- Android для чайников №15. Основы работы с текстом
- Павел Крижепольский
- Клавиатура и аппаратные кнопки
- Аппаратные и клавиатурные клавиши
- Кнопка Back: Вы уверены, что хотите выйти из программы?
- Двойное нажатие на кнопку Back
- Кнопка Home
- Обработка кнопки Menu
- Другие кнопки
- Прячем клавиатуру
- Изменить вид клавиатуры для EditText
- Переопределяем кнопку Enter
- Интерфейс OnKeyListener
- Сдвигаем активность
- Узнать выбранный язык на клавиатуре
Android для чайников №15. Основы работы с текстом
Павел Крижепольский
Клавиатуры на разных Android смартфонах могут заметно отличаться друг от друга. К тому же, в Google Play присутствует масса альтернативных клавиатур от сторонних разработчиков. Тем не менее, основные приемы ввода и редактирования текста совпадают на подавляющем большинстве Android устройств.
В качестве примера рассмотрим классическую Android клавиатуру от компании Google. На устройствах серии Nexus она установлена изначально, владельцы остальных смартфонов могут без труда скачать ее из официального магазина приложений Google Play. Ссылка на клавиатуру расположена чуть ниже.
В Android вам никогда не придется задумываться над тем, как именно вызвать клавиатуру. Просто нажмите на текстовое поле или окно, в котором необходимо ввести текст, и клавиатура автоматически появится на экране. Если она мешает – нажмите на телефонную кнопку «Назад» и она вновь исчезнет.
Сам процесс ввода текста мало чем отличается от печати на клавиатуре ПК или ноутбука.
Сменить язык ввода можно с помощью кнопки со значком глобуса .
В некоторых других клавиатурах для этого используется горизонтальный свайп по клавише пробела либо долгий тап по ней же. Указать какие именно языки следует «повесить» на переключатель обычно можно в настройках клавиатуры.
Для того, чтобы ввести заглавную букву, необходимо нажать на клавишу Shift . Удерживая ее и продолжая печать можно ввести несколько заглавных букв подряд. Двойное нажатие по клавише Shift переведет клавиатуру в режим Caps Lock, во время которого все набранные буквы будут заглавными.
Если нужно стереть неверно введенное слово – воспользуйтесь клавишей удаления текста . При одиночном нажатии на клавишу будет удален один символ, находящийся слева от курсора. Удерживая клавишу удаления можно быстро удалить одно или несколько слов. Будьте внимательны – чем дольше вы удерживаете клавишу, тем больше возрастает скорость с которой стирается текст.
В случае, когда требуется переместить курсор в другое место, просто дотроньтесь пальцем до нужного места экрана. Иногда на клавиатурах также присутствуют специальные стрелки, позволяющие перемещать курсор в пределах активного текстового поля.
На некоторые клавиши нанесено сразу два символа, основной и дополнительный. Для ввода дополнительного символа нужно нажать и удерживать клавишу в течение пары секунд. Если дополнительных символов на клавише несколько, то для выбора нужного следует не отрывая палец от экрана выполнить в его сторону горизонтальный свайп. Таким же образом можно ввести буквы «Ъ» и «Ё», которых изначально нет на клавиатуре. Для этого достаточно выполнить долгий тап по клавишам «Ь» и «Е» соответственно.
Кроме основного экрана каждая клавиатура имеет как минимум парочку дополнительных, со служебными символами, цифрами и графическими смайликами. Клавиша переключения экранов обычно находится в нижнем углу клавиатуры.
В клавиатуре Google экран с дополнительными символами открывается с помощью кнопки в левом нижнем углу экрана, а список смайликов – с помощью долго тапа по клавише Enter
.
Во время ввода текста вверху клавиатуры будут выводится подсказки. Тап по подсказке превращает введенные вами буквы в выбранное слово. Принцип, по которому работают подсказки сильно различается у разных клавиатур. В некоторых случаях они годятся только для того, чтобы быстро исправить неверно введенное слово. В других случаях, с их помощью можно набрать целое предложение вообще избежав ручного ввода букв. Подробнее о популярных клавиатурах вы можете прочитать в материале «Кастомизация Android смартфона. Часть первая. Первые шаги».
В последнее время большинство клавиатур обзавелись поддержкой безотрывного ввода текста, больше известного как «Swype». При использовании этого метода ввода все слово набирается на клавиатуре одним движением, без отрыва пальца от экрана. Такой способ позволяет существенно сократить время печати.
Тем не менее, в некоторых ситуациях текст проще скопировать и вставить, чем вводить его вручную. Для выделения текста достаточно сделать долгий тап по нужному вам слову. Для того, чтобы изменить границы выделения, нужно потянуть за маркеры по его краям. Кнопки «Вырезать», «Копировать» и «Вставить» появятся в верхней части экрана либо прямо около курсора.
