- PEST анализ
- Что это такое
- Пример pest анализа
- Pest анализ компании Apple
- Pest анализ компании Ikea
- Pest анализ компании Лукойл
- Пример PEST-анализа предприятия
- Что такое PEST — анализ?
- Исторический аспект PEST — анализа
- Необходимость PEST – анализа
- Области исследования PEST — анализа
- Применение PEST – анализа
- Для чего используется?
- Алгоритм применения
- Пример PEST – анализа для банковской отрасли
- Часто задаваемые вопросы?
- Заключение
PEST анализ
PEST – это сокращение от четырёх слов:
Что это такое
PEST можно считать специальным методом, который позволяет оценить внешнюю среду предприятия, факторы, которые влияют на производство и продажу товара или предоставление услуг. Так как существует множество нюансов при работе со своим предприятием, необходимо чётко анализировать макросреду. Для этого и служит pest анализ.
Внешняя среда делится на:
- Микросреду – в неё входят акционеры, покупатели, кредиторы и так далее;
- Макросреду – это экономика, природные факторы, правительство и тому подобное.
Рассмотрим каждый фактор по отдельности.
- Political или политические факторы. Исходя из названия данный этап анализа направлен на изучение всевозможных нюансов, связанных с правительством. Успешность предприятия зависит от таких факторов, как:
- Стабильность в государстве;
- Государственное влияние на отрасль в которой работает фирма;
- Распределение ресурсов государством;
- Законодательство, налоги, законы по охране труда и многое другое.
Как бы сильно не хотелось, но правительство имеет большое влияние на все отрасли в государстве и предприятия, в частности.
2. Economic или экономические аспекты. При economic анализе учитывается благосостояние населения, смогут ли люди пользоваться услугами вашего предприятия, покупать произведённый вами товар. Полученные данные способствуют прогнозированию уровня цен и прибыльностью. Цели economic анализа:
- Оценить политику инвестиций;
- Проанализировать цены на энергоресурсы;
- Изучить информацию о дефиците бюджета и величине налогов;
- Обработать данные о доходах граждан;
- Учесть уровень безработицы и инфляции.
3. Social или социальные факторы. Основная задача заключается в изучении потребностей людей, какой товар они готовы покупать и какими услугами пользоваться. В цели входит:
- Изучение потребительских предпочтений;
- Качество жизни людей;
- Стиль жизни.
4. Technological или технологические аспекты. Анализ предназначен для изучения технологических тенденций на данный момент. Не обладая такой информацией есть вероятность отстать от конкурентов, которые будут выпускать продукт технологически совершеннее вашего. Цели:
- Ознакомление с областью НТП;
- Изучение разработок, которые могут повлиять на ваше предприятие;
- Улучшение оборудование, которое используется в производстве, усовершенствование процесса производства, использование новейших технологий.
Пример pest анализа
В качестве примера, рассмотрим салон красоты. Успешность предоставляемых услуг зависит от различных факторов, которые требуют детального анализа. Стоит обратить внимание на негативные аспекты, если таковые имеются. В противном случае, есть шанс потерять значительную долю клиентов, что повлечёт за собой утечку финансов. То же самое касается положительных аспектов: успели вовремя их заметить и обработать информацию – предприятие получит солидное преимущество.
Какие факторы, прежде всего, влияют на ваш салон красоты? Факторы внутренней среды. К этому можно отнести начальный капитал, с которого ваш салон будет начинать свою деятельность. Внешние факторы – это, к примеру, законы вашего государства.
Позитивные так же характеризуются, как сильные стороны вашего предприятия. Например, у вас в салоне работает лучший визажист во всём городе и люди будут приходить к вам, чтобы воспользоваться его услугами. Негативные факторы – это ваши слабые стороны. Например, вы не работаете в воскресенье. Люди предпочтут конкурентов, ибо они работают в выходные дни.
Все приведённые аспекты служат лишь в качестве примера. Pest анализу стоит уделить не один день и даже месяц, чтобы просчитать всё до мельчайших деталей.
