- 5 важных принципов, которые сделали Apple великой компанией. Дело не только в деньгах
- 1. Джобс не держался за старое
- 2. Компания не делала «дизайн ради дизайна»
- 3. Apple следовала принципу цифрового узла
- 4. Apple создаёт продукты, а не технологии
- 5. Компания развивает новые линейки постепенно
- Выводы
- Есть ли жизнь в Apple после Стива
- Эра Джобса
- Apple Lisa
- Pippin
- Apple USB Mouse
- И что дальше?
- А сейчас что?
5 важных принципов, которые сделали Apple великой компанией. Дело не только в деньгах
Недавно я в третий раз решил перечитать биографию Стива Джобса, написанную Уолтером Айзексоном, и примерно на середине книги у меня случилось прозрение.
Наблюдая за развитием истории Apple, я сравнивал её с другими компаниями и задавался вопросом: «Почему IBM, HP или Dell не смогли стать второй Apple?».
Свой ответ на этот вопрос я смог найти. Всё, что вы прочитаете дальше, это результат моих наблюдений и размышлений. Если у вас другая позиция — пишите в комментарии, с радостью обсужу. Итак, давайте начнём.
1. Джобс не держался за старое
Линейка продуктов Apple до ухода Стива Джобса.
С момента ухода Стива Джобса из Apple в 1985 году, руководство компании создавало продукты, которые были совершенно лишними для линейки. Основным был Apple II, который вышел в 1977 и выпускался вплоть до 1990-х, хоть и имел разные модификации. Всё остальное создавалось исключительно для галочки.
Принципиально новых продуктов в начале 1980-х у Apple было всего лишь два — это Apple Lisa и Macintosh. Да, рынок для них был не готов, поэтому с точки зрения продаж они провалились. Это, а также скверный характер Джобса, стало причиной, из-за которой совет директоров принял решение выдворить его из Apple.
Затем, вплоть до 1994 года Apple эксплуатировала изначальный форм-фактор Macintosh, представляя его в разных вариациях. Не спорю, наверняка каждый из этих компьютеров был по-своему хорош, но они не создавали эффекта «вау». Потому что с потребительской точки зрения Macintosh G3 AIO из 1998 года был абсолютно тем же компьютером, что и Macintosh 1984 года.
Выходит, что тогдашнее руководство Apple продолжало держаться за старое. Какие-то эксперименты были, например, в 1993 году компания выпустила PowerCD: CD-проигрыватель, разработанный совместно с Philips.
Был ещё Apple Newton, про него все знают, но все они были лишь «коробками с технологиями».
Так изменилась продукция Apple после возвращение Стива.
Это не были «продукты», которые способны покорить рынок и стать частью повседневной жизни. Они просто выполняли задачи, но не выполняли их лучше других.
С момента возвращение Стива Джобса в Apple 1996 году, он закрыл большинство проектов, созданных предыдущим руководством. Также при Стиве было уволено более 2000 сотрудников, чтобы взять на их место новых.
Настала пора создавать новое на месте старого.
2. Компания не делала «дизайн ради дизайна»
В 1992 году на работу в Apple пришёл Джони Айв, но был он лишь рядовым сотрудником. Того знаменитого влияния Айва на дизайн в линейке не чувствовалось совершенно. Все устройства были однотипными — рубленые корпуса тёмного или бежевого цвета.
Такой же парадигме придерживались и другие производители, например, IBM. Это тоже не позволяло Apple выделиться на фоне остальных. Собственно, компания в 1990-х как раз и переживала кризис. Настолько всё было плохо, что убыточную Apple даже не хотели покупать другие IT-гиганты.
Помимо заурядного дизайна, у компьютеров Apple были большие проблемы с софтом. Полноценного Microsoft Office не было, Adobe вообще платформу не признавала долгое время. На это ещё накладывались общие проблемы с работой операционной системы. К счастью, слияние Apple и NeXT помогло решить проблему с софтом.