Схожим образом происходит выделение и копирование текста из других приложений. Например, таким образом можно скопировать адрес открытого в веб браузере сайта или текст письма из почтового клиента.
Источник
Клавиатура и аппаратные кнопки
Аппаратные и клавиатурные клавиши
Обработка аппаратных клавиш и клавиатуры имеет следующие методы
- onKeyDown() — вызывается при нажатии любой аппаратной клавиши;
- onKeyUp() — вызывается при отпускании любой аппаратной клавиши;
Кроме клавиш, есть ещё другие методы обработки пользовательского ввода (здесь не рассматриваются):
- onTrackballEvent() — срабатывает при движениях трекбола;
- onTouchEvent() — обработчик событий сенсорного экрана, срабатывает при касании, убирания пальца и при перетаскивании.
Чтобы ваши компоненты и активности реагировали на нажатия клавиш, переопределите обработчики событий onKeyUp() и onKeyDown():
Параметр keyCode содержит код клавиши, которая была нажата; сравнивайте его со статическими кодами клавиш, хранящимися в классе KeyEvent, чтобы выполнять соответствующую обработку.
Параметр KeyEvent также включает в себя несколько методов: isAltPressed(), isShiftPressed() и isSymPressed(), определяющих, были ли нажаты функциональные клавиши, такие как Alt, Shift или Sym. Статический метод isModifierKey() принимает keyCode и определяет, является ли нажатая клавиша модификатором.
Кнопка Back: Вы уверены, что хотите выйти из программы?
Кнопка Back (Назад) закрывает приложение, точнее текущую активность, но если приложение состоит из одной активности, то это равносильно закрытию всего приложения. В большинстве случаев вам нет никакого дела до неуклюжего пользователя, который по ошибке нажал на кнопку «Back» вместо кнопки Подарить разработчику миллион. Но, если ваша программа, будучи запущенной на телефоне пользователя, потихоньку списывает деньги клиента в счёт Фонда голодных котов, то нужно дать ему шанс задуматься и вывести диалоговое окно с вопросом: «А действительно ли вы хотите выйти из программы?»
Чтобы реализовать такую задачу, нужно переопределить поведение кнопки «Back» через метод активности onBackPressed() следующим образом:
Данный метод появился в Android 2.0. Для более ранних версий использовался стандартный код обработки onKeyDown():
Двойное нажатие на кнопку Back
Другой вариант — выход из приложения при двойном нажатии на кнопку «Back». Удобно в тех случаях, когда считаете, что пользователь может случайно нажать на кнопку, например, во время активной игры. Приложение закроется, если пользователь дважды нажмёт на кнопку в течение двух секунд.
Кнопка Home
Можно отследить нажатие кнопки Home через метод активности onUserLeaveHint():
Обработка кнопки Menu
У телефона, кроме кнопки «Back», есть ещё кнопка «Menu» для вызова команд меню (на старых устройствах). Если необходимо обрабатывать нажатия этой кнопки (например, управление в игре), то используйте следующий код (обычное и долгое нажатие):
Должен заметить, что длинное нажатие трудно уловить, так как обычное нажатие постоянно подавляет это событие.
Другие кнопки
Ну на самом деле можно отслеживать не только нажатие кнопки Меню, но и кнопку Поиска и кнопки увеличения громкости.
Обратите внимание, что для кнопки громкости возвращаем false, т.е. мы не переопределяем поведение кнопки, а оставляем её на усмотрение системы.
Пример работы с кнопками громкости можно посмотреть в статье Рингтоны. Управление громкостью
По такому же принципу работает метод onKeyUp(). Метод onKeyLongPress() можно использовать, если в методе onKeyDown() был задействован метод event.startTracking(), отслеживающий поведение кнопки. В нашем примере мы отслеживали кнопку Volume_Up.
Прячем клавиатуру
Бывает так, что при запуске активности сразу выскакивает клавиатура. Если такое поведение не нравится, то пропишите в манифесте нужное значение у атрибута android:windowSoftInputMode (см. ниже).
В некоторых случаях хочется убрать клавиатуру с экрана, не нажимая кнопку «Back», а программно. В одном моём приложении, где было много текстовых полей, я воспользовался следующим кодом при щелчке кнопки:
Код так выглядит, если писать его в Activity. Если расположить его в другом классе, экземпляр Activity нужно передать туда как параметр и вызывать методы как activity.getApplicationContext(), где activity — экземпляр Activity.
Можно избавить компонент от фокуса:
Чтобы принудительно показать клавиатуру, используйте следующий код:
Кстати, повторный вызов метода закроет клавиатуру. Указанный способ не требует наличия элементов View.
Если продолжить тему показа клавиатуры, то может возникнуть следующая ситуация. Допустим у вас есть DialogFragment с EditText. При выводе диалогового окна вам нужно установить фокус на EditText и показать клавиатуру:
Либо используйте тег для нужного EditText.
