Язык программирования для андроид котлин

Kotlin for Android

Android mobile development has been Kotlin-first since Google I/O in 2019.

Using Kotlin for Android development, you can benefit from:

Less code combined with greater readability. Spend less time writing your code and working to understand the code of others.

Mature language and environment. Since its creation in 2011, Kotlin has developed continuously, not only as a language but as a whole ecosystem with robust tooling. Now it’s seamlessly integrated in Android Studio and is actively used by many companies for developing Android applications.

Kotlin support in Android Jetpack and other libraries. KTX extensions add Kotlin language features, such as coroutines, extension functions, lambdas, and named parameters, to existing Android libraries.

Interoperability with Java. You can use Kotlin along with the Java programming language in your applications without needing to migrate all your code to Kotlin.

Support for multiplatform development. You can use Kotlin for developing not only Android but also iOS, backend, and web applications. Enjoy the benefits of sharing the common code among the platforms.

Code safety. Less code and better readability lead to fewer errors. The Kotlin compiler detects these remaining errors, making the code safe.

Easy learning. Kotlin is very easy to learn, especially for Java developers.

Big community. Kotlin has great support and many contributions from the community, which is growing all over the world. According to Google, over 60% of the top 1000 apps on the Play Store use Kotlin.

Many startups and Fortune 500 companies have already developed Android applications using Kotlin – see the list at the Google website for Kotlin developers.

If you want to start using Kotlin for Android development, read Google’s recommendation for getting started with Kotlin on Android.

If you’re new to Android and want to learn to create applications with Kotlin, check out this Udacity course.

Источник

Что такое Kotlin и с чем его едят: обучающее руководство и сравнение нового языка Android-разработки с Java

Авторизуйтесь

Что такое Kotlin и с чем его едят: обучающее руководство и сравнение нового языка Android-разработки с Java

Kotlin — это относительно молодой язык от российской компании JetBrains. Появился он в 2011 году. На конференции Google I/O 2017 команда разработчиков Android сообщила, что Kotlin получил официальную поддержку для разработки Android-приложений.

Как и Java, C и C++, Kotlin — это статически типизированный язык. Он поддерживает как объектно-ориентированное, так и процедурное программирование. По аналогии с вышеупомянутыми языками, основной код Kotlin-программы пишется в функции main , которой передаётся массив аргументов командной строки:

Вот основные возможности и преимущества Kotlin:

  • компилируется в байткод JVM или в JavaScript;
  • программы могут использовать все существующие Java-фреймворки и библиотеки. Kotlin можно интегрировать с Maven, Gradle и другими системами сборки;
  • язык очень прост для изучения;
  • исходный код открыт;
  • в IntelliJ доступна автоматическая конвертация Java-кода в Kotlin и наоборот;
  • язык null-безопасен — надоедливые NullPointerException остались в Java. Вот пример кода:
  • легко читаемый синтаксис не составит проблем при code review.

Разберём некоторые из них поподробнее.

Null-безопасность

При попытке присваивания или возвращения null код не скомпилируется. Тем не менее, в языке есть поддержка Nullable-типов. Задать такую переменную или функцию можно, приписав ? к названию типа:

Гибкость и простота синтаксиса

Простые функции и структуры можно объявить одной строкой. Геттеры и сеттеры задаются за кулисами для интероперабельности с Java-кодом. Добавление data-аннотации к классу активирует автоматическую генерацию различных шаблонов.

Читайте также:  Rpg maker для андроида

Рассмотрим следующий пример:

Отличия от Java

Null-безопасность

Как уже говорилось ранее, Kotlin не допускает возникновения NullPointerException, выдавая ошибку компиляции.