А решение Стива Джобса сделать Джони Айва вице-президентом промышленного дизайна Apple помогло сделать компьютеры не только красивыми, но и более функциональными. Первым продуктом новой эпохи стал iMac G3
iMac G3 называют «спасителем Apple».
Даже сегодня он выглядит потрясно — полупрозрачный корпус с цветными вставками. Причём всё это моноблок! Помимо экрана, внутри находится железо и даже динамики. Вкупе с обновлённой Mac OS получилась «бомба». Компьютер разлетался, как горячие пирожки.
Это был тот продукт, о котором хотелось говорить и писать. Из-за этого iMac G3 впервые в истории Apple получился модным гаджетом.
В следующие 4 года компания выпустит несколько ноутбуков PowerBook с более изящным дизайном, разницу можете оценить выше. Появятся необычные ноутбуки iBook для студентов, в которых чувствуется влияние iMac G3.
Последнее фото: iMac G4 или, как его называют, «Лампа Джобса».
Кажется, формула успешного дизайна найдена, можно использовать его и дальше… Но нет! В 2002 году iMac получает обновление, теперь компьютер непохож ни на одного своего предшественника, ни на конкурентов.
Корпус со всем железом и экран, соединены при помощи ножки, который позволяет наклонить экран так, как это хочется его владельцу. Более того, ножка позволяет поворачивать монитор на 360 градусов! И всё это в 2002 году.
Это красиво, и это работает. Сочетание подходов не держаться за старое и не делать дизайн ради дизайна превратили технику Apple в произведения искусства. Но был ещё один важный момент.
3. Apple следовала принципу цифрового узла
Раньше Mac был главным устройством, только с помощью него можно было активировать iPhone.
Корни экосистемы Apple растут с начала 2000-х. Тогда у компании были только компьютеры (iPod появится чуть позже, в 2002-м). Выполнять они могли лишь ограниченное число функций, в основном, это обработка документов, игры, почта, программирование и работа. В то время ПК и Mac были слабо настроены на медиа.
Хотя разработчики выпускали софт для организации библиотеки музыки (например, WinAmp), фото и видео. Но все они были слишком сложные. Джобс говорил: «Надо быть гением, чтобы разобраться хотя бы в половине их функций».
В итоге Apple начала разработку программы для удобной работы с CD-дисками. Буквально в пару кликов можно было записать на болванку любимый фильм, альбом или закинуть фотографии. Чуть позже для каждой задачи выйдут отдельные приложения (iPhoto, iMovie и iTunes).
До сих пор сам таким пользуюсь. Удивительный девайс.
Огромное влияние на формирование цифрового узла в 2002 году окажет выход iPod. Также этот плеер поможет Apple укрепить позиции на рынке. К тому времени компьютеры Mac стали настоящим цифровым узлом.
Встроенный софт позволял работать с большинством камер, телефонов и плееров. Именно поэтому долгое время настроить iPhone и iPad можно было только при подключении к компьютеру. Теперь компьютеры стали более осмысленными устройствами для большинства пользователей.
И именно поэтому сейчас между устройствами Apple существует глубокая конвергенция софта, железа и дизайна. Это ещё один фактор, обеспечивающий Apple безоговорочный успех и доминирование над другими.
4. Apple создаёт продукты, а не технологии
iPhone 5s всё равно был огромным прорывом.
В действительности Apple не создала ни одной технологии, которые ей многие приписывают. Touch ID, Face ID, Siri, мультитач и прочее было придумано задолго до Apple. Компания активно скупает различные стартапы, чтобы брать их наработки в своё владение, и делает правильно.
И нет, Apple покупает их не с целью злого умысла для уничтожения конкурентов, наоборот, это единственный способ для большинства этих компаний стать значимыми. Потому что люди в них придумывают технологии, но не продукты. А в Apple знают, как превратить комбинацию технологий в шикарный продукт.
Чего только стоят iPhone и iPad, продемонстрировавшие всему миру в начале 2010-х, что такое мультитач.
5. Компания развивает новые линейки постепенно
Apple не спешит и в итоге делает лучше всех.
