Valiant Hearts: The Great War
Близкие по духу
Как надо рассказывать о войне? Можно с привычным трагическим надрывом: ведь каждая ее жертва достойна скорби. Можно увидеть в войне опасное, но захватывающее приключение, ведь именно здесь человек показывает, на что способен в экстремальной ситуации. А можно попытаться совместить и то и другое. Рискованно? Не то слово!
Ubisoft Montpellier ступила на весьма шаткую тропинку, решив делать игру о войне в жанре приключенческого квеста-платформера. Почти не охваченная в играх тема первой мировой еще усугубляла риск: ведь пристальное внимание обеспечено, и малейшая фальшь непростительна. Впрочем, этому подразделению Ubisoft не привыкать к смелым решениям.
O доблестях, о подвигах, о славе
Пожилой фермер Эмиль и его зять, этнический немец Карл, оба попали на войну. Оба по принуждению и поэтому оказались по разные стороны фронта. Теперь главное для Эмиля – найти Карла и убедиться, что он жив и с ним все в порядке. А Карл мечтает лишь об одном: вернуться домой, к жене и маленькому сыну.
Бравый доброволец, американец Фредди, напротив, чувствует себя в гуще боя как рыба в воде. Но и его привели на войну не поиски славы и почестей. У него – личные счеты с немецким генералом, бароном фон Дорфом. А дома у Фредди остался младший брат, и военная машина уже подбирается к нему: когда Америка вступит в войну, младший тоже отправится в Европу.
Анна училась в Париже и мечтала стать ветеринаром. Но теперь ей приходится спасать раненых, вытаскивая их с поля боя. Она не хотела воевать, но ее отца, бельгийского ученого, схватили немцы. Сейчас он находится в ставке фон Дорфа, занимается разработкой убийственных машин. Нельзя оставлять его там.
► Знакомьтесь, это барон фон Дорф, и он очень зол. | ► Он нас гранатами, а мы ему на органе поиграем! |
С четырьмя героями мы проходим через всю войну на Западном фронте, с первого ее дня и до последнего. Эти четыре судьбы переплетаются, как струйки ливня на стекле: герои встречаются и расстаются, спасают друг друга и теряют, справляются с трудностями вместе и врозь, пытаются выжить и заботятся о друзьях. Эти слова относятся к ним: доблестные сердца, Valiant Hearts, строчка из стихотворения Джона Аркрайта, которое было посвящено павшим ирландцам, но стало гимном и реквиемом всем жертвам первой мировой.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: Поначалу говорилось о пяти героях, но британский летчик Джордж в финальной версии игры упоминается всего лишь раз. Не долетел?
Еще один участник событий: пес-санитар, который тоже потерял «своих» и прибился к Эмилю. Отважный и умный, он становится прекрасным компаньоном каждому, с кем сводят его события игры: он может принести нужный предмет из недоступного закоулка, отвлечь охранника и даже нажать на рычаг.
Я мечтаю вернуться с войны
Неуютная двойственность проявляется в игре буквально с первых секунд. Смешные коротконогие человечки неуклюже передвигаются по двумерному фону, старательно топая крошечными ботиночками. Новобранцы умилительно беспомощны, офицеры гротескно крикливы. Снаряды устраивают на нарисованной земле взрывы, выдранные из бюджетного комикса. И все это — под настолько драматически печальную музыку, что сразу становится как-то совсем не смешно.
► Анна – не только умелая медсестра, но и отчаянный водитель. | ► Пес всегда придет на помощь, если не хватает рук. |
Мультяшные локации между тем обозначают вполне реальные территории войны. Впервые, пожалуй, мы осознаем это под Ипром, старательно проводя Эмиля меж клубов смертоносного газа. Но можем догадаться и раньше, если залезем в журнал поинтересоваться, что за блестящую штучку мы только что подняли с земли. Привычные записочки, монетки, сувениры складываются в коллекции военных воспоминаний. И вот самое главное: все они реальные. Настоящие. Подлинные.
