотрудников, занимающихся эксплуатацией информационных систем, — 65 000 рублей, — рассказывает руководитель молодежного направления HeadHunter Ирина Святицкая. — Начинающие проектировщики и агенты, оказывающие услуги по аренде недвижимости, могут рассчитывать на 55 000 рублей. Средняя точка входа для юристов и финансистов в первом квартале 2019 года составила 52 000 рублей. В регионах зарплаты традиционно ниже, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Лидерами по начальной заработной плате также являются разработчики — 37 000 рублей».
Однако высокая зарплата не обещает стремительного карьерного роста. Работодатели чаще отдают предпочтение исполнительным сотрудникам — хорошо обученным, эмоционально стабильным, но не обладающим лидерскими качествами. Также от умного и покладистого молодого работника ждут владения иностранным языком. В HeadHunter рекомендуют учить китайский: за последний год его востребованность выросла в два раза.
«Среди стартовых вакансий, в которых требуется знание какого-либо иностранного языка, — в 90,6% вакансий говорится о необходимости владения английским языком. Причем знать его кандидат должен на уровне intermediate (58% вакансий), — сообщает Святицкая. — Доля английского языка постепенно снижается (92,5% в 2018 году). Все более востребованными становятся специалисты, владеющие китайским языком: 4,8% всех вакансий в первом квартале 2019 года (2,3% в 2018-м)».
Молодые специалисты, кстати, в большей степени опасаются сокращений, чем все остальные участники рынка труда. При этом на фоне большей тревожности молодые люди оказались гибкими в вопросе снижения заработной платы. Почти половина выпускников и молодых специалистов готовы снижать свои зарплатные ожидания ради трудоустройства (45%). И лишь 27% будут настаивать на изначальной сумме, тогда как по рынку в целом таких более трети (40%), выяснили в HeadHunter.
Неделимая цифра
В рамках Национальной программы «Цифровая экономика», которая должна создать в России условия для развития высокотехнологичных бизнес-проектов, планируется перестроить систему высшего и среднего образования. К 2024 году вузы и колледжи должны выпустить 800 тысяч специалистов в области информационных технологий. Ведущие московские учебные заведения уже начали готовить «цифровые кадры».
НИУ Высшая школа экономики (ВШЭ) предлагает обучиться на такие специальности, как HR- аналитик, блокчейн-юрист, специалист по краундфайндингу и цифровой логист. По сути, каждая из этих профессий уже существует. Есть юристы, специалисты по персоналу, мастера по поиску инвестиций и логисты. Но в наш век миром управляют большие данные, и ВШЭ предлагает не бояться их, а эффективно использовать для достижения бизнес-целей.
В РАНХиГС пошли дальше и создали отдельную программу бакалавриата, которую так и назвали «Цифровая экономика». Собственно, готовить собираются цифровых экономистов, которые должны уметь пользоваться инструментами анализа данных. Также в вузе существуют отдельные курсы, посвященные, например, искусственному интеллекту. Заместитель директора И нститута экономики, математики и информационных технологий РАНХиГС Сергей Маруев уверен, что спрос на выпускников этих направлений будет расти год от года.
«Учитывая, что выпускников таких немного, у них есть возможность выбора. Их очень хорошо берут на работу, во-первых, крупные банки, в которых есть аналитические службы. Сейчас ими стали сильно интересоваться предприятия, которые занимаются сетевой розничной торговлей, поскольку у них огромные массивы данных, с которыми необходимо работать. Многих приглашает «Яндекс» – это было неожиданно для нас. Сейчас появляются новые инструменты, которые кажутся экзотическими, но через какое-то время они станут применяться постоянно. Люди, которые ими владеют, нужны. Пока существует анализ данных, наши специалисты будут востребованы» , — прокомментировал Маруев.
МФТИ также создал программу обучения «цифровых специалистов». В ведущем техническом вузе страны существует магистратура, на которой даже обучение цифровое: студенты занимаются дистанционно, и так же сдают промежуточные экзамены. Сходить в вуз придется только на итоговые экзамены и защиту научной работы. После этого трудоустроиться можно будет как в экономической сфере, так и в IT. В современном мире эти две сферы все сложнее отделить друг от друга.
Воспитание идеального работника
Если образ идеального работника не вызывает у вас восторга, то спешим порадовать новостями из недалекого будущего. Заместитель директора образовательных проектов и программ Фонда инфраструктурных и образовательных программ Группы «РОСНАНО» Станислав Нисимов уверен, что успех в карьере скоро будет напрямую зависеть от способности к постоянному переобучению.
«В наше время стремительной смены технологических укладов работник, нацеленный на перспективную карьеру, должен быть готов к непрерывному обучению, повышению собственной квалификации, а при необходимости и к смене профессиональной траектории. Инструментарий для этого создается при участии фонда в рамках национальной системы квалификаций», — объясняет Нисимов.
Потребность в переобучении и повышении квалификации связана со скоростью изменения технологий вокруг. Предприятия постоянно внедряют новые системы, поэтому им требуются и новые навыки сотрудников. Бизнесу куда проще обучать коллектив, чем менять работников от задачи к задаче.
