Текстовые шаблоны для андроид

Магическая шаблонизация для Android-проектов

Начиная с Android Studio 4.1, Google прекратил поддержку кастомных FreeMarker-ных шаблонов. Теперь вы не можете просто взять и написать свои ftl-файлы и сложить их в определённую папку, чтобы Android Studio самостоятельно добавила их в меню New → Other. В качестве альтернативы нам предлагают разбираться в плагиностроении и создавать шаблоны изнутри плагинов IDEA. Нас в hh такая ситуация не очень устраивает, так как есть несколько полезных FreeMarker-ных шаблонов, которые мы постоянно используем и которые иногда нуждаются в обновлениях. Лезть в плагины, чтобы поправить какой-то шаблон? Нет уж, увольте.

Всё это привело к тому, что мы разработали специальный плагин для Android Studio, который поможет решить эти проблемы. Встречайте – Geminio.

Про то, как работает плагин и что требуется для его настройки вы можете подробнее почитать в его README, а вот про то, как он устроен изнутри – только здесь. А ещё я расскажу, как теперь можно из плагинов создавать свои шаблоны.

*Geminio – заклинание удвоения предметов во вселенной Гарри Поттера

Немного терминологии

Чтобы меньше путаться и синхронизировать понимание того, о чём мы говорим, введём немного терминологии.

Я буду называть шаблоном набор метаданных, который необходим в построении диалога для ввода пользовательских параметров. «Рецептом» назовём набор инструкций для исполнения, который отработает после того, как пользователь введёт данные. Когда я буду говорить про шаблонный текст генерируемого кода, я буду называть это ftl-шаблонами или FreeMarker-ными шаблонами.

Чем заменили FreeMarker?

Google уже давно объявил Kotlin предпочитаемым языком для разработки под Android. Все новые библиотеки, новые приложения в Google постепенно переписываются именно на Kotlin. И плагин android-а в Android Studio не стал исключением.

Как механизм шаблонов работал до Android Studio 4.1? Вы создавали папку для описания шаблона, заводили в нём несколько файлов – globals.xml.ftl , template.xml , recipe.xml.ftl для описания параметров и инструкций выполнения шаблона, а ещё вы помещали туда ftl-шаблоны, служившие каркасом генерируемого кода. Затем все эти файлы перемещали в папку Android Studio/plugins/android/lib/templates/ . После запуска проекта Android Studio парсила содержимое папки /templates, добавляла в интерфейс меню New –> дополнительные action-ы, а при вызове action-а читала содержимое template.xml , строила UI и так далее.

В целом понятно, почему в Google отказались от этого механизма. Создание нового шаблона на основе FreeMarker-ных recipe-ов раньше напоминало русскую рулетку: до запуска ты никогда не мог точно сказать, правильно ли его описал, все ли требуемые параметры заполнил. А потом, по реакции Android Studio, ты пытался определить, в какой конкретной букве ошибся. Находил ошибку, менял шаблон, и всё шло на новый круг. А число шаблонов растёт, растёт и количество мест в интерфейсе, куда хочется добавлять эти шаблоны. Раньше для добавления одного и того же шаблона в несколько мест интерфейса приходилось создавать дополнительные action-ы плагины. Нужно было упрощать.

Вот так и появился удобный Kotlin DSL для описания шаблонов. Сравните два подхода:

Вот так выглядел файл template.xml:

А ещё был файл recipe.xml.ftl:

Сначала мы создаём описание шаблона с помощью специального TemplateBuilder-а:

Затем описываем рецепт в отдельной функции:

Текст шаблонов перекочевал из FreeMarker-ных ftl-файлов в Kotlin-овские строчки.

Читайте также:  Не работает звук скайп андроид

По количеству кода получается примерно то же самое, но вот наличие подсказок IDE при описании шаблона помогает не ошибаться в значениях enum-ов и функциях. Добавьте к этому валидацию при создании объекта шаблона (например, покажется исключение, если вы забыли указать один из необходимых параметров), возможность вызова шаблона из разных меню в Android Studio – и, кажется, у нас есть победитель.

Добавление шаблона через extension point

Чтобы новые шаблоны попали в существующие галереи новых объектов в Android Studio, нужно добавить созданный с помощью DSL шаблон в новую точку расширения (extension point) – WizardTemplateProvider.

Для этого мы сначала создаём класс provider-а, наследуясь от абстрактного класса WizardTemplateProvider:

А затем добавляем созданный provider в качестве extension-а в plugin.xml файле:

Запустив Android Studio, мы увидим шаблон baseFragmentTemplate в меню New->Fragment и в галерее нового фрагмента.

Вот наш шаблон в меню New -> Fragments:

А вот он же – в галерее нового фрагмента:

Если вы захотите самостоятельно пройти весь этот путь по добавлению нового шаблона из кода плагина, можете, во-первых, посмотреть на актуальный список готовых шаблонов в исходном коде Android Studio (который совсем недавно наконец-то добавили в cs.android.com), а во-вторых – почитать вот эту статью на Medium (там хорошо описана последовательность действий по созданию нового шаблона, но показан не очень правильный хак с получением инстанса Project-а – так лучше не делать).