Сюжет Valiant Hearts основан на письмах с фронта Феликса Шазаля, французского солдата и, говорят, прадедушки одного из разработчиков. Но не только на них. Едва у нас в голове появляется мысль: «Ну и напридумывали же!» — в уголке экрана начинает мигать значок, означающий, что в соответствующем меню появились новые записи. Очередная страница энциклопедии первой мировой продемонстрирует, что придуманного в игре не так уж и много. И доказывают это фотографии, документы, свидетельства, военные сводки. Вот вам танки, вот боевые дирижабли, вот успехи военно-полевой медицины, вот рапорты о потерях. А рядом – настоящий музей. Письма и телеграммы, солдатские жетоны и оружие, вырезанные из обломков снарядов сувениры. Некоторые «экспонаты» довольно неожиданные: например, частый гребешок, которым солдаты вычесывали вшей, носки, пропитанные адской смесью воска и формалина (так пытались защититься от обморожений), сделанное вручную подобие противогаза – применение химического оружия застало союзников врасплох.
► Классическая квестовая задачка: отыскать код к цифровому замку. | ► К полиции – в полицейской форме, к солдатам – в военной, а для доступа в конец локации придется разжиться офицерскими погонами. |
Детали копятся и копятся, пока под ними, как под лавиной, не рушатся остатки недоверия и отстраненности. Эти смешные игрушечные солдатики умирают самой настоящей смертью. Жизнь этих нелепых горожан разрушена навсегда. Эта нарисованная земля не скоро залечит свои раны.
Нужно не только мастерство, но и огромная душевная чуткость, чтобы рассказать о великой трагедии забавными яркими картинками.
Не стреляй!
Самый простой путь – сделать про войну эдакий ураганный шутер. Самый сложный – вообще не давать героям в руки оружия. Все наши «доблестные сердца» за все время игры ни разу не запятнают себя убийствами. Вырубить охранника голыми руками – это не в счет, да и подбить гранатой вражеский дирижабль – тоже.
Свои проблемы герои решают как можно более мирным путем, ремонтируя механизмы, отыскивая путь к цели, устраняя препятствия в виде завалов и запертых дверей. И это может показаться скучным – но нет, игра не дает нам заскучать, умело балансируя элементами жанров и с виртуозной скоростью меняя места и задачи.
Вот мы мчимся под обстрелом, уворачиваясь от снарядов и пулеметных очередей. Вот тренируемся метать гранаты – героям часто приходится швырять в цель динамитные шашки, яблоки, деревяшки, камни и помидоры. Устали от опасности? Подумайте, как спасти вон того парижанина, застрявшего в разбомбленном доме. А как насчет решить головоломку, одновременно прячась от охранников или спасаясь от струй пламени? Отлично, теперь схватка с боссом — сможете понять, как использовать сломанный орган, чтобы прогнать его с позором? Осторожно, он будет отстреливаться! Помогите Анне спасти раненого, последите за его пульсом. А теперь – сюрприз: промчимся на всех скоростях на парижском такси, объезжая преграды и уклоняясь от бомб, падающих в ритме чардаша, венского вальса или зажигательного канкана.
► Вы видите Эмиля? Вот и враги его не видят. А в собачке с кусачками в зубах ничего подозрительного нет. | ► Где-то там пролетел мимо игры сбитый британский летчик… |
Мирный Париж начала войны и разрушенный Ипр, мрачный форт Дуомон и заснеженный Вобекур, напичканные тротилом туннели Вокуа и лагерь военнопленных. Из каждого значимого военного события вырван самый яркий кусочек, из карт военных действий взяты самые запоминающиеся места. Историю первой мировой мы видим глазами наших героев. И чем дальше идем, тем яснее становится, что любой исход не будет счастливым здесь, на земле, устланной трупами врагов и друзей. Вот милый доктор радостно играет с собакой: он скоро погибнет. Вот Эмиль ведет добровольцев: они умирают один за другим, чтобы мы могли пройти дальше.
