Жак вокансон автомат андроид

Механические люди: история андроидов от А до Б

Наивно думать, что роботы появились на свет только что и сами собой, словно материализовались из небытия. В действительности механические люди и звери, так называемые автоматы (лат. automata, в ед. числе – automaton; от греч. automatos – действующий по собственной воле), были известны еще в античности. Интерес к ним с новой силой вспыхнул в эпоху Возрождения и достиг своего апогея к XVIII-XIX столетиям. Тогда же эти механические диковины проникли в Россию. В конце XVIII века они демонстрировались при русском дворе, а уже, по крайней мере, с 1820-х годов – и широкой публике.

Собственно, идея этого текста пришла ко мне во время работы с историческими источниками, в числе которых оказалась афиша – или, как ее назвали бы в XIX веке, «афишка» (то есть рекламная листовка, напечатанная на толстой газетной бумаге), датированная 1822 годом. Она извещала об открытии в Санкт-Петербурге, в доме её сиятельства княгини К. И. Лобановой-Ростовской (ныне – здание отеля «Four Seasons» на Адмиралтейском проспекте), кабинета автоматов. (На полях отмечу, что само слово «кабинет» отсылает нас к такому феномену Просвещения как cabinet of curiosities, или «собрание редкостей», которое могло включать коллекции образцов растений, насекомых, минералов, произведений искусства, инструментов и т. д.).

На литографии изображен швейцарский изобретатель Жаке-Дроз, представляющий Людовику XV свои автоматоны: «писателя», «музыканта» и «рисовальщика»

Кабинет автоматов открылся накануне масленичных гуляний. В это время множество иностранных антрепренёров обычно приезжало в расчете на хороший заработок в российские города (и они оставались там, как правило, до конца Великого поста). В числе устраиваемых ими зрелищ были цирковые представления, зверинцы, театры марионеток, а также, как выяснилось, выставки механических андроидов. В «афишке» кабинета автоматов упоминались «стрелки, попадающие в шарик по приказанию, механический кегельный игрок, сирена, подражающая голосу разных птиц», а также «разные другие фигуры, которых всех описать место не позволяет». Кроме того, кабинет позволял ознакомиться с образцами занимательной механики, например, с комнатным фонтаном (использовался для гидравлических опытов), проекционным аппаратом или механическим музыкальным инструментом, «который, не будучи очень велик, имеет шесть октав, приятный тон и никогда не может быть расстроенным».

Автоматон «писатель» Жаке-Дроза 1774 года в действии. В «кабинетах автоматов» показывались подобные механизмы

Отдельным пунктом анонсировалось выступление механического балансёра на канате, который, если верить рекламе, значительно отличался от всех других фигур: «его садят на канат, и он делает на нём всякие движения и положения со всей легкостию и точностию, как живой человек». Судя по описанию, это был вариант Antonio Diavolo – механической куклы, вращающейся на перекладине и названной в честь известного итальянского трапециста. Её изобретателем считается французский фокусник Жан-Эжен Робер-Уден (1805 – 1871), который весной того же года выступал с Antonio Diavolo на сцене Королевского Кобург-театра в Лондоне. Эта знаменитая в позапрошлом столетии кукла была отреставрирована нашим современником, фокусником Джоном Гоганом, благодаря чему мы имеем о ней довольно точное представление.

Кукла Antonio Diavolo Робер-Удена, отреставрированная Джоном Гоганом

В сущности, это был не автомат, а механическая марионетка, которая двигалась за счёт невидимых публике ниток-тросиков. Самым впечатляющим в выступлении куклы был момент, когда на несколько секунд она убирала с перекладины руки, предварительно зацепившись за нее согнутыми в коленях ногами, а затем снова бралась за перекладину (как на третьей минуте видео). Еще марионетка «общалась» с фокусником, утвердительно кивая или отрицательно мотая головой в ответ на его вопросы. Словом, создатель Antonio Diavolo сделал всё возможное, чтобы убедить публику в том, что перед нею самостоятельное существо, действующее «как живой человек». Механическая кукла, привезенная в столицу Российской империи, по всей видимости, была копией творения Робер-Удена, вдохновленная его успехом (хотя не стоит исключать, что и сам этот фокусник мог подсмотреть идею куклы у другого артиста и усовершенствовать её). О том, насколько она соответствовала оригиналу, мы можем лишь догадываться.