Классы данных (Data Classes)

В Kotlin появились специальные классы, предназначенные специально для хранения данных. Они генерируют различные шаблоны: equals() , hashCode() , toString() , геттеры и сеттеры и т.д. Сравните код на Java:

Легко создавать копии классов данных при помощи метода copy() :

Функции-расширения

Kotlin позволяет расширять функциональность существующих классов, не прибегая к наследованию. Это делается при помощи функций-расширений. Для объявления такой функции к её имени нужно приписать префикс в виде расширяемого типа. Вот так можно добавить функцию swap в MutableList :

Ключевое слово this внутри функции-расширения относится к объекту-получателю, который передаётся перед точкой. Теперь мы можем применить функцию swap к любому изменяемому списку:

Умные приведения типов

Компилятор Kotlin очень умён, когда речь заходит о приведениях типов. В большинстве случаев не требуется явно указывать операторы приведения, поскольку в языке есть оператор is , который делает за вас всю работу:

Вывод типов

В Kotlin необязательно явно указывать тип переменной:

Функциональное программирование

Важно отметить, что Kotlin заточен под функциональное программирование. Он предоставляет большое количество полезных возможностей, например, функции высшего порядка, лямбда-выражения, перегрузку операторов и ленивые вычисление логических выражений. Вот пример работы с коллекциями:

Функции высшего порядка — это функции, которые принимают другие функции в качестве аргументов и возвращают функции. Рассмотрим следующий пример:

В нём func — это имя аргумента, а ( ) -> Unit — это тип функции. Мы говорим, что func будет функцией, не принимающей аргументов и ничего не возвращающей.

Лямбда-выражения, или анонимные функции — это функции, которые не объявляются, а передаются в виде выражений. Вот пример:

Мы объявляем переменную sum , которая берёт два числа, складывает их и принимает значение суммы, приведённое к целому. Для вызова достаточно простого sum(2,2) .

Сравнение скорости Java и Kotlin

Первая сборка Kotlin-кода занимает примерно на 15–20% больше времени, чем аналогичный процесс на Java. Однако инкрементная сборка Kotlin даже немного быстрее, чем у Java. Таким образом, языки примерно равны по скорости компиляции.

Будущее Kotlin

Kotlin — это следующий этап развития Java, с которой он полностью совместим. Это делает его отличным инструментом для мобильных и энтерпрайз-приложений. А поскольку Kotlin теперь является официальным языком Android, можно не бояться, что, изучив его, вы останетесь без работы.

Revolut , Удалённо , По итогам собеседования

В изучении этого языка вам поможет серия статей, описывающая процесс создания простого мобильного приложения Keddit — клиента для популярного ресурса Reddit. Все ее части для вашего удобства мы перечислили в списке ниже.

Вам потребуются следующие библиотеки:

  • Retrofit 2.0;
  • RxJava;
  • Picasso;
  • RecyclerView;
  • Расширения Kotlin для Android;
  • Dagger 2.

Все исходники доступны на GitHub. Серия состоит из следующих частей:

Если вам удобнее видеоформат, обратите внимание на русскоязычный видеокурс по Kotlin.

Источник

Пишем на Kotlin под Android

Года два назад я обнаружил, что в Android Market нет удобных мне приложений для учета времени, затраченного на разные проекты. Как настоящий лентяй, я решил не искать требуемое, а написать его сам. Это оказалось несколько сложнее, чем казалось вначале, и я все забросил в режиме вялотекущего хобби воплощение моего желания прожило больше года, медленно продвигаясь от идеи к альфа-версии.

И тут вдруг добрые люди предложили мне рассказать, как писать под Android на Kotlin’e. Мне показалось, что это добрый знак, и я быстро переписал приложение на Kotlin, закончил его и выложил в Google Play.

Важное уточнение: эта статья — только про то, как писать под Android на Kotlin’e. Интересно будет только тем, кто хочет попробовать Kotlin, и тем, кто хочет понять, зачем его пробовать. Приложение, которое я написал — очень-очень простое (и само по себе никак не относится к JetBrains). В его коде гарантированно можно что-то улучшить, оно выложено на Github только для примера, а не в качестве образца восхитительного кода. Оно работает, и если вам хочется его попробовать, то поставить можно отсюда. Но еще раз: это — демо, его цель — быть не совершенным приложением, а введением в Kotlin под Андроид.

Читайте также:  Очистить память андроида от прочего

Опять что-то новое. И зачем мне это знать?