Pest анализ компании Apple
- Political.
- Контроль над рынком. Государство контролирует весь рынок технологий. Покупатели чувствительны к цене и предпочитают недорогие модели ноутбуков и телефонов;
- Налог на импорт. Продукцию от Apple можно приобрести почти в любой точке земного шара. В 2013 году был издан закон о запрете импорта iPhone 4 и iPad 2 из-за проблем с патентом.
- Политическая ситуация. Производство новых моделей телефонов и ноутбуков сильно зависит от политической стабильности в стране. Сборка каждой модели обходится дорого и если ситуация пойдёт в худшую сторону, цены на продукцию компании могут возрасти.
- Economic.
- ВВП. Кризис 2008 года не прошел для Apple бесследно, однако она смогла пережить его и остаться на плаву. В США продукцию компании всегда охотно покупают благодаря высокому качеству. Семьи предпочитают экономить на еде и одежде в угоду новому смартфону или ноутбуку. ВВП играет малозначимую роль в данном случае.
- Social.
- Демография. В развитых странах уменьшается количество людей из-за низкой рождаемости. Благодаря тому, что покупатели продукции Apple стартуют от 20 лет, фирму это не особо беспокоит.
- Интересы и увлечения молодого поколения. Нынешнее поколение детей отличается по интересам от детей прошлого века. Теперь они больше увлекаются интернетом, планшетами, смартфонами и другой техникой. Компании — это только на руку.
- Technological.
- Активное использование компьютеров и приставок. Каждая современная семья имеет у себя дома игровое устройство, персональный компьютер или ноутбук.
- Стремительное развитие технологий. Часы Apple Watch медленно набирают популярность даже среди тех, кто не очень любит гаджеты. Сама компания не разглашает результаты продаж и предпочитает хранить данные в тайне.
Pest анализ компании Ikea
- Political. Стабильность политической ситуации даёт возможность построить связи отдельного предприятия с внешней средой. Положительный фактор – снижение налоговой ставки и укрепления рубля, хорошее качество сырья, сертификация продукции.
- Economical. Кризис с 2007 по 2009 год показал, как тесно связан успех компании с экономической ситуацией в стране. Несмотря на это, Ikea смогла достойно его преодолеть и продолжить работу, по сравнению с другими фирмами. Так же, огромное влияние имеет курс валют. Связано это с большим объемом импорта в другие страны мира. Уровень безработицы, налоги, способность населения покупать продукцию – все эти факторы влияют на успех Ikea.
- Social. Социальные и культурные факторы имеют глубокое влияние на бизнес и средства, которые фирма получает от продажи своей продукции. Важно подстраиваться под культуру жителей государства. У Ikea уже были неприятности из-за несоответствия культурных ценностей компании и жителей страны, куда производится импорт продукции.
- Технологии оказывают прямое влияние в двадцать первом веке. Тот, у кого лучше технологии, получает большую прибыль. На данный момент, фирма IKEA начала использовать дополненную реальность для улучшения качества обслуживания своих клиентов. Новые технологии сборки позволять создавать более качественный товар, чем у конкурентов и завоевать большую долю на рынке.
Pest анализ компании Лукойл
- Political. Прибыль компании в большей степени зависит от политических настроений в стране. Такие факторы, как коррупция и бюрократия могут негативно сказаться на прибыли Лукойла.
- Economical. Экономическое состояние играет ключевую роль в формировании цен на продукцию фирмы. В частности, цены зависят от курса доллара при повышении, которого стоимость продуктов Лукойл так же вырастит. Так же стоит учитывать способность населения покупать бензин, газ и машину в целом. Плохая экономическая ситуация не способствует увеличению водителей на дорогах, а скорее наоборот. Соответственно, продукцию покупают меньше и прибыль уменьшается.
- Social. Люди всё чаще предпочитают общественному транспорту личное средство передвижения для большего комфорта. Данное явления гарантирует фирме дополнительную прибыль благодаря увеличению транспорта на дорогах.