«К сегодняшнему дню при поддержке фонда создано около 200 образовательных программ переподготовки и повышения профессиональной квалификации. Предприятия нашей отрасли получили несколько тысяч нужных им специалистов, зачастую уникальных. Технологиям проектирования и производства наноразмерной электроники стали обучать микроэлектронщиков, специалистов по нанобиофармацевтике готовить из химиков, а компания «ПЭТ-Технолоджи», создавшая по стране сеть центров позитронно-эмиссионной томографии, стала обучать медиков с привлечением химиков-ядерщиков», — рассказывает Станислав Нисимов.
Кто-то удивится, но у РОСНАНО действительно есть образовательные программы, из которых вырастают целые инновационные компании. Например, производители ветряных электростанций и солнечных панелей мирового уровня. Всего через образовательные программы госкорпорации прошли уже 80 тысяч человек: действующие работники предприятий, научные сотрудники вузов, аспиранты, магистранты, студенты.
«Наши образовательные программы создаются по заказу высокотехнологичных компаний и под их жестким контролем: бизнес при нашей поддержке добивается, чтобы спецов обучали только необходимому в работе, но то, что требуется, должны дать в полном объеме. Именно предприятия платят за переподготовку своих сотрудников. Учитывая интересы действующих производств, значительная часть образовательных программ рассчитана на дистанционное освоение», — делится деталями Нисимов.
Даже агрегаторы вакансий, такие как HeadHunter, сами готовы обучать молодых специалистов:
«Все чаще бизнес сам развивает обучающие направления — в них содержатся не только теоретические знания, но и практические, когда ученики решают задачи в рамках продуктовых кейсов. Примером тому может служить Школа программистов hh.ru, которая формирует образовательный контент для текущих IT-нужд крупнейших компаний-работодателей», — констатирует руководитель молодежного направления HeadHunter.
Всего в 2019 году ЕГЭ сдали 780 тысяч человек, при этом в вузах России — почти 641,5 тысячи бюджетных мест. К 2024 году число бесплатных мест, по прогнозам, должно снизиться на 17% , поскольку считается, что в стране слишком много людей с высшим образованием и не хватает специалистов среднего звена.
Источник
Газета «Речь»
Термином «поколение Z» социологи обозначают людей, родившихся после 2000 года. Какова она, нынешняя молодежь, что нужно знать педагогам, будущим работодателям и родителям молодых людей, «Речи» рассказали социолог Альбина Мехова и психолог Марина Кудака.
Какое вы поколение
Что означает популярный сейчас термин «поколение Z», который употребляют, когда говорят о нынешней молодежи? И насколько верно утверждение, что молодежь «от рук отбилась, без телефонов и шагу ступить не может»? Об этом сегодня говорят преподаватели ЧГУ Альбина Мехова и Марина Кудака.
Теория, которая определила рамки смены одного поколения другим двадцатилетиями, была создана в 1991 году Нилом Хоувом и Уильямом Штраусом (США). К отечественной действительности эту теорию адаптировала в 2003 году группа ученых под руководством Евгении Шамис.
Рассказывает заведующая кафедрой социологии и социальных технологий Череповецкого государственного университета Альбина Мехова:
Итак, первое поколение — это «поколение героев», или «поколение победителей», люди, родившиеся в нулевые и десятые годы двадцатого века.
Следующее поколение — люди 1923 — 1943 годов рождения, «молчаливое поколение». Эти люди воспитывались перед Великой Отечественной войной и сразу после нее, во время, которое для нашей страны было непростым. Они помнят о сталинских репрессиях, индустриализации, именно эти люди в детстве боялись голода, потому их холодильник всегда забит продуктами. Они умеют экономить и копить на черный день.
Поколение «беби-бумеров» (родились в 40 — 50-е годы прошлого века) — это люди, которым о войне известно из рассказов старших, из книг и фильмов. В это время страна узнала, что такое бум — технологический и социальный. Эти люди следили за первым полетом человека в космос, за стройкой Байкало-Амурской магистрали, они росли в сверхдержаве, которую уважал мир, занимались спортом и совершали открытия. Из них же и выросли шестидесятники.
Поколение Х — те, кто родилcя с 60-х годов примерно до 1984 года, — в юном возрасте узнали, что такое холодная война, застой и перестройка. Они привыкли к тому, что заботиться о себе нужно самому.
С середины 80-х до конца 90-х дети рождались уже другими. Представители поколения Y не стали пионерами и комсомольцами, они воспитывались в «лихие девяностые». У них в детстве появились компьютеры, куклы Барби, они жили в мире без дефицита, смотрели новые телепрограммы, появившиеся после распада Союза. И сейчас они — молодые родители детей поколения Z.
«Окей, Гугл»
«Поколение вундеркиндов» — это еще одно из названий поколения Z. Как рассказывает Альбина Мехова, понять этих детей непросто, но когда поймешь, как и чем живет молодежь, можно научиться с ней работать.
