Test service android что это

Наша Service и опасна и трудна или некоторые аспекты выживания служб в Android

Вместо введения

Во многих практических задачах требуется выполнение различных фоновых действий, будь то проигрывание музыки, обмен данными с сервером или просто слежение за действиями пользователя дабы похитить у него реквизиты кредитных карт. Ну а если не получится, то по крайней мере завалить его целевой рекламой, используя полученные сведения. Как уже давным-давно все знают, в Android такие вещи оформляются в виде службы (Service).

Официальная документация гласит, что ОС Android останавливает службу только в случае нехватки памяти. Тем не менее, существует и другие случаи. Пользователь может сам остановить службу, используя предоставляемые ему средства меню Settings/Apps, там же он может сделать и полную остановку приложения. Но для этого ему надо напрягаться и, в общем-то осознавать свои действия и их последствия. К сожалению, для уничтожения службы у него есть и другие возможности, которыми он может пользоваться бессознательно. В частности, если в нашем приложении ранее была запущена хоть одна Activity, видимая в истории, то пользователь буквально одним движением пальца сможет вынести соответствующую задачу. Как ни парадоксально, попутно Android вышибет и весь процесс вместе со службой.

Лично мне такое поведение Android логичным не кажется. Пользователь зачастую просто чистит Recent Apps от давно забытого хлама, совсем не обязательно он при этом желает отказаться от тех благ, которые ему предоставляла выполняющаяся служба. Однако разработчики Google мыслили немного по-другому. По-другому, так по-другому, их право, но в конце концов нам с вами тоже надо как-то жить.

Итак, каркас простейшего приложения для отработки приемов борьбы.

Здесь все элементарно. SomeActivity при создании запускает службу KamikadzeService, которая, в свою очередь, стартует, как липкая или sticky. Для агентов враждебных платформ поясню, что служба при старте дает указание операционной системе в случае непредвиденного завершения сервиса перезапустить его при первой возможности. Делает она это, возвращая START_STICKY из метода onStartCommand. Если служба не липкая, то после удаления пользователем задачи шансов на возрождение после смерти у нее не будет.

Метод onTaskRemoved вызывается системой как раз при удалении пользователем задачи. Здесь совершенно необходимо упомянуть об атрибуте службы android:stopWithTask, который можно выставить в манифесте. Как можно догадаться по его названию (либо просто почитав документацию), если android:stopWithTask = ”true”, то волевое движение пальца пользователя по нужному квадратику в Recent Tasks List наряду с удалением задачи будет и останавливать службу. Поскольку в этом случае сервис будет считаться согласным на остановку, то и перезапускать автоматически никто ничего не будет — умерла, так умерла.

В самом начале моей борьбы за относительную устойчивость сервисов, обнаружив наличие этого флага, я имел наивность предположить, что проблема решится установкой android:stopWithTask = ”false” и сервис больше не будет умирать вместе с задачей. Увы, действительность и мечтания имели ряд существенных отличий. Действительно, в этом случае система не будет останавливать службу. Она ее просто прибьет без соответствующего предупреждения. Кстати, по умолчанию этот атрибут равен ”false”, из чего уже можно было догадаться, что явная его установка ни к чему не приведет

Для столь же простодушных разработчиков подытожу: значение атрибута службы android:stopWithTask никак не влияет на ее шансы остаться в живых после удаления задачи пользователем, служба в любом случае обречена. Этот атрибут всего лишь определяет, какой метод сервис будет вызван перед уничтожением. Если он равен ”true”, то у службы будет вызван метод onDestroy (не во всех, мягко говоря, случаях, но об этом чуть позже). А если атрибут равен ”false”, то последним вздохом сервиса, заметным разработчику, будет запуск метода onTaskRemoved.

Изучив все это и всласть поэкспериментировав с приведенной программкой, можно сделать следующий вывод: у нас не получится избежать гибели background service при удалении задачи. Ну не получится и не получится, в конце концов легкой жизни никто не обещал. Раз уж система может перезапускать нашу липкую службу, пусть делает это. А мы просто будем время от времени сохранять ее состояние, восстанавливая его при возрождении службы из пепла. Увы, не все так просто.

