- Лучшие инструменты для разработки приложений под Android
- Android Studio
- AVD Manager
- Android Device Monitor
- Android Debug Bridge
- Unity 3D
- Unreal Engine
- GameMaker: Studio
- Xamarin в Visual Studio
- Eclipse
- GitHub
- Другие инструменты для разработки приложений под Android
- Как мы обновляли мобильное приложение для официантов: выбор стека и тест трех версий. Кто победил?
- На чем писать?
- Какие плюсы и минусы?
- Три версии на тест
- Что мы поняли?
- Пара слов о выбранных технологиях
Лучшие инструменты для разработки приложений под Android
Nov 9, 2018 · 8 min read
Android предлагает разработчикам массу возможностей: это универсальная, открытая платформа, используемая миллионами пользователей по всему миру, с удивительно простой в использовании площадкой для распространения приложений. К счастью, существует множество инструментов для Android-разработчиков, которые помогут быстро начать работу. Но еще лучше то, что с каждым годом инструментов становится все больше, а их эффективность постоянно повышается. Еще никогда не было столь благоприятного времени для создания собственного приложения под Android!
Android Studio
Ни один топ “Лучших инструментов д л я разработки приложений под Android” не обходится без Android Studio. Это официальная IDE (интегрированная среда разработки) для Android, созданная компанией Google. Именно поэтому Android Studio является номером один для разработчиков, которые хотят создавать приложения, в соответствии с Material дизайном Google и доступом к расширенным функциям платформы.
IDE — это место, в котором разработчик проводит большую часть своего времени: Android Studio выступает в качестве редактора для выбранного вами языка программирования (он поддерживает Java, C++, а также Kotlin, который с недавних пор тоже стал официальным языком Android), компилятора, который может создавать APK файлы и файловой системы для организации вашего проекта. Кроме этого он включает в себя редактор XML и расширенный редактор макетов. Android Studio предлагает целый набор дополнительных инструментов, некоторые из которых мы рассмотрим в данной статье. К счастью, большинство из них теперь можно скачать единым пакетом. По сути, этот пакет идет в комплекте с Android SDK, но вам все равно придется отдельно загрузить и установить Java JDK. И было бы неплохо, если бы вы прочли инструкцию для новичков по использованию Android Studio.
Разработка при помощи Java и Android SDK имеет несколько крутую кривую обучаемости, но с точки зрения интеграции, поддержки и возможностей — Android Studio нет равных.
AVD Manager
Инструмент AVD Manager идет в комплекте с Android Studio. Аббревиатура AVD расшифровывается как “Android Virtual Device”, поэтому, по сути, это эмулятор для запуска приложений Android на вашем компьютере. Это очень полезный инструмент, который позволяет вам тестировать свои приложения, без необходимости устанавливать их на физические устройства. Что еще более важно, AVD Manager позволяет создавать множество эмуляторов с различными размерами экрана, спецификациями и версиями Android. Вы сможете увидеть, как будет выглядеть ваше творение на любом устройстве, и тем самым обеспечите поддержку среди самых популярных гаджетов. Производительность инструмента постоянно улучшается, особенно с режимом fast virt, который запускает на вашем компьютере версию Android от Intel и устраняет необходимость эмуляции уровня instruction.
Android Device Monitor
Еще один встроенный инструмент — Android Device Monitor, который позволяет проводить мониторинг вашего физического или виртуального устройства во время его работы, и, взамен, получать информацию о том, сколько процессов выполняется по потоку, сетевую статистику, LogCat и т.д. Данный инструмент отлично подходит для тестирования производительности ваших приложений.
Android Debug Bridge
ADB — это инструмент командной строки, с помощью которого можно копировать файлы на устройство и обратно, устанавливать и удалять приложения, выполнять резервное копирование и восстановление на всех устройствах на базе Android, в том числе и на виртуальном. Он идет в комплекте с Android Studio и, по большей части, вам не придется его использовать. Но в редких случаях вам все же придется им воспользоваться. Для этого перейдите в папку, где находится файл adb.exe и откройте командную строку (Shift + RMB>Открыть окно команд).