- Technological. Технологический прогресс позволяет продавать более качественную продукцию, которая будет нравится потребителям. Современные технологии позволяют увеличивать октановое число топлива, что благоприятно сказывается на работе всего транспортного средства.
Как мы видим, данный вид анализа макро и микросреды предприятия очень эффективен и подходит для предприятий самого разного размера и направления.
Источник
Пример PEST-анализа предприятия
Привет на связи Василий Жданов в статье рассмотрим PEST-анализ предприятия. Изменения в бизнес-среде могут создать большие возможности для современной организации, а также вызвать значительные угрозы.
Например, возможности могут появиться от новых технологий, которые помогают привлечь новых клиентов, от новых потоков финансирования, которые позволяют инвестировать в более совершенное оборудование, от измененной государственной политики, которая открывает новые рынки.
Угрозы могут включать дерегулирование, которое подвергает фирму усиленной конкуренции, сокращающийся рыно или повышение процентных ставок, которые могут вызвать проблемы, если компания обременена долгами.
На помощь в оценке факторов приходит PEST – анализ. Что это такое рассмотрим наглядно в рамках данной статьи.
Что такое PEST — анализ?
PEST-анализ — это стратегический бизнес-инструмент, используемый организациями для выявления, оценки, организации и отслеживания макроэкономических факторов, которые могут повлиять на бизнес в настоящее время и в будущем.
В структуре PEST-анализа рассматриваются возможности и угрозы со стороны политических, экономических, социальных и технологических сил. Результаты анализа служат основой для процессов стратегического планирования и способствуют исследованию рынка.
PEST-анализ (политический, экономический, социальный и технологический) — это метод управления, посредством которого организация может оценить основные внешние факторы, влияющие на ее работу, чтобы стать более конкурентоспособной на рынке. Как указано в аббревиатуре, эти четыре области являются центральными для этой модели.
Оценка стоимости бизнеса | Финансовый анализ по МСФО | Финансовый анализ по РСБУ |
Расчет NPV, IRR в Excel | Оценка акций и облигаций |
Исторический аспект PEST — анализа
Считается, что PEST-анализ был впервые представлен под названием ETPS профессором Гарварда Фрэнсисом Агиларом. В публикации 1967 года он представил экономические, технические, политические и социальные факторы как основные индикаторы, влияющие на бизнес-среду. Впоследствии буквы были переставлены для создания удобной и причудливой аббревиатуры, используемой сегодня.
Необходимость PEST – анализа
PEST-анализ полезен по четырем основным причинам:
- он помогает определить деловые или личные возможности и заблаговременно предупредить о значительных угрозах;
- он показывает направление изменений в бизнес-среде;
- он помогает избежать запуска проектов, которые могут потерпеть неудачу по независящим причинам;
- он может помочь освободиться от сомнительных предположений, когда фирма выходит на новый рынок, регион.
Важно! PEST-анализ часто связан со SWOT – анализом. Однако два инструмента имеют разные области внимания. PEST-анализ рассматривает факторы «общей картины», которые могут повлиять на решение, рынок или потенциальный новый бизнес. SWOT-анализ исследует эти факторы на уровне бизнеса, линейки продуктов или продукта.
Эти инструменты дополняют друг друга и часто используются вместе.
Области исследования PEST — анализа
Комплексная оценка основных областей влияния, которые воздействуют на сектор, а также сама организация, может способствовать более эффективному стратегическому планированию. Это планирование используется, чтобы максимизировать способность организации извлекать выгоду из внешних условий, поскольку они существуют, и быть предупрежденной и лучше подготовленной к неизбежным изменениям, позволяя организации опережать конкурентов.
Основные элементы PEST-анализа:
- P — Политический аспект анализа. PEST-анализ фокусируется на областях, в которых государственная политика и изменения в законодательстве влияют на экономику, конкретную отрасль и организацию, о которой идет речь. Области политики, которые могут особенно затронуть организацию, включают законы о налогах и занятости. Общий политический климат нации или региона, а также международные отношения могут оказать значительное влияние на организацию.