Действительно, самые первые устройства из новых продуктовых линеек Apple выглядят на фоне конкурентов странно. Вспомним iPhone — это был дорогой телефон, на который даже нельзя устанавливать сторонние приложения.
Зато через год компания представляет вместе с iPhone 3G App Store — полноценный магазин приложений, который оказывает огромное влияние на индустрию. Теперь у мобильных устройств появился единый канал для загрузки приложений. Боюсь, в самом первом поколении такое новшество могло бы работать совсем не так, как должно.
Плюс, так получилось сделать App Store на самом старте более привлекательным, потому что у компании уже была достаточная база пользователей iPhone.
Самым завершённым аппаратом среди первых iPhone был 3Gs.
Также можно сказать про iPad Pro. Гибридные планшеты с клавиатурами у других компаний были давно. Но на момент их выхода ни у одной компании не было настолько развитой экосистемы, как у Apple. iPad Pro буквально из коробки работал с большинством софта.
Уверен, что компания в ближайшем будущем сможет задать необходимую планку смарт-очкам, сделав из них массовый продукт.
Выводы
Теперь давайте подытожим пять принципов, благодаря которым Apple стала великой компанией.
• Необходимо отказываться от старого и создавать новое
• Дизайн должен работать
• Устройства обязаны быть одним целым
• Технологии и продукты не могут существовать друг без друга
• Развивать устройства нужно постепенно
Но есть ещё один фактор — это люди. Когда я беру в руки iPhone, чувствуется абсолютно метафизическая вещь: забота. Каждый продукт Apple создаётся людьми для людей с пристальным вниманием к нему и энтузиазмом. Команда всегда делает то, чем удобно пользоваться.
Источник
Есть ли жизнь в Apple после Стива
«Интернет-воины» вечно разводят споры на тему колоссальных изменений в развитии Apple после смерти Стива Джобса и заступления на пост CEO Тима Кука.
Но так ли все плохо на самом деле, как считают «диванные аналитики», кричащие, что компания «скатилась», «ничего не может» и прочее? Успех не бывает абсолютным, господа. Дайте Тиму время.
Эра Джобса
Во времена Стива Джобса создавалось много крутых устройств, но среди них оказались и провальные. Истинную славу Apple обрела только после выхода первого iPod и iPhone.
Вплоть до начала 2000-х был целый ряд продуктов, подпортивших репутацию калифорнийской компании.
И вот лишь некоторые из них (полный список найдёте тут):
Apple Lisa
Первый коммерческий компьютер Apple с графическим интерфейсом. Это был уникальный в своём роде компьютер.
К сожалению, революцию на рынке персональных компьютеров произвести не удалось, Lisa оказался медлительным и чересчур дорогим ($10 000), несмотря на «плюшки» вроде вытесняющей многозадачности.
Pippin
Попытка купертиновцев войти в игровую индустрию. Хотя Pippin и позиционировался, как стационарный компьютер, но на деле это была игровая консоль.
Разработкой занималась не сама Apple, а Bandai и Katz Media – «акулы» индустрии.
К сожалению, проект так же «не зашёл». На рынке уже были представлены Sony PlayStation, Nintendo и Sega. А яблочная разработка была попросту проигнорирована как пользователями, так и разработчиками.
Apple USB Mouse
Первый структурированный манипулятор для компьютеров. После внедрения портов USB в линейку цветных iMac, Apple принялась за разработку мыши для управления ими.
Идея была не новаторской, но оригинальной в исполнении. Шаровидная компьютерная мышка также не нашла реального применения. А все из-за неудачной формы устройства.
Для решения проблемы с комфортом в использовании производители аксессуаров выпустили специальные накладки для Apple USB Mouse, но даже это не спасло продукт.
И что дальше?
Спустя некоторое время компания перешла на портативную технику. Первым успешным продуктом стала линейка iPod. Это был первый портативный плеер размером с колоду карт: «1000 песен в кармане». Apple не было равных.