Иллюстрация к английскому изданию 1851 года книги Герона Александрийского «Пневматика», описывающая работу механизма на воздухе, паре и водяном давлении

Теперь несколько реплик о более ранних механизмах, подражающих людям и животным. Некоторые из них (работавшие на сжатом воздухе) изобрел Ктезибий Александрийский (285 – 222 гг. до н. э.). Он также сконструировал, вероятно, первый механический музыкальный инструмент – гидравлический орган. Несколько веков спустя Герон Александрийский (10-75 гг. н. э.) стал использовать в механизмах воздействие пара, а также пресс, шкивы и рычаги. В Средние века именно его разработки широко использовались, например, в конструкциях часов с механическими фигурами (скажем, астрономических часов в Кафедральном соборе в Страсбурге).

Читайте также:  Самые дорогие андроид телефоны 2021

Астрономические часы в Кафедральном соборе Страсбурга

Небывалой популярности автоматы достигли в XVIII веке. Во многом это произошло благодаря трём чрезвычайно реалистичным механическим андроидам Жака де Вокансона, представленным публике в период с 1733 по 1739 год: андроиду-флейтисту, автоматическому барабанщику и механической утке.

Как живая птица, эта механическая утка пила воду и клевала зёрна, а затем якобы переваривала их и возвращала в переработанной форме (в действительности «возвращенные» катышки из подкрашенного хлеба были заготовлены заранее; они находились в отдельном отсеке внутри механической птицы и не имели никакого отношения к зернам, которые она клевала). В конце 1730-х годов Вокансон со своими автоматами посетил несколько европейский столиц, в том числе Париж и Лондон, и с этого начался бесперебойный успех подобных зрелищ на протяжении последующего столетия.

Большое число его последователей развивало тему. Из механических музыкантов той эпохи можно было бы составить целый оркестр. Один из наиболее впечатляющих музыкальных автоматов изображал королеву Марию-Антуанетту за цимбалами. Этот механизм был придуман и сделан часовым мастером Петером (Пьером) Кинзингом (1745–1816) и мебельным мастером Давидом Рёнтгеном (1743—1807). Его представили в 1784 году при дворе короля Людовика XVI.

Музыкальный автомат «Мария-Антуанетта за цимбалами»

Автоматы играли не только в кегли (как механический гость в особняке Лобановой-Ростовской), но и в шахматы! Обычно, впрочем, выяснялось, что внутри невероятно сообразительных автоматов прятались живые люди. Примером может служить автомат-шахматист, придуманный австро-венгерским изобретателем по имени Вольфганг фон Кемпелен не позднее 1770 года. Этот автомат являл собой комод и сидящего за ним механического андроида в турецких одеждах, который якобы искусно играл в шахматы. Значительно позже выяснилось, что в комоде находился умелый шахматист из плоти и крови, который играл партию за механического турка. Шахматист был разоблачен Эдгаром Аланом По в 1836 году, о чем написали, в том числе, в петербургской газете «Северная пчела», которая с завидным постоянством пересказывала нашумевшие материалы парижской прессы. К моменту, когда секрет был раскрыт, механический шахматист успел объехать с гастролями весь континент и даже обыграть в шахматы парочку европейских монархов.

Автомат-шахматист Вольфганга фон Кемпелена. Схема

Автоматы делались из дорогих материалов, украшались золотом и драгоценными камнями. Столь дорогие игрушки пользовались спросом у коллекционеров как в Европе, так и за ее пределами – прежде всего, в Китае. По этой причине однажды европейский рынок оказался перенасыщен дорогими музыкальными автоматами, предназначенными для экспорта на Восток. Сложившаяся ситуация натолкнула лондонского ювелира по имени Джеймс Кокс на счастливую мысль: он решил открыть выставку автоматов, которые не сумел продать. Его экспозиция, известная как Cox’s Museum открылась в Лондоне в 1772 году, она состояла из двадцати трёх автоматов высотой от девяти до четырнадцати футов (то есть от 2.74 до 4.27 метров!) и пользовалась огромным успехом. Один из автоматов, сконструированных Коксом, хранится в Эрмитаже. Это (как все, верно, догадались) знаменитый механический павлин.