KitKat. No rest for the wicked

Еще в СССР в конце 80-х в рамках цикла передач “Сколько-то там вечеров с Thames Television” показывали рекламу шоколада KitKat. Ни про какой KitKat никто в то время не слыхивал, но реклама была в новинку и просматривали ее с интересом. И я отлично запомнил слоган, который сейчас и воткнул в название раздела. Ибо отражает.

В качестве предисловия. Выше упоминалось, что при android:stopWithTask=”true” сервис именно останавливается, то есть перед смертью получает свой успокоительный onDestroy. Так было до появления Android KitKat, с приходом которого все неуловимо изменилось. При удалении пользователем задачи в этой и более поздних версиях Android служба перейдет в иной мир … бесследно. В подавляющем большинстве случаев. Если конечно, не считать возможный вызов onDestroy у Activity, попавшему пользователю под палец. Очевидно, что все это делает android:stopWithTask совершенно бесполезным для наших целей.

Но выпуск Android KitKat хорошо запомнился разработчикам фоновых служб совсем не поэтому. Дело в том, что в первоначальных вариантах этой версии крылась одна занимательная деталь, которая в свое время лично меня вогнала в состояние глубокой депрессии. KitKat никогда не перезапускал sticky-сервисы.

А дальше были крики душ программистов на stackoverflow, ворох тикетов в Google, исправления, обновления и т.д. Сколько таких прошивок до сих пор живы на устройствах, никто не знает. Но то, что они еще попадаются, это точно. Решение в лоб с попыткой перезапустить службу

не дает ничего, поскольку Android сначала отработает старт, а лишь потом со спокойной совестью уничтожит службу. Здесь придется добавить костыль в виде AlarmManager:

Читайте также:  Android studio textview многоточие

То есть планируем перезапуск службы вручную через три секунды после удаления задачи. Время взято с потолка.

Передний край нащупала разведка

Тот, кто читал эту статью сначала, помнит мое утверждение о неотвратимости смерти background service при удалении задачи. Признаюсь, я здесь немного манипулировал терминами. На самом деле у службы существует способ остаться целой и невредимой, но уже в виде foreground service. Например, так:

При создании служба создает уведомление, в нашем случае это всего лишь иконка приложения. Созданное уведомление передается в метод startForeground и — вуаля — служба становится почти бессмертной. Удаление задачи на нее никак не повлияет, да и при нехватке памяти она будет останавливаться только в самом крайнем случае. Практически единственный способ ее остановить — нажимание соответствующих кнопок в Settings/Apps, что, в общем-то и требовалось. Так зачем же я городил огород до этого? А дело в этом самом уведомлении, которое Google с давних пор требует для перевода службы на передний план. Оно заметно для пользователя, заметно даже если его создать с прозрачной иконкой. А для ряда приложений это не всегда хорошо. Я сейчас говорю не о троянах и прочих вредоносных программах, их создатели вряд ли озабочены описываемой проблемой вообще, поскольку по определению не должны показывать пользователю что-то, за что он может потянуть. Просто показ уведомлений, не обусловленных реальной необходимостью, выглядит, на мой взгляд, глуповато. Пользователь это также чувствует и зачастую это его даже раздражает, как видно из комментариев к некоторым приложениям в Google Play.

Но и против уведомлений у нас нашлись методы, правда это уже не костыль, а скорее, хак. Добавим еще одну службу в проект:

А onCreate в KamikadzeService перепишем так:

Суть подхода в том, что служба HideNotificationService, выйдя не передний план с тем же идентификатором 777, уходит опять на задний с удалением своего уведомления. Заодно уничтожается и уведомление KamikadzeService, но последняя остается на переднем плане, причем уже «на первый взгляд, как будто, не видна». После этого служба HideNotificationService прекращает работу. Следует уточнить, что порядок запуска служб, как и их выхода на передний план здесь не имеет значения, главное обеспечить, чтобы stopForeground второй (HideNotificationService) был вызван позже, чем startForeground первой (KamikadzeService). И обязательно равенство идентификаторов, передаваемых в startForeground.

И здесь опять возникает резонный вопрос — если все это прекрасно работает, зачем я ранее долго и нудно разжевывал про повадки ”чисто” фоновых служб? Да потому что описанный прием — хак и хак достаточно грязный, чтобы им еще долго можно было пользоваться. Хотя в эмуляторе с прилетевшим на днях Android 6.0 это пока работает. Надеяться или не надеяться — решать читателю.