А чем ещё можно заменить FreeMarker?

Кроме того, добавить шаблоны кода из плагинов можно с помощью File templates. Это очень просто: добавляете его в папку resources/fileTemplates и… Вы восхитительны!

В папку /resources/fileTemplates вашего плагина нужно добавить шаблон нужного вам кода, например, /resources/fileTemplates/Toothpick Module.kt.ft .

Шаблоны кода работают на движке Velocity, поэтому можно добавлять в код шаблона условия и циклы. File template-ы имеют ряд встроенных параметров, например, PACKAGE_NAME (подставит package name, в зависимости от выбранного в Project View файла), MONTH (текущий месяц) и так далее. Каждый «неизвестный» параметр будет преобразован в поле ввода для пользователя.

После запуска Android Studio в меню New вы увидите новый пункт с названием вашего шаблона:

Нажав на элемент меню, вы увидите диалог, который построился на основе шаблона.

Примеры таких шаблонов вы можете подсмотреть в репозитории MviCore коллег из Badoo.

В чём минус таких шаблонов – они не позволяют вам одновременно добавить несколько файлов. Поэтому мы в hh их обычно не создаём.

Что не так с новым механизмом

Основная претензия к новому механизму – отсутствие возможности повлиять на ваши шаблоны извне плагинов. Вы не можете ни поменять в них текст, ни добавить новый шаблон, пока не залезете в плагин.

Мы же хотим оперативно обновлять содержимое ftl-файлов, добавлять новые шаблоны и желательно без вмешательства в плагин, потому что отладка шаблонов из плагина — тот ещё квест =) А ещё – мы очень не хотим выбрасывать готовые шаблоны, которые заточены под использование FreeMarker-а.

Механизм рендеринга шаблонов

Почему бы не разобраться в том, как вообще происходит рендеринг новых шаблонов в Android Studio? И на основе этого механизма сделать обёртку, которая сможет пробросить созданные шаблоны на рендер.

Чтобы заставить Android Studio построить UI и сгенерировать код на основе нужного шаблона, придётся написать довольно много кода. Допустим, вы уже создали собственный плагин, объявили зависимости от android-плагина, который лежит в Android Studio 4.1, добавили новый action, который будет отвечать за рендеринг. Тогда метод actionPerformed будет выглядеть вот так:

Читайте также:  Vpn для android приставки

Фух, это довольно много кода! Но с другой стороны, это снимает с нас необходимость думать про построения диалогов с разными параметрами, работу с генерацией кода и многим другим, так что сейчас разберемся.

По логике программы, пользователь плагина нажимает Cmd + N на каком-то файле или package-е внутри какого-то модуля. Именно там мы и создадим пачку файлов, которые нам нужны. Поэтому необходимо определить, внутри какого же модуля и какой папки работаем.

Чтобы это сделать, воспользуемся возможностями AnActionEvent-а.

Как я уже рассказывал в своей статье с теорией плагиностроения, AnActionEvent представляет собой контекст исполнения вашего Action-а. Внутри этого класса есть свойство dataContext, из которого при помощи специальных ключей мы можем доставать нужные данные. Чтобы посмотреть, какие ещё ключи есть, обратите внимание на классы PlatformDataKeys, LangDataKeys и другие. Ключ LangDataKeys.MODULE возвращает нам текущий модуль, а CommonDataKeys.VIRTUAL_FILE – выбранный пользователем в Project View файл. Немного преобразований и мы получаем директорию, внутрь которой нужно добавлять файлы.

Чтобы двигаться дальше, нам требуется объект AndroidFacet. Facet — это, по сути, свойства модуля, которые специфичны для того или иного фреймворка. В данном случае мы получаем специфичное для Android описание нашего модуля. Из facet-а можно достать, например, package name, указанный в AndroidManifest.xml вашего android-модуля.

Из facet-а мы достаём объект NamedModuleTemplate – контейнер для основных “путей” android-модуля: путь до папки с исходным кодом, папки с ресурсами, тестами и т.д. Благодаря этому объекту можно найти и package name для подстановки в будущие шаблоны кода.

Все предыдущие элементы были нужны для того, чтобы сформировать главный компонент будущего диалога — его модель, представленную классом RenderTemplateModel. Конструктор этого класса принимает в себя:

  • AndroidFacet модуля, в котором мы создаем файлы;
  • первый предлагаемый пользователю package name (его можно будет использовать в параметрах шаблона);
  • объект, хранящий пути к основным папкам модуля, — NamedModuleTemplate;
  • строковую константу для идентификации WriteCommandAction (внутренний объект IDEA, предназначенный для операций модификации кода) – она нужна для того, чтобы у вас сработал Undo;
  • объект, отвечающий за синхронизацию проекта после создания файлов, — ProjectSyncInvoker;
  • и, наконец, флаг — true или false, — который отвечает за то, можно ли открывать все созданные файлы в редакторе кода или нет.