Чтоб не оттягивать самое интересное, упомянем только самые главные преимущества Kotlin’a:

  • компактность кода. Быстро писать, легко читать, меньше наведенных ошибок;
  • встроенная защита от ошибок, прежде всего — nullability, т. е. требование к программисту явно указывать, что некая переменная может принимать значение null;
  • легкость в освоении (по-моему, даже начинающий разработчик на Java освоит Kotlin без труда).

На Kotlin’e можно писать значительно быстрее, чем на Jav’e, и код, на мой взгляд, получается более красивым.

Кстати, на github’e уже более 200 репозиториев с кодом на Kotlin’e, а если говорить про мобильные приложения, то Kotlin использовался при разработке мессенджера Telegram.

Ну ладно, а с чего начать-то?

Для работы потребуется IDE. Я по очевидным причинам предпочитаю IntelliJ IDEA, однако JetBrains делает плагин Kotlin и для Eclipse, а любители vim могут пользоваться отдельным компилятором языка.

Дальше будем предполагать, что все, кто пожелает попробовать Kotlin в деле под Android, будут использовать IntelliJ IDEA. Для работы понадобится установить плагин Kotlin и позаботиться, чтобы на компьютере были gradle и Android SDK (это к Kotlin’y отношения не имеет, это надо для разработки под Android на чем угодно).

Вначале была Java

У меня уже было частично написанное приложение, когда я решил довести его до конца. Все было написано на Java.

Суть приложения: на экране есть список красных задач, если кликнуть по задаче, она зеленеет, и время пошло: это значит, что пользователь работает над задачей. Как прекратил — кликает по ней еще раз, и задача снова краснеет, показывая, как немного времени он на нее потратил. Приложение слепо доверяет пользователю, не проверяя его никак: это вам не «большой брат смотрит за тобой» от oDesk’a.

То, что было написано на Java, я хотел переписать на Kotlin, душа просила кода на 100% на Kotlin, несмотря на то, что в одном проекте можно использовать код на Java и на Kotlin’e одновременно. Оказалось, что с унаследованным кодом все просто: рядом с src/main/java создаем папку src/main/kotlin, и в нее помещаем классы. Файлы в Kotlin’е заканчиваются не на .java, а на .kt. Тут к месту оказался приятный момент: Kotlin не требует соответствия «один класс — один файл». Можно в один файл запихнуть столько классов, сколько хочется по логике приложения. В моем приложении было всего две логических части — работа с базой данных и экранный интерфейс пользователя, так что количество файлов можно было сократить.

Плагин Kotlin к IntelliJ IDEA умеет конвертировать файлы .java в файлы .kt, выполняя аккуратную трансляцию из Java в Kotlin. Можно это делать через правый клик по файлу и контекстное меню, а можно — прямо при копировании кода на Java в файл .kt (плагин спросит, не сконвертировать ли).

Пишем код на Kotlin’e

Код на языке Kotlin компактен: например, класс вместе с конструктором и getters/setters описывается так:

Посмотрим на код, который создает диалог для ввода текста по клику на кнопку.

Согласитесь, код на Kotlin’e читается проще. Для внимательного читателя заметим, что это, конечно, только фрагмент кода, так как при создании диалога нужна не только кнопка «ОК», но и кнопка «Отмена». Полностью код выложен на Github.

Что дает возможность так сокращать код? Например, в Kotlin’e возможна такая форма записи: если где-то в качестве параметра ожидается экземпляр класса с одним абстрактным методом, туда можно просто передать лямбду: именно это и показано в примере выше.

Обратите внимание, что в Kotlin’e можно не указывать тип переменной, так как он будет выведен из правой части присваивания:

Java Kotlin
AlertDialog.Builder alert = new AlertDialog.Builder (this); val alert = AlertDialog.Builder(this)
Читайте также:  Тест скорости накопителя android

Интересная особенность синтаксиса в Kotlin’e: если в функцию передаются параметры, и последний параметр — функция, то ее можно вынести за скобки. Именно это мы видим во фрагменте, где в setPositiveButton передается лямбда, которая сработает по нажатию кнопки «ОК»:

То же самое можно записать как

Вы вольны сами выбрать, какой вариант кажется проще для чтения.

