Use apk files android

Как устанавливать мобильные приложения и игры с помощью APK, XAPK и APKM файлов

Что такое файлы APK?

APK файл (Android Package) – это стандартный формат приложений для Android. По сути, APK файл это сжатый архив, который включает ресурсы и код мобильного приложения. Разработчики приложений и игр загружают эти файлы в Google Play Маркет, а в дальнейшем, пользователи могут устанавливать эти приложения на свой смартфон и планшет.

Для одного приложения определённой версии, может быть доступно несколько файлов APK, каждый из которых предназначен для устройств определённой архитектуры, версии операционной системы и с различными разрешениями экрана. Чем больше вариантов APK файлов предоставляет разработчик, тем меньше данных будет скачено при установке или обновлении приложения, так как будет загружаться файл не содержащий кода и данных, предназначенных для других устройств.

В настоящий момент, выпускаются APK для четырёх архитектур: armeabi-v7a (arm), arm64-v8a (aarch64), x86 (i386) и x86_64. Многие разработчики выпускают и комплексный установочный файл, включающий поддержку нескольких архитектур, но имеющий больший размер. Если открыть страницу приложения в Play Маркете, вы увидите номер версии и размер приложения для вашего устройства. На устаревших устройствах могут предлагаться более старые версии приложения, если обновление не поддерживается или ещё не выпущено для вашего устройства.

Зачем устанавливать приложения с помощью APK файлов?

Иногда, установка с использованием APK является единственным способом получить приложение или игру на своё устройство. Например, приложение не соответствует правилам Google и не доступно в магазине Play Маркет. В таких случаях, их можно скачать на сайтах и форумах, на которых их разместил автор, и установить вручную.

В некоторых случаях, вы захотите использовать более старую версию приложения, например, если в новейшей версии отсутствуют или некорректно работают некоторые функции, или вам не нравится новый дизайн. Или же после обновления приложения оно вовсе не запускается, и вам понадобится откатиться на предыдущую версию, в то время, как в Play Маркете предлагается только новая.

Также, некоторые приложения могут быть не доступны в вашем регионе, и вы не сможете установить их из Play Маркета.

У опытных пользователей или мастеров по ремонту мобильных устройств, может возникнут необходимость установить антивирус на заражённое устройство, и часто APK файл может быть единственным вариантом запустить проверку и лечение системы. Многие вирусы для Android могут заполнять экран рекламными баннерами или блокировать интернет, и в таком случае, чтобы не прибегать к сбросу или перепрошивке устройства и потере всех данных, установка антивируса для Android с помощью APK файла будет хорошим вариантом лечения системы.

Как устанавливать приложения и игры с помощью APK файлов?

Поскольку APK является стандартным форматом приложений в операционной системе Android, их установка проста и не требует дополнительных программ. Вам нужно просто скачать файл на смартфон или планшет, найти его расположение в любом файловом менеджере, нажать по нему и выбрать «Установить».

Единственное ограничение, которое может препятствовать установке, это блокировка операционной системой установки приложений из неизвестных источников. В этом случае, выполните следующие действия:

В Android 7 и ниже:

  1. В любом файловом менеджере нажмите по файлу APK.
  2. В окне предупреждения «Установка заблокирована», нажмите «Настройки».
  3. В открывшемся окне настроек, найдите пункт «Неизвестные источники» и активируйте ползунок.
  4. В окне подтверждения, нажмите «OK».
  5. Вернитесь к файлу APK и нажмите «Установить».
Читайте также:  Как сделать андроид пей

В Android 8 и выше:

  1. В файловом менеджере или браузере нажмите по файлу APK.
  2. В окне предупреждения, нажмите «Настройки».
  3. В открывшемся окне настроек, активируйте ползунок «Разрешение для этого источника» или «Разрешить установку приложений».
  4. Вернитесь назад и нажмите «Установить».

Обратите внимание, что после разрешения установки из неизвестных источников, ваше устройство может быть уязвимо. Рекомендуем отключать эту опцию каждый раз после установки приложений с помощью APK файлов.

Что такое файлы XAPK и APKM?