Механические часы «Серебряный лебедь», созданные Джеймсом Коксом в 1773 году. Ныне хранятся в Музее Боуз в Англии

В XIX веке механические автоматы были частыми гостями в обеих российских столицах, однако отзывы современников о них почти не сохранились – механические люди потерялись в вихре многочисленных зрелищ, популярных у публики того времени.

P. S. В 2013 году вышел на экраны фильм Джузеппе Торнаторе «Лучшее предложение». Его герой, аукционист и оценщик, пытается собрать автомат Вокансона из деталей, найденных им во время визитов к своей загадочной клиентке, богатой наследнице, чьи предки были ценителями старого искусства. Она так взбалмошна, что на первых порах заставить героя вернуться в ее роскошный дом может лишь перспектива воссоздать механический андроид XVIII века. Фильм – красивый и поучительный. Словом, рекомендую.

Кадр из фильма Джузеппе Торнаторе «Лучшее предложение»

Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Источник

Автоматоны: 200-летние роботы

Сложно удивить кого-то роботом. Они уже среди нас — работают на заводах, спасают людей в чрезвычайных ситуациях, разоружают бомбы, водят автомобили. Иногда удовлетворяют иные человеческие потребности.

Но как это выглядело пару сотен лет назад? Или четыре сотни лет? Да, тогда тоже были некоторые подобия роботов, механические устройства, напоминающие человека или животное. Они играли на музыкальных инструментах, писали пером, танцевали, рычали и совершали иные действия, способные повергнуть в шок простого обывателя. Сегодня говорим о механических монахах, откладывающих яйца утках и программируемых пишущих мальчиках.

Автоматоны — это механизмы. Различные истории о человекоподобных роботах ходили ещё в Древней Греции — например, движущиеся статуи. Но гораздо более реальным выглядит не очень сложный механизм, который описал Филон Византийский, умерший в 220 году до нашей эры. В книге «Пневматика» он описал устройство в виде женщины, которая в одной руке держит кувшин с вином, а по команде — при установке бокала в другую руку — она наливала вино и добавляла в него воду. Но кому нужны роботы, если есть рабы?

Читайте также:  Тв приставка smart tv android 4 0 wifi

Леонардо Да Винчи, величайший художник, учёный, музыкант и изобретатель, в XV веке разработал технологию человекоподобного механизма. Это был первый в истории андроид. До того, как создать его, Да Винчи много времени провёл в анатомической школе, разрезая трупы и постигая тайны человеческого тела.

Механизм находился внутри рыцарской брони. Рыцарь, возможно, мог ходить, вставать и садиться, двигать руками и шеей. К сожалению, видео тогда не снимали.


Набросок — фантазия нашего современного художника

Король Испании Филипп II в 1560 году велел инженеру Хуанело Турриано создать механического монаха. Монах мог креститься, поднимать распятие, двигать губами — он будто молился за короля. Фигура передвигалась на колёсах, но у неё для реалистичности были и ноги, которые видны из-под рясы.

В 1737 году французский изобретатель Жак де Вокансон построил флейтиста, в репертуар которого вошли двенадцать музыкальных композиций, а также музыканта с тамбурином.

Лёгкие человека похожи на кузнечные меха. Вокансон, также увлекавшийся работой с трупами, имитировал их работу. Ему пришлось изучить игру живого человека. Движение воздуха контролировал язык, губы открывались, закрывались и двигались, воздух поступал с механических лёгких — мехов.

Отверстия на флейте зажимали в нужной последовательности механические пальцы. Поскольку деревянные пальцы не могли плотно прилегать к флейте, мастер использовал настоящую человеческую кожу.