Источник

Тестирование Android приложений

Тестирование — одна из важнейших частей разработки качественных программных продуктов. Сегодня мы поговорим о некоторых методологиях и библиотеках, разработанных и используемых нашей командой для написания тестов Android приложений.

Начнем с самых базовых вещей, потому более опытные разработчики могут перейти сразу к разделу об инструментах для UI тестирования. Для тех, кому хочется узнать или освежить базовые вещи — приятного чтения.

Создание первого теста

Создадим небольшой компонент, который и будем тестировать. Он парсит файл с JSON объектом, содержащим имя, и возвращает полученную строку:

Тут и в дальнейшем я буду приводить сокращенную версию кода. Полную версию можно посмотреть в репозитории. К каждому сниппету будет приложена ссылка на полный код.

Теперь напишем первый JUnit тест. JUnit — это Java библиотека для написания тестов. Для того, чтобы JUnit знал, что метод является тестом, нужно добавить к нему аннотацию @Test . JUnit содержит в себе класс Assert , который позволяет сравнивать фактические значения с ожидаемыми и выводит ошибку, если значения не совпадают. Этот тест будет тестировать корректность нашего компонента, а именно чтения файла, парсинга JSON и получения верного поля:

Библиотеки для написания тестов

Тесты — это тоже код, который надо поддерживать. Более того, код тестов должен быть прост для понимания, чтобы его можно было верифицировать в уме. Потому есть смысл инвестировать в упрощение кода тестов, избавление от дублирования и повышение читабельности. Посмотрим на широко используемые библиотеки, которые помогут нам в этом деле.

Чтобы не дублировать код подготовки в каждом тесте, существуют аннотации @Before и @After . Методы, помеченные аннотацией @Before , будут выполняться перед каждым тестом, а помеченные аннотацией @After — после каждого теста. Также есть аннотации @BeforeClass и @AfterClass , которые выполняются соответственно перед и после всех тестов в классе. Давайте переделаем наш тест, используя такие методы:

Мы смогли убрать дублирование кода настройки каждого теста. Однако, много разных классов с тестами могут потребовать создания файла, и это дублирование тоже хотелось бы убрать. Для этого есть библиотека тестовых правил (TestRule). Тестовое правило выполняет функцию схожую с @Before и @After . В методе apply() этого класса мы можем выполнить нужные нам действия до и после выполнения каждого или всех тестов. Помимо уменьшения дублирования кода, преимущество такого метода заключается еще и в том, что код выносится из класса тестов, что уменьшает количество кода в тесте и облегчает его чтение. Напишем правило для создания файла:

Используем это правило в нашем тесте. Для того, чтобы действия TestRule исполнялись для каждого теста, нужно пометить TestRule аннотацией @Rule .

Если правило отметить аннотацией @ClassRule , то действия будут вызываться не перед каждым тестом, а один раз перед всеми тестами в классе, аналогично аннотациям @BeforeClass и @AfterClass .

Когда в тестах используется несколько TestRule , может понадобиться, чтобы они запускались в определенном порядке, для этого существует RuleChain с помощью которого можно определить порядок запуска наших TestRule . Создадим правило, которое должно создать папку до того, как будет создан файл:

С этим правилом класс с тестом будет выглядеть следующим образом:

Теперь в каждом тесте директория будет создаваться перед созданием файла и удаляться после удаления файла.

Google Truth — это библиотека для улучшения читабельности кода тестов. Содержит методы assert (аналогично JUnit Assert), но более читабельные для человека, а также включает гораздо больше вариантов для проверки параметров. Так выглядит предыдущий тест с использование Truth:

Читайте также:  Версия новой прошивки для андроида

Видно, что код читается почти как текст на разговорном английском языке.

Наш компонент делает две разных работы: читает файл и парсит его. Чтобы придерживаться принципа единственной ответственности, давайте выделим логику чтения файла в отдельный компонент:

Сейчас мы хотим тестировать именно NameRepository , а фактически тестируем и чтение файла в FileReader . Чтобы этого избежать и тем самым повысить изоляцию, надежность и скорость выполнения теста, мы можем заменить реальный FileReader на его мок.