Из-за некоторых ограничений, введённых Google для публикации приложений в Play Маркет, размер приложения для Android не может превышать определённый размер. Разработчики больших приложений, например мобильных игр, могут использовать дополнительные файлы с ресурсами, которые необходимы для работы приложения или игры и будут скачиваться после её установки и первого запуска.

Сообщество разработчиков и пользователей придумали новые форматы распространения мобильных приложений, которые позволяют в одном файле хранить все необходимые ресурсы и файлы. Файлы XAPK и APKM – это архивы, которые можут включать несколько APK файлов и дополнительные ресурсы (кэш). Эти форматы набирает популярность на софт порталах, например apkpure.com и apkmirror.com, особенно для скачивания мобильных игр.

Как устанавливать приложения и игры с помощью XAPK файлов?

Есть несколько способов установки мобильных приложений и игр с помощью XAPK файлов. Рассмотрим три варианта.

Вариант 1 – использование мобильных приложений. Для установки XAPK можно использовать мобильное приложение APKPure для Android.

Для установки XAPK с помощью APKPure для Android:

  1. Откройте приложение APKPure для Android.
  2. Перейдите в главное меню, щелкнув по значку в правом верхнем углу.
  3. Переключитесь на вкладку «Управление APK / XAPK».
  4. Приложение просканирует память устройства и отобразит список найденных установочных файлов APK и XAPK. Нажмите «Установить» напротив нужного вам приложения и дождитесь распаковки и копирования файлов кэша.
  5. После этого начнётся установка извлечённого APK установщика. Подтвердите действие, нажав «Установить» и следуйте инструкции по установке AKP, написанной выше.

Также, после установки приложения APKPure для Android, файлы .xapk будут ассоциированы с приложением APKPure, что позволит устанавливать их в несколько кликов, щёлкнув по ним в любом файловом менеджере.

Вариант 2 – использование USB кабеля и компьютера. Для установки XAPK можно использовать приложение Pure APK Install для Windows.

Для установки XAPK с помощью Pure APK Install:

  1. Включите на мобильном устройстве отладку по USB (найдите в интернете инструкцию для вашей версии Android).
  2. Подключите мобильное устройство к компьютеру с помощью USB-кабеля.
  3. Откройте на компьютере приложение Pure APK Install.
  4. Перетащите .xapk или .apk файл в окно программы Pure APK Install, или используйте кнопку «Open APK file» и укажите путь к файлу.
  5. Появится информация о выбранном приложении: название, версия, размер и минимальные требования. Выберите место установки приложения: встроенное хранилище (Internal android memory), карта памяти (External SD card) или оставьте «Auto select».
  6. Нажмите кнопку «Install».
  7. На мобильном устройстве дождитесь сообщения и подтвердите доступ с компьютера.
  8. Дождитесь завершения установки и нажмите «OK».

Вариант 3 – извлечение APK файла из XAPK. Скачайте нужный вам файл XAPK и откройте его архиватором, например WinRAR или 7-Zip. Для удобства, можно предварительно изменить расширение файла с .xapk на .zip.

Извлеките из него файл с расширением .apk и установите его, следуя выше написанной инструкции. Также, скопируйте содержимое папки «Android», в которой находится кэш приложения, в соответствующую папку на вашем устройстве.

Как устанавливать приложения и игры с помощью APKM файлов?

Для установки мобильных приложений и игр с помощью файлов APKM доступно официальное мобильное приложение от разработчиков этого формата – APKMirror Installer.

Установите мобильное приложение APKMirror Installer и скачайте нужные файлы формата APKM в любую папку на устройстве или установленной карте памяти. Приложение APKMirror Installer просканирует ваше мобильное устройство и отобразит список найденных установочных файлов APK и APKM. Для большинства установочных файлов APKM доступны опции установки, такие как архитектура, включённые языки и разрешения экрана.