Для Российской империи история первой мировой перетекла в историю революции и гражданской войны – и почти вытеснилась ими. И вот теперь французская компания расскажет нам то, о чем мы не знали, а может, позабыли вместе с другими уроками истории. Этот мы запомним, ведь рассказчики – талантливые и неравнодушные люди.
Источник
Обзор Valiant Hearts: The Great War
Valiant Hearts: The Great War — это 2D-экшн игра с элементами головоломок, успешно дебютировавшая на РС и консолях, доступная теперь и для поклонников платформы iOS. Действие в ней разворачивается во время Первой мировой войны, её отличает простой геймплей, глубоко продуманное повествование и прекрасный визуальный стиль, и всё это вместе превращает её в увлекательное сайд-скроллерное приключение.
Механика управления в Valiant Hearts крайне проста – вы перемещаете вашего персонажа тапами по экрану, свайпы вверх позволяют вам прыгать, а свайпы в сторону – атаковать. Игра полна интерактивных объектов, взаимодействовать с которыми вы также будете с помощью тапов.
В геймплее этой игры всё же преобладают головоломки, а экшн будет заключаться, разве что, в необходимости иногда бросить гранату или напасть на противника сзади, подкравшись к нему – так что кровавых перестрелок или кулачных боёв не ждите.
Головоломки же, в основном, заключаются в необходимости переместить какой-либо объект или нажать на рычаг. В них нет ничего суперсложного, но, в принципе, они интересны, особенно те, в которых вам придётся задействовать собаку (её хозяином является один из четырёх персонажей игры).
Собака способна находить нужные предметы и подсказки, а также нажимать на рычаги. Если вы всё-таки окажетесь в тупике, в Valiant Hearts существует система подсказок, к которой можно обратиться за помощью.
Но ощущения от управления в этой игре далеко не всегда радостные – поначалу всё выглядит неплохо, но при дальнейшем погружении в игру вы заметите, что довольно сложно одновременно перемещать персонажа и тапать по объектам. Иногда вместо перемещения героя вы активируете тот или иной предмет, и наоборот – начнёте двигаться вместо взаимодействия с предметом.
Основной фокус в Valiant Hearts всё-таки сделан на самих героях, они хорошо прорисованы, их характеры продуманы, а действия вызывают симпатию и сочувствие. В игре вы обнаружите не так-то много диалогов – в основном персонажи общаются между собой на несуществующем выдуманном языке, но это совершенно не мешает вам симпатизировать этим героям порой гораздо больше, чем объёмным, прекрасно озвученным 3D-красавцам с правильными чертами лица из раскрученных ААА-тайтлов.
Визуально эта игра выполнена с использованием вручную прорисованной анимации, что смотрится достаточно стильно и оригинально, причём качество графики не вызывает нареканий – всё выглядит очень чётко и детально. Озвучка Valiant Hearts тоже не подкачала — она идеально сочетается с графической картинкой.
Valiant Hearts разбита на четыре эпизода, каждый длиной в пару часов. Когда вы покупаете игру, вам, к сожалению, будет доступен только первый из них, а остальные придётся докупать, и это не слишком радует. Для затраченной суммы вы получите не так-то много геймплея, и это можно считать одним из основных недостатков в целом неплохой игры.
Общее впечатление от Valiant Hearts действительно остаётся хорошее, особенно, что касается глубины сюжета, персонажей, каждый из которых обладает собственными индивидуальными чертами характера, и визуального стиля.
Источник
Обзор Valiant Hearts: The Great War. Злая ирония человеческой памяти
Человеческая память — довольно странная штука. Можно с успехом держать в голове оговорки в течение жизни, но забыть составленный час назад список покупок. Или день рождения друга. Или пройденную пару лет назад игру, хотя успешные забываются редко. Судьба таких проектов одинакова: чаще всего запускающийся в производство сиквел порождает полноценную франшизу. Примеров тому тысячи, начиная от «Марио» и заканчивая Hellblade. Встречаются и другие случаи. Некоторые проекты, вроде Spec Ops: The Line, не получают продолжений, но остаются культовыми. Другие не держатся в памяти постоянно, но быстро возвращаются: например, The Saboteur или Bulletstorm. Впрочем, грань между категориями у каждого своя.