Изменить вид клавиатуры для EditText
Когда элемент EditText получает фокус, то появляется клавиатура. Можно установить нужный вид клавиатуры через атрибут InputType или программно через метод setInputType():
TYPE_CLASS_DATETIME — дата и время
TYPE_CLASS_NUMBER — цифры
TYPE_CLASS_TEXT — буквы
Переопределяем кнопку Enter
Кроме атрибута InputType можно также использовать атрибут android:imeOptions в компоненте EditText, который позволяет заменить кнопку Enter на клавиатуре на другие кнопки, например, Next, Go, Search и др. Возможны следующие значения:
- actionUnspecified: Используется по умолчанию. Система сама выбирает нужный вид кнопки (IME_NULL)
- actionGo: Выводит надпись Go. Действует как клавиша Enter при наборе адреса в адресной строке браузера (IME_ACTION_GO)
- actionSearch: Выводит значок поиска (IME_ACTION_SEARCH)
- actionSend: Выводит надпись Send (IME_ACTION_SEND)
- actionNext: Выводит надпись Next (IME_ACTION_NEXT)
- actionDone: Выводи надпись Done (IME_ACTION_DONE)
Чтобы увидеть все варианты воочию, можете создать несколько текстовых полей и переключаться между ними:
Чтобы реагировать на нажатия разных состояний кнопки Enter, необходимо реализовать интерфейс TextView.OnEditorActionListener. Небольшой пример:
В нашем примере если пользователь ищет что-то, не связанное с котом, то кнопка поиска не будет выполнять желание владельца устройства.
Также можно поменять текст на кнопке с помощью атрибута android:imeActionLabel:
Текст на кнопке поменялся, но вот обработка Enter из предыдущего примера у меня перестала работать. Мой неработающий код на память.
Upd: Читатель Максим Г. предложил следующее решение проблемы. Убираем атрибуты imeOptions, imeActionId, imeActionLabel и установим их программно.
По желанию можете отслеживать только у нужного поля. Поставьте дополнительное условие после первого блока if:
Интерфейс OnKeyListener
Чтобы среагировать на нажатие клавиши внутри существующего представления из активности, реализуйте интерфейс OnKeyListener и назначьте его для объекта View, используя метод setOnKeyListener(). Вместо того, чтобы реализовывать отдельные методы для событий нажатия и отпускания клавиш, OnKeyListener использует единое событие onKey().
Используйте параметр keyCode для получения клавиши, которая была нажата. Параметр KeyEvent нужен для распознавания типа события (нажатие представлено константой ACTION_DOWN, а отпускание — ACTION_UP).
Сдвигаем активность
Чтобы всплывающая клавиатура не заслоняла элемент интерфейса, который получил фокус, а сдвигала активность вверх, можно в манифесте для нужной активности прописать атрибут android:windowSoftInputMode с параметром adjustPan:
Также доступны и другие параметры:
- stateUnspecified — настройка по умолчанию. Система сама выбирает подходящее поведение клавиатуры.
- stateUnchanged — клавиатура сохраняет своё последнее состояние (видимое или невидимое), когда активность с текстовым полем получает фокус.
- stateHidden — клавиатура скрыта, когда открывается активность. Клавиатура появится при наборе текста. Если пользователь переключится на другую активность, то клавиатура будут скрыта, но при возвращении назад клавиатура останется на экране, если она была видима при закрытии активности.
- stateAlwaysHidden — клавиатура всегда скрывается, если активность получает фокус.
- stateVisible — клавиатура видима.
- stateAlwaysVisible — клавиатура становится видимой, когда пользователь открывает активность.
- adjustResize — размеры компонентов в окне активности могут изменяться, чтобы освободить место для экранной клавиатуры.
- adjustPan — окно активности и его компоненты не изменяются, а сдвигаются таким образом, чтобы текстовое поле с фокусом не было закрыто клавиатурой.
- adjustUnspecified — настройка по умолчанию. Система сама выбирает нужный режим.
Параметры с префиксом state можно комбинировать с настройками с префиксом adjust:
Например, чтобы показать клавиатуру при старте активности, используйте stateVisible.
Данные настройки доступны и программно. Например, код для adjustResize:
Кстати, этот код не сработает в полноэкранном режиме (флаг FLAG_FULLSCREEN). Сверяйтесь с документацией.
Узнать выбранный язык на клавиатуре
Для определения текущего языка на клавиатуре можно использовать следующий код.
Следует быть осторожным с примером. На эмуляторе с Android 6.0 пример работал корректно. На реальных устройствах у меня корректно определялся русский язык, но при переключении на английский язык выдавал пустую строку или значение «zz». В этом случае можно прибегнуть к условиям if и проверять ожидаемое значение.
Источник