Читайте также:  У вас андроид мем

Источник

Как устроен билд APK файла внутри

Процесс создания APK и компиляции кода

Рассматриваемые темы

  • Архитектура процессоров и необходимость для виртуальной машины
  • Понимание Java виртуальной машины
  • Компиляция исходного кода
  • Виртуальная машина Андроид
  • Процесс компиляции в .dex файл
  • ART против Dalvik
  • Описание каждой части билд процесса
  • Исходный код
  • Файлы ресурсов
  • AIDL файлы
  • Модули библиотек
  • AAR библиотеки
  • JAR библиотеки
  • Android Asset Packaging Tool
  • resources.arsc
  • D8 и R8
  • Dex и Multidex
  • Подписывание APK файла
  • Ссылки

Понимание флоу процесса билда APK файла, среда исполнения и компиляция кода
Этот пост нацелен быть отправной точкой для разработчиков, чтобы они ближе познакомились с билд процессом и созданием APK файла.

Архитектура процессоров и зачем нужна виртуальная машина

Андроид после того как вышел в 2007 году претерпел множество изменений связанный с билд процессом, средой исполнения и улучшениями производительности.

У андроида много удивительных характеристик и одна из них разные архитектуры процессоров такие как ARM64 и x86

Невозможно скомпилировать код, который поддерживает каждую архитектуру. Вот именно поэтому используется Java виртуальная машина.

Понимание Java виртуальной машины

JVM это виртуальная машина, позволяющая устройству запускать код, который скомпилирован в Java байткод

Используя JVM, вы избавляетесь от проблемы с разной архитектурой процессоров.

JVM предоставляет переносимость и она позволяет запускать Java код в виртуальной среде, вместо того, чтобы запускать его сразу «на железе»

Но JVM была создана для систем с большими мощностями по ресурсам, а наш андроид имеет сравнительно мало памяти и заряда батареи.

По этой причине Google создал адаптированную под андроид виртуальную машину, которая называется Dalvik.

Компилируем исходный код

Наш исходный Java код для андроида компилируется в класс файл .class с байткодом с помощью javac компилятора и запускается на JVM

Для котлина есть kotlinc компилятор, который делает совместимый с Java байткод.

Байткод — это набор инструкций, который выполняется на целевом устройстве.

Java байткод — это набор инструкций для Java виртуальной машины.

Андроид виртуальная машина

Каждое андроид приложение работает на своей виртуальной машине. С версий 1.0 до 4.4, это был Dalvik. В андроид 4.4, вместе с Dalvik, Google представил в качестве эксперимента новый андроид runtime, который назывался ART

Сгенерированный класс файл .class содержит JVM Java байткод.

Но у андроида есть свой собственный оптимизированный формат байткода, который называется Dalvik bytecode — это просто инструкции машинного кода для процессора также как и JVM байткод.

Комплияция в .dex файл

Во время компиляции происходит конвертация .class класс файл и .jar библиотеки в один classes.dex файл, который содержит Dalvik байткод.

Команда dx превращает все .class и .jar файлы в один classes.dex файл, который написан с форматом Dalvik байткода.

Dex — это аббревиатура с английского — Dalvik Executable.

ART против Dalvik

C версии 4.4 андроид мигрировал на ART. ART также работает с .dex файлом.

Преимущество ART над Dalvik проявляется в том, что приложения запускаются быстрее, потому что весь DEX байткод транслируется в машинный код во время установки, не нужно дополнительного времени на компиляцию в рантайме.

ART и Dalvik совместимы, так что приложения разработанные для Dalvik должны работать и на ART.

Компиляция Dalvik (JIT- just in time) имела такие минусы как — быстрая трата батареи, лаги в приложениях и плохой перформанс. В Dalvik трансляция происходит только когда это нужно. Мы открываем новый экран и только в этот момент происходит трансляция, за счет этого установка происходит быстрее, но при этом проседает перформанс.

Это причина по которой Google сделал Android Runtime (ART).

ART — основан на AOT (ahead of time) компиляции, она происходит до того как приложение запустится.

В ART компиляция происходит во время установки приложения. Это ведет к более долгому времени установки, но уменьшает трату батареи и избавляет от лагов, которые были на Dalvik.