Mockito — библиотека для для создания заглушек (моков) вместо реальных объектов для использования их в тестах. Некоторые действия, которые можно выполнять с помощью Mockito:
создавать заглушки для классов и интерфейсов;
проверять вызовы метода и значения передаваемые этому методу;
подключение к реальному объекту «шпиона» spy для контроля вызова методов.

Создадим мок FileReader и настроим его так, чтобы метод readFile() возвращал нужную нам строку:

Теперь не происходит никакого чтения файла. Вместо этого, мок отдает настроенное в тесте значение.

Использование моков имеет свои преимущества:

  • тесты проверяют только тестируемый класс на ошибки, ошибки других классов на проверку тестируемого класса никак не влияют
  • иногда более короткий и читабельный код
  • есть возможность проверять вызовы метода и передаваемые значения методам мокированного объекта

  • по умолчанию ненастроенные методы возвращают null, потому все используемые методы нужно настраивать явно.
  • если реальный объект имеет состояние, то при каждом его предполагаемом изменении нужно перенастраивать его мок, из-за чего код тестов иногда раздувается.

Существует более простой и удобный способ создания моков — использовать специальную аннотацию @Mock :

Есть три способа инициализировать такие моки:

Второй вариант максимально декларативен и компактен, но требует использования специального раннера тестов, что не всегда удобно. Последний вариант лишен этого недостатка и более декларативен, чем использование метода initMocks() .

Host Java VM vs Android Java VM

Android тесты можно поделить на два типа: те, что можно запускать на обычной Java VM, и те, что необходимо запускать на Android Java VM. Давайте посмотрим на оба типа тестов.

Тесты, запускаемые на обычной Java VM

Тесты для кода, не требующего работы компонентов Android API, для работы которых нужен Android-эмулятор или реальное устройство, можно запускать прямо на вашем компьютере и на любой Java-машине. Преимущественно это юнит-тесты бизнес-логики, которые тестируют изолированно отдельно взятый класс. Гораздо реже пишутся интеграционные тесты, так как далеко не всегда есть возможность создать реальные объекты классов, с которыми взаимодействует тестируемый класс.

Чтобы написать класс с Host Java тестами нужно, чтобы java файл имел путь $/src/test/java/. . Также с помощью @RunWith аннотации указать Runner , который отвечает за запуск тестов, корректный вызов и обработку всех методов:

Использование этих тестов имеет множество преимуществ:

  • не требуют запуска эмулятора или реального устройства, особенно это важно при прохождении тестов в Continuous integration, где эмулятор может работать очень медленно и нет реального устройства
  • очень быстро проходят, так как для этого не нужно запускать приложение, отображать UI и т.д.
  • стабильны, так как нет проблем, связанных с тем, что эмулятор может зависнуть и т.д.

с другой стороны, этими тестами:

  • нельзя в полной мере протестировать взаимодействие классов с операционной системой
  • в частности, нельзя протестировать нажатия на UI элементы и жесты

Для того, чтобы была возможность использовать Android API классы в Host Java тестах, существует библиотека Robolectric, которая эмулирует среду Android и дает доступ к ее основным функциям. Однако, тестирование классов Android с Roboelectric часто работает нестабильно: нужно время, пока Robolectric будет поддерживать последнее API Android, существуют проблемы с получением ресурсов и т.д. Поэтому реальные классы почти не используются, а используются их моки для юнит-тестирования.

Для запуска тестов с помощью Roboelectric нужно установить кастомный TestRunner. В нем можно настроить версию SDK (самая последняя стабильная версия — 23), обозначить основной класс Application и другие параметры для эмулированной среды Android.

Тесты, запускаемые на Android Java VM

Для инструментальных тестов наличие устройства или эмулятора обязательно, так как мы будем тестировать нажатие кнопок, ввод текста, и другие действия.

Чтобы написать тест для Android Java VM нужно положить java файл по пути $/src/androidTest/java/. , а также с помощью @RunWith аннотации указать AndroidJUnit4 , который позволит запускать тесты на устройстве Android.