С одной стороны, эта «дополнительная память», круглосуточный доступ к Интернету помогает молодым людям думать и жить быстрее. Вспомните, представители старшего поколения, как мы, увидев в книге незнакомое слово, снимали с полки тяжелый словарь, чтобы там найти значение этого слова. А сейчас телефон поможет. Только нужно сказать: «Окей, Гугл» или «Привет, Сири!»
Еще одна черта, которую выделяют исследователи, это так называемое клиповое сознание. Типичный представитель поколения Z не может в течение долгого времени быть сосредоточенным на какой-либо задаче, ему нужно переключать внимание. Альбина Мехова объясняет, что преподаватели, учителя должны строить занятия по-другому, нежели раньше. Классическую лекцию — без интерактива, смены видов деятельности, презентаций — сейчас прочитать невозможно.
На представителей поколения Z не действуют традиционные родительские и преподавательские угрозы: «Не будешь учиться — станешь дворником!» Эти люди не боятся не найти работу, вылететь с учебы. Они считают, что невозможно не найти другую работу — ту, которая будет нравиться больше.
А чего не умеют дети поколения Z?
Чаще всего — планировать свое время. С детства они заняты с репетитором, в кружках, секциях, записывают их туда родители, водят на занятия родители или бабушки. Самостоятельно планировать, чем заняться в свободное время, не приходится. Да и есть ли у них свободное время? Этих ребят не увидишь во дворе, они, как правило, дома, у компьютера. К слову сказать, и современная российская ювенальная политика не способствует формированию детской и подростковой самостоятельности, на мой взгляд, запреты на самостоятельность детей и подростков зачастую чрезмерны.
— А правильно ли, когда их называют обществом потребления? — спрашиваю я, транслируя точку зрения некоторых представителей старших поколений.
Иными словами, дети поколения Z будут искать только информацию, которая им интересна. А как заинтересовать их чтением, образованием — об этом поговорим с психологом.
Как родителям вести себя с молодежью. Советы психолога
По нашей просьбе завкафедрой психологии Череповецкого госуниверситета Марина Кудака рассказала, как взрослым воспитывать детей поколения Z. Стоит ли бороться с влиянием Интернета, запрещать гаджеты и пользование соцсетями? Или, наоборот, разрешить все?
Уже с пятилетнего возраста, как объясняет Марина Кудака, у школьника нового поколения есть своя страница в соцсети, где он размещает статусы, общается с другими детьми или следит за приключениями мультгероев, рассказывает о своем настроении с помощью картинок, смайликов и эмодзи. Многие родители говорят, что в Сети детей могут подстерегать опасности и лучше вовсе запретить ребенку пользоваться планшетом или телефоном. Правильно ли это?
Марина Кудака рассказывает, как в начале двухтысячных годов к психологу обратилась женщина, которая запрещала своему сыну смотреть мультфильмы о покемонах, считая их безвкусными и оказывающими негативное влияние на детей. Но забота о ребенке обернулась тем, что он потерял друзей: в школе все только и говорили о покемонах, а он не мог поддержать беседу на перемене между уроками.
Что же делать, чтобы ребенок не ушел с головой в виртуальный мир и не сидел с телефоном в руках круглые сутки? Ответ, как объясняет психолог, прост: действовать собственным примером. Если родители сетуют, что их дети потерялись в Интернете, а сами не выпускают из рук телефон и планшет, проблема не имеет решения.
А как проверить, с кем общается в Интернете ребенок? Стоит ли следить за ним, подбирать пароль от его страницы «ВКонтакте»? Намного действеннее, как отмечает наша собеседница, подружиться с ребенком, быть в доверительных отношениях. Для школьника, для студента его отец или мать должны быть близкими людьми, которые поддержат его в трудной ситуации, не станут смеяться над проблемами, не отмахнутся от них.
Еще один вопрос, который беспокоит старшее поколение: как заставить детей читать? Почему они не любят чтение, предпочитая смотреть видеоканалы? И здесь ответить несложно, как считает Марина Кудака. Во-первых, у читающих родителей вырастают читающие дети. А во-вторых, пусть дети сами выбирают себе книги. Не факт, что современную молодежь заинтересуют «Два капитана» Каверина или романы Дюма. В наше время для детей и подростков создается прекрасная литература, стоит только поинтересоваться вопросом.
Так же важно, как считает психолог, вместе с ребенком планировать бюджет семьи. Пусть он знает, что ему могут купить родители в этом или следующем месяце, учится планировать, как ему тратить сумму, которую дают на карманные расходы.
Одна из важных черт поколения Z, которую упоминает Марина Кудака, это готовность к волонтерству. Сегодняшняя молодежь готова работать безвозмездно, за идею. Нужно только узнать, что интересует ребенка: например, если он хочет заботиться о бездомных животных, пусть станет волонтером приюта.
— А если взрослый зайдет на страничку ребенка и увидит, с его точки зрения, всякие глупости: покемонов, видеоблоги, не самые интеллектуальные розыгрыши и приколы? Да он за голову схватится и подумает: «Запишу-ка я его на спорт, чтобы дурью не маялся!»
Источник