Unity 3D
Unity 3D — первый инструмент в нашем списке, который не предустановлен в Android Studio. Unity 3D представляет из себя игровой движок и IDE для кроссплатформенной разработки игр. Он очень прост в изучении и обладает большим набором функций для разработки игр. С помощью Android Studio можно создать игру, но в Unity то же самое можно сделать гораздо легче, без уймы потерянного времени и головной боли. Кстати говоря, в Unity есть возможность создавать приложения с дополненной реальностью для Daydream, Cardboard или Gear VR!
Unreal Engine
Unreal Engine — это игровой движок и альтернативный вариант для тех, кто интересуется кроссплатформенной и полнофункциональной разработкой игр. Unreal, также как и Unity, поддерживает разработку под Android, но, в плане графики, игры на Unreal сильно превосходят игры на Unity. Тем не менее Unity имеет лучшую встроенную поддержку мобильных и 2D-творений, поэтому является предпочтительным вариантом для большинства мобильных разработчиков игр. Не имеет значения, какой в итоге вы выберете движок, так как нет причин, по которым вы не можете дать им обоим шанс.
GameMaker: Studio
GameMaker: Studio — еще один инструмент для разработки игр, на этот раз для 2D-игр. Он гораздо проще в использовании, чем Unity или Unreal, и позволяет создавать игры, практически без написания кода. Однако, если хотите добавить немного больше настроек в свою игру, вы можете воспользоваться встроенным языком программирования для начинающих — GML или «GameMaker Language».
Однако из-за простоты использования вы, в какой-то степени, теряете мощность и функциональность. Также стоит отметить, что GameMaker: Studio не является бесплатным ПО, но есть бесплатная пробная версия.
B4A (или Basic for Android) — самый малоизвестный инструмент для разработки Android-приложений от компании Anywhere Software, специализирующейся на концепции быстрой разработки приложений(RAD). Как следует из названия, B4A — это IDE и интерпретатор, который позволяет разработчикам создавать приложения с использованием языка программирования BASIC . Для тех, кто не знаком с BASIC — это процедурный язык программирования, который читается практически как обычный английский язык. Несмотря на то, что B4A — это проект, разработанный всего одним человеком, ему удалось соединить в себе множество полезных расширенных функций, таких как: беспроводная отладка через Bluetooth, визуальный редактор для добавления и упорядочивания представлений и т.п. Данное ПО не бесплатно.
С помощью B4A вы можете делать практически все то же самое, что вы делаете при помощи Java, но гораздо быстрее и с меньшим количеством шаблонов. Любое понижение производительности, по сравнению с другими IDE, минимально. Тем не менее, вам все еще стоит изучить официальный метод создания приложений, особенно если вы хотите использовать конкретные библиотеки (но стоит упомянуть, что библиотеки Java могут быть обернуты для Basic4Android).
Наверное вы уже успели заметить, что инструменты для разработки приложений под Android любят аббревиатуры. AIDE расшифровывается как “Android IDE” и он уникален тем, что работает на самом Android. Это означает, что вы можете создавать приложения, используя свой телефон или планшет, а затем тестировать их на этом же устройстве.
Скорее всего вы уже поняли, что данному IDE не хватает некоторых функций из Android Studio (окей, очень многих функций) и у него нет никакого реального преимущества перед более функциональными IDE для разработки под Android. Он пригоден только для изучения Java и Android SDK, так как предоставляет возможность читать учебник по программированию и, в тот же самый момент, проверять оттуда код в режиме реального времени. Это настоящая находка для тех, кто только-только начал разрабатывать собственные мобильные проекты. AIDE не бесплатен и, независимо от того, хорошее о нем общественное мнение или нет — его стоит купить и попробовать самостоятельно.
Xamarin в Visual Studio
Visual Studio — это IDE от Microsoft, поддерживающий ряд языков, включая C#, VB.net, JavaScript и многое другое. С помощью фреймворка Xamarin, который входит в Visual Studio, можно создавать кроссплатформенные приложения с помощью C#, а затем тестировать их на нескольких устройствах, подключенных к облаку. Это хороший и бесплатный выбор, если вы планируете выпустить приложение и для Android, и для IOS, но не горите желанием писать свой код дважды. Также он является отличным выбором для тех, кто уже знаком с C# и/или Visual Studio. Минусом является то, что Xamarin неудобен в использовании Java библиотек и, как и с любой другой альтернативой Android Studio, вы теряете поддержку Google и расширенные встроенные функции.