Для начала создаем ConfigureTemplateParametersStep, который прочитает переданный объект template-а и сформирует UI страницы wizard-диалога, потом пробрасываем step в модель Wizard-диалога и наконец-то показываем сам диалог.

А ещё мы добавили специальный listener на событие завершения диалога, так что после создания файлов можем ещё и как-то их модифицировать. Достучаться до созданных файлов можно через renderTemplateModel.createdFiles.

Самое сложное – позади! Мы показали диалог, который взял на себя работу по построению UI из модели шаблона и обработку рецепта внутри шаблона.

Остаётся только откуда-то получить сам шаблон. И рецепт.

Откуда взять модель шаблона

Исходная задача, которую я решал – дать коллегам возможность хранить шаблоны не в виде кода, а в виде отдельных ресурсов. Поэтому мне был нужен какой-то промежуточный формат данных, которые я потом сконвертирую в необходимые Android Studio для построения диалога.

Мне показалось, что самый простой формат – это yaml-конфиг. Почему именно yaml? Потому что: а) выглядит проще XML, и б) внутри IDEA уже есть подключенная библиотечка для его парсинга – SnakeYaml, позволяющая в одну строчку прочитать весь файл в Map , который можно дальше крутить как угодно.

Читайте также:  Живые обои для андроид с картинкой

В данный момент конфиг шаблона выглядит так:

Вся конфигурация шаблона делится на 4 секции:

  • requiredParams – параметры, обязательные для каждого шаблона;
  • optionalParams – параметры, которые можно спокойно опустить при описании шаблона. В данный момент эти параметры ни на что не влияют, потому что мы не подключаем созданный на основе конфига шаблон через extension point.
  • widgets – набор параметров шаблона, которые зависят от пользовательского ввода. Каждый из этих параметров в конечном итоге превратится в виджет на UI диалога (textField-ы, checkbox-ы и т.п.);
  • recipe – набор инструкций, которые выполняются после того, как пользователь заполнит все параметры шаблона.

Написанный мною плагин парсит этот конфиг, конвертирует его в объект шаблона Android Studio и пробрасывает в RenderTemplateModel.

В самой конвертации практически не было ничего интересного кроме парсинга “выражений”. Я имею в виду строчки вот такого вида:

Нужно было прочитать эту строчку, понять, есть ли в ней использование каких-то переменных, проводятся ли какие-то модификации над этими переменными. Я не придумал ничего лучше, чем парсинг таких выражений в последовательность команд:

Каждая команда знает, как себя вычислить, какой она внесёт вклад в итоговый результат, требуемый в том или ином параметре. Над парсингом выражений пришлось немного посидеть: сначала я хотел выцепить отдельные кусочки $ <. >с помощью регулярок, но вы же знаете, если вы хотите решить какую-то проблему с помощью регулярных выражений, то у вас появляется ещё одна проблема. В итоге я распарсил строчку посимвольно.

Что ещё хорошо в своём собственном формате конфига – можно добавлять новые ключи и строить на них свою дополнительную логику. Так, например, появилась новая команда для рецептов – instantiateAndOpen, — которая сначала создаёт файл из текста ftl-шаблона, а потом открывает созданный файл в редакторе кода. Да-да, в FreeMarker-ных шаблонах уже были команды instantiate и open, но это были отдельные команды.

Какие ещё есть плюсы в Geminio

Основной плюс – после того, как вы создали папку для шаблона с рецептом внутри, и Android Studio создала для этого шаблона Action, вы можете как угодно менять ваш рецепт и файлы с шаблонами кода. Все изменения применятся сразу же, вам не нужно будет перезапускать IDE для того, чтобы проверить шаблон. То есть цикл проверки шаблона стал в разы короче.

Если бы вы создавали шаблон из плагина, то вы бы не избежали этой проблемы с перезапуском IDE – в случае ошибки ваш шаблон бы просто не работал.

Roadmap

Я был бы рад сказать, что уже сейчас плагин поддерживает все возможности, которые были у FreeMarker-ных шаблонов, но… нет. Далеко не все возможности нужны прямо сейчас, а до некоторых мы обязательно доберёмся в рамках улучшения других плагинов. Например:

  • нет поддержки enum-параметров, которые бы отображались на UI в виде combobox-ов;
  • не все команды из FreeMarker-ных шаблонов поддерживаются в рецептах – например, нет автоматического добавления зависимостей в build.gradle, merge-а XML-ресурсов;
  • новые шаблоны страдают от той же проблемы, что и FreeMarker-ные шаблоны – нет адекватной валидации, которая бы точно сказала, где именно случилась ошибка;
  • и нет никаких подсказок IDE при описании шаблона.

Заключение

Заканчивать нужно на позитивной ноте. Поэтому вот немного позитива:

  • несмотря на то, что Google прекратил поддержку FreeMarker-ных шаблонов, мы всё равно создали инструмент для тотальной шаблонизации
  • дистрибутив плагина можно скачать в нашем репозитории;
  • я буду рад вашим вопросам и постараюсь на них ответить.

Источник

Оцените статью