А затем и презентация первого смартфона – iPhone. Гаджет был принят прессой и экспертами в мобильной электроники неоднозначно. Да что уж там, его разгромили в пух и прах. В устройство никто не верил.
Не было вообще никакой кастомизации интерфейса, не было даже магазина приложений. Спустя некоторое время вышли iPhone 3G и iPhone 3GS, перевернувшие индустрию с ног на голову.
Последующие поколения смартфонов не были чем-то революционным. Да, появилась многозадачность, выпустили стеклянный айфон, да и много всего другого. Но у каждой такой «фишки» находились противоборцы, считавшие это высосанным из пальца «фуфлом».
Интересно и то, что выход оригинального iPhone в 2007 году, по сути, стал первой и последней революцией Apple в сфере смартфонов. Просто с каждым разом iPhone получал все новые интересные функции, вокруг которых и строились презентации Apple. То есть кроме них ничего кардинально нового в устройствах не было. Аппаратная начинка становилась быстрее, ПО — стабильнее, но революции больше не было…
Да и ошибок допущено было тоже достаточно. Чего только стоили обдирающаяся краска на iPhone 5 и Antennagate в iPhone 4.
А сейчас что?
Сейчас «за рулем» Тим Кук. И все у него нормально.
Популярность iPhone продолжает расти. За все время его «восседания на троне» был лишь момент с неоднозначным Apple Pencil – ещё одно миниатюрное устройство, которое не только легко потерять, но и заряжать нужно постоянно.
С выходом iPhone 7 «косяки» прошлой модели были устранены, но и появились новые: Hissgate, плохо работающие динамики, проблемы с сетью и прочее. Но и плюсы у него есть: наконец-то интегрировали водонепроницаемость, о которой так и грезили владельцы прошлогодних устройств.
iPad Pro был тепло принят критиками и нашёл свою аудиторию. Дизайнеры быстро приобщились к новому яблочному решению.
Смарт-часы Apple Watch оказались неоднозначным продуктом. Они до сих пор занимают лидирующую позицию в рейтинге носимой электроники. По итогам прошлого года популярнее их оказались лишь Casio. Разве это не показатель успешности?
Ребята, об Apple все ещё говорят и все так же громко. Это не закат. Ажиотаж вокруг калифорнийской компании если и падает, то очень медленно. Разработчики активно наполняют магазин приложений App Store, который также считается самым большим в индустрии и по сей день.
Учитывая тот факт, что Apple перешла на трехлетний цикл обновлений, iPhone 2017 года должен получиться невероятным: чего только стоит OLED-дисплей, беспроводная зарядка и полностью стеклянный корпус В Apple следуют этой схеме обновления, а значит и глобальные апгрейды получит именно этот смартфон. Тем более, что он будет юбилейным. Он просто обязан стать если не инновационным, то просто отличным аппаратом.
Над новым 15-дюймовый MacBook Pro работала все та же команда, что и над прошлым поколением. Просто в Apple любят рисковать и менять рынок за собой. Так случилось как с iMac, так и с iPhone. И одной сенсорной панелью в данном случае не обошлось.
Магия Apple не перестаёт действовать. Я уверен, что Тим Кук следует не только тенденциям рынка, но и продолжает придерживаться вектора, который задал еще Стив Джобс. Зная, как он любил своё «детище», он попросту не мог не оставить «инструкции по применению» на ближайшие несколько лет. И это явно не 5 лет.
В первом электронном письме на посту CEO, отправленном сотрудникам после смерти Стива Джобса, Тим Кук написал:
Я хочу, чтобы вы были уверены, что Apple не собирается меняться. Стив построил компанию и культуру, которая не похожа ни на одну другую в мире, и мы будем оставаться ей верны — это заложено в нашей ДНК. Я уверен, что наши лучше годы впереди и вместе мы продолжим делать Apple тем волшебным местом, которым она является. Тим.
Джобс знал, кого оставить на посту управляющего компанией. Ветер все ещё дует в сторону Apple. И будет дуть долго.
Источник