Использование библиотек на Java в коде на Kotlin’e

Еще один приятный момент — возможность напрямую использовать библиотеки, написанные на Java, из кода на Kotlin.

Например, чтобы нормально обрабатывать спецсимволы и Unicode в названиях проектов при сохранении их в SQLite, я использовал функции StringEscapeUtils.escapeJava и StringEscapeUtils.unescapeJava из популярной библиотеки, которую достаточно импортировать оператором import (и вписать в зависимости в свойствах проекта):

Возвращаемое значение

В Kotlin в функциональных литералах (a.k.a лямбда-функциях) запрещено использовать return, так как функциональный литерал возвращает значение, вычисленное в последнем выражении. Так, в вызове setOnTouchListener ожидается, что последний параметр вызова — функция, возвращающая boolean. Это значение фактически возвращает gestureDetector.onTouchEvent(aEvent).

В коде функционального литерала на Kotlin нельзя писать return gestureDetector.onTouchEvent(aEvent), результат вызова gestureDetector.onTouchEvent(aEvent) и так будет возвращен.

На самом деле есть специальные случаи, когда в функциональном литерале следует использовать нелокальный return. Если интересно, подробности есть в документации по Kotlin

Аналогично работает возврат значений функциями, определенными через знак «=», вот так:

Строковые шаблоны

Чтобы избавиться от длинных строк, трудных для чтения и дающих неоптимальный байт-код, в Kotlin’e применены строковые шаблоны (string templates):

Здесь projectToDelete — это строковая переменная. Синтаксис такого шаблона привычен любому, кто имел дело с переменными среды в UNIX, например. Особенно удобны шаблоны для строк, составленных из текста и значений многих переменных, да еще и с форматированием:

Между прочим, с форматированием по ходу дела вышла интересная история: тип String в Kotlin — свой, и метода format в нем нет, поэтому пришлось импортировать java.lang.String.format явным образом и потом к нему так обращаться. Удивительно, кстати, что ни в Java, ни в Kotlin’e до сих пор нет метода secondsToHumanReadableString, преобразующего целое число секунд в строку формата

when и with

Очень удобно использовать when для множественного выбора и with для сокращения обращений к методам и свойствам — и того, и другого хватает даже в маленьком приложении под Android. В моем случае это давало более легкий в чтении код, например:

Без with получились бы alert.setPositiveButton, alert.setNegativeButton, alert.create, alert.show. When тоже повышает читаемость:

Компиляция с помощью Gradle

Если вы создаете build.gradle руками и/или собираете проект gradle’ом без IDE, то прочтите, как сдружить gradle, Kotlin и Android на сайте Kotlinlang.org.

Не знаю, есть ли такая проблема у пользователей Android Studio, но у привычного к IntelliJ IDEA человека работа с Gradle может вызвать вопрос, как собрать .apk для релиза, а не для отладки.

Для этого в IDEA есть плагин Gradle, открывается кликом по табу справа:

По умолчанию IDEA собирает *-debug-unsigned.apk, т.е. то, что в Google Play не положишь. Чтобы оно стало *-release-signed.apk, надо сгенерировать ключ для подписи, положить его в keystore, и вписать несколько строк в build.gradle вашего проекта, чтобы Gradle знал, где ключ взять. Для сборки release, выберите в окне Gradle задачу assembleRelease двойным кликом по ней.

Про то, как создавать ключ и подписывать приложение вы либо уже знаете, либо можете прочесть подробнее на stackoverflow.

На заметку

Недавно открылся наш новый сайт про Kotlin kotlinlang.org, который хостится на Jekyll+Github. Чем это решение хорошо, на Хабре недавно уже писали.

Если в статье какие-то примеры кода показались вам красивыми, то это — несомненная заслуга Натальи Ухорской, которая работает у нас в команде Kotlin. Я очень благодарен Наташе за советы, без которых эта статья оказалась бы короче, а код — менее похожим на классический Kotlin.

Мы будем очень рады, если сэкономленные за счет использования Kotlin часы вы сможете провести на пляже. Хорошего остатка лета!

UPD от 31.07.14, 18:55: поправлены некоторые термины и формулировки.

Источник

Оцените статью