Разные последствия в первую очередь зависят от финансовых показателей. В мире капитализма бизнес, даже творческий, подчиняется простому правилу: «Есть прибыль — работаем, нет прибыли — сворачиваемся». Немного грубо, но правдиво. Серьёзно, кто будет вливать сотни тысяч нефти долларов в никуда?
Но существуют необычные исключения. Вроде бы игры, успешные на выходе, но которые выветрились из памяти спустя пару лет. Их нет в списках «Возможно, вы пропустили», потому что на старте было сложно пропустить. Иногда они появлялись в «Лучших играх года», где-нибудь в жанровых номинациях. Но время неумолимо вычёркивает эти игры. Кто, например, помнит Mark of the Ninja? Любители двумерных стелс-платформеров, но мы понимаем масштаб этой аудитории. Вот и сегодняшний гость, кажется, из категории «стёртых из памяти». Пора посмотреть, насколько правильно многие забыли Valiant Hearts: The Great War.
War has changed
Первая мировая война — знаковое для истории событие — долгое время была на обочине массовой культуры. В принципе, логично — только мир оправился, как тут же началась вторая, куда более жестокая и разрушительная. Ей посвятили львиную долю военных книг, фильмов и, конечно же, игр. Понятие «Шутер про Вторую мировую» даже успело стать нарицательным. Но недавно ситуация изменилась. В канун столетней годовщины авторы начали обращать внимание на ПМВ, словно мир пришёл к осознанию её важности. Это первая (какой поворот!) по-настоящему мировая война, которая полностью сменила все технологии и знания военного дела. Она была кровопролитной и оставила отпечаток в жизнях миллионов людей. И в конце концов, у неё не было ясного художественного стиля — какой творческий потенциал!
Valiant Hearts вышла из-под компьютерных перьев подразделения Ubisoft в городе Монпелье и стала одной из тех «ласточек», что впустила в масс-медиа события Первой мировой. Платформер появился в июне 2014 года, и во время выхода о нём говорили чуть ли не из каждого утюга. Собственно, по этой причине в игровом сообществе проект считается успешным, пусть реальных цифр продаж никто не называл.
Первое, с чем предстоит столкнуться при запуске — вызывающее желание сжечь Ubisoft Connect, потому что без него начать не выйдет. Если опустить лирику, то уже в главном меню в глаза бросается простой интерфейс и своеобразная рисовка. Контуры персонажей нарочито жёсткие, а палитра цветов основательно уклонилась в серый. Художественный стиль поддерживается периодическими наложениями кадров, стремясь копировать комикс. Кроме того, даже анимации двумерные, что добавляет «мультяшности» происходящему на экране.
Впрочем, плоской игру не назовёшь. Разработчики хорошо поработали над многоуровневостью задников. Грубо говоря, в игре сразу несколько дальних планов, наполненных событиями. Иногда фон мягко перекрывает героев, создавая тем более трёхмерный мир. Также геймдизайнеры регулярно заставляют игрока перемещаться между планами.
Valiant Hearts строит геймплей на решении загадок. Игрока запирают на локации и требуют найти нужный предмет или запустить важный механизм. Поначалу весьма простые, со временем задачки становятся сложнее и состоят из нескольких ступеней. Совсем хардкорных квестов нет, да и в случае чего можно воспользоваться подсказками. Не сразу, но через минуту-другую бессмысленного блуждания игра покажет, в каком направлении двигаться. На каждую загадку даётся две-три такие подсказки. Несмотря на незамысловатость большей части задач, временами советы спасают время и нервы.