UI тесты

Для тестирования UI используется фреймворк Espresso, который предоставляет API для тестирования пользовательского интерфейса программы. В Espresso тесты работают в бэкграунд потоке, а взаимодействие с UI элементами в потоке UI. Espresso имеет несколько основных классов для тестирования:

  • Espresso — основной класс. Содержит в себе статические методы, такие как нажатия на системные кнопки (Back, Home), вызвать/спрятать клавиатуру, открыть меню, обратится к компоненту.
  • ViewMatchers — позволяет найти компонент на экране в текущей иерархии.
  • ViewActions — позволяет взаимодействовать с компонентом (click, longClick, doubleClick, swipe, scroll и т.д.).
  • ViewAssertions — позволяет проверить состояние компонента.

Первый UI тест

Напишем простейшее Android-приложение, которое и будем тестировать:

Протестируем наше приложение. При тестировании UI прежде всего нужно запустить Activity. Для этого существует ActivityTestRule, которое запускает Activity перед каждым тестом и закрывает после:

Напишем простой тест, проверяющий, что элемент с id R.id.container показан на экране:

Разблокировка и включение экрана

Эмулятор на слабых или загруженных машинах может работать медленно. Поэтому между запуском эмулятора и окончанием билда с установкой приложения на эмулятор может пройти достаточно времени для того, чтобы экран заблокировался от бездействия. Таким образом тест может быть запущен при заблокированном экране, что вызовет ошибку java.lang.RuntimeException: Could not launch activity within 45 seconds . Поэтому перед запуском Activity нужно разблокировать и включить экран. Раз это нужно делать в каждом UI тесте, для избежания дублирования кода создадим правило, которое будет разблокировать и включать экран перед тестом:

Напишем кастомное ActivityTestRule , которое разблокирует экран эмулятора и запустит активити перед запуском тестов:

Используя это правило вместо стандартного можно сильно снизить число случайных падений UI тестов в CI.

Тестирование фрагментов

Обычно верстка и логика UI приложения не кладется вся в активити, а разбивается на окна, для каждого из которых создается фрагмент. Давайте создадим простой фрагмент для вывода на экран имени с помощью NameRepository :

Читайте также:  Samsung galaxy j3 2016 версия андроид

При открытии фрагмента UI может зависнуть на некоторое время, а если используются анимации переходов между фрагментами, тест может начаться до появления фрагмента. Поэтому нужно не просто открыть фрагмент, а дождаться, когда он будет запущен. Для ожидания результата выполнения действий отлично подходит библиотека Awaitility, которая имеет очень простой и понятный синтаксис. Напишем правило, запускающее фрагмент и ожидающее его запуска с помощью этой библиотеки:

В данном случае выражение означает, что если в течении пяти секунд фрагмент не запустится, то тест не будет пройден. Нужно отметить, что как только фрагмент запустится, тест сразу же продолжит выполнение и не будет ждать все пять секунд.

Аналогично правилу, которое запускает активити, логично создать правило, которое запускает фрагмент:

Тест фрагмента с использованием этого правила будет выглядеть следующим образом:

Асинхронная загрузка данных во фрагментах

Так как операции с диском, а именно получение имени из файла, может выполняться сравнительно долго, то следует эту операцию выполнять асинхронно. Для асинхронного получения имени из файла используем библиотеку RxJava. Можно уверенно сказать, что RxJava сейчас используется в большинстве Android приложений. Практически каждая задача, которую нужно выполнить асинхронно, выполняется с помощью RxJava, потому что это пожалуй одна из самых удобных и понятных библиотек для асинхронного выполнения кода.

Изменим наш репозиторий так, чтобы он работал асинхронно:

Для тестирования RX-кода существует специальный класс TestObserver , который автоматически подпишется на Observable и мгновенно получит результат. Тест репозитория будет выглядеть следующим образом:

Обновим наш фрагмент, используя новый реактивный репозиторий:

Так как теперь имя получается асинхронно, то для проверки результата работы нужно дождаться завершения асинхронного действия с помощью Awaitility:

Когда во фрагменте или активити выполняются асинхронные действия, в данном случае — чтение имени из файла, нужно иметь ввиду, что фрагмент может быть закрыт пользователем до того, как асинхронное действие выполнится. В текущей версии фрагмента допущена ошибка, так как если при выполнении асинхронной операции фрагмент будет уже закрыт, то textView будет уже удален и равен null . Чтобы не допустить краша приложения с NullPointerException при доступе к textView в subscribe() , остановим асинхронное действие при закрытии фрагмента:

Для тестирования подобных ошибок, связанных с асинхронными действиям во фрагменте, нужно закрыть фрагмент сразу же после его открытия. Это можно сделать просто заменив его на другой фрагмент. Тогда при завершении асинхронного действия onCreateView в закрытом фрагменте textView будет null и если допустить ошибку и не отменить подписку, приложение упадет. Напишем правило для тестирования на эту ошибку:

Добавим это правило в класс тестов фрагмента:

Теперь тест упадет, если асинхронные действия будут обращаться к полям фрагмента после его завершения.