Позже Вокансон спроектировал и собрал из четырёхсот деталей утку, которая махала крыльями, ела, переваривала зерно и после этого испражнялась. По замыслу автора, утка должна была на самом деле переваривать пищу с помощью химической реакции в отдельном резервуаре, но до этого, к сожалению, не дошло. Вместо этого зерно попадало в один отсек, а заранее подготовленные испражнения выходили из другого. Утка стала самым известным его творением. Все три автоматона вошли в одну коллекцию и делали представления для публики.

Важнейшей деталью для строительства автоматонов стал эксцентрик — диск или сектор диска, насаженный на вращающийся вал так, что его ось не совпадает с осью вращения вала. Таким образом вращательное движение становится поступательным.

Конечно, куда мы без японцев, когда речь заходит о тонкой работе. Кукла на видео ниже приводится в движение благодаря струнам, которыми она связана с механизмом, подобным часовому. Эксцентрики натягивают струны и отпускают их, заставляя куклу совершать различные действия.

Эта кукла не просто двигает руками. Она берёт стрелу, натягивает тетиву лука и выпускает её. Затем берёт новую стрелу с платформы, во время выстрела изменившей позицию. При этом лучник успевает артистично двигать головой.

В 1740-х годах архиепископ Яков фон Дитриштейн (Jakob von Dietrichstein) построил автоматон, представляющий собой театр из двух сотен фигур на одной сцене, работающих одновременно. Так он изобразил жизнь идеального города. Мы видим, как бондари закрывают бочку, как молотом забивают быка, строители поднимают доски на здание, а сверху за тяжким трудом простого народа наблюдает аристократия.

Вода в механизме поворачивает колесо, которое посредством нескольких передач передаёт вращение на барабан. На барабане содержатся инструкции для каждого персонажа в этом театре.

Автоматоны тесно связаны с искусством создания часов. Как можно заметить, почти всегда мастера именно этой области разрабатывали движущихся кукол. В мире построено множество башенных часов с фигурами, совершающими действия. Например, это Пражские куранты. Их установили в 1410 году, это старейшие из ныне работающих астрономических часов. В XVII веке к ним добавили движущиеся фигуры смерти-скелета с колокольчиком и кричащего золотого петуха.

Возможно, самый знаменитый автоматон в России — это часы с павлином, выставленные в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Часы были изготовлены в Великобритании в 1770-е годы. Каждую среду заведующий Лабораторией часов и музыкальных механизмов Государственного Эрмитажа Михаил Гурьев заводит их, после чего часы работают в течение восьми часов.

Екатерина II потратила на часы 11 000 рублей в 1781 году. При перевозке из Лондона механизм повредили, но на помощь пришёл Иван Кулибин — ему пришлось собирать часы, доставая детали из груды в корзинах.

В композиции задействованы сразу несколько птиц. Сова в клетке вращает глазами, двигает головой и в такт звону колокольчиков пританцовывает лапкой. Павлин кланяется и распускает хвост. Затем петух поднимает голову, и раздаётся звонкое «кукареку».

Павлина создал лондонский ювелир и изобретатель Джеймс Кокс. Ещё одной интересной его работой был серебряный лебедь с длинной гибкой шеей, ищущий еду в серебряном пруду с рыбками. Он работает 40 секунд на одном заводе, но выглядит при этом, почти как живой. Во время работы он вылавливает рыбку и ест её. Даже вода кажется настоящей — она выполнена из вращающихся стеклянных цилиндров с насечками различной формы.

Читайте также:  Головное устройство шевроле каптива андроид

В XVIII-XIX веке автоматоны были средством развлечения самых состоятельных слоёв общества. Но делали эти произведения искусства гораздо более бедные люди: ремесленники, производившие компоненты, и часовые мастера, собирающие их воедино. Чтобы заработать больше денег, нужно было продать больше механизмов, и, возможно, снизить цену. Уже триста лет назад начался тренд на миниатюризацию устройств. И часы становились меньше, и автоматоны уменьшались в размерах.

Часовые механизмы, которые 500 лет назад занимали место в башнях, уменьшились до размеров, позволяющих поместить их сильно усложнённую версию в корпус куклы. А затем — в устройство размером со шкатулку.

Пример миниатюрного автоматона — эта птичка в клетке, сделанная в 1860-х.