- E — Экономическая часть PEST-анализа ориентирована на ключевые факторы интереса и обменные курсы, экономический рост, спрос и предложение, инфляцию и рецессию.
- S – Социальными факторами PEST-анализа являются демография и возрастное распределение, культурные отношения, а также тенденции на рабочем месте и образ жизни.
- T — Технологический компонент учитывает особую роль и развитие технологий в отрасли и организации, а также более широкое использование, тенденции и изменения в технологии. Государственные расходы на технологические исследования также могут представлять интерес в этой области.
Применение PEST – анализа
PEST-анализа может помочь организации в признании и, следовательно, использовании возможностей, предлагаемых существующими условиями в бизнес-среде. Он также может быть использован для определения текущих или возможных будущих проблем, что позволяет эффективно планировать, как наилучшим образом справиться с этими проблемами.
PEST-анализа также может применяться при оценке внутренней структуры организации с целью выявления сильных и слабых сторон ее внутренней политики, экономических перспектив, социального климата и технологической базы. Результаты этого анализа могут способствовать изменениям или улучшениям в областях, определенных как неподходящие.
Для чего используется?
Результаты PEST-анализа полезны для информирования других инструментов управления бизнесом.
Существует множество вариаций этой структуры, в которых рассматриваются различные внешние факторы в зависимости от отрасли или рынка, на котором работает организация.
- помогает оценить, как стратегия вписывается в более широкую среду и стимулирует стратегическое мышление;
- предоставляет обзор всех важных внешних воздействий на организацию;
- поддерживает более решительное и компетентное принятие решений;
- помогает в планировании, маркетинге, организационных изменениях, разработке бизнеса и продуктов, управлении проектами и исследовательских работах.
Алгоритм применения
Шаг 1: формируем список политических факторов. Среди них могут быть:
- сроки выборов в стране;
- государственная политика или политика конкретного региона;
- претенденты на выборах;
- взгляды власти на политику в стране и регионе;
- планируемые и ожидаемые изменения в законах;
- влияние законов на бизнес;
- тенденции к регулированию;
- подход государства к корпоративной политике;
- возможные сроки предполагаемых законодательных изменений;
- прочие факторы в политике.
Шаг 2: Составляется список экономических факторов. Среди них:
- стабильность экономики;
- рост или сокращение экономики в стране;
- стабильность курсов валют, рубля;
- уровень доходов населения;
- изменение уровня доходов населения;
- уровень безработицы;
- наличие квалифицированной рабочей силы;
- возможности получения кредитов предприятиями;
- глобализация экономики;
- прочие факторы.
Шаг 3: Формирование факторов социально-культурной среды. Среди них:
- возраст населения;
- демографические показатели;
- уровень здоровья населения;
- социальная мобильность населения;
- модель занятости;
- тенденции на рынке труда;
- социокультурные изменения;
- религиозные настроения;
- образ жизни;
- прочие факторы.
Шаг 4: формирование технологических факторов. Среди них:
- наличие новых техник и технологий;
- возможность появления новых технологий;
- наличие доступа к новым технологиям у конкурентов;
- исследовательские работы в стране;
- инновационная инфраструктура;
- технологические центры и их деятельность.
Шаг 5: Выявление возможностей
Разработать возможности для повышения уровня конкурентоспособности компании на базе выявления факторов.
Шаг 6: Выявление угроз
Выявить возможные угрозы среди перечисленных факторов и устранить их влияние.
На схеме здесь представлен алгоритм проведения PEST – анализа.
Пример PEST – анализа для банковской отрасли
Пример № 1. Пример проведения PEST – анализа внешней среды ООО «Сетелем банк» представим в таблице ниже.