Юнит-тестирование Rx кода

Создадим презентер, куда мы вынесем логику подписки на возвращаемый репозиторием Observable из фрагмента, а также добавим timeout для получения имени из файла:

В данном случае при тестировании презентера уже нужно протестировать конечный результат подписки, которая получает данные асинхронно. Напишем наивную версию такого теста:

В данном тесте презентер не вызовет никакой метод объекта listener , так как тест проходит прежде, чем выполняется асинхронное действие. В тестах на эмуляторе Awaitility решает эту проблему. В юнит-тестах тестирование асинхронной природы кода не совсем к месту, а потому в них можно заменить стандартные RxJava Schedulers на синхронные. Используем для этого TestScheduler, который позволяет произвольно установить время, которое якобы прошло с момента подписки на Observable , чтобы протестировать корректную установку таймаута. Как обычно, напишем для этого правило:

Тест презентера с новым правилом будет выглядеть следующим образом:

Тестирование кода, использующего Dagger 2

Для облегчения работы с графом зависимостей объектов отлично подходит паттерн Dependency Injection. Dagger 2 — это библиотека, которая поможет в реализации этого паттерна. Поэтому в большинстве наших Android приложений все компоненты предоставляются с помощью Dagger. Об использовании и преимуществах этой библиотеки можно написать отдельную статью, а тут мы рассмотрим, как тестировать приложения, её использующие.

Начнем с того, что практически всегда при использовании Dagger существует ApplicationComponent , который предоставляет все основные зависимости приложения, и инициализируется в классе приложения Application , который, в свою очередь, имеет метод для получения этого компонента.

Также создадим Dagger модуль, который будет предоставлять репозиторий:

Изменим фрагмент следующим образом, чтобы репозиторий получать с помощью Dagger:

Помимо функциональных тестов UI хорошо иметь и unit-тесты с замоканными зависимостями. Чтобы предоставлять мокированные объекты с помощью Dagger, нужно заменить ApplicationComponent на специально созданный компонент для тестов. В первую очередь создадим метод для подмены основного компонента в Application :

Чтобы не заменять компонент в каждом классе с тестами фрагментов, создадим для этого правило:

Отметим, что нужно вернуть оригинальный компонент после теста, так как Application создается один для всех тестов и стоит возвращать его к дефолтному состоянию после каждого. Теперь создадим правило, которое будет проводить все подготовки к тестированию фрагмента описанные выше. Перед каждым тестом будет разблокирован экран, запущено активити, открыт нужный нам фрагмент и установлен тестовый Dagger компонент, предоставляющий моки зависимостей.

Установим тестовый компонент в тесте нашего фрагмента:

Тесты запускаемые только для Debug приложения

Бывает, что необходимо добавить логику иди элементы UI, которые нужны разработчикам для более удобного тестирования и должны отображаться только если приложение собирается в режиме debug. Давайте для примера сделаем, чтобы в debug сборке презентер не только передавал имя подписчику, но и выводил его в лог:

Эту логику тоже нужно тестировать, но тесты должны запускаться только при соответствующем типе сборки приложения. Напишем правило DebugTestRule , которое будет проверять тип сборки приложения и запускать тесты только для дебаг версии:

Тест с этим правилом будет выглядеть следующим образом:

Заключение

В этой статье мы разобрались с базовыми библиотеками для написания тестов и разработали набор инструментов, основанных на TestRule и предназначенных для решения проблем запуска активити и фрагментов, работой с асинхронным кодом, даггером, отладочным кодом и эмулятором андроида. Применение этих инструментов позволило протестировать неочевидные проблемы, снизить дублирование кода и в целом повысить читабельность тестов.

Полный пример приложения и тестов, использующих все вышеперечисленные библиотеки и утилиты.

Источник

Оцените статью