Ещё один замечательный пример — ювелирное пасхальное яйцо «Лавровое дерево», сделанное фирмой Карла Фаберже в 1911 году по заказу Николая II. Его он подарил своей матери Марии Фёдоровне. После завода механизма крышка яйца-дерева открывается, и появляется птица. Она поворачивается и поёт.

Кстати, у фирмы Jaquet Droz сейчас в ассортименте есть наручные часы с автоматоном. Эти часы с певчей птичкой стоят 380 000 швейцарских франков, это 25 миллионов рублей.

В 1784 году был собран автоматон, выполненный по образу королевы Франции Марии-Антуанетты. Кукла вращает глазами, смотрит по сторонам, двигает головой, дышит и играет на музыкальном инструменте.

А вот Мария-Антуанетта в неглиже. Мы видим барабан с насечками, который натягивает струны для каждого действия в определённой последовательности.

Автоматоны не только играли на инструментах, но и были способны писать пером на бумаге. Конечно, строго определённые вещи, перепрограммировать такую куклу было делом непростым (хотя есть исключение). На видео ниже — работа 1773 года.

«Художник» мастера Жаке Дро состоит из 2 000 элементов. Он способен нарисовать три картинки: портрет Людовика XV и его собаки с подписью, Марию-Антуанетту с Людовиком XVI и Купидона, управляющего колесницей с бабочками. Большую правдоподобность механизму придают его посторонние действия — он ёрзает на стуле, качает головой и сдувает пыль. Сложно представить себе удивление, с которым в то время могли встретить этого робота.

Гораздо более сложный механизм Жаке Дро получил название «Каллиграф». Устройство собрано из 6&nbsp000 деталей. Весь механизм поместили в корпус куклы. Пером на бумаге мальчик старательно выводит текст. После каждой буквы второй рукой он подвигает лист бумаги, чтобы приступить к следующему символу, встряхивает пером, макает его в чернильницу.

Символы, которые мальчик выводит на бумаге, закодированы на круглой пластине в механизме. Этот автоматон больше похож на автоматический печатный станок или принтер. Удивительно то, что мастер предусмотрел возможность менять текст. Диск проворачивается, и информация о символах передаётся последовательно к исполнительному механизму. Буквы на диске могут быть заменены, вместо символов могут быть выставлены пробелы.

Внутри куклы была стопка эксцентриков, которые превращали переданный с диска сигнал в движение рук.

Швейцарская часовая марка, созданная Пьером Жаке-Дро, существует до сих пор, и делает на заказ эти автоматоны. На производство уходит год.

В 1810 году английский мастер швейцарского происхождения Генри Майлардет построил рисовальщика-писателя. Он писал стихотворения на трёх языках и красиво оформлял их, а также рисовал изображения Купидона в саду или на колеснице, корабля, китайского храма.

Результатом были такие картинки:

Гастон Декамп в 1907 году собрал автоматон «Зульма — заклинательница змей». Здесь мы видим девушку, открывающую глаза, дышащую и поворачивающую шею, и двигающуюся змею. Всё это сопровождается музыкой.

На автоматонах можно было зарабатывать не только с помощью их продажи, но и с помощью массового обмана людей. Речь теперь пойдёт про шахматиста-турка, одна из интерпретаций которого в 1804 году обыграла Наполеона.

Венгерский изобретатель Феркаш Кемпелен собрал полноразмерную фигуру человека, сидящую за шахматным столом. В начале представления людям показывали механизм внутри стола и пустые полки, подсвечивая внутренности стола свечой. Затем дверцы закрывались, и начиналась игра.

Внутри было скрыто рабочее место живого шахматиста. Главное достоинство автоматона состоит в том, что изнутри человек управлял рукой турка, и не просто двигал ей, а схватывал фигуру и переставлял её, а также понимал, где и какая фигура находится благодаря магнитам в нижней части основной шахматной доски. Это отличный пример раннего манипулятора.

В партии против Наполеона победил турок. Тогда в столе сидел Иоганн Альгайер, сильнейший австрийский шахматист начала XIX века.

Источник

Оцените статью