Читайте также:  Ff15 pocket edition android

Несмотря на то, что Dalvik был заменен на ART, .dex формат файлов еще используется

В андроид 7.0 JIT вернулся. Гибридная среда сочетает фичи как от JIT компиляции так и
от ART

Среда запуска байткода это очень важная часть андроида и она вовлечена в процесс запуска и установки приложения

Каждый этап описанного процесса

Source Code (Исходный код)

Это Java и Kotlin файлы в src пакете.

Resource Files

Файлы находящиеся в директории с ресурсами

AIDL Files

AIDL — аббревиатура Android Interface Definition Language, позволяет вам описать интерфейс межпроцессорного взаимодействия.

AIDL — может использоваться между любыми процессами в андроиде.

Library Modules

Модули библиотек содержат Java или Kotlin классы, компоненты андроида и ресурсы.

Код и ресурсы бибилотеки компилируются и пакуются вместе с приложением.

Поэтому модуль библиотеки может считаться компайл тайм артефактом.

AAR Libraries

Андроид библиотеки компилируются в AAR — android archive файл, который вы можете использовать как зависимость для вашего android app модуля.

AAR файлы могут содержать андроид ресурсы и файл манифеста, что позволяет вам упаковать туда общие ресурсы такие как layouts и drawables в дополнение к Java или Kotlin классам и методам.

JAR Libraries

JAR это Java библиотека и в отличие от AAR она не может содержать андроид ресурсы и манифесты.

Android Asset Packaging Tool

AAPT2 — аббревиатура (Android Asset Packaging Tool) — компилирует манифест и файлы ресурсов в один APK.

Этот процесс разделен на два шага компиляцию и линковку Это улучшает производительность так как если вы поменяете один файл, вам нужно компилировать только его и прилинковать к остальным файлам командой ‘link’

AAPT2 может компилировать все типы андроид ресурсов, таких как drawables и XML файлы.

При вызове AAPT2 для компиляции, туда передается по одному ресурсному файлу на каждый вызов

Затем APPT2 парсит файл и генерирует промежуточный бинарный файл с расширением .flat

Фаза линковки склеивает все промежуточные файлы сгенерированные в фазе компиляции и дает нам на выход один .apk файл. Вы также можете сгенерировать R.java файл и правила для proguard в это же время.

resources.arsc

Полученный на выходе .apk файл не включает в себя DEX файл, APK не подписан и не может быть запущен на устройстве.

APK содержит AndroidManifest, бинарные XML файлы и resources.arsc

resource.arsc содержит всю мета информацию о ресурсах, такую как индексы всех ресурсов в пакете

Это бинарный файл и APK который может быть запущен. APK который вы обычно создаете и запускаете не сжат и может быть использован просто посредством размещения в памяти.

R.java файл это выходной файл вместе с APK ему назначен уникальный id, который позволяет Java коду использовать ресурсы во время компиляции.

arsc это индекс ресурса который используется во время запуска приложения

D8 и R8

Начиная с андроид студии 3.1 и далее, D8 был сделан дефолтным компилятором.

D8 производит более маленькие dex файлы с лучшей производительностью, если сравнивать со старым dx.

R8 используется для компиляции кода. R8 это оптимизированная версия D8

D8 играет роль конвертера класс файлов в Dex файлы, а также производит дешугаринг функций из Java 8 в байткод, который может быть запущен на андроиде

R8 оптимизирует dex байткод. Он предоставляет такие фичи как оптимизация, обфускация, удаление ненужных классов.

Обфускация уменьшает размер вашего приложения укорачивая названия классов, методов и полей.

Обфускация имеет и другие преимущества для предотвращения реверс инжиниринга, но основная цель уменьшить размер.

Оптимизация уменьшает размер Dex файла путем переписывания ненужных частей кода и инлайнинга.

С помощью дешугаринга мы можем использовать удобные фичи языка Java 8 на андроиде.

Dex and Multidex

R8 дает на выходе один DEX файл, который называется classes.dex

Если количество методов приложения переваливает за 65,536, включая подключенные библиотеки, то произойдет ошибка при билде

Источник

Оцените статью