Ничья земля между ними
Сюжет игры крутится вокруг четырёх персонажей, жизни которых изменила война. Разработчики, вероятно, хотели показать похожесть судеб, а потому намеренно обезличили героев. Внешность, ровно как и характер, изображены контурно, скорее показывая архетипы. Это касается не только главных действующих лиц: ни у одного персонажа игры нет полноценных реплик — только мало связанные бормотания. Да и глазами — главным элементом уникальности — наградили только собаку. Видимо, заслужила.
Зато места событий очень даже индивидуальны. Игра охватывает основные сражения западноевропейского фронта. Тут и газовая атака на Ипре, и наступление Нивеля, и конечно же «Верденская мясорубка» — куда без неё. Для незнающих есть раздел исторических справок, который постоянно обновляется. Там вкратце описываются реальные события или особенности армейского уклада тех лет. Раздел этот мягко интегрирован в прохождение через коллекционные предметы.
Будем честными — игра французских разработчиков отстаивает взгляд соотечественников на события войны. К их чести, в чёрно-белое противостояние сюжет не скатывается и «серую мораль» не демонстрирует. Пусть у сюжета есть формальный антагонист, Valiant Hearts вообще не о «хороших» или «плохих». Она о Войне и её влиянии на людей. На примере обобщённых и абстрактных героев нам рассказывают суровую, но трогательную историю. К стилю необходимо привыкнуть, и тогда по мере продвижения по сюжету всё больше проникаешься мыслью о жестокости и бессмысленности человеческих жертв. А концовка, показывающая бессердечность войны как явления, может пробить на слезу.
Война, которая закончит войны
Конечно, только сюжетом такой реакции не добиться. Скудный на диалоги и раскрытие персонажей сценарий компенсируется геймплейным повествованием и кропотливой постановкой. О рассказе истории через игровой процесс вспоминают только при лудонарративном диссонансе, когда очевидна рассинхронизация. Успешное наложение сюжетного и геймплейного повествования воспринимается как данность, и его важность принижается. В Valiant Hearts этого нельзя не отметить. Разработчики настроили геймплей так, чтобы в точности передавать те эмоции, которые испытывает герой на экране. Пример из самого начала: протагонист бежит от накрывающей бомбардировки, солдаты гибнут пачками, снаряды падают плотнее и становится всё сложнее найти безопасное место. Чем труднее выглядит ситуация на экране для протагониста, тем сложнее пройти эпизод игроку. Это требует кучу времени и большой дотошности всех разработчиков, в первую очередь — геймдизайнеров и тестеров.
Чтобы игрок не заскучал от простой механики и повторяющейся логики загадок, создатели наполняют Valiant Hearts разнообразием по-максимуму и не стесняются резко менять настроение. Вот героиня в трогательной атмосфере Парижа мирно чинит машину, а уже через двадцать минут судорожно пытается спасти хоть кого-нибудь из раненых на поле боя. За время прохождения протагонисты успевают и в больших сражениях поучаствовать, и по-тихому захватить пару зданий, и даже удирать на раннеисторических машинах от безумного дизельпанкового БТР. Стоп, что? Очевидно, художники Ubisoft Montpellier не ограничивали полёт фантазии и временами создают совсем уж вундервафли. В комиксной стилистике они смотрятся вполне уместно, но полного реализма ждать точно не стоит.
Музыка игры поддерживает разнообразие. Valiant Hearts полнится самыми разными композициями: как собственными за авторством Питера МакКонелла, так и лицензированными. Причём выбор фоновой музыки в некоторых случаях приятно удивляет. Что может быть лучше для скоростной поездки чем «Канкан»? Особенно радует удачное сплетение оригинального саундтрека с музыкой, не написанной специально для игры.
Valiant Hearts: The Great War — очень крепко скроенный проект. Каждый эпизод, каждая деталь долго выверялась. Видно, сколько труда и любви вложили в игру, словно пытаясь сделать из неё вечное напоминание об ужасах войны. Злая ирония в том, что её саму уже плохо помнят.
Плюсы: тотальная проработка вообще всего;
Минусы: кому-то может не понравиться слабое раскрытие персонажей.
Источник