Eclipse
До появления Android Studio, в качестве основного инструмента для разработки Android-приложений, разработчики использовали Eclipse. Этот IDE поддерживает несколько различных языков программирования, в том числе и Java с Android SDK. В отличие от Android Studio, Eclipse не предлагает встроенную поддержку и требует более тщательной настройки. На данный момент Google отключила официальную поддержку, поэтому, на самом деле, нет никаких оснований использовать Eclipse, вместо Android Studio. Я включил его в этот список, так как он может быть полезен тем, кто интересуется историей IDE и учится создавать приложения для Android. Так сказать для того, чтобы расширить кругозор.
GitHub
GitHub — это онлайн-сервис для хостинга и совместной разработки IT-проектов. Также он включает в себя систему контроля версий. Это очень удобно, если вам нужно сделать резервную копия вашего проекта или вы ищите людей для совместной разработки, или образец хорошего кода, который смогли бы использовать в качестве примера для разработки собственного проекта. Если вы новичок, то скорее всего будете загружать на свой компьютер код различных проектов, а потом переписывать его по своему желанию. Если вы когда-нибудь работали в команде над разработкой большого приложения, но никогда не использовали GitHub — самое время это исправить!
Другие инструменты для разработки приложений под Android
Помимо перечисленных выше инструментов, существует еще много вариантов, например, PhoneGap, Cordova или IntelliJ IDEA для создания простых приложений, или Andyroid и Blustacks, если вам нужна эмуляция Android без установки Android Studio и AVD Manager. Также разработчикам будет полезно освоить целый ряд других программ, помимо программ программирования. Например, вы можете использовать Photoshop или GiMP для редактирования изображений, а Illustrator для создания качественных векторных изображений. Может быть вам понравится идея создать макет дизайна приложения, сделав его интерактивным при помощи InVision, ну или можно по-старинке нарисовать его вручную. Возможно вы будете использовать Blender для создания 3D-моделей для ваших игр на Android или, возможно, вы будете использовать FL Studio 12 для написания музыки. Но мой вам совет — не делайте все в одиночку, а используйте сервисы для совместной работы с фрилансерами.
Для разработки приложений под Android подойдут многие программы, но подходящие именно вам будут зависеть от вашего стиля работы, предпочтений и целей. Надеюсь этот список дал вам хорошее представление о том, с чего начать свой путь.
Источник
Как мы обновляли мобильное приложение для официантов: выбор стека и тест трех версий. Кто победил?
Привет! Меня зовут Сергей Арсёнов, я руковожу мобильной разработкой в компании r_keeper. Хочу рассказать, как мы обновляли мобильное b2b-приложение для официантов и почему выбрали для него не совсем классический стек — Kotlin Multiplatform Mobile + UI на Flutter.
На чем писать?
Наше мобильное приложение используют официанты в ресторанах, где установлена система автоматизации r_keeper: оформляют через него заказы, добавляют и удаляют блюда, принимают оплату и т. д. Когда-то давно оно было написано на Java + Objective-C + WebView и заметно устарело: функциональность для iOS и Android полностью дублировалась, обе версии выглядели абсолютно одинаково, нативной верстки не было. Приложение с трудом поддавалось улучшениям, и в конце концов мы решили переписать его с нуля. Вопрос — на чем?
Мы точно понимали, что хотим, как минимум, уйти от WebView и неактуального стека. Плюс выбрать такой набор технологий, который позволит максимально быстро повторить текущий функционал приложения и существенно сократить Time2Market. Рассуждали так.
Нужна технология, которая позволит не писать одну и ту же логику несколько раз под разные платформы (тем более для b2b-приложения, где UI и функционал для всех ОС идентичен). Получается, чистый натив не оптимален — нужна кроссплатформа.
Это должна быть кроссплатформа, которая позволит сделать приложение для iOS, Android, а в перспективе и под web / desktop. К тому же нужно уметь поддерживать работу с платформой и железом, поскольку такие задачи могут возникнуть — PWA по этой причине выбыл. Выбыл и Xamarin — он не поддерживает web и вообще не очень быстр. Список сузился до нескольких вариантов: Flutter, React Native, KMM + UI на чем-нибудь (например, NativeUI) и Cordova.