PEST – анализ внешней среды ООО «Сетелем банк»
Факторы | Важность | Сила влияния | Направленность влияния | Степень важности фактора | Описание и комментарии |
1. Политико-правовые | 2 | ||||
1.1. Изменение законодательства | 3 | 3 | 1 | 9 | Необходимость изыскания финансовых ресурсов |
1.2. Правительственная политика | 1 | 1 | -1 | -1 | Риск возникновения новых законов |
1.3. Установленные законом нормативы | 3 | 2 | -1 | -6 | Жесткие стандарты |
2. Экономические факторы | -5 | ||||
2.1. Колебание рыночной конъюнктуры, цен, курсов | 3 | 3 | -1 | -9 | Длительный срок окупаемости инвестиций |
2.2. Финансовое состояние банка | 2 | 3 | 1 | 6 | Улучшение финансовых показателей |
2.3. Инфляция | 1 | 2 | -1 | -2 | Увеличение стоимости услуг |
3. Социально- культурные факторы | -5 | ||||
3.1. Возрастающие потребности населения | 2 | 2 | 1 | 4 | Ужесточение требований к услугам |
3.2. Изменение стиля жизни потребителей | 3 | 3 | -1 | -9 | Изменение представлений об услугах |
4. Технико-технологические факторы | 9 | ||||
4.1. НТП в банковской сфере | 3 | 3 | 1 | 9 | Появление новых технологий и оборудования |
Позитивное влияние на ООО «Сетелем банк» оказывают факторы:
- технико- технологические;
- политико-правовые.
Негативное влияние оказывают:
Часто задаваемые вопросы?
Вопрос № 1. Отличается ли PEST – анализ у разных компаний?
Ответ. PEST-анализ полезен для любой организации, которой необходимо оценить текущие и будущие рынки. Значение каждой области в анализе PEST будет варьироваться для разных секторов промышленности. Например, для ИТ-организаций, вероятно, будет сделан особый акцент на технологическом элементе по сравнению с теми, которые занимаются вопросами здравоохранения, туризма, добычи полезных ископаемых, обороны и банковского дела.
Вопрос № 2. Как выглядит матрица PEST – анализа?
Ответ. Она отражена в таблице ниже.
Матрица PEST анализа
Политические факторы, которые могут повлиять на организацию. Государственная политика, политическая стабильность или нестабильность, бюрократия, коррупция, регулирование конкуренции, внешнеторговая политика, налоговая политика, торговые ограничения, законы о труде (охране окружающей среды), гранты и инициативы в области финансирования и т. д. Какая государственная политика или политические группы могут быть полезными или вредными для нашего успеха? Политическая среда стабильна или может измениться? | Общие экономические факторы, которые могут повлиять на успех. Экономические тенденции, темпы роста, рост отрасли, сезонные факторы, международные обменные курсы, международная торговля, затраты на рабочую силу, располагаемый доход потребителей, уровень безработицы, налогообложение, инфляция, процентные ставки, доступность кредитов, денежно-кредитная политика, стоимость сырья и т. д. Какие экономические факторы будут влиять на движение вперед? Как экономические факторы влияют на цены, доходы и расходы? |
Социальные отношения, поведение и тенденции, которые влияют на организацию и целевой рынок. Отношение и общие убеждения относительно целого ряда факторов, включая деньги, обслуживание клиентов, импорт, религию, культурные табу, здоровье, работу, отдых, окружающую среду; рост населения и демография, иммиграция , структура семьи, тенденции образа жизни и т. д. Как убеждения и ценности наших клиентов влияют на их покупательские привычки? Как культурные тенденции и поведение человека играют роль в бизнесе? | Технологии, которые могут повлиять на то, как компания производит, распространяет и продает свои продукты и услуги. Технологическая и коммуникационная инфраструктура, законодательство о технологиях, доступ потребителей к технологиям, технологии и разработки конкурентов, новые технологии, автоматизация, исследования и инновации, регулирование интеллектуальной собственности, технологические стимулы и т. д. Какие технологические достижения и инновации доступны или на горизонте? Как эта технология повлияет на деятельность? |
Заключение
PEST-анализа — это простой и широко используемый инструмент, который помогает анализировать политические, экономические, социокультурные и технологические изменения в бизнес-среде.
PEST-анализа помогает понять политические, экономические, социальные и технологические изменения, которые будут определять бизнес-среду.
Источник