У кроссплатформы должен быть низкий порог входа для Android-разработчиков — это тот ресурс, которым мы располагали. Javascript они не знают — из-за этого выбыли React Native и Cordova.
Какие плюсы и минусы?
В результате до финиша дошли варианты Flutter и KMM + NativeUI с какими-то комбинациями. Все — со своими достоинствами и недостатками.
Во Flutter используется незнакомый язык Dart (правда, сильно похожий по синтаксису на известный каждому Android-разработчику Java) и декларативная верстка. Для Android-платформы декларативный Jetpack Compose еще не стал нормой, так что был риск, что этот вариант построения интерфейса снизит темпы разработки (как минимум на первоначальном этапе). Не было уверенности, что неопытный в этой технологии разработчик сможет качественно выстроить архитектуру и написать бизнес-логику. Мы также опасались, что кроссплатформа не позволит полностью реализовать все специфические особенности каждой платформы, вроде работы с push-уведомлениями или железом. Были сомнения и в достаточной производительности Flutter на слабых устройствах (такие нередко встречаются у корпоративных клиентов). Притом мы понимали, что у технологии есть свои преимущества: относительная зрелость Flutter SDK, единый язык и код для всех платформ и вариантов. К тому же поддерживал энтузиазм разработчиков, которым хотелось «пощупать» новую технологию.
У варианта KMM + Native UI — много достоинств: это знакомый всем Kotlin, знакомый всем Android UI, плюс возможность вынести любой специфичный функционал в нативную часть. Минусом мы посчитали то, что UI пришлось бы писать на Swift и делать двойную работу по слою представления (а работать с Xcode не хотелось никому) — это грозило увеличением сроков разработки. Кроме того, технология KMM еще недостаточно зрелая — могли возникнуть проблемы.
Можно было попробовать гибрид Flutter + KMM, но тут тоже были потенциальные «грабли». Мы не знали, как смогут общаться KMM и Flutter и насколько сложно будет собрать проект из таких непохожих частей. Правда, такая связка позволила бы не писать сложную логику на Dart и вообще делать UI только один раз, а все сложные вещи привычно написать на Kotlin.
Три версии на тест
Идеального варианта не было, поэтому мы решили пойти методом проб и ошибок. Сделали три версии тестового приложения с идентичным функционалом, чтобы оценить производительность каждого решения, сложность и время разработки, незамеченные пока ограничения технологий. Само приложение было несложным — оно грузило из небыстрой REST API список рецептов с описаниями и картинками и отображало его с разбивкой по категориям. Подборки были длинными (по несколько тысяч рецептов), а картинки — тяжелыми.
Версию № 1 написали на чистом нативном Android (Clean Architecture, Android Jetpack, MVVM, Coroutines, Koin), № 2 — на KMM + Native UI, № 3 — на KMM + Flutter. Делать отдельное приложение на чистом Flutter не стали, потому что версия № 3 позволяла оценить и этот вариант.
Время и сложность создания нативного приложения (версия № 1) мы взяли за эталон для сравнения. Трудностей с его разработкой не возникло, создание с нуля заняло примерно одну неделю. Приложение, в соответствии с концепцией чистой архитектуры, было разбито на три слоя: представления, бизнес-логики и слоя данных.
Для переписывания приложения на KMM (версия № 2) было необходимо следующее.
Перенести слои Data и Domain в кроссплатформенную часть
Для слоя Data пришлось переписать базу данных со стандартного Jetpack’овского Room на кроссплатформенный SQLDelight. Последний требует, чтобы таблицы и методы для общения с ними были описаны на варианте чистого SQL, путем создания .sq-файлов — при сборке именно по ним генерируются методы для обращения с базой данных. Готовых инструментов для миграции из Room в SQLDelight мы не нашли, так что пришлось вручную переносить сгенеренные таблицы из Room и писать SQL-запросы для методов — это заняло пару дней.
Еще мы переписали сетевую часть с Retrofit на Ktor (сериализацию делали через kotlinx.serialization). Тут особых сложностей не возникло: для логики интерфейс общения с бэкендом остался прежним, была изменена лишь имплементация. Вообще для большей гибкости на Ktor можно использовать не только кроссплатформенные, но и нативные движки, например, OkHttp, но для наших целей хватило дефолтного.
Слой Domain, естественно, перенесся в KMM без каких-либо изменений.
Поменять способ общения между логикой и представлением на подходящий для кроссплатформы
Для общения с логикой KMM-части был описан публичный интерфейс с методами, которые будут видны в слое представления, а сама KMM-часть реализована в виде некой библиотеки, которая имплементирует этот интерфейс.
Изменить слой представления для Android-версии, поменяв способ общения с логикой
Потребовалось лишь переделать ViewModels для общения с логикой через изменившиеся интерфейсы
Написать UI-часть под iOS
KMM собирается как обычный Framework-пакет для iOS. Особых сложностей с этим не возникло — надо было лишь подключить эту библиотеку и написать стандартный UI на Swift, который вызывает из нее методы.
В целом переделка проекта заняла около двух недель (не считая написания iOS UI), в основном оно ушло на знакомство с новыми библиотеками. Подводных камней на этом этапе мы не увидели.
Третьей и самой интересной стала версия № 3 на Flutter + KMM. Часть KMM с логикой бизнес-и дата-слоев без каких-либо изменений была перенесена из версии № 2 — нам потребовалось лишь написать UI на Flutter.
Серьезные опасения насчет падения производительности при передаче больших массивов объектов между UI и KMM не оправдались — версия № 3 показала вполне приличную производительность и плавность даже на слабых устройствах с ARMv7 и старых iPhone. Никаких особых сложностей в освоении языка Dart у Android-разработчиков не возникло, а создать работоспособный UI для тестового приложения удалось за считанные дни.
С другой стороны, стало понятно, что создание грамотной архитектуры для приложения на чистом Flutter может стать проблемой и затормозить разработку.
Что мы поняли?
В итоге тестирования, освоения новых библиотек и работы с плагином KMM мы сделали вывод, что сложность версии № 2 примерно соответствует обычной классической платформенной (если не учитывать время, потраченное на освоение новых библиотек и написание UI-части для iOS). КММ помог четче разделить приложение по слоям и избежать их смешения.
Мы пришли к интересной мысли, что можно даже сразу делать нативные Android-приложения на КММ, если планируется версия под iOS. Это практически не удлиняет разработку под Android, но зато экономит немало усилий при создании и тестировании iOS-версии — достаточно лишь написать UI-часть.
В целом тестирование убедило, что самым эффективным и быстрым в реализации решением для нас станет разработка приложения на связке KMM + Flutter. А если что-то пойдет не так, мы всегда сможем вернуться к резервному варианту Native UI + KMM — переделка из схемы Flutter + KMM затронет лишь слой представления.
Пара слов о выбранных технологиях
Для тех, кто не знаком с выбранными нами технологиями, сделаю небольшое пояснение:
В качестве основы для слоя представления используется Flutter — SDK для создания приложений под iOS, Android и web (плюс desktop в планах). Это уже достаточно зрелая технология (релиз первой версии состоялся в 2015 году), с накопленной базой готовых решений и вопросами / ответами по ней. Впрочем, родная документация на сайте тоже очень подробная.
В качестве языка программирования для Flutter используется Dart. Он компилируется в бинарный код, что позволяет добиться высокой скорости выполнения операций, сравнимой с результатами Objective-C, Swift, Java или Kotlin. Dart не использует нативные компоненты платформ ни в каком виде: подобно игровым движкам он отрисовывает все графические элементы самостоятельно — с помощью собственного движка Google Skia. Все элементы этого интерфейса описываются декларативно, подобно новомодным Swift UI и Jetpack Compose.
В качестве основы для бизнес-логики и, что немаловажно, дата-слоя используется Kotlin Muliplatform Mobile (KMM). Это SDK, созданный для упрощенной разработки кроссплатформенных приложений. Он построен на Kotlin Multiplatform (KM) — технологии, которая позволяет запускать на множестве платформ (Android, iOS, Linux, Windows, MacOS, web и т. д.) один и тот же код, написанный на Kotlin. При добавлении к KM интеграции с мобильными платформами получается KMM. Есть удобный репозиторий, где собраны основные библиотеки для KMM. Большинство компонентов KMM (за исключением интеграции с IDE и плагина под Android Studio) находятся в статусе stable или beta, так что риск использования данной технологии минимален, а ее API уже не будет меняться с новыми релизами.
Если есть вопросы, буду рад ответить. А о реальном внедрении расскажу в следующей статье.
Источник